Конечно, мы не первые, кто разрушает миф, что самостоятельно без машины по Норвегии путешествовать невозможно. Мы частично повторили некоторые маршруты, описанные в отзывах, но были у нас и свои открытия! Мы попали на самый конец туристического сезона, но все равно смогли увидеть все и даже больше, хотя погода и преподнесла свои сюрпризы (смотрите далее).
Наш маршрут: Осло - Флом - Берген - Алесун - Осло
Даты: 17-27 сентября 2018
Осло
Из аэропорта Осло добирались на электричке: нужно выбрать поезда NSB, они дешевле, чем фирменные Flytoget, но тоже очень комфортные. Билеты можно купить в красных автоматах NSB в аэропорту. Ехать до города около 20 минут. (Расписание на сайте или в приложении NSB - https://www.nsb.no). Купленный билет действует час, вы сможете воспользоваться им же в городском транспорте (метро, автобус, трамвай).
Первым делом в Осло мы купили сим-карту местного оператора Telia, положили 1,5 Гб интернета, чтобы всегда иметь доступ к расписаниям транспорта, смотреть часы работы музеев итд. Очень пригодилось. Заплатили около 250 крон, затем доложили ещё 150. Хотя отделения оператора есть в разных городах, не всегда в них можно попасть - например, они не работают в выходные. В этом случае можно положить деньги на счёт в продуктовых супермаркетах. Кассир выписывает чек: нужно позвонить и назвать номер на чеке. Мы не поняли ни слова из того, что говорил автоответчик на норвежском, поэтому пополнить баланс нам помогла сама кассирша, это занимает 2 минуты. Как мы поняли, когда кончается купленный пакет интернета, начинает действовать ежедневный лимит за высокую плату, но можно отправить смс со словами DATA PÅFYLL на номер 1989, тогда вам дают 100 Мб за 10 крон до полуночи текущего дня.
На самом деле мы практические во всех кафе, гостиницах, поездах и даже в междугородних автобусах встречали вай-фай. Но иногда его нет.
В Осло на городской транспорт билеты продаются в автоматах. На входе нет турникетов, но есть контролеры, встречали их практически каждый раз. Штраф за проезд без билета очень большой. Чтобы билет был действителен, его необходимо активировать, приложив к желтым стойкам внутри транспорта или на остановке. Если есть на остановке, лучше приложить сразу, потому что в транспорте может не быть. А неактивированный билет контролер не примет, все равно выпишет штраф. Билетные автоматы есть не на каждой остановки, но билеты также продаются в супермаркетах и киосках. В автомате стоит 35 крон, у водителя тоже можно купить, но дороже.
Для расписания транспорта Осло есть очень удобное приложение Ruter (https://ruter.no/reise/ruterreise-app/).
Для жилья мы выбрали очаровательный домик на . (этот). Мы занимали половину первого этажа, и у нас был небольшой зелёный дворик. До центра ходили пешком.
Наш домик в Осло
Посетили рекомендованный на форумах ресторан с норвежской кухней по демократичным ценам Dovrehallen Bar & Restaurant (Storgata 22 - в 10 минутах от вокзала). Из туристов там были только мы. Взяли блюдо дня, которым оказалась огромная свиная рулька и сельдь с картошкой, и по бокалу домашнего вина. В сумме получилось на 457 NOK.
Норвежская пряная селедка
Также обедали в местном фастфуде Pink Fish (Grensen 17, в двух минутах от парламента), где есть три категории блюд: супы, салаты, бургеры. И во всех - семга. Все есть в остром и неостром варианте. Там мы ели самый вкусный сливочный рыбный суп за всю поездку. Порции везде в Норвегии очень большие. Бургер с котлетой из семги тоже был хорош, но даже лишним. В сумме вышло на 384 NOK.
В остальное время мы готовили еду из супермаркета (Kiwi, Rema 1000), благо в доме была кухня.
Один день посвятили музейному острову Bygdoy. Туда можно добраться на катере, который отходит от пристани около ратуши (билеты продаются на пристани в киоске). Обратно добирались автобусом, потому что в вечернее время катера перестают ходить.
Катер на музейный остров Bygdoy
На острове несколько интересных музеев. На это уйдёт целый день, музеи работают до 5-6. Начать рекомендую с музея шхуны «Фрам», на котором путешествовали Нансен и Амундсен. Там стоит сам корабль, можно не только ходить по палубе, но и посмотреть все внутренние помещения, где сделана экспозиция из вещей команды. В музее есть кинозал, где показывают фильм о полярных путешествиях, в том числе, на русском языке. И обязательно не пропустите «коридор холода» - на одном из этажей есть кнопка и дверь, за которой специально сделана минусовая температура и разложены пугающие фигуры.
Также на острове есть музей Кон-Тики, лодки Тура Хейердала. Интересен музей с древними лодками викингов. Есть также музей норвежских традиционных строений из дерева, мы не успели в него, но посмотрели снаружи из-за забора - он под открытым небом.
Относительно билетов в музеи: рекомендую взять карту Oslo Pass. Если вы посетите хотя бы три музея на острове, он уже вам окупится. Также Oslo Pass даёт право на бесплатный проезд в городском транспорте. Его можно купить на 24, 48 и 72 часа. На каждого человека нужен отдельный. Для покупки очень удобно установить приложение (https://www.visitoslo.com/en/activities ... -pass-app/) и везде показывать QR-код. Вы должны активировать Oslo Pass, как только поедете на транспорте или пойдёте в первый музей, с этого момента отсчитывается время - в приложении будет показываться таймер. Стоимость на 24 часа на одного взрослого 395 NOK.
У нас получилось так, что мы активировали суточный Oslo Pass только в 12 часов дня, поэтому его хватило, чтобы на следующий день после музейного острова съездить на Холменколлен - действующий лыжный трамплин со смотровой площадкой и музеем лыж. Очень интересное и красивое место с отличным сувенирным магазином. Так что билет окупился сполна.
Также в Осло мы посетили городскую крепость и ратушу (вход бесплатный). И с удовольствием посмотрели в ботаническом саду интересные теплицы с огромными кувшинками и ананасами - вход бесплатный, плюс можно отогреться после прохладного сентябрьского ветра.
Осло был лучшим городом в отношении погодных условий - два из трёх дней было солнечно и достаточно тепло. Тем не менее, погода может меняться резко: лучше всегда иметь с собой дождевики, шапки и перчатки.
После Осло мы отправились во Флом.
Флом
Изучив маршрут «Норвегия в миниатюре», поехали из Осло на поезде в Мюрдал, оттуда по исторической железной дороге Фломсбана во Флом, где была запланирована ночёвка. Затем на пароме по Нерей-фьорду в Гудванген, откуда на автобусе в Восс, а затем на поезде в Берген.
На первую часть путешествия проще всего оказалось купить билет на сайте NSB (указан выше) на единый маршрут Осло - Флом, он включает в себя билет на историческую Фломсбану. Накануне нашего переезда был шторм на побережье, поэтому наш поезд часто стоял на станциях и в итоге опоздал на два часа, но на Фломсбане нас дождались и без вопросов помогли перейти с одного состава на другой. Погода в этот момент продолжала бушевать, поэтому Фломсбана запомнилась ледяным дождём со снегом. Но никто не унывал! А сами сотрудники NSB были веселее и отважнее всех!
Начальник поезда фотографируется с индусами, которым очень нравится снег.
Поезд исторической железной дороги
Несмотря на дождь, во время поездки по Фломсбане удалось рассмотреть шикарные виды. Во Фломе дождь был уже без снега, поэтому после размещения в хостеле, о котором речь пойдёт отдельно, мы надели все самое непромокаемое и пошли на водопад.
Предупрежу сразу: для ходьбы по пешим маршрутам необходима непромокаемая обувь с толстой цепкой подошвой, для трекинга. Иначе по мокрым камням и склизкой грязи очень легко соскользнуть и повредить что-нибудь. При подъёме на водопад мы местами шли практически по щиколотку в воде через ручьи.
Подъем занимает 1,5 - 2 часа.
К водопаду ведёт маршрут номер 3.
Вечером пошли обсыхать и отогреваться в ресторан при местной пивоварне Egir (недалеко от пристани, за углом от магазина Coop), где в центре зала сделан очаг, и можно сидеть вокруг него на скамеечках. Там все оформлено в викингском стиле, подают очень вкусные норвежские блюда. Цены чуть выше средних, но оно того стоило.
О нашем отеле: нас поселили в дом с 300-летней историей. (https://sp.booking.com/?aid=325219). Там есть 10 маленьких комнат, общая кухня, гостиная и чердак. Кругом много старинной утвари и, кончено, шикарный вид! Очень рекомендую! Ощущение, что живешь прямо в музее. Ночь стоит 800 NOK. От пристани и ж/д станции 10 минут ходьбы.
Красный домик и есть отель
Внутри раритетная мебель
Следующим утром мы успели посмотреть музей Фломсбаны: он бесплатный и позволил нам укрыться от дождя. Затем мы отправились в двухчасовой круиз по Нерей-Фьорду (билеты брали здесь (https://www.visitflam.com/activities/fj ... eroyfjord/). Круиз длится два часа, виды захватывающие!
Так выглядел наш паром
В Гудвангене мы пересели на автобус до Восса. Остановка находится в 5 минутах ходьбы от пристани непосредственно на трассе Е16. Расписание, на которое мы ориентировались, оказалось не совсем верным, поэтому в назначенное время автобус не подъехал и мы буквально штурмом взяли проходящий мимо автобус фирмы Nettbus с номером NX450, где было несколько свободных мест. Нам повезло, потому что не всех замёрзших с остановки водителю удалось взять. Лучше забронировать билеты заранее .
Путь от пристани до остановки
В Воссе мы пересели с автобуса на поезд, купив билеты на вокзале. Расписание также смотрели на NSB.
Вечером благополучно прибыли в Берген.
Берген
Берген оказался очень интересным, хотелось успеть посмотреть как можно больше!
Отдельного внимания достойна бергенская погода: от проливного дождя до ясного неба она поменялась бесчисленное количество раз в течение одного дня. Открывать и закрывать зонт стало привычкой. Непромокаемые штаны, куртки и ботинки после Флома мы уже не променяли ни на что другое до самого конца поездки.
В Бергене по аналогии с Осло действует Bergen Card на 24 часа, стоимость 260 NOK на человека. Здесь нужно покупать их в туристическом центре рядом с рыбным рынком. В первом музее вам проставляют ручкой время активации. Мы успели посетить башню Розенкраца (супер! дают мерять доспехи), зал Хокана, получить по ней скидку на фуникулере Floibanen и в аквариуме. Также посетили ледяной бар, тоже интересно - попробовали местный крепкий напиток Аквавит Линье (аналог водки, но с травами и по технологии должен быть перевезён в бочках через экватор).
Также очень рекомендую музей Ганзейского союза: в него входят два комплекса старинных зданий и также билет в музей рыболовства. У нас три эти места заняли больше половины дня. Исторические здания времён ганзейских купцов с предметами быта погрузили в атмосферу прошлого, казалось, что за окнами и правда корабли заморских торговцев. Для антуража везде развешена сушеная треска.
В музее Ганзейского союза
Музей рыболовства (туда ходит бесплатный шаттл) будет очень интересен детям, там много потрясающих интерактивных познавательных аттракционов.
Питание в Бергене. Прошли практически по всему списку подготовленных мной заранее заведений:
Для быстрого обеда между музеями очень пригодится Sostrene Hagelin (Strandgaten 3). Она расположена очень близко к набережной. Я бы назвала это столовой. Рыбный суп, лазанья с рыбным пудингом, рыбные котлеты и другое. Бюджетно и с норвежским духом.
Также очень оценили Special Cafe (Christiesgate 13). Очень вкусная пицца, есть паста, приемлемые цены.
Чуть дальше от центра, около музея науки Møllaren Cafe (Wolffs gate 12). Есть суп, большой выбор пиццы и прочего. Цены средние.
Городским транспортом в Бергене не пользовались за исключением трамвая (!) до аэропорта. Он начал функционировать не очень давно. Отправляется он от центрального парка. Билет можно купить на остановке: нужен на одну зону, он будет стоить всего 37 крон на человека. Идёт около 45 минут.
Место остановки трамвая отмечено синим крестиком.
После Бергена мы перелетали внутренним рейсом в Олесунн. Летели авиакомпанией SAS, билеты вышли на 62 евро на человека. Рейс занял всего 50 минут!
Восхитились системой самостоятельной регистрации на рейс: сначала в автоматах распечатали свои посадочные и там же бирку на чемодан, которую нужно приклеить самому. Затем на следующей стойке ручным сканером считали эту бирку, и чемодан сразу же по ленте уехал от нас куда надо. Заняло 5 минут! А вот на этапе досмотра пришлось постоять подольше.
Олесунн в силу некоторых причин мы изучили лучше всех других городов, об этом дальше.
Олесунн (Ålesund)
Прилетев поздно вечером (22:25) в Олесунн, мы не надеялись на что-то, кроме такси, но по факту нашли автобус, который прекрасно довёз нас до центра. Это автобусы 652 или 672. В обратном направлении ходят 651 и 671.
Для расписания транспорта в Олесунне можно использовать сайт https://frammr.no. Кажется, у него тоже есть приложение. Чтобы найти автобус из аэропорта, выбирайте в качестве начальной точки аэропорт
Ålesund lufthavn Vigra (Giske) и в качестве конечной автовокзал в центре горда Ålesund rutebilstasjon (Ålesund). Билеты покупаются у водителя, автоматов на остановках нет.
В Олесунне мы жили в чудесном доме (части дома) в 20 минутах ходьбы от центра. Ссылка здесь. В квартире было все необходимое и как бонус - собственная небольшая сауна, которая очень нас радовала после ледяных дождей Олесуннa.
В первый день мы посетили небольшой, но приятный музей Олесуннa, также музей югендстиля, посвящённый полному перестраиванию города после пожара. Оба очень уютные и домашние.
Конечно, забрались на шикарную смотровую.
Вид со смотровой в Олесунне
Изначально мы планировали уже на второй день уехать из Олесуннa на Гейрангер, где была забронирована ночевка. Туда нужно было доехать с помощью сложного маршрута из нескольких автобусов и парома, а на обратно был заказан круиз (https://www.geirangerfjord.no/geiranger ... ightseeing). Прогноз с отрицательными температурами и снегом на Гейрангере, а также опыт с накладками с автобусом в Гудвангене убедили нас отменить ночевку на Гейрангере и сделать круговой круиз туда за один день (круизы есть только через день). Таким образом, у нас появился дополнительный день в Олесунне.
Во второй день мы съездили на маяк в Алнесе. (добрались на автобусе, катере и автобусе, маршрут на указанном выше сайте). К слову - транспорт всегда очень точно приходит, можно доверять.
Маяк в Алнесе
Сам остров был красив в суровой дождливой погоде, маяк тоже, но закрыт, к сожалению. Потому что сезон уже закончился. Вернувшись в Олесунн, мы сходили в Атлантический парк, где успели на кормление котиков, это было отличным шоу! Также там кормят пингвинов и выдр (график кормлений здесь http://atlanterhavsparken.no/en/autumn- ... y-program/).
Мы были в аквариуме до закрытия (16:00), а автобусов обратно уже не было, и нас, к тому времени вымокших до нитки за целый день под дождём и особенно во время шоу с котиками под открытым небом (и ветром), согласилась подвезти на машине сотрудница аквариума. Она с видом опытного человека сказала, что приближается шторм.
И действительно, уже в 5 вечера мы были вынуждены засесть дома и включить сауну, поскольку из-за сильного ветра на улицу было уже не высунуться.
Уютно засыпая под завывания шторма, мы ждали волнующей поездки на Гейрангер. Но утром на причале нам с извинениями сказали, что круиз отменён по причине очень высоких волн во фьорде. Так у нас появился ещё один свободный день в Олесунне:)
В этот день кораблик никуда не поплыл
Гейрангер остался несбыточной мечтой, и мы пошли за утешением в туристический центр, потому что идей, что ещё посмотреть в маленьком городке, у нас не было. Они порекомендовали нам круиз по ближайшим островам, и мы согласились. Возможно, в спокойную погоду он и хорош, но поскольку ветер все ещё был силён, нас ждали 2,5 часа качки. Вестибулярный аппарат был испытан на прочность:)
Конечно, унывать мы не стали и, выйдя на сушу (и передохнув на обеде), мы направились на автобусе на остров Valderøya. И остались от него в полном восторге! Изначально нас привлекла пещера, которую мы случайно обнаружили на карте. Выяснилось, что на острове есть природный парк и очень интересные маршруты подъема на гору. И действительно настоящая пещера. Все маршруты мы нашли на картах приложения Maps.me. Пользуемся им уже не первую поездку, чтобы под рукой были карты оффлайн, и тут оно не подвело.
Вход в пещеру
Пещера открытая, чтобы попасть в неё, нужно подняться по каменной тропинке. Тропа мокрая и весьма скользкая, поэтому вновь - без трекинговой обуви не обойтись. Глубоко зайти не получится, проход становится слишком узким, но и так было ощущение настоящего приключения! Далее мы обошли по живописной дороге практически половину острова, после чего предприняли подъем на вершину холма. Подъем также был по тропе из булыжников. Мы новички в трекинге, и нам это показалось почти подвигом, но по пути нам попадались люди, которые с легкостью обгоняли нас, так что сложность маршрута зависит от вашей подготовки:) Наверху было очень красиво! В нашем туристическом опыте таких впечатлений ещё не было! Так что об упущенной возможности съездить на Гейрангер мы не горевали.
Вид с вершины горы на острове Valderøya
Так, из-за непогоды, мы исследовали Олесунн очень подробно. Из кафе и ресторанов могу посоветовать Zuuma (Skansegata 20) - для любителей японской кухни, сырой рыбы - просто рай. И Anno (Apotekergata 9B), около музея югендстиля, пицца и другое, долго работает, приемлемые цены.
Как многие и писали, в Норвегии всюду принимают карты, очень удобно, наличные практически не нужны.
Из Олесунна мы на самолете перелетели в Осло и в тот же день Аэрофлотом улетели в Москву.
Подводя итог, могу сказать, что каждый посещенный город запомнился чем-то своим. И даже суровая осенняя погода нам не помешала насладиться путешествием! Всем, кто соберётся - желаю так же отлично провести время!