Так как Африка ещё не настолько разведана нашими туристами, как Европейские и Азиатские направления, оставлю здесь свои заметки, вдруг они кому-то пригодятся.
Итак маршрут:
День 1: собственно перелёт в Кейптаун с пересадкой в Амстердаме
День 2: Херманус и знакомство с винодельнями
День 3: Boulders Penguin colony, мыс Доброй Надежды, прибытие в Кейптаун
День 4: Столовая гора, Bo-Kaap, Chapman’s peak drive
День 5: смена легкового авто на кэмп-кар, дорога до нац парка Namaqua
День 6: цветущие поля Skilpad в Намаква, пересечение границы с Намибией
День 7: Fish River Canyon, кормление гепардов в Kanaan Desert Retreat
День 8: приезд в Sesriem, полет на вертолете над дюнами
День 9: Дюна 45, Dead Vlei, Solitaire
День 10: Walvis Bay (фламинго), Свакопмунд
День 11: Cape Cross, Spitzkoppe
День 12: Каманьяб, деревня химба
День 13: Erindi private game Reserve (вечернее и ночное сафари)
День 14: утреннее сафари в Эринди, Виндхук, сдача авто
День 15: перелёт в Katima-Mulilo, вечерний Boat cruise по реке Замбези
День 16: Victoria Falls
День 17: переезд в Kasane, boat cruise по реке Чобе
День 18: утренний сафари в нац парке Чобе, перелёт в Йоханнесбург и оттуда ночной перелёт назад в Европу
Даты путешествия 5-23 сентября 2018
Общее расстояние: примерно 3800 км самостоятельно + 600км в последней части маршрута от Катимо (выезды на водопады и в Чобе) - с трансфером
В общем и целом осуществили все, что планировали, за исключением пары поправок. Для себя сделали вывод, что мало времени отвели на сафари. Всех животных мы увидели, но не насмотрелись на них. В следующий раз хотим поехать дня на три на парк с ночёвкой в нем же, и целыми днями колесить там и любоваться на животных.
Скажу сразу, что этот маршрут мы поехали в достаточно расслабленном темпе, на все места ночёвки приезжали раньше, чем планировали, на отдых время оставалось, после заката не ездили совсем. Ещё дома на этапе планирования бронирования всех ночёвок я категорически настояла на сокращении дневных переездов, где это возможно, начитавшись тут же на форуме историй про многочисленные проколотые колеса и не лучшее качество некоторых дорог, встречающихся у нас на пути. У нас с собой было два запасных полноценных колёса, но, к счастью, нам они не понадобились. Ни в какие дорожные приключения мы не попадали (за исключением одного недоразумениям, но об этом позже), а дороги оказались не так ужасны при правильном выборе машины.
Машина:
В ЮАР отличные дороги, поэтому по приезду сразу в аэропорту мы взяли на первые 4 дня VW polo, с полной страховкой в Hertz он нам обошёлся примерно в 80€.
На пятый день мы рано утром сменили легковой автомобиль на equipped campcar. Нашими главным критериями в выборе машины были надежность и удобство. Мы не опытные кэмперы, мой опыт ночевки в палатки до этого ограничивался всего 2мя ночами в каньонах в США, поэтому было важно, чтобы все было максимально просто и удобно. Почему кэмпкар? То, что для нашего маршрута лучше иметь надежную машину 4x4 было понятно сразу (иногда мы ехали и не встречали на своём пути ни одной машины за несколько часов, а телефон предательски часто показывал No service, так что поломаться по пути ну уж очень не хотелось). Так что расходы на хорошую машину были неизбежны. Затем мы начали смотреть места для ночевки в основных локациях, и поняли, что цена за лоджи в нац парках просто зашкаливает, так ещё и самые «недорогие» комнаты за полгода уже были разобраны (для примера в Sossusvlei ещё в марте не было свободных лоджей дешевле 300$-400$ за ночь на двоих на наши даты). Поэтому мы решили брать машину с встроенной палаткой и максимально ее использовать, тем более, что местами по маршруту это добавляло гибкости.
Так вот сравнив цены и условия у разных компаний мы остановились на варианте - компания Bushlore машина TOYOTA LAND CRUISER 4x4-CruCAM https://bushlore.com/toyota-land-cruise ... er-crucam/
Обошлась она нам в 35000 рандов с полной страховкой на двух водителей + депозит 2000 рандов (который вернулся к нам на карту менее, чем за наделю после сдачи авто) на 10 дней + мы-таки на экстренный случай решили арендовать спутниковый телефон, который нам ни разу не пригодился, но придавал нам уверенности и спокойствия, это ещё 200$ USD. Avis за такую же машину просил порядка 50000 рандов. В этой же компании можно выбрать машины ощутимо дешевле, но напомню, что нашими приоритетами являлись комфорт и надежность.
Итак, что в ней есть (можно прочитать это и на сайте, а также найти видео в интернете, я опишу основное из своих впечатлений, и опишу это по-женски, уж простите мою блондинистость):
Надежный проходимый автомобиль; компрессор для изменения давления в шинах (им мы пользовались достаточно часто, так как вес машины с оборудованием - 3т и важно иметь правильно надутые шины при езде по песку или острому гравию), все оборудование, чтобы вы могли вытащить себя из любой ситуации (нам это тоже пригодилось). Два бака бензина около 70л каждый.
Палатка на крыше, которая открывается за одну минуту и у вас уже готовая кровать с небольшим матрасом и разложенными спальниками и подушками, которые не нужно никуда убирать при переездах. Палатка раскладывается действительно просто, а за счёт того, что она очень плотно закрывается крышей, ни пыль, ни песок, ни грязь туда не попадают.
Солнечная батарея на крыше (мы ей не пользовались, так как у нас во всех кемпингах были источники электропитания).
Целый набор розеток 220V прям в самом автомобиле (при подключении к внешнему источнику работают от него, в противном случае - от солнечной батареи), так что без проблем можно зарядить любые устройства.
Душ с горячей водой (кроме как ноги иногда обмыть, мы им не пользовались в итоге, так как души были хорошие в кемпингах). Так же был ещё некий переносной туалет, упакованный в чехол, но он нам не потребовался.
Газовая плита и все кухонные принадлежности (действительно было все, что может потребоваться, даже контейнеры, в которые можно сложить оставшуюся еду и убрать в холодильник. мы, правда, решили все-таки купить себе бумажные тарелки, чтоб поменьше мыть посуду). Стол и два стула.
Два холодильника, которые можно включать и на режим морозилки.
Ещё были такие полезные мелочи как топор, веник и совок для уборки внутри машины, полотенца и простынь тоже имелись в наличии.
Во внутреннем помещении машины много отделений для хранения вещей на молниях, пространства внутри кузова при разложенной кровати хватало для переодевания, было где внутри присесть.
Эта машина рассчитана всего на двоих людей, что нас вполне устраивало.
Единственное, для кого-то может стать минусом - данная прокатная контора, как мы поняли, не разрешает въезжать на машине в Замбию и Зимбабве (но разрешена Ботсвана).
Навигация: у нас были скачаны Карты Maps.me и оффлайн карты google. А также друзья рекомендовали обзавестись картой дорог по Намибии (мы с ней стали сверяться только под конец поездки). По какой-то причине в половине мест Гугл без интернета строить маршруты отказывался, считая начальную или конечную точку маршрута относящейся к пешеходной зоне (а строит в оффлайне он только по автомобильным дорогам). Но maps.me вполне неплохо справлялся с этой задачей, и мы легко находили в нем все кемпинги по названиям. И даже время он нам достаточно точно указывал. Единственное, в maps.me некоторые проселочные грунтовые дороги считаются почему-то пешеходными. Поэтому иногда он для участка в 8 км мог считать время в 1ч20. И как результат предлагал другие объездные пути больше по километражу. Мы его в эти моменты не слушали и ехали коротким путём, с помощью промежуточных точек выстраивая аналогично маршруту, который ещё дома предлагал гугл. Наши друзья по-началу тоже ездили по мапс.ми, но в отличие от нас, они не были довольны этой навигацией в Намибии, и им помогли местные карты с указанием типа покрытия. Но тут, думаю, принципиально важен тип машины. Мы на своей высокой и тяжелой машине что по асфальту, что по грунтовке, даже плохой, ехали с не сильно разной скоростью (100-120 асфальт, 60-90 грунтовка в зависимости от качества). У них же была легковая машина, на которой по асфальту можно газ в пол, а вот на грунтовке приходится совсем ползти.
Бюджет:
Мы ещё не сводили вместе финально все затраты, но основные следующие:
Билеты Краков (мы живём в Польше и прямых рейсов у нас нет) - Амстердам - Кейптаун; Йоханесбург - Амстердам - Краков обошлись порядка 50 тр на человека, из Москвы я видела варианты перелёта дешевле.
Перелет Виндхук - Катимо - 8тр на человека.
Перелёт Касане - Йоханесбург - 18тр на человека.
Машины, как уже сказала, 80$ за первую и 35000 рандов за вторую (+ 200$ за телефон, который был совсем не обязательным). В среднем на основной части маршрута у нас уходил бак бензина в день (50-70 л в день), цена бензина в среднем варьировалась около 15-16 рандов за литр.
Кемпинги 150-300 рандов за ночь за человека. Самый дорогой кемпинг - Camp Elephant в Erindi - 1290 рандов за двоих (но это был лучший кемпинг за поездку).
Гостиницы, где ночевали не в палатке, - 60$-80$ ночь.
Полет на вертолете над дюнами - 8000 рандов на двоих.
Поездка из Катимо с индивидуальным трансфером на водопад Виктория - 6300 рандов на двоих (включая вход в парк и обед в ресторане).
Поездка с тем же трансфером в парк Чобе и ночёвкой в Касане - 9500 рандов на двоих (включая стоимость утреннего сафари и вечернего сафари, гостиницу, обед и ужин в ресторане и завтрак в гостинице).
Въезды в нац парки - около 150 -170 рандов.
Посещение деревни химба - 400 рандов.
Сафари - в Чобе все включено в стоимость трансфера. В Эринди потратили в сумме 3700 рандов: на self-drive safari, утренне сафари и ночное сафари, которое у нас получилось индивидуальным, что и составило большую часть затрат.
Активность с гепардами и boat cruise по Замбези - по 300 рандов с носа.
На еду кроме как в Кейпе тратились мало. Ещё в ЮАР закупили основные продукты в магазине, потом дозакупались только в Свакопмунде.
Прививки и препараты от малярии: как известно, обязательных прививок для посещения Южной Африки и Намибии не требуется. Но мы как сознательные граждане ещё дома сходили ко врачу, специализирующемуся на путешествиях в экзотические страны, который нам порекомендовал обновить прививки, сделанные ещё в детстве. Почему-то в России достаточно халатно относятся к вопросу прививок и их учёту. В Европе все иначе. Так вот многие прививки, которые нам ставят в детстве, годам к 30 заканчивают своё действие. Так что перед поездкой мы обновили прививку 4в1 от дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, добавили ещё к ней тиф на всякий случай (врач предлагал ещё и от бешенства привиться, мы не стали, так как близких контактов с животными не планировали) и заодно привились от гепатитов А и Б, что не сделали в своё время в России. Все это совершенно не обязательно, но по словам 3 местных докторов (я сходила к двум разным и ещё к одному сходил муж), все это крайне желательно сделать, даже если не планируешь выезжать из Европы. От малярии мы также сознательно купили с собой маларон, но пить его в итоге не стали. Пообщавшись с местными решили купить в Африке с собой коартем, который пьют в случае заболевания. По их словам профилактические таблетки мало того, что сильно не полезны для организма и не дают 100% гарантии, так ещё и на ранних стадиях могут сильно смягчить симптомы, что усложнит своевременное выявление болезни.
День 1: прилёт в Кейптаун.
Весь первый день мы летели. Преимуществом для нас перелёта с KLM через Амстердам была короткая пересадка, что позволило на дорогу потратить всего один день и поздно вечером уже быть на месте. Итак, вылетев из дома в 6 утра, в 9 вечера мы уже приземлились в Кейптауне. Практически весь полет небо было абсолютно чистым, так что удалось вдоволь полюбоваться бескрайней Сахарой и невероятным закатом где-то над пустыней Намиб (заснять его, к сожалению, не удалось).
Паспортный контроль прошли быстро, вещи прилетели в сохранности, что радует (так как летаем много и уже сталкивались с ситуациями, когда багаж прилетал только на следующий день). Сразу в аэропорту снимаем наличку. И направляемся за машиной.
Каких-то 15-20 минут и мы уже сидим в машине и знакомимся с правым рулем. Для тех, кто никогда не ездил на праворульной машине, которая вдобавок ещё и на ручной коробке передач (дома-то у нас автомат), достаточно легко и быстро стартуем и даже сразу ровно едем. К счастью, вечером на дорогах было не много машин, так что первый опыт прошёл успешно.
Дней у нас на Кейп всего 3, успеть хочется много всего. На сам Кейптаун у нас запланирован последний из трёх дней, а пока направляемся к океану.
По пути пока особой разницы с Европой/Америкой не замечаем, кроме решёток на окнах домов.
Ночевали в ближайшем городе на берегу по маршруту - Gordons Bay, отель Krystal Beach https://sp.booking.com/?aid=325219 - 1060 рандов ночь. Отличный отель с подземной парковкой и просторными номерами. Сразу по приезду ложимся спать, день был долгим.
День 2: Херманус, фотоохота на кита и южноафриканское вино.
Проснувшись сразу идём к побережью Атлантического океана. Как жаль, что мы видимся так редко! По пути оценили небольшую прогулочную набережную, идущую мимо нашего отеля. Вдоль - стоят яхты, расположились явно дорогие дома, милые на вид кафе, мост в голландском стиле. Мы точно в Африку приехали?
Едем в Херманус. Навигатор предлагает два пути - короткий и вдоль побережья. Конечно вдоль побережья! Какой же это был правильный выбор! Одна из самых красивых наших дорог - по побережью вдоль Kogelberg парка.
Невероятные виды! Горы, океан, насыщенные цвета - как будто фотообои! Несколько раз останавливаемся, чтобы сфотографировать и перевести дух от красоты. Охватывает невероятное чувство восторга, давно меня так ничего не впечатляло.
На одном из мест остановки встречаем банду местных павианов. Повсюду знаки «не кормить обезьян». Выходить из машины к ним на встречу желания нет, но посмотреть из окна интересно. В дальнейшем нам их сородичи ещё и дорогу перейдут по пути.
Проезжаем вдоль пары прибрежных городков. Все очень аккуратно, красиво, спокойно, без решёток и заборов.
Приезжаем в Херманус. Впервые сталкиваемся с системой, когда «парковщики»-зазывалы бродяжного вида просят donation. Ничего не даем, так как мелких денег нет.
Херманус - место, где киты подходят настолько близко к берегу, что их можно увидеть прям с набережной. Время для наблюдения за китами - сентябрь-ноябрь. В конце сентября даже фестиваль, посвящённый китам, устраивается в городе. Прогулялись по набережной, китов пока не обнаружили, зато обнаружили даманов. И очаровательного местного старичка, кормящего их.
Следуя за даманом, немного спускаемся по скалам за старым портом, и тут замечаем увеличившиеся волны и выглянувший из под воды заветный плавник! Киты!
Несмотря на то, что плавник от нас достаточно далеко, мы с полным ощущением «выполненного долга» довольные наконец идём завтракать в прибрежное кафе. Пока сидим завтракаем, замечаем вокруг оживлённость: снова китов видно! Мне даже с места вставать не пришлось, чтобы увидеть фонтанчики.
Увидеть китов не было важной целью для нас, но как же было приятно!
Из Хермануса мы направляемся на дегустацию вин.
Винодельня Creation Wines. Винодельня молодая, ее организовала семейная пара - швейцарец и местная девушка голландского происхождения. Хозяина мы встретили в ресторане на дегустации. Мы выбираем сет из 6 блюд небольшого размера и 6 вин. В качестве комплимента нас угостили шампанским с соседней винодельни. Из всех вин больше всего нам понравился Savignon Blanc. Еда понравилась вся!
Это баранина в их исполнении:
Наверное, это самый вкусный ресторан у нас за всю поездку. Покупаем с собой 3 разные бутылки вина, они нам скрасят намибийские вечера.
Едем дальше. Виды по-прежнему необыкновенные!
Океан сменился горными пейзажами, где-то вдалеке на вершинах ещё лежит снег, а в долине цветущие луга и невероятное количество пасущихся овец.
Ночевка у нас запланирована в Франшхуке. Я по-началу расстраивалась, так как, когда нанесла на карту детали маршрута с винодельнями, которые мы решили посетить, стало очевидно, что ночевать надо было ближе к Стелленбох. Но стоило нам только приехать на наше место ночлега, и все мои сомнения и печали развеялись. Ночь в Centre-Ville guest house https://sp.booking.com/?aid=325219 точно станет одной из самой запомнившейся из всех наших поездок. Хозяева - пожилая пара, явно с аристократическими корнями. У жены голландское происхождение. У мужа - британское. На стенах висят старинные семейные фотографии. Оказывается, брат деда текущей владелицы - Вильгельм Конрад Рентген, тот самый, который изобрёл рентген и получил нобелевскую премию за него. Ее дед, будучи врачом, уехал в Африку в качестве врача-миссионера. В доме куча старинных деталей. Нас сразу заселили в комнату дороже, чем мы бронировали, просто потому, что она была свободной. По словам владельцев, городок абсолютно безопасный и для прогулки в темное время суток.
Утром нас ждал полный английский завтрак с невероятной сервировкой.
Для ужина мы выбрали ресторан при винодельни Tokara. Я пробую свой первый стейк из антилопы (как и все последующие - говядина значительно вкусней). Пробуем два вида рекомендованного вина. И вино и блюда в Creation нам понравились больше, но место все равно достойно посещения.
После ресторана возвращаемся в наш гестхаус, где нас ждёт тёплое электрическое одеяло.
День 3: окрестности Кейпа и его основные достопримечательности.
Так как времени у нас очень ограниченно, нам необходимо двигаться дальше, а как же хочется ещё поездить по виноградникам. Дегустировать вино с раннего утра мы не готовы, но решаем заглянуть на еще одну винодельню просто для прогулки. По совету владельца нашего гестхауса едем в Delaire Graff estate. Винодельня действительно известная, но больше не вином, а своими видами. Виноград ещё абсолютно голый, что не удивительно, так как в Южной Африке сейчас ранняя весна, но вид все равно приятный.
Задерживаться надолго времени нет, сегодня у нас обширные планы.
Следующий пункт назначения - Boulders Penguin colony.
Где-то по пути из Стеленбоха проезжаем мимо первых трущоб.
Снова выезжаем к океану, проезжаем сквозь города, видим, как дорогие районы соседствуют с бедными, а с другой стороны простираются бесконечно длинные белоснежные пляжи.
Погода меняется буквально каждые 15 минут: то солнце, то набегают тучи, поднимается ветер, то начинается дождь, а потом так же резко снова выходит солнце. Вообще в плане погоды нам сказали, что нам «повезло» и мы застали особенно холодные дни. Буквально на следующий день после нашего отъезда из Кейптауна, на Столовой горе выпал снег.
Приезжаем к пляжу Боулдерс, где обосновались пингвины.
Рядом с парковкой местные в нарядах какого-то из племён развлекает туристов песнями и плясками. Кто-то торгует сувенирами. Мы проходим мимо. Чтобы посмотреть на пингвинов, нужно купить билет на вход. От входа проложена дорожка и есть две основные смотровые точки. Но пингвинов так много, что они уже заняли не только пляж, но и все кусты вокруг! Очень забавные создания. При нас многие пингвины сидели на гнёздах и грели своих птенцов. Несмотря на внешнюю безобидность и неуклюжесть, пингвин может зашипеть и ощутимо ущипнуть, если к нему приставать, так что это строго запрещено.
Перед тем, как ехать, мы прочитали в интернете, что соседний пляж довольно дикий, и, если повезёт, то иногда пингвины на него тоже приплывают. Так что мы решили это проверить. Пляж этот похож на картинку с рекламного проспекта туристической компании: лазурная вода, белый песок, живописные камни, не хватало только пальмы с падающим кокосом и температуры повыше.
Именно в этом месте мы встретили первых за поездку русских. Видимо, наш народ африканской зимой не испугать, так что они купались (на улице +14 и вода по ощущениям примерно такая же). Это напомнило мне об одном из самых распространённых вопросов, который мне задавали перед поездкой: «Как это там холодно? Это же Африка!»
Вообще надо сказать, наших соотечественников мы встречали за поездку очень редко. А именно 4 раза: вот на этом пляже, второй - в dead vlei наблюдали как какой-то блогер безуспешно пытался объяснить китаянке, что не стоит рядом с ним становиться и что-то снимать, так как его записывают на видео для программы; третий - в ресторане в Виндхуке; ну и четвёртый - в аэропорту Йоханнесбурга. Вот как-то и все, не встретили мы больше русскоговорящих. В основном там путешествуют немцы, британцы, голландцы, также видели достаточно много французов (или бельгийцев?), и уже меньше испанцев, итальянцев, американцев и китайцев.
Возвращаясь к нашему пляжу - один пингвин таки приплыл. Важно вышел на берег и пошёл куда-то по ступеням вверх по своим делам, совершенно не обращая внимания на уставившихся на него туристов.
После прогулки пообедали в ресторанчике Harbourview. Они специализируются на морепродуктах. Попробовали местные устрицы - ни в какое сравнение с французскими не идут, мидии зачем-то залили сомнительным соусом, а вот креветки и кальмары были неплохи. Познакомилось с местным сидром, в последствии достаточно часто его заказывали - Hunters dry.
Следующим пунктом программы на этот день был Мыс Доброй Надежды. В мои планы входило пройтись там пешком и, по возможности, дойти не только до смотровой Cape Point, но и до самого мыса. Но погода и наша нерасторопность в начале дня внесли свои коррективы. В итоге мы въехали в ворота нац парка в 4 часа дня, табличка на въезде гласила, что у нас всего два часа на все про все, в том числе на дорогу назад до гейта. В итоге мы только поднялись на смотровую к маяку на подъемнике, о чем ни разу не пожалели, так как поднялся сильный холодный ветер, и пешком мы далеко не ушли бы. Назад тоже спускались на фуникулере уже в гордом одиночестве под звуки барабанящего в окна дождя.
И пусть этот мыс все-таки не является самой южной точкой Африки, место все равно впечатляющее и наполненное совершенным ощущением свободы.
Путь в Кейптаун на наше новое место ночевки мы снова прокладываем вдоль берега, на этот раз через дорогу Chapman’s peak drive.
Дорога безумно живописна. Проехать по ней стоит каждому, приезжающему в город. Проезд по ней платный, но стоит каких-то 40 рандов, если я не ошибаюсь, и оно того, определенно стоит. Много площадок для остановки с видом на скалы, океан и приближающийся город. Многие люди приезжают с едой и вином на центральную смотровую точку, чтобы встретить закат. Мы дожидаться заката не стали, солнце все равно садилось в облака, а мы к тому времени уже замёрзли, и согревающих напитков с собой не было. Но было принято решение вернуться на это место ещё днём, так как при дневном свете красноватые скалы явно должны выглядеть ещё живописней.
Доезжаем до наших апартаментов. Отличные апартаменты в районе Green Point - https://abnb.me/rRiNO7ZjCQ есть охраняемый паркинг, рядом много кафе, владельцы с радостью делятся советами (у них даже гид составлен с основной информацией и лежит в квартире).
Поужинали отличным стейком в соседней мясной лавке - The Butcher Man.