Фраза почти идеально описывающая ситуацию, сложившуюся летом. Знакомая рассказала, как съездила в Италию (включая кругленькую сумму, про... ээ... потраченную за 11 дней), обмолвившись, что на следующий год планирует посетить Японию.
"Ну нифига себе у нас несчастные бюджетники-врачи живут", подумал Штирлиц". Обозвав дурой и сказав затверженную истину, что это ж так дорого, поди дороже, чем в Европу, да еще и визу делать, сложно/впадлу/лень (до этого все время катался по безвизовым локациям, сделав единственную свою визу в Камбоджу - непосредственно на границе), немедленно полез искать билеты (чтобы сэкономить глупой женщине денег, да и просто из интереса). И, что характерно, нашел. Более того: нашел, что, оказывается, с прошлого года упрощён порядок получения туристической визы: не требуется приглашение!
Оказалось, что у S7 из Новосибирска с июня появились прямые рейсы в Токио по вполне гуманному прайсу, а ещё - по промо-тарифам за мили, в достаточном количестве накопившиеся у меня с предыдущих полётов. Ну, в почти достаточном: по здравому размышлению (впрочем, недостаточно здравому, как показала практика), с применением школьного курса математики, решено было взять билеты двумя пачками: Красноярск-Новосибирск-Красноярск и Новосибирск-Токио-Новосибирск (все важные цифры буду дублировать в раздел про бюджет): 9000р + (3000р+24000миль). Таки да: перелеты Красноярск-Токио-Красноярск обошлись мне всего в 12 тысяч вечнодеревянных, что, согласитесь, сущие копейки в наше непростое время.
Здравое размышление заняло почти две недели: я ведь планировал/мечтал снова встретить день рождения в Таиланде или где-нибудь в этом районе, в ЮВА, с тропическими фруктами, в тепле, половых излишествах и беспробудном алкоголизме (на самом деле нет), и как раз в это время ждал выхода расписания рейсов вышеуказанной авиакомпании в Бангкок на следующий сезон (больше никто и никуда от нас, из Красноярска, толком и не летает).
Оказалось что "зеленые" открыли рейсы не то чтоб по очень приятным ценам, да к тому же первый рейс - аж с ноября, что меня категорически не устраивало (см. пункт про ДР, к тому же отпуск уже запланирован на работе, и, более того, даже перенесен аж двумя разными заявлениями именно на октябрь). Короче говоря это стало последней каплей; плюс, в общем-то можно считать поездку в Японию и моей собственной, хоть уже и поугасшей, фоновой, но мечтой: многие десятки (сотни?..) часов просмотренного, в свое время, аниме не прошли даром. Опять же, кой-какие познания в языке, прочие культурные ассоциации (еда, чай, кэндо, литература) и целый живой поросёнок Пётр, свинтивший на тракторе из Рашки в Япошку в друзьях, проживающий уже несколько лет в Токио, и которого я не видел во плоти уже лет семь, - все это только усиливало желание попробовать утрамбовать свой бюджет, затянуть пояс, и вообще держаться, но хоть на пару недель, да срулить в Страну-Восходящего-Какого-Хрена?!
Бюджет.
"если есть в кармане пачка сигарет..."
Да, думаю самое время прервать повествование расчетами. Без них - никуда. С весны лежала нычка в размере 700 уёв (по 57.3!) без которой бы явно ничего не вышло: курс уже тогда пополз вверх, а в конце августа и вовсе неприлично скакнул аж до 67 (впрочем сейчас, на момент написания отчета, "аж" уже превратилось в "всего"). Йена тоже неплохо поплавала в это время, а посему - тут будут вперемежку цены в йенах, рублях и баксах, по фактическим расходам. Итого 1000$, которые я брал с собой, обошлись мне по курсу в среднем 60.2, еще 10000 йен снял с банкомата 7/11; плюс кое-что покупал прямо с рублёвой визы (сувениры/гостинцы да вкусняшки/чай себе домой, плюс 1 перекус в кафе).
Рублёвые траты:
Билеты на самолет 12098
Виза 2000 (сама по себе японская виза бесплатна, но в Красноярске нет консульства; плата за услуги агентства, отправляющего документы)
Страховка 1147
JR Pass на 7 дней 18515
8 ночей, отель в Токио 23252 (37700 йен) Ryogoku Pearl
4 ночи отель в Осаке 6444 (10227 йен) Juso Fine (с завтраком)
Такси, Емельяново 1500+1600=3100
Траты в йенах:
2 ночи отель в Токио: 14400 (7803 р) - Cerezo (с завтраком!)
Симка (интернет) 3240 (1756р; ГБ трафика по факту немного не хватило, стоило брать U-mobile 3.5 за 4000; экономия вылилась в необходимость ловить вайфай в последние 2 дня)
Аэроэкспресс (Keisei line) 1240+1050=2290 (туда-обратно, 1241р)
Ежедневные расходы из расчета в среднем 6500 йен в сутки (59$)
Внеплановые траты, которые я тоже посчитаю в рублях:
+10000 йен: 6336
5$ на баланс Viber 332
Оплачено с карты 9500~
В сумме - примерно 16000р сверху, что в принципе укладывается в разумный запас, который всегда нужно делать при любых расчетах. Можно сказать что как раз вся эта сумма и ушла в итоге на необязательные покупки (сувениры, в том числе один крупный, за который предлагали отдать деньги, куча чая и вкусняшек, плюс какие-то шмотки для себя, любимого), и при расчете основного бюджета ее можно выкинуть.
Итого выходит, что сам по себе переезд/перелёт и двухнедельное проживание (с учетом страховки, визы, сим-карты, такси и аэроэкспресса, т.е. то, что можно было бы считать турпакетом) обошлись мне "всего" в 59 тысяч рублей. Если считать с недельным JR-pass'ом, то 77.5 (без него у меня бы конечно не вышло посетить столько мест: либо вышло бы дороже, либо, что вероятнее, я бы просто не стал дёргаться в некоторые точки, а остался в пределах основных Токио-Осаки/Киото/Нары).
План
Keikaku Doori © ГрОб
Как же без плана. Ну, то есть можно конечно, но для этого нужно быть либо хипарём совсем без требований и запросов, или серьёзную (в масштабах своих запросов и посещаемой страны, по крайней мере) финансовую подушку (подушка, набитая 10к-йеновыми купюрами бы подошла, да). Да и, формально говоря, в Японию без плана нельзя совсем. Просто потому что этот самый план [поездки] входит в список требуемых документов на визу.
Во-первых сразу определился с датами - вторая половина октября. Если точнее 13.10 туда, 28.10 - обратно. Попадал на свой день рождения, не пересекался с коллегами по работе отпусками, прогноз погоды говорил, что позже может быть прохладно, и... Сразу же облом, на самом деле. Точнее не облом, а компромисс: можно было лететь на неделю раньше - было бы значительно теплее (а я ведь хотел в тепло!), но тогда бы я не попадал на собственно ДР. Можно было бы лететь позже: тогда бы по-человечески, целиком захватил Хэлоуин (но возможно было бы более прохладно). А еще, буквально через пару дней после покупки билетов выяснилось, я не попадаю на местный, Красноярский, Хэлоуин-ивент - Comic Con Siberia: Halloween, дату (и сам факт проведения) которого объявили ни раньше, ни позже. Черт.
Начальная часть плана - Токио на половину срока, плюс поездка в Киото/Нару родилась мгновенно, еще из разговора с вышеуказанной вдохновительницей на путешествие. Показалось (нет, на самом деле не показалось, так и есть), что в Осаке значительно дешевле отели (но это заслуживает отдельного обсуждения и размышлений для каждой конкретной поездки, стоит ли экономить таким способом), к тому же оттуда достаточно удобная логистика во все стороны, поэтому решено было использовать ее как вторую базу после Токио.
Выдохнув, понял, что без покупки JR pass'а - никуда. То есть можно, но не мой случай. К тому же наличие проездного дает возможность сорваться на синкансэн без бронирования билета, а значит появляется не только финансовая, но и психологическая свобода в построении маршрута, которая, спойлер, и мне помогла, и которой [возможностью] я пару раз воспользовался.
Недельный пасс фактически окупается простым переездом в Осаку и обратно, который явно просматривался в генеральном плане, двухнедельный - избыточно дорог, если не совершать длинных дорогих переездов, разделенных более чем семью днями (проще или оплачивать их отдельно, или докупать поверх недельного пасса).
Пассом можно кататься между аэропортом Нарита и Токио, но, использовав особую магию здравого размышления™ понял, что этот вариант меня мало устраивает: помимо того, чтобы попасть в Токио на достаточно продолжительный период, чтобы спокойно осмотреться и привыкнуть к стране (да еще найти удобное время для встречи с товарищем; он-то ведь не в отпуске), хотелось еще и перед отлетом провести в Токио минимум два дня: во-первых - собственно околохэлоуиновское тусилово, как раз в выходные дни/вечера с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье, после которого - утренний отлёт, а во-вторых - все-таки спокойно затариться гостинцами и упаковаться, а не таскаться со всем-всем-всем (рюкзак + чемодан) до последнего. К тому же, вылет был [запланирован, гг] очень рано, и в любом случае где-то нужно ночевать, не в Нарите же (на самом деле можно, конечно, но мне она как отдельный чекпоинт не была интересна, хотя там, говорят, можно посмотреть на очередной храм).
Далее - оптимизация: из четырех дней вокруг Осаки было решено два отдать на Киото, один - на Нару (олени, кусающие туристов за ж*пы же!), и один - оставить свободным, под настроение, может на саму Осаку, если мне не хватит ее по вечерам. Плюс - оптимизация JR пасса (в том числе из-за которого я и оставил 4 дня, вместо изначальных пяти, на окрестности Осаки). Товарищ подсказал добавить Эносиму, сам вычитал в блоге Лёвика (levik в ЖЖ) (у которого вообще очень много написано про Японию) про Kawasaki Warehouse, стойко захотел туда заехать, что-то краем глаза зацепил на форуме про Камакуру, короче - оставил один день пасса на поездки в сторону юга от Токио. Еще решился одним днём съездить посмотреть на ш̶п̶и̶л̶и обезьян в онсэнах, в горах Нагано. По-моему план весьма хитрый и насыщенный. Итого, по проживанию:14-22 Токио, 22-26 Осака, 26-28 Токио; активация JR Pass с 20 по 26.
Сразу закрыл вопрос с доступом в Интернет, запланировав купить симку с предоплаченным трафиком. Как раз месячная, туристическая, предусматривала по 100мб в сутки (спасибо, что не жестко, трафик по дням не сегментировался, просто 3 гига) - ее по итогу почти хватило. По факту большую часть трафика сожрали гуглокарты, не желающие строить маршрут в оффлайн-режиме (да, я в курсе, можно было использовать какой-нибудь maps.me, но мне оно кажется ужасно неудобным, и я не уверен, что там есть такие полезные фичи, как расписание с точностью до минуты на все-все-все), да инстаграм (@andy_1e) (мне почти не стыдно; мне настолько не стыдно, что я натурально фотографировал ВСЮ еду, но сюда я это постить, конечно, не буду).
Ехать в аэропорт и обратно решено на такси: у нас вариантов других особо и нет, тем более после ночного прилёта, тем более с багажом, тем более с неясными перспективами по погоде (хотя, какие уж тут неясности; либо будет холод, либо дубак сибирь, конец октября...). Энивэй, время - деньги.
Да, багаж. Багаж - потому что он, во-первых, был бесплатен между Токио и Новосибирском, во-вторых хоть сколько-нибудь теплые вещи нужны, чтобы хоть как-то не околеть от дома до самолёта, в-третьих - в Нагано, особенно в горах, планировалась (и была!) мерзкая погода, а в-чертвертых, раз уж я условно попадал на Хэлоуин в Токио (и не попадал в Красноярске), решено было взять с собой еще и костюм на косплей, который таки тоже занимает место. Плюс какой-никакой шоппинг. Короче стар я уже, с одним рюкзаком-то (шутка).
Перед поездкой встретился со знакомым, катавшимся в Японию пару раз, перетёрли за жизнь, за нихонго, за все дела. Заодно отжал у него именную SUICA карточку, чтобы лишний раз не заморачиваться, по прилёту, с ее покупкой (я ведь не знал еще, что это совсем просто, да и экономия, опять же), а сразу прыгнуть в метро. Кстати про нихонго, он же - японский язык. Как уже выше было сказано - минимальные познания были в наличии, по стандарту, как всегда, при поездке в чужую страну, подучил числительные, какие-то слова, стандартные фразы, и... Каны. То бишь слоговые азбуки. Строго рекомендую: это не так сложно, интересно, повышает ЧСВ и дает какие-никакие бонусы при попытках прочитать что-то, что заботливые японцы не удосужились перевести для глюпых гайдзинов. Если и не понять, то хотя бы произнести пункт меню это может помочь. Да и понять тоже: многие, даже не знающие языка совсем, руссо-туристо легко смогут узнать знакомые по отечественным суши-барам названия, например.
Реализация
Как заплачено - так и за**ячено © Константин Кадавр
... а она нужна, реализация-то? Фоточки все все равно на телефон, не высокохудожественные... Эвон, сколько текста и так. В любом случае - пожалуй чуть позже, отдельным постом, а то и постами. А тут пока - пусть повисит закат на Фусими Инари.