Поездка была запланирована на первые 2 недели августа и времени, чтобы все продумать было не мало. Мы выбрали отели: 2 ночи - в Стамбуле (отель Ercan Inn), 3 ночи - в Гюверджинлик (Guvercinlik - отель Marvel Beach Hotel), 3 ночи - в Бодруме (отель Le Chance Hotel & Spa) и 3 ночи - на обратном пути в Стамбуле в том же отеле Ercan Inn.
Уже в июне начались сюрпризы. Сначала пришло уведомление, что отменили наш обратный рейс из Стамбула, как выяснилось, авиакомпания сократила число рейсов в неделю. Мы поменяли обратный билет и взяли вылет на пару дней позже, в результате чего у нас появилось дополнительно 2 дня в Стамбуле на обратном пути. Пришлось поменять и отель на обратном пути (с увеличением на 2 ночи цена на отель менялась слишком сильно, так как на букинге уже не было акции на этот отель). Еще через 2 недели, пришло уведомление, что авиакомпания совсем отменила рейсы в Стамбул из Тюмени. Отменять отпуск не хотелось и мы стали искать другие варианты перелета в Стамбул, рассматривались перелеты через Москву и из Екатеринбурга. Из Екатеринбурга было не на много дороже, но рейс прямой авиакомпанией Turkish Airlines, и я убедила мужа лететь прямым рейсом, а до Екатеринбурга добраться на машине.
Затем было и наводнение в Стамбуле и землетрясение в Бодруме, родственники начали отговаривать от поездки. Но это были бы не мы, если бы трудности нас остановили… Вся семья очень ждала этого путешествия и особенно, моя 6-летняя дочурка…
Самолет прилетел из Стамбула за нами с опозданием на 1 час. Но сотрудниками аэропорта Кольцово и авиакомпании было сделано все, чтобы оперативно подготовить лайнер к обратному вылету. Авиакомпания Turkish Airlines несколько лет подряд признается лучшим перевозчиком Европы. И не зря. Обслуживание на высоком уровне. Доброжелательные стюарды. Самолеты с удобными креслами и вмонтированными мониторами с пультами в спинках кресел. В них огромной выбор фильмов, передач, мультиков и игр на любой вкус. Есть фильмы и на русском языке. Дочка весь полет была занята то видами из окна, то мультиками, то играми. Даже мы с мужем не устояли и провели время полета за играми)). На дисплее можно было посмотреть маршрут полета на карте и место, где в данный момент пролетаем. Благодаря этому и хорошей погоде мы смогли полюбоваться из окна самолета на Волгу, горы Кавказа в районе Сочи, Черное море, Босфор, Мраморное море и Стамбул. Отдельно, хочу отметить о том, что кормят во время полета отлично, еда кардинально отличается от того, чем кормят наши перевозчики в полете. Булочка, которую выдали вместо хлеба, была еще теплой. Это настолько поразило нас, привыкших к подогретой еде в наших самолетах и "деревянным" булочкам. Лиза сказала, что это самый лучший самолет в ее жизни, а, как известно, устами младенца глаголет истина.
По прилету немного поплутали по аэропорту Ататюрк сначала в поисках того, где пройти таможенный контроль, а потом, где получить багаж. Причем мы оказались не единственными, кто заблудился. Впереди нас пыталась пройти таможню девушка, судя по виду европейка, но таможенник отправил ее в другое место. Огромное количество народа в аэропорту нас не испугало мы прошли паспортный контроль, поменяли деньги в банкомате и пошли в метро за покупкой Истанбулкарт. Здесь на форуме я читала, что дети до 7 лет проходят бесплатно, но так и не поняла, как с ребенком бесплатно проходить через турникет. Поэтому мы подошли к охраннику метрополитена для уточнения этого вопроса. Охранник попытался нам что-то объяснить на ломанном англо-турецком, но увидев, что мы его не понимаем, он выхватил у нас 20 лир, растолкал всех у автомата и купил нам карточку. Вручая карту, он нам показал, что ребенок проходит со взрослым, прижавшись к нему. Мы поблагодарили охранника и отправились на метро в город…
По карте еще в Тюмени определились на какой остановке лучше выйти. От остановки Чемберлиташ дорога до отеля должна была занять минут 10-15, но это если знать, где находится отель, а нам пришлось поблукать, пока мы нашли его. Очень понравилось отношение местных турок, все искренне пытались помочь в поисках, но и давали свои рекламки и визитки. И, о чудо, мы нашли свой отель! Но подойдя к двери в отель, мы обнаружили, что дверь в отель закрыта и возле нее стоит курьер с бутылью воды и тоже не может попасть в отель… Он позвонил хозяину, видимо, и только после этого, нам открыла какая-то женщина, которая удивилась, увидев нас, и почему-то очень сильно обрадовалась, узнав, что мы русские. У нее на лице было написано такое облегчение, что мы решили, что с английским у нее дело плохо. Она показала нам номер, по фоткам в букинге обстановка была пригляднее. В номере было все очень скромненько и немного пошарпано. Первое впечатление было удручающее. В душе напор воды очень слабый, раковина засорена, Женщина сразу предупредила, что номер еще не готов, постельное не поменяно, но мы ее успокоили, что нам бы только помыться и мы пойдем гулять. Она нам вручила ключи от номера и от входной двери в отель и пообещала, что к вечеру в номере все будет прибрано, но на остальные вопросы по оплате, заселению, ночному отъезду в аэропорт ответь не смогла, сказала, что обсудите с менеджером на ресепшене. Менеджер с ресепшена сказал (судя по виду мальчик лет 12), что подойдет через 5 мин., но пока мы привели себя в порядок после дороги, он или ушел, или совсем не приходил. Ждать его мы не стали и ушли изучать Стамбул тем более, что ключи от отеля у нас были в кармане.
По дороге к отелю видели несколько кафе с турецкой кухней, про одно из них я читала на форуме. Заказали традиционные турецкие блюда и чай. Лиза заказала рис, а мы с мужем кебаб из курицы с пшеницей. Оказалось очень вкусно и недорого. За обед на троих мы отдали 35 лир. Довольные и счастливые отправились на трамвае на пристань Эминеню. Я думала, что мы погуляем по Галатскому мосту и поднимемся на Галатскую башню. Но Лиза решила иначе - ей очень захотелось прокатится на кораблике. Тут как раз увидели, что набирается экскурсия на кораблике по Босфору. Цена вопроса 12 лир с человека, за Лизу с нас деньги не взяли. Прогулка оказалась довольно длительной, мы сели на открытую палубу на 2 этаже, но не выдержали пронизывающего ветра и под конец спустились в каюту, заказали чай. И тут Лизу впервые за ее путешествия укачало...
Усталые мы вернулись в номер, в котором уже прибрались, и он теперь не казался нам таким удручающим. Но когда мы открывали отель, сработала сигнализация, пришлось звонить хозяину отеля, тот не понимая, что мы от него хотим, прислал своего партнера - владельца какого-то кафе по соседству. Он отключил сигнализацию. Мы его озадачили всеми нашими проблемами: расчет за отель и ночной трансфер в аэропорт Сабиха, который находится в азиатской части города. С первой нашей проблемой он помог, деньги с нас взял. Я попросила мужа, чтоб он взял чек. Вместо этого Саша принес расписку о принятой оплате на распечатанном нами подтверждении от букинга. Турок искренне попытался решить и вторую нашу проблему, но у него не получалось забронировать нам трансфер через интернет. Он вручил нам буклет с рекламой своего заведения, но там было дороже, чем в кафе, в котором мы обедали днем, и сказал, что на ночь придет менеджер и поможет нам с трансфером. Менеджер в районе 9 вечера пришел, мы слышали движение и голоса на ресепшене. Но, видимо, мы ему были не интересны, ну и мы решили, что он нам вряд ли сможет помочь. Платить 50 лир с человека за трансфер мы не собиралась. Решили "подумать об этом завтра".
С вечера решили, что завтра поедим в аквариум Флория, расположенный на берегу моря, недалеко от аэропорта Ататюрк. Было 2 варианта поехать: 1) каждый час с площади Султанахмет отправляются шатлы к океанариуму, но чтобы попасть на этот шатл нужно купить билеты в определенном турагентстве; 2) поехать самостоятельно на автобусе, номера автобусов я нашла в интернете, оставалось дело за малым найти остановку этих автобусов на площади возле пристани Эминеню. Но прежде нужно было подкрепиться, зашли в тоже кафе, в котором вчера обедали. Похоже мы были первыми посетителями кафе, хотя вышли в районе 10 часов утра. Заказали разного вида яичницы, чай, а я не смогла отказать себе в удовольствии попробовать настоящий турецкий кофе. Саша не сразу поверил, что это не растворимый кофе и на всякий случай уточнил у хозяина, тот подтвердил, что кофе свежесваренный в турке.
Далее мы пешком вышли к площади Султанахмет и гуляли по ней любуясь древними колоннами и обелисками, дошли и до более современной постройки - фонтана в виде беседке, построенного в 20 веке в честь турецко-немецкой дружбы. И вышли к Ая Софии, но посещение ее на сегодня у нас не было запланировано, зато увидели указатель на Цистерну Базилику, решили посетить ее, так как на нее не распространяется действие музейной карты, которую мы решили купить на обратном пути, когда у нас будет почти 5 дней в Стамбуле. Цена 20 лир с человека, Лизу пропустили бесплатно. Вообще посещение музеев в Турции почти везде дорогое удовольствие, причем для граждан Турции цены в музеи дешевле. В туже Цистерну Базилику вход для граждан Турции - 10 лир с человека. Цистерна Базилика отдаленно напоминает подземный дворец. Ряды колонн, а их здесь, больше 300, правда часть их закрыта на реставрацию, интересная подсветка, перевернутые головы Медузы Горгоны, и еще рыбы. Рыбы впечатлили, особенно, Лизу. Есть во всем этом налет какой-то мистики, а если представить, что это помещение когда-то было затоплено под крышу, то кажется, что ты посетил подводный храм.
После Цистерны Базилика мы пешочком вдоль трамвайной линии направились к пристани Эминеню, откуда ходят рейсовые автобусы BN1 и BN2 до океанариума. По дороге мы купили ароматных булочек, так как ехать до океанариума далековато. К океанариуму автобус ехал по Кеннеди авеню, которая опоясывает историческую часть города и идет дальше вдоль Мраморного моря, движение по ней достаточно быстрое с многочисленными развязками, видимо, выполняет роль объездной, так как в самой исторической части города улочки очень узкие и движение по ним затруднено. Мы были свидетелями, как большой автобус, проезжая по улице, зацепился за провод, оборвал его и спокойно поехал дальше. Дорога была живописная: с одной стороны полуразрушенные стены древнего города, видимо, Константинополя, над которыми возвышаются постройки, иногда полуразрушенные, затем какой-то древний форт с турецким флагом над ним, на первый взгляд прекрасно сохранившийся, далее высотки - дорогие отели с ресторанами, строящиеся жилые многоэтажные кварталы, музей авиации, взлетная или посадочная полоса аэропорта Ататюрка, симпатичные двухэтажные виллы. Где-то здесь, судя по карте, должен быть океанариум, мы попытались уточнить у ехавшего рядом с нами турка, через сколько будет нужная нам остановка. Тот растерялся, так как понял только 2 слова: "Istanbul aquarium", но тут же подключились другие пассажиры автобуса, тоже практически не владеющие английским, и коллективный разум автобуса постановил, что нам выходить через одну остановку. И все-таки нужную остановку мы чуть было не проехали, но турки напомнили нам, что пора выходить и попросили водителя подождать, пока мы выйдем. В трамвае или метро сложно проехать нужную остановку, так как там на электронном табло ее пишут и/или объявляют, кроме того, над каждой дверью есть карта маршрута с названием всех остановок. Но не в этом автобусе.
За 2 взрослых и 1 детской билет заплатили 160 лир. Океанариум безумно понравился, огромное количество разных рыб, сюжеты из истории Турции, тематические климатические зоны, огромные бассейны с лабиринтами, затонувшими кораблями, самолетами, древними кувшинами и огромным количеством рыб, проплывающих рядом с тобой, под тобой или над тобой. Очень впечатлили живые пингвины, акулы, скаты, морской конек, желтые и синие лягушки… Бродить по нему можно долго... На входе делают семейное фото для вас, потом на выходе можно получить за 30 лир одну фотографию вашей семьи... рядом с пингвинами или рядом с акулой, раскрывшей пасть, чтобы вас съесть и т.д. За 60 лир можно было забрать 5 разных фото... Но это столь явный и топорный фотошоп, что нам стало жалко денег. Мы у себя в Тюмени можем получить отличную фотосессию за эти же деньги. Устав бродить по океанариуму, вышли на остановку, посмотрели, что наши маршруты написаны на ней и спокойно ждем, но нужные нам автобусы проезжают, не останавливаясь, мы стоим в недоумении... Что-то здесь нетак. Спрашиваем у сидящего на остановке турка и оказывается, что нужные нам маршруты автобусов здесь не останавливаются, а останавливаются на соседней остановке в 300 метрах от этой.
По приезду на пристань Эминеню, Лиза начала ныть, что хочет сильно кушать, мы поняли, что не доберемся с ней до нашего кафе. Решили перекусить тут, но все было сильно дороже. Лиза очень хотела картошку фри. В Турции ее называют chips. Себе мы взяли холодненькой кока-колы, Лизе заказали картофель фри. Это обошлось нам в 16 лир. Кока-колу принесли быстро, а картофель все не несут и не несут. Уже принесли всем, кто заказывал позже нас. Пока ждали наблюдали как за соседним столиком прямо на столе турки пеленают ребенка. Мы сидели за 2 составленными столиками и к нам абсолютно непринужденно подсели 2 женщины. И им принесли еду быстрее, чем Лизе картофель фри. Даже Саша уже стал нервничать. Потом мы увидели, что приготовлены 2 тарелки с картофелем фри. Одну принесли за соседний столик. А вторая куда-то делась ... Тут уже Саша не выдержал и пошел искать Лизину картошку фри. Такое ощущение, что официанты забыли, кто ее заказал... Потому как Саша вернулся с картофелем фри. Мы приготовили деньги, но рассчитать нас тоже никто не торопился... В конце концов, мы оставили деньги на столе и пошли прочь и тут нам вслед раздалось возмущенное мычание официантов... Мы вернулись, оказывается, что они забыли, что мы заказывали и теперь не знают, сколько с нас взять. Саша еле нашел одного из работников, понимающих английский, и перечислил, что мы заказывали. Тот сказал, что мы должны им 16 лир, посмотрел на оставленные нами деньги, а там было ровно 16 лир и мы распрощались. Далее по дороге нам попался веселый мороженщик, устроивший целое шоу из наполнения рожка мороженным. Лиза сначала надулась, когда он протянул ей рожок с мороженным на длинной ложке и как только она схватила рожок, он выскользнул из ее рук и поднялся кверху, Лиза снова попыталась его ухватить, но рожок снова выскользнул у нее из рук и на этот раз обмазал мороженым ей нос. Мороженное Лизе удалось раздобыть попытки с десятой, мы уже дружно смеялись. Тот же трюк этот мороженщик проделал со мной. С Сашей он не стал проделывать этот фокус, а просто вручил ему мороженное. На что Саша ему сказал "It was easy". Ответ мороженщика нас сразил: "For boss it always easy". Мы дружно смеялись.
На следующий день в 6.50 утра у нас самолет в аэропорт Миллас (в Бодруме). А мы до сих пор не решили, как будем добираться до аэропорта Сабихи. По дороге в отель увидели вывеску турагентства с трансфером в оба аэропорта. Самый ранний в 3.05. Мы обрадовались и зашли в агентство. Саша на английском изложил нашу проблему. На что менеджер ответил, что в это время уехать в Сабиху большая проблема. Все, что он может предложить это трансфер за 50 лир до площади Таксим к шатлу Хаваташ, отправляющемуся в 3.30 утра, или персональную машину, которая доставит нас туда же за 150 лир. Мы приняли решение, не рассчитывать на трансфер, а отправиться в аэропорт Сабиха последним шатлом с площади Таксим и провести ночь в аэропорту. А для себя сделали вывод, что прежде, чем заказывать билеты в других городах на ранние рейсы, нужно выяснить, как ночью добираться до аэропорта... Но кто ж знал, что в огромном туристическом городе, являющимся крупным хабом для авиаперевозок по всему миру, так сложно добраться ночью до аэропорта, находящегося в черте города((
Добравшись до своего отеля, мы собрались в дорогу и так и не встретили ни одной живой души на ресепшене. Более того у нас сложилось впечатление, что мы были единственными посетителями отеля эти 2 дня... Оставив записку об отъезде и ключи от номера и отеля на ресепшене, мы захлопнули дверь в отель и отправились на трамвай T1 до остановки Кабаташ, где пересели на фуникулер до площади Таксим. Мы представляли остановку шатлов Хаваташ, как что-то типа офиса Лампраи в Тайланде, где можно заранее купить билеты, оставить багаж и пойти погулять по округе. Поэтому выехали заранее, решив, что погуляем по пешеходной улице Истикляль.
На площади Таксим к нам подошел паренек, продающий холодную воду. Мы попытались у него уточнить, как найти остановку шатлов Хаваташ. Паренек на ломанном английском объяснил, что он беженец из Сирии и не может нам подсказать, но чтоб мы оставались на месте, он обязательно у кого-нибудь сейчас уточнит и нам поможет. Столько искренности и непосредственности было в нем! Но мы не стали его напрягать и сказали, чтоб он не беспокоился. Прошли вдоль территории какого-то фестиваля и увидели стоящие в пробке автобусы Хаваташ, подошли к месту, где они высадили людей из аэропорта и обнаружили, что никакого офиса нет. Просто остановка! Люди, уезжающие в аэропорт, садятся в нужный автобус, рассчитываются в нем, и едут до аэропорта. Так поступили и мы, решив, что гулять со всем скарбом по ночному уже Стамбулу не айс.
Эту ночь предстояло провести в аэропорту. Мы ожидали, что дорога в аэропорт займет около 90 минут, как написано на сайте перевозчика. Но мы доехали за 50 минут, с учетом того, что пришлось постоять немного в пробках в районе выезда с площади Таксим. На входе в аэропорт Сабиха Саша долго объяснялся по поводу своего туристического ножа, служба охраны даже у кого-то консультировалась можно ли с таким ножом пустить. Еще у них вызвал вопрос какой-то предмет в большом рюкзаке и меня жестами попросили открыть его. Я стала выкладывать вещи, но меня жестами попросили подойти к ленте, где просвечивался багаж. И как я поняла, начали задавать вопросы про мой маленький рюкзак. Я стала распаковывать его и достала маленький складной фен. После чего так и не добравшись до заинтересовавшего их предмета в большом рюкзаке, сказали, что все в порядке... Очень поразило, что в международном аэропорту служба охраны не понимает по-английски. Я позже поняла, что у охраны, скорее всего, вызвал вопрос Лизин ингалятор, и, скорее всего, они поняли меня так, что в большом рюкзаке еще один фен. Но главное, что на территорию аэропорта нас пропустили.
Аэропорт Сабиха достаточно компактный по сравнению с аэропортом Ататюрка. Мы устроились в зале ожидания на креслах. Хорошо быть ребенком, можно заснуть и спать крепко, где угодно. Саша тоже прилег и покемарил немного. А я заснуть так и не смогла. Оказалось, что наблюдать за пассажирами из разных стран достаточно любопытное зрелище. Время прошло не заметно. В 4 утра началась регистрация, потом мы быстро прошли досмотр и в зале ожидания посадки я тоже немного поспала. Самолет нам подали с задержкой минут на 30. Но вот наконец-то мы в самолете. Полет наш длился всего 50 минут. И мы приземлились в аэропорту Миллас.