«Я о Нью-Йорке стихов не писал. Нью-Йорк – это такой город, который выразить небольшим стихом невозможно...». Иосиф Бродский
Не знаю, что еще можно добавить к миллионам строчек, написанных на всевозможных языках об этом великом городе – Нью-Йорке. Смысл этих строчек сводится, как правило, к двум простым постулатам – одни этот город прославляют, другим он кажется грязным, угрюмым и скучным. Истина, как всегда, лежит посередине. Нет на свете идеальных городов – даже мой любимый Рим, если к нему слишком пристально приглядеться, может показаться не таким уж волшебным. А уж Нью-Йорк и подавно - все зависит от того, с каким настроением вы туда едите. Если вы подспудно, независимо от своей воли и сознания, начинаете искать в нем недостатки, вы их обязательно найдете. В достаточном количестве.
У меня задача была иная - я ехал в Нью-Йорк с огромным интересом. С одной стороны – каменные джунгли, город, где человек может почувствовать себя маленьким и жалким на фоне высоченных небоскребов и миллионов снующих туда-сюда людей-муравьев, не говоря уже о бешеном ритме жизни, энергетике и интенсивности самого большого на свете мегаполиса, которые буквально висят в воздухе, стоит вам выйти на станции метро на Манхэттене. С другой стороны, я понимал, что это город огромных возможностей, город сосредоточения мысли и творчества всего человечества, город, в котором каждый человек может найти что-то близкое своей душе.
Скажу сразу – на меня, москвича, прожившего последние годы в Германии и повидавшего много стран на своем веку, Нью-Йорк, вернее Манхэттен произвел большое впечатление. Его высоченные здания абсолютно не давили – наоборот, меня восхитило огромное их разнообразие. С любого ракурса эти «каменные джунгли» выглядели гармонично и отнюдь не мрачно, даже в дождливую погоду. Часто эти небоскребы образовывали удивительный архитектурный ансамбль, в котором не было одинакового цвета, формы, высоты, однообразия архитектуры. Еще в начале 20 века было ясно, что молодому Нью-Йорку не угнаться за красотой старинных европейских городов. Конечно, строительство небоскребов на Манхэттене было вызвано не только этой причиной - это было вынужденное решение, поскольку расти вширь на острове Манхэттен невозможно. Так или иначе именно небоскребы стали визитной карточкой Нью-Йорка, именно они стали отличительной чертой и украшением Большого Яблока…
Асфальт — стекло. Иду и звеню.
Леса и травинки — сбриты.
На север с юга идут авеню,
На запад с востока — стриты.
Одни дома длиной до звезд,
Другие — длиной до луны...
В.Маяковский
Бруклин и Брайтон Бич.
Горланит по этой Америке самой
Русскоязычный народ-оголтец.
Уж если Одесса — Одесса-мама,
То Нью-Йорк — Одесса-отец.
В. Маяковский
Бруклин мне не показался каким-то убогим или наоборот – это обычный городской район для не богатой, по большей части, еврейской части населения Большого Яблока. Житье там одно из самых дешевых, но это по нью-йорским меркам – аренда небольшой квартиры в Бруклине или Бронксе стоит от 1 тыс. баксов.
Жилье в Нью-Йорке дорогое, и могло быть еще дороже, но… В городе есть система контроля арендных ставок «rent control». Цена аренды жилой недвижимости регулируется законом, точнее не ставка, а ее повышение. То есть, если вы сняли квартиру за 500 долларов, вам не могут поднять цену в следующем году в два раза. Город решает каждый год, на сколько вырастет арендная ставка. И почти всегда повышение будет меньше, чем реально вырастут цены на аренду. Поэтому, чем больше вы живете, тем выгоднее у вас цена. Бывает так: в доме есть две совершенно одинаковые квартиры, один этаж, одинаковая площадь, одинаковый вид из окон - они совершенно равноценны. Одни жильцы могут платить 500 долларов в месяц, а другие 10 000. Просто первые сняли квартиру лет 30 назад, и арендная ставка растет медленно, не отражая реального положения дел на рынке. Каждый год город принимает новый процент роста. В этом они приняли 0%! В предыдущем был 1% или 2%. И с этой системой ничего сделать нельзя, потому что все закреплено законодательно.
Владелец квартиры был бы очень рад избавиться от такого жильца, но он ничего не может сделать. Кроме того, закон защищает и родственников жильца. То есть, если у вас бабушка жила в квартире и платила небольшую аренду, то после ее смерти вы можете заселиться и продолжить платить ту же небольшую аренду. И владелец недвижимости не может вас выселить или разорвать ваш договор. Эта история может тянуться бесконечно. Конечно, система контроля арендных ставок «rent control», главным образом, касается больших зданий, где есть свой менеджмент. В небольших частных домах есть свои обходные пути.
Мои друзья приехали в Нью-Йорк в начале 90-тых, и хлебнули по полной, особенно вначале. Два маленьких ребенка на руках, языка как следует не знают, и помощи ждать было неоткуда. Но они не испугались, засучили рукава, и удача от них не отвернулась – вскоре они получили работу, потом жизнь стала потихоньку налаживаться. Сейчас они оба на пенсии, и насколько я успел заметить, проблем у них нет никаких. Свое жилье, шикарная машина, путешествуют по всему свету, дети работают, у каждого из них семья, есть внуки,– в общем, счастливый хэппи енд. Но никто им ничего на блюдечке не преподнес – они сами заслужили все это своим трудом и упорством. Респект!
Бродвей.
Есть что поглядеть московской братве.
И за день в конец не дойдут.
Это Нью-Йорк. Это Бродвей.
Хау ду ю ду!
В. Маяковский
Каждый из нас мечтает оказаться на Бродвее и хоть одним глазком взглянуть на его великолепие. Я – не исключение. И хотя мне не двадцать лет, и меня огнями рекламы и пестрыми вывесками не проведешь, я также был впечатлён размахом театральной жизни и оформлением этого разнообразия мюзиклов и спектаклей, которое Бродвей предлагает своим зрителям. Описывать все это – бесполезное занятие. Кто был в НЙ, тот меня поймет, а кто еще не был – советую там побывать.
Призрак оперы в Мажестик театр.
Я хотел посмотреть один из двух мюзиклов, идущих на Бродвее - Чикаго или Призрак оперы. Так получилось, что мои друзья, будучи членами какого-то местного общества, заказали онлайн билеты на мюзикл Призрак оперы. Билет в первые ряды партера стоил 50$. Конечно, я знал основные мелодии прекрасного произведения одного из талантливейших композиторов современности Эндрю Ллойда Уэббера, но будучи классическим музыкантом, я понимал, что когда ты идешь слушать, например, 4-ю симфонию Чайковского, ты тоже знаешь музыку, и тем не менее тебе не скучно. Великая музыка тем и замечательна, что ее можно слушать бесконечно. Сразу скажу - я был впечатлён увиденным. Потрясающая игра актеров и великолепные голоса, а если сюда добавить прекрасную музыку, декорации и костюмы, то что еще можно пожелать?
Я знал содержание мюзикла, и это помогало мне в те моменты, когда я не до конца понимал диалоги актеров. Я также знал, что в конце первого акта должна упасть люстра, висевшая над первыми рядами партера, но ее падение, вернее быстрое, неожиданное приземление, всегда застает врасплох зрителей и создает желаемый эффект.
После спектакля уже поздно вечером я вышел на Бродвей и вкусил в полной мере его великолепие.
А лампы как станут ночь копать,
ну, я доложу вам - пламечко!
Налево посмотришь - мамочка мать!
Направо - мать моя мамочка!
В.Маяковский
Что и говорить – в ночную пору Бродвей впечатляет, когда кажется все огни мира включились в сумасшедшую свистопляску световых лучей, точек и пятен - мелькают, горят и светятся миллионы огней рекламы и ламп машин и витрин. Такое впечатление, что все жители и гости столицы мира высыпали на улицу, работают многие магазины, а из питейных заведений Манхэттена несутся звуки музыки и смех счастливых людей, многие из которых хотя бы на время забыли о своих проблемах – город Нью-Йорк им в этом всячески помогает.
Многие туристы ругают транспорт Нью-Йорка, в частности, метро, за грязь и трудности в ориентации. Как москвич и турист скажу, что больших трудностей я не испытал. Конечно, к метрополитену Нью-Йорка надо привыкнуть, в нем необходимо разобраться, но вряд ли умный путешественник поедет в НЙ, не ознакомившись с основными проблемами Большого Яблока. Что касается благоустройства, красоты и грязи - смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с лучшими станциями метро в Москве, то с ними рядом ничего не стоИт. Но такое убранство мог позволить себе только Советский Союз – других аналогов в мире нет. Что касается функциональности и удобства передвижения, то только на первый взгляд там царит хаос – нет, там все продумано, все подчинено одной цели – за минимум времени перевести максимальное количество пассажиров. Я купил себе на неделю нелимитированную метрокарту, и считаю, что она себя полностью оправдала. 32 доллара на 7 дней – получается 4,5$ в день при стоимости одной поездки 2,75. Только одна поездка на метро в Манхеттен и обратно обходилась мне 5,5 доллара, а сколько раз я пользовался транспортом, колеся по центру? Честно говоря, я хотел было купить такую же метрокарту, но с 50% скидкой для людей старше 65 лет, но как мне объяснили мои друзья, эту карту могут приобрести лишь местные жители.
На Манхэттене очень развита сеть автобусного движения, есть много бусов, которые пересекают Манхэттен вдоль и поперек. Но их приходилось сравнительно долго ждать – особенно мне, жителю Германии, где по транспорту можно проверять часы. Поэтому метро оставалось главным видом передвижения, несмотря на один существенный недостаток (для меня, как не очень молодого человека) – длиннющие переходы внутри станций и очень крутые лестницы. С последними я научился бороться – заметил, что на всех станциях есть лифты, и вовсю пользовался ими.
Тудой пройдете четыре блока,
потом сюдой дадите крен.
А если стриткара набита, около
можете взять подземный трен.
В.Маяковский.
Если характеризовать транспортное движение внутри Манхэттена, то таких пробок, как в Москве, я не видел. Да, были моменты, когда транспорт ехал со скоростью черепахи, но только в часы пик, да и то не всегда. Сигналы машин в Нью-Йорке раздаются чаще, чем ты моргаешь, причем когда гудит большой грузовик-трак, то его гудение перекрывает на секунду-другую весь шум Манхэттена. Полиция очень дружелюбна к туристам, всегда любезно отвечает на вопросы. Такси я голоснул лишь один раз, когда внезапно полил такой ливень, что не успев открыть зонт, я был мокрый до нитки. Рядом не было никакого навеса, и такси было единственным способом не утонуть в струях воды. Вообще погода в Нью-Йорке может измениться в считанные минуты - только что была жара, потом подул бриз, а через полчаса небо накрыли черные тучи и пошел дождь.
Обзорная экскурсия.
Я хотел посмотреть все главные достопримечательности Нью-Йорка, и многие из них отнюдь не бесплатны. Мои друзья предложили купить New York City Choose 4 Explorer ePass, который предусматривает посещение 4-х аттракционов в течение месяца и стоит 95 долларов. Я подсчитал, что те аттракционы, которые я выбрал, стоят больше этой суммы, и купил таки этот пасс.
Первым номером моей обширной программы стояла обзорная экскурсия на автобусе BigBus New-York. Многие отговаривают от этой экскурсии, говоря, что ножками лучше. Но одно не мешает другому – я практикую во многих городах мира такую экскурсию, которая преследует главную задачу – сориентироваться на местности, сделать фотки и если позволит время, посмотреть наиболее отдаленные места, достойные внимания. Так как экскурсия входила в один из 4-х аттракционов (50$), я посчитал, что овчинка стоит выделки. Практика показала, что я не ошибся – после этой поездки я намного лучше знал, что где находится, и это мне очень помогло. Единственное, что было невозможно предусмотреть – в этот день в Нью-Йорке проводилась очередная демонстрация трудящихся – в результате мы целый час колесили вокруг Даунтауна и Башни Свободы, объезжая многочисленные полицейские редуты.
Метрополитен музей.
Через несколько дней после моего приезда погода испортилась, и в субботу я отправился в Метрополитен музей. Я был не один такой умный – к открытию образовалась приличная очередь, в основном азиаты. Мои друзья рекомендовали мне не спешить, и пойти в музей попозже, но я был в числе первых и не прогадал – через три часа народу набилось столько, что кондишн явно не справлялся, и стало душно. Первый сюрприз ждал меня, когда мне запретили платить за вход 1 доллар – с меня потребовали обычную таксу в 25 баксов, а чернокожий кассир сказал, что старая система больше не работает. Огорченный таким поворотом событий, я пошел к столу информации, чтобы прояснить ситуацию. Там мне попалась чудесная девушка, которая сказала, что если у меня нет 25 долларов, то она даст мне бесплатный входной билет. Приехав домой я узнал, что с 1 марта этого года в Мет музее изменился порядок продажи билетов: теперь способ оплаты - pay what you wish – сохранился лишь для резидентов и студентов американских учебных заведений. Жаль…
Хотя я ожидал большего, мне музей понравился. В первую очередь меня интересовала европейская, классическая живопись, и я увидел прекрасные полотна итальянцев, голландцев, испанцев, англичан и тд. Очень хотел увидеть работы американских живописцев, и в первую очередь моего любимого художника Джона Сарджента. Если в целом оценивать экспозицию, но картин-шедевров для такого огромного музея было немного. Если сравнивать с Вашингтонской Галереей, в которой я побывал позднее, то там мне понравилось больше. В Мет много залов с древним искусством, которое мне не слишком интересно. В целом, я провел очень плодотворных три часа, и насладился работами любимых художников. Хотел купить понравившиеся мне репродукции, но продавались лишь популярные и, наверное, более продаваемые.
Далее я поехал в Линкольн Центр – центр музыкальной классической и театральной жизни НЙ. 12 мая в субботу там должно было происходить торжественное событие – закрытие оперного сезона, и в тот вечер давали Тоску с Нетребко в главной роли. Конечно, я предпринял всевозможные способы достать доступный по цене билет. Мои друзья отслеживали начало продажи входных билетов, которые поступили в продажу онлайн в 2 часа дня и…сразу закончились. Ажиотаж был огромный, и я ничего не мог поделать. В общем, досада от того, что я не смог послушать мою любимую певицу, будучи так близко от театра, долго не проходила.
Увидел я наконец, и знаменитую Джульярдскую школу - одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки. Великая оперная певица Мария Каллас проводила в этой школе знаменитые мастер-классы в период с 1971 по 1972 год. В Джульярде учились многие знаменитые актеры и музыканты, и среди них великие скрипачи недавнего прошлого – Ицхак Перельман и Пинхаз Цукерман, более молодые – Сара Чанг, Найжел Кеннеди и Дэвид Гэрретт, знаменитый композитор Джон Уильямс, певец Барри Манилов и актер Робин Уильямс.
Особенно интересна судьба первых двух скрипачей из моего списка. В 1957 году один из величайших скрипачей 20-го века Исаак Стерн, будучи в Израиле, услышал игру на скрипке двух невероятно талантливых мальчиков - Ицхака Перельмана и Пинхаса Цукермана, и понимая, что перед ним большие таланты, финансировал переезд ребят в США, где они продолжили музыкальное образование в школе Джульярд в Нью-Йорке.
Бруклинский хор "Tabernacle".
Существует два известных на весь мир американских евангелических хора, которые называются по-английски Tabernacle Choir - хор мормонской скинии (Mormon Tabernacle Choir) из Солт-Лейк-Сити, и более знаменитый Бруклинский хор – Brooklyn Tabernacle Choir. Бруклинский хор завоевал 6 призов Грэмми, и славится своим выдающимся пением. Хор можно послушать только в воскресенье, и именно в этот день, в довольно противное дождливое утро я направил свои стопы по направлению к улице Фултон. Я знал, что лучше прийти заранее, так как бруклинский хор привлекает внимание не только таких музыкальных туристов, как я, но и становится одной из достопримечательнностей Нью-Йорка.
Сразу скажу, что для атеистов, коим я являюсь, были интересны лишь первые полчаса богослужения – именно в это время пел бруклинский хор, и я пел вместе с ним, благо слова песен и псалмов наподобие караоке были выведены на огромном экране. Пение бруклинского хора – одно из самых ярких впечатлений от пребывания в НЙ. Помимо того, что ты слушаешь прекрасный образчик хорового искусства, это еще и возможность петь всем вместе очень красивые евангелические песнопения, аранжированные в современной манере. Там не было того транса и экстаза, в который впадают афроамериканки, поющие госпел в церквях Гарлема (об этом позже) - в бруклинской церкви все было в меру. После получаса пения пришел пастор и началась проповедь, после которой музыки почти не было, а когда началось братание, я ретировался. В целом я остался доволен, но пения было мало.
Для тех, кто хочет послушать этот хор, вот ссылка https://www.youtube.com/watch?v=DZP9IihtLII
В Нью-Йорке со мной однажды произошёл трагико-комический случай - я ехал в поезде метро, который был забит под завязку. Это было в конце дня, и я умирал от усталости. Вдруг недалеко от меня освободилось место, и я было сделал шаг к нему, но меня опередил молодой афроамериканец, и мы встали цугцванг. Я возьми и скажи - парень, может уступишь мне место, ведь мне уже за семьдесят. Афроамериканец на секунду оцепенел, а потом буквально озверел и дико заорал – он орал так дикообразно, что я наполовину его не понимал. Я тихонько отошел, и через некоторое время сел на освободившееся место. Вскоре я забыл про этого отморозка, но он не забыл про меня - когда ему пришла очередь выходить, он подошёл ко мне и снова начал орать. Насколько я понял, речь шла о том, что не мне учить его жить. Я было подумал, что в конце монолога он достанет пушку - настолько парень был вне себя, но всё обошлось. С тех пор я никого не учу жить - урок пошёл впрок, но я не устаю вспоминать советское время, когда детей учили уступать места пожилым и инвалидам. Сейчас же нравы таковы, что никто никого ничему хорошему не учит - во всяком случае, места в транспорте не уступают не только в Штатах, но и у нас…
Утром в метро бывает давка, которая напомнила мне московское метро. Все либо сидят-спят, либо уткнулись в свои смартфоны. Когда я вижу в метро ряды пассажиров со смартфонами в руках, я вспоминаю Марину Цветаеву - она ненавидела толпу обывателей в метрополитене Парижа, которая сидела, уткнувшись в газеты. До сих пор помню ее полные сарказма стихи:
Ползет подземный змей,
Ползет, везет людей.
И каждый - со своей
Газетой...
Что для таких господ -
Закат или рассвет?
Глотатели пустот,
Читатели газет!
М.Цветаева
Конечно, мы не настолько одухотворены, как поэты Серебряного века, но иногда мне, человеку старшего поколения, от подобной картинки становится не по себе. Конечно, я понимаю, что сейчас время высоких технологий, что тоненький аппаратик расскажет нам обо всем, что творится в мире. Так что я не вправе осуждать любителей айфонов и айпадов - ведь на самом деле, приходится чем-то занять себя во время нескончаемой езды в нью-йоркской подземке.
Гринвидж Виллидж.(Greenwich Village)
Вечер. Устало вздохнёт остывающий город,
Кто-то считает остатки на свой миллион,
Кто-то по клубам и барам, пока еще молод,
Если мечтой и любовью еще вдохновлен...
Я не молод, но также был вдохновлен идеей посетить бар в знаменитом районе Нью-Йорка. И вот теплым, майским вечером я решил прогуляться по Гринвидж Виллидж. Тут рай для любителей скоротать вечер в барах и послушать джаз в различных вариациях. Из окон несутся звуки музыки, пахнёт вкусными блюдами, вино и пиво течёт рекой, народ веселится и отдыхает по полной. Район в плане архитектуры совсем не похож на многоэтажный НЙ - это больше Европа.
Там со мной произошёл случай, который показателен для Америки - я зашёл в кондитерскую выпить капучино и попробовать местный деликатес – Cinnamon Roll. Это такая сдоба с корицей, очень вкусная. Я приготовил десятку, но мне сказали, что кэш не принимают. Я огорчился, но дама позади меня сказала, что платит за меня кредиткой. Я протянул ей деньги, но она не взяла, а только спросила, откуда я. Она очень обрадовалась, когда узнала, что я русский, и произнесла на ломаном - я тэбья лублю. Конечно, мы обнимались и произносили здравицы. Вот такие здесь люди...
После этого приятного события я отправился в знаменитый бар Blue Note, где в тот вечер выступала джазовая негритянская певица Лиза Фишер. Я немного слышал ее на ютубе, и знал, что за музыку она исполняет. Мне очень понравилось ее пение, джазбанд был также на уровне. В баре было много туристов, и это не удивительно - Blue Note пользуется репутацией.
(продолжение следует)