В целом, поездка оказалась довольно затратной и нервной. Провинциальных китайских туристов в раскрученных местах было ну очень много. Но, по крайней мере, в горах я был один, там мне было хорошо.
Итак, что представляет из себя треккинг в Сычуани? Горы тут достойные – достигают по высоте 7500 метров. Кроме Gongga Shan (Minya Konka) также можно организовать треккинг в районах: Siguniang, Yading, Yala Snow Mountain (Haizi Shan), Genyen. Культура здесь не отстает от горных пейзажей – район расположен на границе Тибета и Китая, шаг влево – тибетская деревня, шаг вправо – китайский город. Инфраструктура просто отличная – множество хороших асфальтированных дорог, а в горах – грунтовок (даже до монастыря у подножия горы Gongga при желании можно добраться на мопеде, что местные каждый день и делают).
Четкого плана треккинга у меня не было. Была лишь цель – увидеть воочию гору Gongga Shan (Minya Konka) и посетить старинный монастырь у ее подножия.
Ключевой город в этом районе – Кандин (Kangding, расположен где-то здесь 30.054786, 101.963075). До него из Чэнду можно добраться несколькими способами, но наиболее простой и дешевый – автобусами. Из Чэнду они отправляются с нескольких автовокзалов, но мне удобнее было брать билет с центрального New Nanmen Station (新南门车站, расположен где-то здесь 30.647142, 104.071331). Заказывал билет на автобус по интернет через etripchina.com. Проблем с онлайн-бронированием через этот сайт нет – после оплаты картой на почту приходит код бронирования, который потом нужно вбить в киоск-автомат на автобусном терминале и в ответ получить реальный бумажный билет. На кассе мне помогли с этим разобраться. Автобусы очень хорошие – всего три ряда (2 + 1), кресла большие и удобные, почти как в бизнес-классе.
Трасса до Кандина современная и в хорошем состоянии, долетели менее чем за пять часов. В середине маршрута водитель останавливается на перекус. Я сначала сомневался насчет тамошней еды, но минут через десять созрел, взял поднос с палочками и пошел к раздаче. Еда оказалась на удивление вкусной, разнообразной и дешевой (рублей 150 за "шведский стол"). Продавщица, увидев мои сомнения, сама накидала мне всего понемногу.
Сам Кандин, на мой взгляд, интересен только как промежуточный пункт перед треккингом, в котором можно провести несколько дней для акклиматизации перед большими высотами. Здесь можно закупиться недостающим турснаряжением, одеждой, продуктами. Прошелся по нему пешком, встретил пару магазинчиков, торгующих турснаряжением. Купил треккинговую палку, но вот газа (резьбовых баллонов для горелки) в них не заметил. Так что туристический газ, наверное, лучше покупать в Чэнду.
Жил вот в этом прекрасном отеле с интерьером в тибетском стиле. Правда, поздним вечером кто-то за стенкой фигачил музон на полную. Да так, что в номере все тряслось. Поэтому для собственного комфорта в путешествии не забывайте брать беруши!
Я провел в Кандине всего одну ночь и не жалею об этом. Вообще мог бы его совсем исключить из маршрута, если бы знал заранее, как можно в горы заехать напрямую из Чэнду. Потом я понял, как можно было это сделать – через городок Caoke (см. далее).
Но, если есть достаточно времени, то можно в Кандине и задержаться. Поблизости есть несколько интересных мест, которые стоит посетить – Tagong grasslands, озеро Muge Co, гора Yala Snow Mountain и пр.
Вообще вариантов захода для треккинга к горе Гонгга несколько.
1. Прямо из Кандина (точнее из Layolin) с севера. Но буквально через пару дней после начала треккинга на пути встаёт пятитысячный перевал. Я просто не представляю, как можно на третий день безболезненно подняться до 5000. Тем не менее, в большинстве турпредложений предлагается именно этот маршрут. Видимо для этого в Кандине нужно предварительно акклиматизироваться несколько дней.
2. Заход с запада из тибетского поселения Shangmuju (上木居村, расположен где-то здесь 29.491436, 101.651681). Очень интересный вариант. Но до этого поселения нужно ещё как-то добраться, прямого транспортного сообщения между Кандином и этой деревней нет, надо арендовать машину, которая стоит здесь от 8000 руб. В этом варианте в самом начале также довольно высокий перевал высотой около 4500м. Но через него положена грунтовка, и, наверное, можно договориться с деревенскими о заброске за перевал.
3. Из городка Caoke (草科藏族乡, расположен где-то здесь 29.399468, 102.119255) с юго-востока. Самый приемлемый для меня вариант, который я в итоге и выбрал. Подробное описание – далее.
4. Из городка Moxi с восточной стороны, но там толпы туристов, и нет выхода на западную сторону массива Гонгга.
Вот как это выглядит на карте:
* Напоминаю, что в Google Maps координаты указывают не туда. Используйте для навигации Maps.me.
Прямого транспортного сообщения между Кандином и Caoke нет. Пришлось договариваться с местными о заброске. Кроссоверы и минивэны тусуются недалеко от автовокзала Кандина вот здесь 30.056715, 101.97378. Стандартная цена заброски – 6000 руб. за три часа по отличной дороге.
По пути в голове неоднократно возникает мысль – удивительно, насколько китайцы продвинулись вперёд в плане инфраструктуры! В горах бесчисленное количество отличных дорог, туннелей, мостов, гидроэлектростанций. В горных городках чуть ли не небоскребы строят.
Проехали Caoke, и уткнулись в заставу со шлагбаумом. Оттуда вышел дед и послал меня... обратно. Я был конечно в шоке. Столько денег и времени потратил и что, все впустую? Тайком здесь никак не проскочить: слева – отвесная стена, справа – обрыв и река. Впереди – шлагбаум и дед. Начал его уговаривать и умолять, на что дед, к моему удивлению, быстро сдался. Показал только жестами, что курить и разводить огонь нельзя. Вообще удивительно, почему он вообще встал у меня на пути – я потом на участке после шлагбаума несколько машин и тургрупп встретил. Выходит эта территория не такая уж и запретная (хотя это вроде как заповедник)?
Поход начинался просто ужасно – холодно, туман с моросящим дождем, потом очень быстро к этому добавилась горняшка. Как всегда в таких случаях хотелось все бросить в первый же день и вернуться обратно, в теплое место. Но опыт подсказывал, что дальше будет проще и веселей.
Остановился где-то в кустах, недалеко от очередного пропускного пункта. Здесь тропа упирается в забор с воротами, имеется жилье и автостоянка.
Под вечер стало совсем некомфортно – ради интереса положил на камень часы с термометром, чтобы температуру воздуха измерить. Минут через пятнадцать оказалось, что на улице ниже пяти градусов тепла.