До аэропорта доехали без приключений, отстояли небольшую, но шумную очередь, состоящую в основном из бангладешцев (сезон трудовой миграции? какого чёрта из Саудовской Аравии в Бахрейн летит куча бангладешцев с горой барахла?), и наши паспорта украсились выездными овальными штампами КСА. Надо сказать, что саудовские погранцы не особо заморачиваются оставшимся количеством страниц в твоём паспорте и без раздумий херачат свой оттиск прямо в центр пустой страницы (спасибо, что хоть не последний разворот изгадили), а просить их о чём-либо проблематично. Время до посадки коротали в бизнес-лаунже, безалкогольном, разумеется.
Полёт из Эр-Рияда до Манамы занимает около часа, и в начале 9-го мы уже проходили паспортный контроль. Сейчас всё стало просто, заполняешь анкету из 4 пунктов, платишь 5 бахрейнских динаров, и — вэлкам ту Бахрейн. Местный динар, кстати — валюта дорогая, за один дают аж 2 доллара 64 цента. Курс обмена как до, так и после паспортного контроля одинаков.
Ещё минус десять потратили в рентакаре. В Бахрейне внедорожные подвиги не запланированы, поэтому тут нам достаточно простенькой Киа.
И вот уже под колёсами разматывается лента шоссе, ведущего из аэропорта, а на горизонте встают небоскрёбы Манамы.
Бахрейн — малюсенькое государство, помещающееся в Персидском заливе на трёх островах побольше и кучке совсем маленьких. Размеры самого большого острова – всего-то 50 на 17,5 км. Мост длиной 25 км соединяет Бахрейн с Саудовской Аравией, все прочие контакты с внешним миром — по морю или воздуху. Нам трудно представить, как можно жить в государстве, которое при большом желании можно пройти пешком от края до края за один день. Основные доходы — естественно, от экспорта нефти и газа, туризм тоже играет не последнюю роль, хотя и ездят сюда в основном соседи – арабы, потому что в Бахрейне самые либеральные среди соседей по полуострову нравы. Слышал где-то, что саудиты ласково говорят про Бахрейн «наш бар». Впрочем, остров является также опорной базой V Флота США в Персидском заливе, доходы от этой ренты также должны составлять немаленькую сумму.
Вид на антенны американской базы.
Количество достопримечательностей вполне соответствует размерам острова, а их качество даже не дотягивает до соответствия; как бы то ни было, в этом списке не более 10 позиций, и мы сразу двинулись по местам их дислокации. В районе аэропорта (который расположен на отдельном островке Муххарак) и вдоль побережья столица застроена эффектными высотками, по мере продвижения на юг дома постепенно становятся ниже, вырождаясь в итоге в что-то типа сплошной промзоны. По сторонам, куда хватает глаз, тянутся трубы различных диаметров и цветов, хаотично переплетаясь; стоят нефтекачалки, заводики разной направленности и песчаные карьеры сменяют каменоломни и какие-то производственные здания, чьё назначение с первого взгляда определить не удаётся, и всё это разбавлено песчаными пыльными пустырями. Плотность дорожной сети невероятная — практически каждые 300-400 метров следуют перекрёстки асфальтовых дорог, причём безо всяких обозначений, такое ощущение, что асфальт тянули к каждой дырке, просверленной в земле, благо, что всё тут рядом. Из-за этого навигация в южной части острова почти не имеет смысла, надо задать только конечный пункт, а проехать к нему можно десятью разными способами.