Это путешествие я планировала и ждала, как минимум, два года. При подготовке предыдущих наших поездок по Испании мне попадались различные заманчивые картинки, которые в итоге сложились в маршрут. Что же позвало в дорогу? Вот она, эта великолепная четверка, о которой мечталось так долго:
Bardenas Reales
Ordesa y Monte Perdido
Reino de Mallos
Замыкал список не сложившийся или, точнее, не вписавшийся по времени и расстоянию, Congost de Mont-rebei.
Два года маршрут составлялся, переделывался, трансформировался, адаптировался, переносился и откладывался и … увеличивался в размерах. И все эти два года я читала отчеты luchar, ОльгаХа, и невероятно увлекательный сериал anatol', всем авторам мне бы хотелось высказать огромную благодарность.
Долго метались между Бильбао и Барселоной, как городами прилета. Выбрали нелогичный с точки зрения погоды и финансов Бильбао. Но все же Страна Басков была удобнее логистически, плюс очень хотелось прикоснуться к Атлантике. К тому же из Барселоны давно назревал самодостаточный маршрут по Каталонии, отщипывать кусочки от которого было бы недальновидно. Купленные билеты в Бильбао добавили в топ-список еще одно прекрасное место, пропущенное из-за погоды в прошлую нашу поездку в Страну Басков - флиш в Сумайе.
Машину при отсутствии альтернативы арендовали в Голдкаре. С полной страховкой и разными сборами за Ситроен Берлинго за 14 дней должны были заплатить около 360 евро. Хорошая цена, но после сдачи автомобиля с нас сняли дополнительные 150 евро за «специальную очистку». Я написала им огромное вежливое и аргументированное письмо, а также пожаловалась через сайт (там есть такая возможность). И – о,чудо, сумму уменьшили со 150 до 30 евро. Разницу в 120 евро вернули.
Можно долго рассуждать, обязаны ли мы мыть и пылесосить арендный автомобиль, и что ни один уважающий себя прокатчик такого себе не позволяет. Но… сумма экономии по сравнению с мировыми ренткарами составляла около 150-200 евро, без полной страховки ехать в горы не хотелось, так что пришлось воспользоваться Голдкаром.
Модель автомобиля была выбором и ошибкой мужа. Он хотел иметь удобный багажник и чуть более высокую, чем в седанах, посадку. Да и купился на то, что в описании на сайте был указан FW Caddy. Однако, получили мы Ситроен с неудобными даже для меня-пассажира, сиденьями. Что уж говорить о водителе при нашем сумасшедшем пробеге в три тысячи км, две из которых по горам. В остальном автомобиль в общем-то устроил.
Летний сезон в Пиренеях начинается в июле, поэтому мы прекрасно понимали, что дождей в июне не миновать. Особенно с нашим погодным везением. Мы мокли под дождями в Мадриде и Севилье, провели как-то абсолютно пасмурную «пляжную» неделю на океане в Андалусии, север Испании от Галисии до Страны Басков поливал нещадно, две скромные попытки заехать в Пикос де Европа порадовали туманами и тучами. Но мы привыкли и не жалуемся. И не обижаемся. И любим Испанию от этого не меньше. А может даже и больше.
Июнь был моим сознательным выбором из-за меньшего количества туристов, что оказалось очень существенным плюсом. Даже в это время туристов было немало, а как только прекращался дождь, так и совсем много. На треках, у достопримечательностей и на маленьких парковках с красивыми видами.
Июнь привлекал прохладной погодой, яркой зеленью, снежными вершинами, полноводными реками и водопадами. Все так и было, а вот водопадов досталось даже с избытком: вода была повсюду, бурные потоки лились со всех склонов, образовавшиеся «реки» перегораживали пешеходные маршруты.
Прогноз погоды обещал ежедневные дожди на протяжении всех наших десяти дней в горах и почти не обманул. Морось, туманы, грозы, ливни.
Хотелось бы сказать, что только камни на голову не падали, но и это было не так.
К несезонным недостаткам могу добавить также кое-какие неработающие туристические аттракции, но это было для нас не так уж важно. Конкретно по нашему маршруту начинали работать с июля: подъемник в Астуне, туристический паровозик в Трамакастилье и автобус к поезду d’Artoust на французской стороне и еще наверняка что-то, о чем я просто не знаю.
И все же мы получили немного солнца, научились приноравливаться к очень быстро, практически мгновенно меняющейся погоде в горах, и радоваться каждому ясному иногда не дню - часу. Пейзажи повидали невероятные. Удивительно, но каким-то образом мы осуществили большую часть моего плана. А план-то был просто грандиозным и не рассчитанным на стопроцентное выполнение даже при благоприятной погоде.
Фактически наш маршрут, 15 ночей/14 дней, с 1 по 16 июня получился вот таким:
День нулевой. Прилет в Бильбао, ночевка в Миранде де Эбро.
День первый. Бодеги Ysios и Marques de Riscal - Bardenas Reales - Olite- Sabiñánigo (11 ночей, далее все выезды из Sabiñánigo)
День второй. Salto de Roldan – Castillo de Loarre - Mallos de Aguero – Mallos de Riglos
День третий. Anso - Valle de Belagua – Reserva Natural de Larra – Isaba – Burgui
День четвертый. Valle de Aisa – Canfranc-Estación
День пятый. Santa Cruz de la Serós – Monasterio San Juan de la Peña – Jaca – Ainsa
День шестой. Aguas Tuertas
День седьмой. Chibluco – Vadiello – Alquezar
День восьмой. Valle de Tena
День девятый. Larrede – Olivan – Broto
День десятый. Valle de Pineta – Valle de Chistau – Tella
День одиннадцатый. Yesa – Castillo de Javier – Escó
День двенадцатый. Parque Nacional de Ordesa y Monte Perdido. Переезд в Страну Басков (Орио, 2 ночи)
День тринадцатый. Zumaia - Pasai Donibane – San Sebastian
День четырнадцатый. Bilbao
*****
По поводу единственного места локации в Пиренеях однозначного мнения у меня так и не сложилось. Являясь сторонницей круговых маршрутов, я очень настойчиво предлагала мужу остановиться хотя бы в двух местах: ориентировочно в Хаке и Аинсе. Но мой водитель настоял на одном, аргументировав тем, что он-таки водитель и совсем даже не против заплатить парой лишних часов за рулем за отсутствие необходимости собирать-разбирать чемоданы. С учетом ужасной (что уж там греха таить) погоды такое решение оказалось вполне разумным, мы хотя бы могли ежедневно выбирать направление в зависимости от дождей. К тому же, намеченные мной ранее апартаменты находились в романтичных деревеньках, а когда вокруг холод и дождь и ни одного человека вокруг, романтика как-то растворяется.
Мы сняли обычную городскую квартиру, скромную и бюджетную, которая нам очень полюбилась. Стоимость же ее с учетом скидок за нашу «малочисленность» и длительное проживание была просто подарком судьбы - всего 40 евро/ночь. Расположена на главной улице с видом на главную площадь. Парковались бесплатно, «за углом», проблем с местом не было ни разу.
Квартиру я не фотографировала, но было очень чисто, уютно, милейшие хозяева, куча всяких продуктов для завтрака, вся бытовая химия, полный комплект бытовой техники, включая кофемашину (и капсулы к ней) и посудомойку. Отсутствовал вай фай, но я об этом знала. Неприятной, но некритичной неожиданностью было то, что купленная симка Orange наотрез отказалась поддерживать Viber, а также раздавать интернет на компьютер.
Сабиньяниго – городок с современной застройкой, выросший из малюсенькой деревушки в последние 120 лет. Такое развитие было связано с открытием железнодорожной станции на пути во Францию. Вокзал в Сабиньяниго существует до сих пор, правда, расписание его составляют всего лишь 2 поезда в день. Для нас это место стало городом радуги. Показывали ее почти каждый день.
В отличие от заснеженных вершин, которые проявились из-за туч и тумана всего лишь несколько раз.
*****
Вот такая вышла у нас пиренейская фантасмагория, о подробностях которой расскажу далее по дням.