У меня есть одна, еще не сбывшаяся мечта – попасть на новогодний концерт Венского филармонического оркестра в красивейшем золотом зале Венской филармонии. Попасть туда можно выиграв право на покупку билета. Вот поэтому и откладывала поездку в Вену до случая.
C 2010 года я участвую в розыгрыше и все никак не улыбнется мне удача. Каждый год в начале марта получаю письмо-сожаление от организаторов розыгрыша. В марте 2019 года, получив очередное письмо, я решила как-то форсировать процесс. Для начала подписалась на новости о концертах оркестра в интересующем меня зале. Вскоре узнала, что 21 декабря состоится рождественский концерт. Тут же купила билет на понравившееся мне место! И стала сама себе завидовать! Думаю, что светилась от счастья.
Я очень люблю вживую слушать классическую музыку. Меня музыка волнует, порой будоражит и, конечно же, радует. И это не пафос, а реальные мои ощущения. Меня ночью разбуди, на концерт позови - я помчусь. Живу в провинции, и мне не хватает этой красоты. Так вот, тогда же, в марте, я купила еще один билет на концерт Н.Ушаковой - оперной дивы. Концерт должен состояться в Зальцбурге.
Когда подошло время подумать о маршруте и визе, я решила что кроме Вены будет Зальцбург и Будапешт. Туда я тоже давно хочу. Но Будапешт по логистике никак не вписывался в мой маршрут. В результате все переиграла и поехала из Вены в Грац, оттуда в Зальцбург.
Почему Грац? Потому что в процессе подготовки я узнала о красивой горной дороге Земмеринг и загорелась по ней проехать. В Граце на мои даты тоже был замечательный концерт – и туда я купила билет. И стала ждать.
Визу оформила через туристическое агенство, как всегда дали только на срок поездки. Летела Уральск- Москва –Вена.
Подготовка к поездке. Посмотрела старый фильм с Роми Шнайдер в главной роли об императрице Елизавете Баварской, известной под именем «Сисcи». Пересмотрела «Амадей» Милоша Формана и фильм «Звуки музыки», где действие связано с Зальцбургом.
Что мне хотелось увидеть и попробовать в Вене? Погулять по красивым улицам, полюбоваться рождественскими ярмарками, это во-первых. Ну, конечно же, Венская опера и мой долгожданный концерт! Это из высокого. А также попробовать венский кофе, торт Захер, шницель, штрудель и тафельшпиц.
Вена встретила меня рождественской ярмаркой у Ратуши. Все сверкает, народ веселится. Глинтвейн у них глювайном называется, с удовольствием согрелась им и поужинала сосиской в булке. Это была самая красивая ярмарка, из всех, которые я видела в эту поездку.
Я в музеи хожу выборочно и лишь туда, куда действительно хочется. Была в Хофбурге и сокровищницу Габсбургов посмотрела. Сокровищница, конечно, понравилась. Столько драгоценностей там!
Была еще в историческом музее, но ноги меня туда привели из-за увиденного анонса выставки М.Караваджо. Нравится мне его картины. Они так красиво светятся, что невозможно поверить что в 16 веке это нарисовали.
Очень красивый центр Вены, исходила все улочки. Любовалась!
Музеев в Вене очень много. Я за 5 дней была только в вышеперечисленных, а также Шёнбрунне – дворец был летней резиденцией Габсбургов, и в музее музыки. В Шёнбрунне взяла гранд-тур, там есть еще просто тур. Правильно сделала – много красивых залов входят в этот тур. Летом, конечно, парк вас порадует, а в мой визит было не жарко. Рождественская ярмарка у Шёнбрунна была не интересной.
Музей музыки – просто прелесть для меня. Сначала я посидела на виртуальном концерте Венского филармонического оркестра, качество картинки и звука очень хорошее. Уходить не хотелось. Потом все посмотрела - потрогала (да-да там много интерактивных экспонатов) – послушала. И в завершение- дирижировала Венским оркестром. Да-да! Встаешь за дирижерский пульт, перед тобой оркестр – как живая интерактивность. Выбираешь произведение и ведешь оркестр. Это оказалось не легко. Музыканты играют в зависимости от выбранного «дирижером» темпа. Некоторым «дирижерам» не повезло, и оркестр со свистом и недовольством оставлял инструменты, не желая играть. Мне повезло, освистана не была!
Расскажу вам о Венской опере.
За 2 месяца до поездки я решила купить билет в оперу. На мои даты было 2 оперы: «Волшебная флейта» Моцарта и «Орландо» современного композитора Ольги Нойвирт. Я выбрала Моцарта, но билетов уже не было. Никаких. Записалась на сайте оперы в лист ожидания на дешевые стоячие места. Но для себя решила: на месте точно куплю билет. За день до представления за ним и отправилась.
У оперы крутятся люди, одетые во что-то похожее на ливреи. Они вас не пропустят. Ко мне обратились с предложениями на чистом русском языке. Но я не решилась у них билет купить и спросила где находится касса театра. На что получила ответ: «спросите у директора театра». Пошла искать «директора». Все двери по периметру оперы подергала и одна, к счастью, открылась. Там мне подсказали, что касса на углу здания напротив. Там и вывеска есть. Но это я потом увидела. Билет я купила, и счастливая отправилась предвкушать завтрашнее представление.
Я впервые собралась слушать «Волшебную флейту». Далее только мое субъективное мнение.
Театр впечатляет, вестибюли и фойе в нижних ярусах очень красивые. Зрительный зал без помпезности, не сверкают ложи, обычная люстра и плафон.
Я была во многих театрах мира, и меня очень смутил занавес Венской оперы. Вот такой.
А здесь стоячие места, как я называла их «места за жердочкой». Зрители привязывают шарфик, чтобы отметить занятое место. Видно все прекрасно, но все представление придется стоять.
До поездки я прослушала оперу не раз. Мне очень нравится музыка и знаменитые арии. Я почти наизусть знала либретто. Гаснет свет, я в предвкушении... Первые минут 40 я наслаждалась, но дальше что-то пошло не так.
А пошли режиссерские «находки»: один из героев, обольщавших принцессу, вдруг появился на сцене в белых «семейных» трусах. Далее верховный жрец ( это сказка, и действие в какой-то момент происходит в Египетском храме) – появился в длинном сером макинтоше современного вида и с оленем на плечах. Да, с чучелом оленя, которое он легко сбросил с плеч. Я потом прочла в рецензии на постановку, дескать жрец такой сильный, что оленя нес на плечах будто кролика.
Принцу полагалось по сюжету пройти испытания. Его наставляли жрецы. Одеты были в серые плащи покроя 30х годов 20 века. Почему-то они курили на сцене. Хор тоже был одет в серую униформу. Птицелов Папагено бегал по зрительному залу, прыгал в оркестровую яму и из нее выбирался на сцену. В какой-то момент на сцене появились актеры в одежде полиции Австрии итд.,итп. В завершающей сцене принцесса и принц сбросили свои яркие наряды и облачились в серые униформы, в стиле солистов хора и упомянутых жрецов.
Все исполнители пели замечательно. Конечно, ария Царицы Ночи была прекрасна. И спецэффекты были. Не знаю почему у меня не получилось, закрыв глаза, понаслаждаться музыкой Моцарта. Я не люблю такие режиссерские «находки», мне было не комфортно, и постановка не понравилась.
После прослушивания оперы я прочла много рецензий на эту оперу и отзывов о других театральных постановках. Из отзывов узнала, что в Москве в Большом театре тоже новомодные эксперименты. На днях посмотрела с удовольствием фильм Ингмара Бергмана «Волшебная флейта». Это экранизация оперы Моцарта.
Продолжу о моем путешествии. На следующий день у меня был вечерний концерт в соборе св.Петра.
Играл струнный квартет, все было в удовольствие.
После четырех ночей в Вене я отправилась в город Грац. Это столица земли Штирия. Грац - очень симпатичный город. Центр небольшой, а так город не маленький, студенческий город. И второй по величине город в Австрии. А зимняя дорога до Граца была без снега и волшебных зимних красот не было.
Рождественские ярмарки по всему городу. Настроение праздничное.
Поднималась на лифте на гору Шлоссберг, на ней находится часовая башня – символ города.
А часы на башне необычные: у них большая стрелка показывает часы, а маленькая - минуты. С площадки открывается красивый вид на красные черепичные крыши города.
А я поднялась выше и попала на рождественские гулянья.
Историческая часть Граца, внесена в список всемирного наследия Юнеско в 1999 году.
Хотела попасть в Арсенал – музей с огромнейшей коллекцией старинного оружия,но по понедельникам он закрыт.
А это площадь Глокеншпильплац - площадь колокольного звона. В мой визит там раскинулся рождественский базарчик. В определенное время на фронтоне здания открываются дверки, и под звон колоколов вращается парочка, одетая в национальные костюмы. Действие собирает много туристов. Я была там в 6 вечера.
А какой концерт у меня был в Граце! Всем вам такого желаю. Зал очень красивый, места хорошие. Я ловила себя на том, что я улыбаюсь во время концерта. Программа: Моцарт, Гендель, Мендельсон. А во втором отделении была симфония Мендельсона для хора, солистов и оркестра. Хор был 100 человек - молодых учащихся музыкальной гимназии Граца. Этот концерт надолго останется в моей душе. Жаль было одного - что он закончился.
Далее мой путь лежал в Зальцбург, на родину Моцарта.
Концерт Н. Ушаковой в красивом зале Зальбурга, к сожалению, отменили за несколько дней до поездки. Я очень огорчилась. Но не пропадать же вечеру, купила билет на концерт во дворец Мирабель. Играли Вивальди и Моцарта. Хороший был концерт.
В Зальцбурге 18 декабря днем стояла жара 17 градусов, представляете?!
Центр города компактный, ухоженный. Очень много различных соборов. Из всех виденных мной соборов Зальцбургский – самый красивый.
Поднималась в крепость
Виды сверху хорошие.
Замечательная кондитерская Фюрст. Жил-был кондитер, который придумал круглые конфеты Моцарт-кюгель. Говорят, что в синем цвете это самые настоящие! Все что попробовала было очень вкусно.
А это памятник Фюрсту.
И еще мне понравился музей- резиденция Зальцбургских Архиепископов. Это красивые залы, живопись, и, на каком-то этапе музейного маршрута, попадаешь на хоры органа Зальцбургского собора. Поразительно! Со мной был аудиогид на русском языке и все было еще и познавательно. Аудиогид бесплатный. В Зальцбурге я покупала Зальцбург-кард, по ней все музеи бесплатно и общестенный транспорт также. Я осилила лишь крепость и резиденцию.
Дом где родился Моцарт
На следующий день я поехала в Инсбрук. Обычно в поездках я выбираю для посещения не больше трех городов. Но так сложилась логистика моих передвижений по Австрии, мое «концертное турне» - назову это так, что в Зальцбурге у меня было три ночи. Поэтому один день я посвятила Инсбруку, хотелось австрийские Альпы посмотреть, да и дважды олимпийский город Инсбрук. Добиралась поездом 2 часа.
С любой точки центра города открывается вид на Альпы.
Центр компактный и такой игрушечный! Каждый домик украшен как-то по своему.
Это балкон с золотой крышей – визитная карточка Инсбрука. Отсюда император священной Римской империи Максимилиан 1 в конце 15 века любил смотреть проводимые внизу на площади турниры.
А этот дом как взбитые сливки на тортике. Эпоха барокко, называется дом Гелблинга – по имени бывшего владельца.
А я отправилась искать подъемник в горы - Нордкеттен.
До поездки я заказывала себе солнечный день в Инсбруке. Природа исполнила мой заказ, был чудесный день.
Сначала едем на фуникулере, попадаем на площадку 800 метров над уровнем моря. Далее пересадка на канатку на следующий уровень 1900 метров, и еще одна пересадка до высоты 2200 метров.
На самом верху сдувал ледяной ветер и обзорная площадка была вся заледенелая и небезопасная. Ретировалась я быстро.
А вот на средней площадке было комфортно. Дети катались на плюшках- ватрушках. Повыше катались лыжники. Кафе с изумительным видом на город и горы и шезлонги для релакса. Все понравилось!
Я покупала Инсбрук-кард на 24 часа. Одна поездка в горы уже почти окупила эту карту. В нее же входят все музеи, общественный транспорт и экскурсионные автобусы. Я же зашла еще лишь в церковь Хофкирхе, где находится мавзолей императора Максимилиана 1.
Максимилиан 1 еще при жизни задумал построить себе мавзолей, равных которому не было в Европе. Но завершить его он не успел, так как умер и похоронен в другом месте, а пустой саркофаг императора окружен фигурами выше человеческого роста - 28 статуй его родственников и современников. Такие вот превратности судьбы.
В Инсбруке есть свой Хофбург – резиденция Габсбургов. Недалеко от города находится музей Сваровски, музей Тироля, олимпийские объекты. У меня была лишь короткая прогулка по Инсбруку, а город достоин нескольких дней.
Ну и обо всем по-немногу.
Про транспорт.
Передвигалась по Австрии я поездами. Билеты купила заранее, экономия с билета примерно 20-30 евро. Я сравнивала стоимость билета в день отправления. Распечатки билетов были с собой. Билеты проверяют в поезде. В поездах есть бесплатный вай-фай. Что удивило и понравилось: на всех платформах есть информационное табло, из которого легко узнать где остановиться нужный вам вагон. А у нас до сих пор "нумерация вагонов начинается с головы состава."
В Вене я покупала проездной на неделю, мне так было удобно. В Вене нет турникетов ни в метро, ни в трамваях. Некоторые виды билетов надо активировать в начале поездки. На станциях метро и в трамваях есть специальные ящички для этого. Контролеров не встречала, но штраф 100 евро.
Про австрийцев. Вежливые, уравновешенные – те, которые мне встречались. В гостиницах, ресторанах, магазинах весь персонал приятен. Толстых не встречала, все поджарые.
Про чернокожих
Удивило. Их почти нет в Австрии, по крайней мере, в тех местах, где я бывала. Я всех встреченных на моем пути машинально считала. За 10 дней 20 человек не наберется. А это и мальчик в хоре на концерте в Граце, и респектабельного вида пара в ресторане, и просто прохожие. Видимо Австрия непривлекательна для беженцев. Попрошайки есть и бездомные с собаками лежат на улицах Вены. Но они все светлокожие.
Про еду
Тафельшпиц
До поездки я забронировала столик в ресторане Plachutta, где подают это блюдо.
Основной ингредиент – это говяжье мясо. Животные выращены на альпийских лугах. Подают на стол кастрюлю, в которой мясо, мозговая косточка и овощи. На столе инструкция – как с этим справиться.
Сначала официант налил мне бульон с овощами. Потом подали поджареный хлеб, на который полагалось намазать костный мозг и посолить-поперчить.
Расправившись с бульоном, приниматься за мясо, к которому еще жареный картофель подали и два соуса.
У меня была порция на одного. Лопнуть можно. Но вкусно.
Шницель - панировка тонкая, сочный. Но не мой фаворит.
Торт «Захер». Однозначно – да! Понравился. Кафе находится в одноименном отеле. Очередь стоит приличная. Понадобилось примерно полчаса чтобы войти внутрь. Интерьеры красивые.
Заказала торт и чай, чтобы не слипнуться. Не слиплась, можно было бы еще кусочек съесть.
Штрудель - Было красиво но не вкусно.
Кафе «Империал». Перед концертом в филармонии я зашла в это кафе. Тоже находится в одноименном отеле и тоже с 18хх какого-то года производит фирменную выпечку. Про интерьеры и говорить не стоит исходя из названия. Все сверкает. Какой тут кофе подали! Я точно такого никогда не пила, аромат был необыкновенный. Получила истинное удовольствие, тортик тоже хорош.
Концерт
Собственно вся поездка состояласть только из-за этого концерта. Я каждый год смотрю новогодний концерт Венского оркестра, и представляю: как я сижу на концерте в этом зале. Зал в этот день бывает особенно наряден – его украшают красивыми цветами.
И вот я в этом зале, на другом концерте, но тем не менее. Мечты материализируются.
Концерт был чудесным. Программа была сборная, вместе с оркестром выступали солисты и детский хор. Хор был одет в белые широкие одежды, походили детки на ангелов и пели ангельскими голосами. Могу только восклицательными знаками выразить мои ощущения от концерта.
В антракте я отправилась изучать места в зрительном зале. При участие в лотерее на розыгрыш билета на новогодний концерт необходимо изначально определиться с ценовой категорией билета. За прошедшие годы я выбирала разные билеты: от дешевых до самых дорогих. Теперь я изучила зрительный зал, укрепилась в нужных мне местах на новогодний концерт – это должен быть первый ряд балкона или центр партера. Где я и сидела, только мой билет стоил в 10 раз дешевле новогоднего.
А пока мне сразу после концерта надо было мчаться в аэропорт, предварительно забрав чемодан из ячейки камеры хранения на вокзале. Экспресс за 16 минут домчал меня до аэропорта. В самолете познакомилась с Машей, родственной мне душой. Мы проговорили весь полет, она слушала «Орландо» в Венской опере. Мне было очень интересно услышать ее мнение и поняла, что опера Моцарта был лучший выбор.
Закончилось мое «концертное турне». Все понравилось, еще бы повторила. У меня все впереди. Верю, что на новогоднем концерте 2022 года я буду сидеть в золотом зале Венской филармонии и хлопать со зрителями, когда будут играть известный «Марш Радецкого»!