"Вы летите в Тегерак?"
Да, да, именно так нас спросила девушка, оформлявшая билеты на вылет из Внуково. К этому моменту такого рода вопросы нас уже не раздражали, мы не начинали с жаром тычить пальцем в географическую карту мира, взывая к разуму людей и показывая очевидную разницу между Ираном и Ираком. Потому что как правило просветления у собеседников не наступало. Далее, как по сценарию следовали стандартные вопросы: «Там же стреляют! А в Сирию вы не хотите? Дальше в Афганистан поедите? Там же исламисты, вас же не выпустят».
Если для близких людей мы, не жалея времени и сил как можно подробнее рассказывали о наших планах, безжалостно разрушая их стереотипы, вбитые в голову то ли современными средствами массовой информации, то ли силой репортажей из давно забытой телевизионной программы Генриха Боровика «Международное обозрение» восемь лет рассказывающей об ужасах Ирано-Иракской войны.То в случае с малознакомыми людьми мы предпочитали отмалчиваться или просто соглашаться на предложенные варианты. В Тегерак, так в Тегерак…
Иногда мы приоткрывали секрет и говорили, что собираемся в Персию. Часто этот ход имел успех, потому что уровень подозрительности и недоверия к нам у окружающих снижался вполне до приемлемого уровня кручения пальцем у виска.
Несмотря ни на что мы страстно хотели попасть в Иран. Мы больше года мечтали увидеть своими глазами Персеполь и Накше-Рустам, замереть от удивления в зеркальных мечетях Шираза, искупаться в Персидском заливе, залезть на красные горы остова Ормуз. Еще мы желали вернуться на настоящие, не туристические восточные базары, влиться в бурлящий поток людей, не уставать удивляться окружающей нас обычной и в тот же момент совершенно необычной жизни.
Мы не сразу поняли, что Ближний Восток по-настоящему близок нам. Не могу сказать, что любовь появилась с первого взгляда. Скорее наоборот. Покатавшись в 2015 году на автомобиле по турецкому Курдистану в рамках нашего большого турецкого похода, мы вернулись домой морально подавленными и уставшими от бардака, бедности и «экзотичности» жизни людей в тех местах.
Я очень ценю опыт, приобретенный мною в ходе того турне. Мне удалось, пусть не сразу, понять и принять тот факт, что мир не замыкается на «европейской» модели жизни, а гораздо многообразней. Если немного отойти от кажущихся незыблемыми норм поведения «нормальных» людей, то от этого мир скорее выиграет, чем проиграет. Да, люди станут по-другому одеваться, дома из разряда архитектурных достопримечательностей превратятся в утилитарные коробки для жилья, почти совсем из окружающего ландшафта пропадет зеленый цвет, на улицах между домов будет много мусора и играющих на проезжей части детей. Но вместе с тем придет ощущение уникальности происходящего вокруг. Можно почувствовать себя гостем, и в какой-то степени «звездой», потому что люди часто будут интересоваться откуда ты, и стремиться сфотографироваться с тобой. Можно окунуться в совершенно не привычную для нас обстановку, полную взрывной жизненной энергии, протекающей при этом как бы в замедленном темпоритме восточного менталитета.
И, пожалуй, самое главное для нас, находясь в тех местах можно легко прикоснуться к истокам главнейших цивилизаций, оказавших впоследствии влияние как на западную, так и, как следствие, на русскую культурную традицию. Пусть Вавилона и Мидии, Византии, империй Ахаменидов и Сасанидов нет сейчас, зато на Ближнем Востоке легко встретить камни, которые помнят их, а также поступь войск Александра Великого, Ксеркса, или Куруша Великого.
Для читателей, ограниченных во времени, или только готовящих свое путешествие быстро пробегусь по техническим аспектам реализации пройденного нами маршрута.
На вопрос: «Стоит ли ехать в Иран?», отвечаю «Если это направление интересно, стоит однозначно». Причем как можно скорее. В октябре 2018г. мы столкнулись с последствиями экономического кризиса в Иране. Курс риала за полгода упал почти в 3 раза, сильно сократилась покупательская способность населения, санкции давят, репутация на международном уровне «не очень», въездной и внутренний туризм сокращается. Что беда для иранцев, то для иностранных туристов профит. Качество услуг туриндустрии пока осталось прежним, при этом цены в евро на гостиницы, такси, авиаперелеты, рестораны, музеи, сувениры сильно снизились. За номер в 3-4* отеле по- прежнему приходится расплачиваться несколькими миллионами риалов, зато в евро это уже не 40-50, а 15-20 единиц европейской валюты. Причем крупные и сетевые отели обладают большей инерцией и повышают цены гораздо медленнее, чем ушлые частники, которые держат ухо востро, и запросто могут запросить оплату не в местной, а в твердой валюте. Знакомая ситуация, не правда ли?
Велосипед мы не изобретали. За полгода подписались на рассылку авикомпании Buta, дождались начала продаж билетов Москва-Баку-Тегеран, и купили их по невозвратному тарифу за 20 000 рублей в оба конца на двоих с одним багажом, поскольку реально маячила перспектива покупки в Иране «медного таза», то есть сувениров.
Подали заявление на эл.визу где-то за 2 месяца до вылета на сайте посольства ИРИ. Зная, что получение референс кода, как и визы в консульстве напоминает то ли игру в рулетку, то ли черный ящик, сильно не беспокоились. Заветное письмо пришло на почту не в заявленный срок 5 рабочих дней, а где-то через две недели.
Решение оставить на бабушку 10-летнюю дочь, а машинку, безотказно возившую нас по другим странам во дворе дома, оказалось верным.
Впервые оказавшись без машины под попой именно в Иране, мы нисколько об этом не пожалели. Учитывая отлаженную сеть междугороднего сообщения, комфорт VIP автобусов, легкость покупки билетов на самолет, а главное доступные для нас цены, передвижение по стране стало приятным времяпрепровождением. (авиаперёлет на двоих Шираз - Кешм 2100 руб., автобус на 600 км. 560 руб.).
Олег.
Сразу для себя вывел простую и довольно точную, как оказалось, формулу пересчёта в рубли – делил риалы на 2000. Ну, если точнее, отбрасывал 3 ноля и пополам остаток. Пересчитывал в начале через доллар, получалось почти так, погрешность маленькая. К концу поездки, когда пришлось поменять ещё немного денег, погрешность чуть увеличилась в выгодную сторону. Советую всем сразу «автоматизировать» процесс пересчёта любой цены в родную валюту и так определять, стоит ли оно этих денег.
Кстати, приводимые тут цены в рублях можно по обратной формуле переводить в риалы, чтобы получать стоимость услуг в риалах. Платили то в них.
Надобность изучать систему общественного транспорта отпала с осознанием того, что таксист за 30-60 руб. переместит из одной точки города в другую. Конечно, 50 км от аэропорта IKA до Тегерана стоит дороже, но согласитесь, мало где можно доехать из аэропорта до столицы за 350 руб. Отдельно нужно обозначить расходы при найме гидов для удаленных выездов. Стоимость от 10 до25 евро на целый день из Кермана в пустыню КаЛют через крепость Раен, и полдня из Шираза в Персеполь и Накше-Рустам, 5 часов на острове Ормуз (Хормуз) нас устроила.
Связь посредством гостевой симки IranCell нареканий не вызвала. Брали две симки на 3 и на 5 ГБ. Интернет был всегда, причём надежнее, чем при подключении черезWi-Fi в гостиницах. Позволял в пути на хорошей скорости работать с картами, поиском и соцсетями. Если, где связь и пропадала, так может быть несколько раз на горных перевалах за 2500 метров. Симку покупали по прилету в аэропорту. Будьте готовы к тому, что если вы, как и мы пойдете покупать симку сразу по прилету ночью, то данные о прохождении паспортного контроля могут быть еще не доступны и покупку придется отложить до утра.
В новостях проходила новость что в Иране где-то с 2019 года будет доступна российская карта Мир. Это сильно упростило бы денежные операции, но что-то подсказывает мне, что дела на востоке быстро не делаются… Нам пришлось вспомнить время, когда деревья были большими, а пачки наличных денег толстыми. По совету опытных форумчан воспользовались обменником на втором этаже аэропорта. Не пожалели. Курс 132 000риал за доллар в день прилета и 142 000 риал через 18 дней в день отлета.
Олег.
В Иране, вопреки моим представлениям, отлично развита система электронных платежей. Картами расплачиваются буквально везде, от магазинов и отелей, до рынков. Я не ожидал такого, используют их больше, чем у нас. Вот только чисто внутренние карты, международные, увы, пока не светят даже в далёкой перспективе. Поэтому не желающие таскать пачки наличных, могут заморочиться и оформить Mahcard для туристов.
Бронировали только первую гостинцу по маршруту. Через HotelQuickly, что было намного дешевле официального сайта отеля. Выбрали IBIS из-за шаговой доступности из аэропорта при позднем прилете. Да еще побаивались вопросов и проверок при паспортном контроле на границе. Никто ничего не спрашивал. Особенности получения иранской «визы» расскажу позже.
Гостиницы выбирали за день до смены места дислокации или прямо в автобусе. При поиске использовали местные сайты первый и второй, но потом перешли просто на карты гугл, там довольно неплохо отображены места размещения в Иране, а отзывы можно и на других сайтах почитать. На эл.бронь не надеялись, звонили и договаривались сами.
Проблем с общением не было. Почти везде, в гостинице, на автобусной станции, в аэропорту, на улице всегда находился англоговорящий человек. Знание числительных и 7 слов вежливости на фарси помогало найти выход из любых ситуаций.
Поначалу, когда еще не научились покупать билеты на автобус сами просили портье в гостинице на фарси написать примерно такой текст «Мы едем в Хамадан. Помогите купить билет на ближайший VIP автобус»
Вообще большинство вопросов мы решали в гостинице с англоговорящим персоналом. В первую очередь оплата депозита безналом для брони следующей гостиницы. Закономерность выявить не удалось, почему одни отели требуют депозит, а другие нет. Можно было и не бронировать заранее, а заселяться по факту, но нам было приятно выходя из автобуса назвать таксисту отель и уверенно плюхнуться в раздолбанное нутро желтой машинки. Если таксист дороги не знал (такое тоже часто бывало), нужно было просто позвонить в отель и попросить на ресепшене объяснить ему дорогу ну фарси.
Удобно, когда такси до терминала (автобусной станции) вызывает администратор и на родном языке объясняет водителю, куда надо отвезти беспомощных с их точки зрения, но таких милых русских туристов.
В общем, вы поняли- общение на фарси и пантомима не всегда давала желаемый результат, а звонок другу и привлечение средств визуализации GoogleMap с фотографиями объектов всегда позволяли попасть нам точно в запланированное место.
Олег.
Учтите, что в половине случаев донести до таксиста цель поездки – задача весьма не тривиальная. Мне показалось, что навигаторы они рассматривают с живейшим интересом людей, впервые увидевших прикольную картинку и никак не соотносящих её со своим местоположением. Даже усердное тыканье пальцем в точку навигатора с повтором «До!», «Ю!», «Ты!» не приносит результата. Произношение цели нами на фарси тоже, судя по всему, хромает… Чаще всего в таких случаях помогали фотографии, но это если в известное место ехали. А так, даже не всегда помню, каким именно образом удавалось объяснить цель. Ну и сами таксисты те ещё. Больше половины из них не знала, как «туда» ехать и, особенно во второй части пути, периодически пользовалась самым древним навигатором – в окно спрашивали дорогу у других водителей или прохожих!
Ответственно заявляю, что в октябре 2018г. считаю Иран самым безопасным, интересным и доступным направлением, при условии, что пляжный отдых в привычном формате не планируется.
Пожалуй, все… Заканчиваю «поучать», начинаю вспоминать и еще раз проживать наши удивительные 18 октябрьских дней 2018г. в Иране. Ведь для чего еще пишутся отчеты? Чтобы продлить путешествие. Пока отчет не закончен, мы по-прежнему в пути.
Этот рассказ, как и предыдущие мы будем вести вдвоем. Я, Ира – шрифтом черного цвета, а Олег зеленым шрифтом будет вносить в мое бла-бла-бла зерна рационального и здравого смысла с краткими и точными характеристиками.