Но потом замечательные тунисские полицейские и таможенники добавили «большую ложку дегтя» в последние несколько часов моего пребывания на тунисской земле. И я нахожусь в раздумьях, как писать. Про «деготь» пока только моя субъективная информация, хочу обратиться за комментарием к тунисским властям.
В общем, постараюсь быть объективным.
Время пребывания в Тунисе: 23.09 – 12.10.2019
Почему поехал в Тунис? Как бы пришла очередь Африки в моих скитаниях по Свету. Черная была недавно в виде ЮАР, а вот северная Африка была давненько в виде Марокко, ну и начинал я с Египта еще до арабской весны. Соперницей Тунису выступала южная Европа. Но не хотелось заморачиваться с визой, да и время затянул. В общем, мои персональные санкции против Европейского Союза продолжились: Альгамбра, Помпеи и Мальта подождут. Я еду в гости к пуническим Карфагену и Керкуану, мозаикам римской Африки, восточной магии медин и сиди-бу-саидов, жилищам троглодитов, на планету Татуин в городок Мос-Эспа, к высохшем озеру и главной дюне Дуза, заваленной пластиком.
Общая информация:
1. Виза российским гражданам для краткосрочного посещения до 90 дней не нужна. Тунисские власти облегчили жизнь себе и нам, теперь не нужны и ваучеры от отелей и прочая фигня. По идее надо билеты в обратную сторону. Можно лететь и с пересадкой в других странах. В общем, в визовом плане Тунис для россиян сравнялся с Марокко. По факту у меня при въезде вообще ничего не спрашивали.
2. Гостиницы: заранее я ничего не бронировал. Первую и вторую гостиницы нашел путем пешего подхода и вопросов на французском языке по информации путеводителя Lonely Planet. В пляжных городах и островах я пользовался услугами букинг.ком. В этих местах у них были адекватные цены. Потом опять скатился на вопросы про «шамбры индивидуали». Прокол с гостиницей был один в самом конце путешествия, в столице страны.
3. Транспорт по Тунису:
а) Автобусы:
Для меня это был основной вид транспорта. Впечатление – нормальное. Основным перевозчиком у меня была компания SNTRI. Это государственный перевозчик по отдаленным районам. Один раз я просидел в ожидании 1 час, а так все более нормально, только автобусы у них старые. Ездил еще на автобусах региональных компаний: здесь все гораздо лучше в плане техники, но очень слабенько в плане информации через интернет;
б) Поезда:
Одна поездка в обыкновенном поезде первого класса: убитая техника, несоблюдение расписания. Несколько поездок на электричках Sahel Metro – здесь все очень хорошо, только был один сбой, связанный с природным катаклизмом.
в) Луажи или маршрутные такси: техника здесь разная, можно попасть и на убитую технику и на вполне приличную. Чуть дороже автобусов, главное преимущество - частота движения.
4. Общественный транспорт:
Мой фаворит в Тунисе – электрички TGM, которые ездят от станции Tunis Marine до La Marsa Plage. Часто ходят, достаточно прилично выглядят.
Легкое метро в Тунисе. Сначала я немного запутался, но потом научился пользоваться. Это в принципе обыкновенный трамвай, курсирующий по выделенной полосе. Вагоны есть как старые и убитые, так и вполне приличные новые с кондиционером.
Такси – это основной транспорт по городу. Такси я еще использовал в пригородах и сельской местности. Дешево, быстро, подвижной состав вполне приличный, только можно нарваться на наглеца (как и в любой точке мира).
4. Магазины: С продуктами в Тунисе проблем не было вообще никаких. В турзонах есть супермаркеты французских сетей «Женераль», «Моноприкс», «Карфур», везде есть магазинчики попроще. Качество вполне европейское, только немного грязновато. Спиртное покупал в Женералях-Моноприксах
5. Общественное питание. Три дня у меня было «Все включено». А так в основном европейская кухня. Таджины и кускусы прошли мимо меня. Я ел спагетти болоньезе, лазанью и эскалопы
6. Связь и интернет: Я сразу, еще в аэропорту Тунис-Картаж «сдался» оператору OOREDOO (эмблема - два красных кружочка, большой и поменьше). Связью вполне доволен, при покупке симки в аэропорту меня как водится немного кинули на деньги, но не сильно. У меня был пакет на 5 Гб и примерно 50 динар я потратил на звонки. Общие затраты на связь и интернет - около 2000 руб.
Маршрут поездки: У меня был некий план, но я его постоянно корректировал. По факту получилось так (в скобках указаны наименования населенных пунктов, где был проездом):
Москва, 1 ночь – Стамбул, 1 ночь – Тунис (Картаж (Карфаген), Сиди-Бу-Саид – Ла-Марса), 3 ночи – Келибия (Керкуан), 2 ночи – Хаммамет, 2 ночи - Сус (Монастир, Махдия, Эль-Джем), 3 ночи - ночной переезд в Дуз – Дуз, 1 ночь – Мезрая на острове Джерба (Хумт-Сук, Hara Sghira Er Riadh), 3 ночи – Фум-Татавин (Ксар-Улед-Солтан, Шенини, Ксар-Хадада), 1 ночь – Габес – Новая и Старая Матматы - ночной переезд в Тунис – Тунис (Ла-Гулет, Картаж, Ла-Марса, Гаммарт), 2 ночи – Стамбул, 1 ночь – Москва
Из плана выпал только Кайруан. Самый святой город Туниса я постоянно переносил на более поздний период и так туда и не доехал.
Далее буду подробно описывать мое путешествие по дням. Фотки будут.