21.10
Порто - Пиньян (Pinhão)
Завтрак
В 7:50 проходим шлюз Crestuma-Lever
В 10:50 еще один шлюз Carrapatelo
В 11:50 наша харизматичная круиз директор Мария-Елена рассказывает о программе на предстоящую неделю, нам раздают анкеты и просят отметить, в каких экскурсиях мы намерены принять участие (потом в автобусах проверяют по списку, все ли на месте)
Обед
В 13:40 опять шлюз Bagaúste
Потом развлечение - шеф-повар и его помощник учат нас выпекать Pasteis de Nata - эти знаменитые трациционные пирожные на корабле были бесподобно хороши
В 15:30 прибываем в Пиньян. Экскурсии здесь никакой не предусмотрено, гуляем сами.
Чай в лаунже (пропустили)
В 18:40 - приветственный капитанский коктейль
Ежедневное выступление круиз-директора о программе на завтра
Гала ужин - меню я выкладывала
Вечером была музыкальная викторина (живая музыка - весь круиз на синтезаторе играл один музыкант Луиш, очень симпатичный и приветливый), до участия в викторине дело не дошло. На время круиза переквалифицировались из сов в жаворонков - вставали ни свет-ни заря, а после ужина уже глаза начинали слипаться...
В этот день мы сполна смогли насладиться видами на долину Дору. Этот регион в 2001 году объявлен культурным наследием ЮНЕСКО. Его никак нельзя назвать густонаселенным - изредка встречались небольшие деревни, фермы, повсюду на склонах виноградники и кинты. Quinta - в Португалии то же самое, что шато во Франции или бодега в Испании.
Мы не могли оторваться от пасторальных пейзажей, поэтому даже пропустили лекцию о виноделии в долине Дору, решив, что прочитать об этом можно и самим, позже, а эти красоты - только здесь и сейчас.
Само название Douro восходит к кельтам, и на их языке просто означало «вода». В Испании река называется Duero. Ее исток находится в горах Пикос де Урбион, на высоте 2157 метров.
На протяжении 112 километров река служит границей между Испанией и Португалией, и затем несет свои воды по португальской земле, к Порто, и там впадает в Атлантический океан.
Общая длина реки - 897 км, из них судоходны всего 210 км.
До относительно недавних времен навигация по Дору была весьма опасной, здесь разливы реки и наводнения часто чередовались с обмелением в связи с засухой. Традиционные лодки (barcos rabelos), которые использовались для вывоза «жидкого золота» (портвейна) имели плоское дно и малую осадку.
Кроме того, кое-где русло реки такое узкое, особенно в верхнем течении, над Пиньяном, со дна поднимаются острые скалы - что река на этом отрезке долго была несудоходной.
Ситуация изменилась не так давно, когда здесь построили систему из 15и дамб и шлюзов; 5 из них в Испании, 5 на так называемом «международном участке» и 5 в Португалии. Строительство заняло несколько десятилетий с 1950х до 1986.
Теперь судоходный участок представляет из себя ленту из нескольких озёр.
Максимальный размер кораблей для Дору определяется размером шлюзов. Длина не должна превышать 89 метров, ширина - 11. Максимальная допустимая осадка 3,8м.
Объем воды, закачиваемой в шлюз для прохождения корабля равен 28000 кубических метров.
Дамбу и шлюз Crestuma мы утром пропустили, но это не страшно, увидим на обратном пути.
На нашем пути встречаются сначала только деревни. Каждая из них известна чем-то особенным: в одной (Gondomar) делают красивые ювелирные изделия из золота, другая (Rio Mao) является центром пчеловодства, славится прекрасным мёдом, третья (Tâmega) - термальными курортами.
Постепенно поросшие лесом склоны уступают место виноградникам, их становится все больше и больше. Кстати, почти все виноградники расположены на склонах горизонтально и все работы до сих пор производятся вручную. И лишь кое-где встречается новаторство - вертикальное расположение, которое позволяет обрабатывать лозу с использованием средств механизации - небольших тракторов.
В той части долины, которую мы проходим, большинство винодельческих хозяйств производят Vinho Verde - знаменитое «зеленое вино».
Мосты над Дору впечатляют своими размерами. Этот мост соединяющий два городка - Penafiel и Castelo de Paiva, расположенных на противоположных берегах - был построен на месте старого, служившего еще с конца 19 века. В 2001 году здесь случилась ужасная трагедия: во время весеннего наводнения смыло железную конструкцию моста, и в воду рухнул автобус с пассажирами и несколько машин, погибло 59 человек. У моста стоит памятник - двенадцатиметровый ангел, и на постаменте имена всех жертв.
Castelo de Paiva - очень древнее поселение, существовало уже в 9 веке, а в начале 16 века получило статус города.
Характер берегов все время меняется. Проходим мимо городков, густых лесов, почти не видно автомобильных дорог.