Архыз – Домбай – Кисловодск – Пятигорск.
Автопробег Турбоящеры в горах 2014.
Часть 1 Подготовка
В далеком 2014 году, обсуждая на новогодней вечеринке с друзьями по клубу варианты летних выездов, я предложил им прокатиться по Карачаево-Черкессии.
Карачаево-Черкесская Республика (09) располагается в предгорьях северо-западного Кавказа. Столица – Черкесск, известные курортные места Домбай, Архыз, Теберда.
Климат умеренно тёплый, зима короткая, лето тёплое, продолжительное, достаточно увлажнённое. Для климата показательна большая продолжительность солнечного сияния. Средняя температура января −3,2 °C, июля +20,6 °C, самая высокая температура +43 °C, низкая −29 °C. Среднегодовое количество осадков от 500 до 2000 мм.
Большая часть (около 80 %) Карачаево-Черкесской Республики расположена в горной местности. В пределах республики выделяются 3 зоны: предгорная равнина, предгорья и горы Кавказа. На севере тянутся передовые хребты Большого Кавказа, на юге — Водораздельный и Боковой, их высота достигает 4000 м. К побережью Чёрного моря ведут Марухский и Клухорский перевалы. Военно-Сухумская дорога, проходящая через Клухорский перевал, соединяет Карачаево-Черкесию с Абхазией. На границе с Кабардино-Балкарией расположена гора Эльбрус, две вершины которой — самые высокие вершины Европы.
В больших запасах — лечебные минеральные воды, присутствует множество термальных источников.На территории республики имеется ряд особо охраняемых природных территорий, в том числе Тебердинский заповедник и часть Кавказского заповедника.
Слово за слово, и достаточно большое количество людей, пресыщенных заграницей, загорелось желанием побывать на южных границах России, о которых они знали лишь понаслышке. На форуме клуба создали организационную тему, про «автопробег “Турбоящеры в горах 2014” который пройдет по живописным высокогорным курортам Северного Кавказа по маршруту: Москва –Черкесск – Архыз – Домбай – Кисловодск – Пятигорск – Домбай – Москва. Протяженность пробега около 4 000 км, часть из которых приходится на горные, грунтовые и каменистые дороги на высотах более 2000 метров над уровнем моря, которые смогут выгодно подчеркнуть преимущества Фольксваген Тигуан и подарить водителям незабываемое удовольствие от реализации внедорожного потенциала их автомобилей.»
В ходе обсуждения постепенно определился состав участников (экипажи из Апрелевки, Владимира, Воронежа, Дмитрова, Москвы, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и Тюмени), даты пробега и общие его принципы, основным из которых стал «Меньше ходьбы – больше езды». Ну что ж, все-таки мы автомобильный клуб))) (не реклама!!)
Знакомые посоветовали поискать спонсоров, которые помогут снизить затраты на пробег. Заинтересованность проявили две околоавтомобильные фирмы, одна из которых частично компенсировала топливо для машин с ее наклейками (одна в полностью боевой раскраске, остальные с логотипами), а вторая просто выдала два ящика своей сувенирки, оставшейся с чемпионата мира по футболу в Бразилии. Самостоятельно были заказаны наклейки для машин с названием пробега (оказавшиеся неудачными из-за прозрачного фона) и памятные магнитики на холодильник.
Так как консенсус по езде на дальнее расстояние, ночевкам и т.п. достигнут не был, решили встретиться на месте
Продолжительность автопробега определили в 6 дней без учета пути до КЧР:
23 понедельник - 9-00 Встреча в Кочубеевской, прибытие в КЧР, экскурсия по Черкесску, заезд в Архыз, ночевка там.
24 вторник - поездка по Архызу (обсерватория, храмы 10века, подъем на Софийские водопады), вечером переезд в Домбай
25 среда - Домбай, поход в альплагерь Алибек (кладбище альпинистов, водопады)
26 четверг – выездная экскурсия по КМВ (Кисловодск, Пятигорск, Медовые водопады)
27 пятница - Домбай, подъем на канатках в Домбае, поездка по окрестностям (Теберда, Заповедник, Северный приют), вечерние посиделки.
28 суббота - утренний заезд на шерстяной рынок в Черкесске с последующим выездом домой (ну или на море).
Скажу сразу, формируя программу «под себя» я сделал её чрезмерно насыщенной. Она конечно вместила большинство ключевых локаций региона, однако по итогу мне попеняли, что вместо отдыха у нас получился скоростной квест «успей посмотреть все», лишенный диванно-алкогольных расслабонов. Так что для поздних подъемов и спокойных вечеров с созерцанием гор эту программу можно смело растягивать в два раза.
Букингом в то время я пользоваться еще не умел, поэтому с местами остановок и гидами стыковался используя старые связи и тематические сайты.
Предварительно были забронированы:
Проживание в Архызе в гостинице САО (Специальная астрофизическая обсерватория) вместе с экскурсией на БТА (большой телескоп азимутальный - крупнейший в Евразии оптический телескоп с диаметром главного монолитного зеркала 6 м) и экскурсоводом по Архызу;
Услуги экскурсовода-проводника в Домбае (жилье не бронировали, так как летом на горнолыжном курорте низкий сезон, и места будут полюбому) ;
Услуги экскурсовода по Кисловодску-Ессентукам-Пятигорску.
Кроме этого все участники оформили допуск в приграничную зону, куда заходят некоторые пешеходные маршруты.
Все машины оборудованы УКВ радиосвязью для комфортной езды в колонне и ходьбы в походе. Так как я по совместительству еще и радиолюбитель, в моей машине уже установлена автомобильная УКВ рация, через которую будут вещать экскурсоводы.
Ближе к старту определился окончательный состав участников, отсеялись экипажи из Сыктывкара и Питера (к сожалению это были не единственные наши потери). Мне обклеивают машинку, и на неделю раньше остальных я, супруга и две лапочки дочки стартуют на юг.