Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Отзывы и рассказы туристов о Перу Боливии. Боливия отзывы туристов. Перу, Мачу Пикчу отзывы туристов. Отдых в Перу, Боливии. Рассказы туристов

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Сообщение: #1

Сообщение El cargador » 18 май 2018, 02:45

Уважаемые товарищи!
Настоящим довожу до вашего сведения технический отчет о вышеозначенной поездке, каковая была осуществлена мною единолично в феврале 2018 г. Намерение опубликовать настоящий отчет продиктовано следующими обстоятельствами:
- по вопросу карнавала в Оруро на форуме приведен только красочный фотоотчет, отсутствуют материалы практического плана;
- по вопросу перемещений по Парагваю и Боливии в сезон дождей преобладает фрагментарная информация, в значительной степени основанная на слухах;
- сведения о туристической ситуации в Рурренабаке полностью отсутствуют.
Отчет носит практический характер, с акцентом на расписаниях, ценах и полезных советах; по форме обращен к желающим повторить данный маршрут.
По рекомендации своей юрслужбы также сообщаю, что не несу ответственности за возможные изменения расписаний, цен и иных приведенных в отчете сведений.

Предисловие.
Период поездки был изначально подчинен посещению карнавала и затопленного солончака в Уюни, в этом случае неизбежно уменьшается привлекательность амазонской части. Замысел маршрута умышленно исключал Перу, которая зарезервирована для отдельной поездки с Лапочкой. Соответственно, отчет может быть интересен тем, кто уже посетил Перу, либо не знает, с чем лучше сочетать поездку в Игуасу.
Прививку от ЖЛ исполнил, ни на одной из 6 южноамериканских границ сертификат не спросили. Однако, собирающимся в Амазонию настоятельно рекомендую – полностью от комаров не уберечься.
Авиабилеты приобрел за 2,5 месяца по терпимой цене: кольцо СПб – ФдИ – СПб за 53 т.р. (780 евро). Отметим, что вылет в феврале уже значительно дороже.

Поездка.
Вылетел 28.01, прилетел в Игуасу 30.01. Ночевал в Скипхолле и Гуарульосе. Если в Скипхолле для этого есть удобный зал, то в Гуарульосе использовал взятую подстилку. Напоминаю всем, что обменники в аэропортах Бразилии запредельно наглые, уместно взять карточку хотя бы на 50 евро.
В Фос-ду-Игуасу использовал один из любимых приемов – не заезжать в город прилета (напр., из аэропорта Мингаладон с Лапочкой ехали сразу в Пегу, из Мальпенсы сразу в Галларате – Швейцарию…, т.к. город прилета все равно посещаешь перед отлетом) и, пока все теряли остаток дня на заселение в гостиницы, поехал сразу к водопадам.
Городской автобус 120 ходит по маршруту центр – аэропорт – парк птиц – водопады примерно раз в 20 минут, проезд, как и везде по городу, стоит 3,45 реалов (1,10 USD). Проезд от аэропорта до парка – 10 минут, до центра 45 минут. В центре кольцо автобуса находится на углу Av. Rep. Argentina и Av. J. Kubitschek, называется Terminal Urbano. Вход в парк водопадов стоил 62 реала (19 USD).
Только для членов АВП. Вход без билета затруднителен. Теоретически можно обойти ограждение с севера, но проверка билетов осуществляется около посадки в автобус, а люди, бредущие по шоссе пешком, неизбежно привлекут внимание рейнджеров.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

С большим удовольствием осмотрел водопады и хотел уже сесть в автобус до Фос-ду-Игуасу, но голоса приказали мне подождать. Я недоуменно потоптался, и тут подошел прямой автобус в Пуэрто-Игуасу, что меня необыкновенно устраивало. Стоимость проезда – 10 реалов (3 USD).
Пуэрто-Игуасу (мой город № 588) поразил меня контрастом с Бразилией, а потом даже с Парагваем – четырехчасовая сиеста, деградация городской среды, выраженная апатия населения. Народ все равно доброжелательный, но мне стало грустно за бывших наших, кто эмигрировали в Аргентину в период ее расцвета. Правда, я сужу по одному городу, но ведь не по самому депрессивному…
Устроился в 125 Hotel на Av. Misiones, гордо названный «первый капсульный отель Аргентины». На самом деле – обычный дорм, только койки с плотными занавесками, стоимость 361 песо (18 USD). Сил искать нормальный отель уже не было. Обменник тоже на Av. Misiones, угол Bonpland; в городе можно платить чужой валютой или менять с рук, но обменник выгоднее. Хавать лучше всего на автовокзале.

31.01 рано утром поехал на водопады. Стоимость входа 500 песо (25 USD), билет на автобус продается в 2 конца за 150 песо (7,5 USD).
Только для членов АВП. Вход без билета возможен – когда все разошлись, прямо от остановки автобуса в проход между строениями и огородами.
В парке три основных маршрута (перечисляю сверху вниз) – поездом напрямую до Mirador Del Diablo, Paseo Superior и Paseo Interior. С Paseo Interior можно также заказать водную экскурсию, я не пробовал.
Общие выводы:
- не жалко потратиться на обе части парка – бразильскую и аргентинскую. Но если вы хотите ограничиться одной частью, выбирайте аргентинскую. Во-первых, это все-таки кульминация, во-вторых в бразильской фактически только один маршрут;
- в аргентинской части не только Mirador, но и Paseo Superior обязателен к посещению, Paseo Interior – приятен. Если не зависать, Paseo требуют примерно по часу времени, Mirador – около двух. Для нарастания впечатлений рекомендую завершать Мирадором.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Далее ехал автобусом Пуэрто-Игуасу – Сюьдад-дель-Эсте, который ходит 10 раз в день и стоит 40 песо (2 USD). Голоса приказали мне караулить автобус, несмотря на расписание, и точно – автобус ушел на полчаса раньше. Но на этом аргентинские приколы не закончились – довелось побывать в Парагвае нелегально.
Известно, что этот автобус проезжает транзитом бразильские погранпункты, но смотрю – мы уже едем очень даже по Парагваю, народ выходит, а где же парагвайский погранпункт? Я к кондуктору: «А где эль миграсьон?». «Уже проехали» (радостно). «Ну ты, эль баклан в натуре, мне что, в парагвайском калабосо чалиться?». А он весь такой: «Братуха, чего ты паришься, тут недалеко». Ага, недалеко, полтора километра вниз-вверх. Жара 35, да рюкзак 15, итого 50. Да я 100.
Ладно, преодолели. Пограничник был очень удивлен, что кому-то понадобился, местные ходят просто так, но сфотал и проштамповал.
Сюьдад-дель-Эсте (город № 589) – столица челноков, огромный рынок. Почему парагвайцы называют его город-сад, я понял в Асунсьоне. После трех некомфортных ночей поселился в классный Executive Hotel, Av. Adrian Jara, угол Curupayty. Стоимость 150 т.г. (27 USD).
Начиная с парагвайской границы мой телефон, даже с местной симкой, отказывался выходить на РФ. Как мне потом объяснили, Парагвай и Боливия не платят за выход на мировую сеть. Но может быть, я чего-то не понял. Обходился смехотворно дешевыми таксофонами, которые можно найти на любом автовокзале.

1.02 уехал в Асунсьон за 60 т.г. (11 USD). Автобусы ходят по несколько в час, возможно, бывают дешевле. Добраться до автовокзала из центра можно на автобусе по Av. General Caballero до остановки «Стадион». Автобус в Асунсьон ехал 7,5 часов. Да, я тоже надеялся, что меньше. В тот же вечер можно было уехать в Боливию, но я остался посмотреть город. Вышло не очень.
Для начала я зачем-то спросил дешевую гостиницу, любезные жители поняли меня буквально и направили в Hotel Rio. Не каждый зацепер согласится там жить. Полчаса я дезинфицировал номер, включил фумигатор и, поскольку не знаю средств от поцелуйного клопа, намазал будку «звездочкой» и шизел. Забегая вперед, это оказалась перестраховка: в отличии от Центральной Америки нигде не видел пораженных болезнью Шагаса. Гостиница стоила 60 т.г. с кондиционером, если кому надо – угол Parapiti и Rep. Colombia.
От автовокзала и из других районов в центр идет куча автобусов, разобраться трудно, так как в центре они описывают разнообразные кольца. Рекомендую распечатать подробный план центра и следить за указателями на перекрестках.

2.02 ходил по Асунсьону (город № 590), но самые интересные достопримечательности – собор, церковь Сантиссима и даже Пантеон были закрыты по разным причинам. Город жутко несуразный, народ приветливый, русскому очень рады. В целом, Парагвай – страна с хорошим транспортом, вкусной едой и кондиционерами, жаль, что такая неинтересная.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Самые хорошие обменники были на автовокзале. Там же, несмотря на отсутствие указателей, можно поменять деньги на боливиано. Я осторожно поменял мелочь, курс был не очень.
Вечером уехал в Боливию компанией Transrosario, класса «семикама», с кондиционером и вкусным ужином. Билет до Вилья-Монтес стоил 450 т.г. (81 USD), кажется, столько же стоит до Санта-Круса. Еще обнаружил более дешевый автобус компании Rio Uruguay класса «металлолом», он был полупустой, в отличие от заполненного Transrosario. До границы оба автобуса шли почти вместе.
В интернете нигде нет расписания, публикую примерный график. Время местное, на границе перевод часов. Кто не сообразил, поездка туда и обратно - по 25 часов.
______________туда_____обратно
Асунсьон________20________21
Эстигаррибья_____5________12
Граница_______12/11______4/5
Вилья-Монтес____13________2
Санта-Крус______20________19

3.02 в 5 утра таможенный досмотр. Вещи аккуратно поставили в грязь и вежливо перерыли до нитки. На 2018 г. дорога до границы почти вся асфальтированная, кусок грунтовки около 40 км, где мы и застряли на час. Однако, рассказы о многодневном застревании, похоже, ушли в прошлое.
На въезде в Боливию была проблема: у пограничников лежал старый список безвизовых стран, без России. Так случайно вышло, что у меня с собой была распечатка с сайта посольства, которая их убедила. Хотя я им ее и оставил, вы тоже возьмите.
В Вилья-Монтесе (город № 591) делать нечего, кроме пересадки. В принципе имеется автобус в Потоси и Сукре, но даже работники компаний не советовали – все, мол, ездят через Тариху. Автобусы в Тариху отходят в 20 и 21 ч, цена 45-60 боливиано (7-9 USD), идут 9 часов. Начало беспокоить отсутствие обменников, зато на автовокзале оказался приличный душ. Вообще, в Боливии много душей в транспортных узлах, но вряд ли они все приличные.

4.02 в 5 утра приехал в Тариху, автобус в Тупису анонсирован на 9.30. Автовокзал просыпался, но никто не мог помочь с обменом денег. Даже таксисты, долго совещавшись, сказали: «воскресенье, все закрыто» (а представляете в этой ситуации наших?). Денег хватало на билет с легким ужином, но уже не на гостиницу. Сидел, переживал. В 8 часов голоса приказали мне идти в кассу и выяснилось, что автобус поедет уже в 8.30, а доллары можно поменять в сувенирном ларьке по 6800, то есть почти по-божески. Выводы очевидны: меняйте деньги с запасом, и уточняйте расписания. Автобус идет 5 часов, стоит 40 боливиано (6 USD).
Из Туписы (город № 592) тем же вечером можно было уехать в Уюни, но я не так торопился. Понравилась почти карнавальная атмосфера, погулял по окрестностям. Ночевал в гостинице Colorado Horizonte за 70 боливиано (10 USD). Нормально, но руководит тормознутая ТП, все надо заставлять.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

5.02 утром уехал. Из Туписы в Уюни несколько автобусов отправляются двумя пакетами в 8-10 и 18-20 часов. Автобус идет 6 часов, стоит 60 боливиано (дальше считайте сами, мне в лом). Обратите внимание: все поезда западной линии отменены. В кассе сказали, что временно, но как-то без чувства глубокой убежденности. Автодорога активно строится, так что поезд, скорее всего, отомрет.
Итак, от Игуасу до Уюни при желании можно доехать за 2,5 суток с обменом денег в Асунсьоне и помывкой в Вилья-Монтесе.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

В Уюни (город № 593) поселился в молодежной гостинице Avenida за 70 боливиано, на Av.Ferroviaria, если смотреть от вокзала - чуть вправо. Просто, но уютно. Неожиданно в Уюни оказались самые выгодные обменники Боливии, крупнейший в квартале от вокзала, на Av. Potosi. Для покупки тура на солончак удачно воспользовался фирмой Brisal, рядом с гостиницей. Если будет возможность, попросите гида Тонио.
Из однодневных туров есть два базовых варианта: часов 6-7 за 150 боливиано и полный день с ужином за 200 боливиано. Я, как и многие, взял короткий, чтобы вечером ехать дальше. Не уверен, что это правильно. После тура было большое желание вернуться в гостиницу и отстирать вещи от соляного налета.
Для членов АВП. Известен вариант попасть на солончак бесплатно - доехать до поселка Колчани, а там пешком. Это легально, но экономия сомнительная.
Возможно, меня раскритикуют, что я не поехал в 3-дневный маршрут, включающий Lago Colorado. Но я имел основания опасаться сороче; даже легкая прогулка по городу вызвала некое состояние, пограничное с трипом. А когда лег спать, началось – сердце колотилось, в легких булькало. Все-таки, такие поездки лучше делать в молодости. Я настроил мысли на душеспасительный лад и принял предусмотрительно купленную в Уюни таблетку снотворного. Утром почему-то проснулся в порядке. В дальнейшем горная болезнь проявляла себя только одышкой при быстром подъеме.

6.02 состоялся тур на солончак с получасовым заездом на кладбище паровозов. Организация тура была великолепна – дали 1,5 часа побродить по солончаку, еще час гид старательно делал общеизвестные дебильные фото. Полезные советы: возьмите легкую закуску (в нашей группе все друг друга угощали), кому надо – черные очки, на всякий случай – альбуцид. Сапоги предоставляют.
На острове расположена знаменитая соляная гостиница. Наши стеснялись зайти, но я разведал. Внутри висит объявление – закажите что-нибудь и фотографируйте. Я честно попытался что-нибудь заказать, но всем было не до меня, поэтому фотографировал просто так.
!!! Главный вывод – затопленный солончак совершенно фантастическое зрелище, одно из самых ярких впечатлений в жизни, поэтому настойчиво рекомендую посещать Боливию именно в феврале.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Вечером уехал в Потоси за 30 боливиано, 4 часа. И в Потоси, и в Оруро есть куча рейсов. Просто походите по автовокзальной площади, и увидите ближайший автобус.
В Потоси два гостиничных узла – около автовокзала и в центре. Если позволяет время, поищите в центре. Так как я приехал в 22 часа, остановился около автовокзала, а там шумно, не рекомендую. С автовокзала в центр идет куча автобусов, просто спросите.

7.02 с раннего утра осматривал Потоси (город № 594). Потоси хрестоматийно известен великолепной архитектурой, но как-то не образует комфортной для осмотра градостроительной среды: где-то запущено, где-то перекрыто, везде неорганизованный трафик. Мне город понравился, но быстро утомил.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

В 9.30 и 13.30 отправляются туры за 150 боливиано в шахту. Наверное, это по-боливийски качественно организовано, но, когда я посмотрел фоты скалящихся туристов в касках, понял, что не хочу. Все-таки, эта гора по сути кладбище, где число жертв оценивают в миллионах. Но вы меня не слушайте и сходите.
В районе 14 часов я понял, что Потоси с меня достаточно, и уехал в Сукре. Внимание, автобусы в Сукре ходят не с главного автовокзала, а с Nueva Terminal, размещенного проктологично, как туда доехать – не знаю. Но тут голоса приказали мне обойти автовокзал с тыла, где меня сразу позвали ехать в Сукре аутопистой (ударение на и). Почему-то в Боливии этим словом называют не автомагистраль, а коллективное такси. Это типа повезло, аутописта стоит 50 боливиано и идет 2,5 часа, автобус 30 боливиано за 4 часа, плюс часа 2 до/от автовокзала. На этом голоса прекратились, и оставшуюся часть поездки пришлось думать самому.
Въезжая в Сукре (город № 595) я обалдел, и оставался в этом статусе все пребывание. Регулярно шел дождь, но я почти двое суток ходил по городу счастливый - Сукре неожиданно оказался городом-ансамблем. Здесь надо пояснить: бывает дворцово-парковый ансамбль, ансамбль площади, крепости или монастыря, но весь центр города в качестве ансамбля – редкость, без оговорок могу отнести к ним Париж, Вену, а теперь и Сукре. Снимки этого не передают, оценить видовые раскрытия можно в движении по городу, либо с дрона.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Две ночи жил в Hostal Waza (записал неразборчиво, не уверен) за 80 боливиано, по Calle Aniceto Arce, в квартале центрального рынка, нормально. Сам рынок тоже является достопримечательностью. Если будете в городе, не поленитесь дойти до Recoleta на востоке и до парка С.Боливара на западе. Между центром и автовокзалом идут автобусы №№ А, Н, 3.

9.02 настала пора выбираться. Единственное, к чему я был привязан по графику – это 10-11 февраля быть в Оруро. Ожидал, что в честь карнавала пустили кучу автобусов и аутопист, таксисты наперебой барыжат по наглой цене, но ничего подобного. Весь транспорт сводился к двум автобусам - ночному и утреннему с одним свободным местом, что я и взял. Автобус шел 11 часов и стоил 125 боливиано («кама»); народ в очереди сказал, что обычный по 80. При полном отсутствии билетов имеет смысл вернуться в Потоси, где автобусов больше.
Приехали в Оруро в 23 часа, но город не спал. Сплошным потоком (в основном из Ла-Паса) прибывали эшелоны автобусов с артистами и зрителями, напряженно работал общепит, а гостиницы оборзели в край. То, что в других городах стоило около 100 боливиано, в период карнавала продавалось за 700 и только пакетом на 3 ночи (то есть за 300 USD). В условиях, когда еще и все забито, я был рад, что нашел Hotel Bernal за 300х3 боливиано с общим санузлом. Не рекомендую – бардак, все переломано, завтрак хамский.
На основе полученного опыта обобщаю варианты проживания:
1. Бизнес-класс. Спокойно селитесь на три ночи за 300 USD, по европейским меркам это нормально. За такие деньги гостиницу без труда найдете около автовокзала.
2. Эконом-класс. Приезжайте ночным автобусом к утру субботы, а днем или вечером найдете средний по цене вариант уже на две ночи.
3. Бэкпекерский вариант. На восточном заборе автовокзала расклеены объявления о жилье в аренду. Проканает при работающей мобиле и хорошем испанском.
4. Нищебродский вариант. Проведите две ночи в автобусах (приезд и отъезд), одной субботы на карнавале, в принципе, достаточно.

10-11.02 провел на карнавале, в целом очень понравилось. Представляет собой танцевальное прохождение перед зрителями фольклорных групп, ярко наряженных в костюмы аймара, кечуа, креолов, лесных индейцев и негров, а также духовых оркестров, мистических персонажей и просто девушек в мини-юбках. Под мини-юбками группы девушек одеты в одинаковые трусики в теплых пастельных тонах – желтые, салатные, розовые, то есть ничего вульгарно черного или красного.
Карнавал все-таки самодеятельный, то есть не все отрепетировано и синхронизировано, но это даже создает некоторую атмосферу искренности. Скептик отметил бы однообразие мелодий и танцевальных движений, однако меня почти не утомило. Я выдержал 2 дня по 11 часов по двум причинам: во-первых, общая энергетика праздника, во-вторых, необыкновенное разнообразие и яркость костюмов, хотя в повседневной жизни я к тряпкам, мягко говоря, равнодушен.
Практические советы.
Даты проведения в интересующем году легко найдете в интернете, я проверил по трем сайтам. Время проведения 8-21 ч в субботу и 8-20 ч в воскресенье. Можно опоздать, уйти раньше, выйти прогуляться и т.д. Место проведения - в одном квартале от автовокзала. Трибуны есть и с восточной (автовокзал), и с западной стороны. Да все подскажут.
Билеты продаются на подходах к трибунам в субботу, только на два дня. Трибуны высотой около 10 рядов, стоимость для нижних рядов 220 боливиано, средних 200, верхних 180. В воскресенье продажи нет, это не гарантирует бесплатный проход. В секторах работают некие помогалы, следящие за рассадкой. Может быть, в воскресенье продажа у них.
Для членов АВП. Способ посетить бесплатно такой: приезжать на воскресенье, но нигде долго не сидеть-стоять, а регулярно менять сектора.
Выбор места по вертикали - с верхних рядов лучше видно общее движение, с нижних детали. Фоты делать лучше снизу. Только в самом верхнем ряду можно облокотиться спиной. Я в субботу сидел вверху, а в воскресенье нагло перебрался в первый ряд, так как народу было меньше. Выбор места по горизонтали – лучше ближе к проходам. Ряды – это деревянные лавки, по которым ходят ногами, берите газету или пленку. Еду/напитки можно брать с собой, купить у разносчиков, но лучше выйти с трибун и зайти в кафе.
Программа частично повторяется, многие номера-костюмы встречаются дважды в день. Поэтому идеальный вариант – отсидеть в субботу с утра до 14-15 часов, выйти пообедать, а потом добрать впечатления. Если хотите посетить один день, выбирайте субботу. В воскресенье программа повторяется снова, но номеров меньше на треть, прохождение подвисает. Охрана расслабляется, местные выбегают делать селфи с артистами, толпами бродят торговцы. Добавляют колорита детки, беспощадно обливающие друг друга ароматизированной пеной из баллончиков, а взрослых они разглядывают холодным оценивающим взглядом, не снимая палец с пусковой кнопки. К вечеру воскресенья бардак возрастает, я сам перелез через ограду и влился в карнавал.
Фотографии публикую в двух ракурсах: с верхнего (после кадрирования) и нижнего рядов.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

12.02. Поскольку предварительной продажи билетов не было, я пришел на автовокзал в 8 ч, и уже в 8.30 уехал в Патакамайю (автобус в Ла-Пас) за 40 боливиано, 2 часа. Кому не хватило билетов, запрыгивали на выезде с автовокзала и ехали стоя. Но вообще автобусов очень много.
Патакамайя (город № 597) интересен только как пересадка в Сахаму. Автобус на Ла-Пас проследует город по обходу, за временем выходить следите сами. Но скорее всего, таких туристов будет несколько. От обхода до центра полкилометра, проблема в другом – местные не все знают, где маршрутка в Сахаму. Спросите Restaurante Capitol, она напротив.
Маршрутка отправляется раз в день, теоретически в 12.00, в моем случае ушла в 12.40, стоит 30 боливиано, идет 3,5 часа. Вход в национальный парк 100 боливиано на любой срок и платится на въезде. Висят пугающие надписи, что без квитанции нигде не поселят, но это фуфло, внутри контроля нет. Мои соседи по маршрутке (парочка французов) притворились, что посылают одного за двумя билетами, а купили один, никому нет дела. При движении транзитным транспортом в/из Чили эту будку легко обойти, но от трассы до деревни 12 км.
Сахама – место, где реально сказываются минусы поездки в феврале. Поразительно красивые вершины затянуты, беспрерывно моросит. Я решил задачи поездки частично: пока все повалились отдыхать, пробежал километров 15 и вдоволь нафотографировал лам. Местные люди - с очень светлой аурой; по пути меня радостно приветствовали, и предупреждали о наступлении темноты. В 19 часов я понял, что зря расположился так далеко, тропинку скоро совсем затянет туманом, и срочно вернулся.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Для поездки в Сахаму категорически необходимы фонарик и шапка; у меня шапки не было (единственный прокол в экипировке). Лучший отель поселка Hotel Sajama был почему-то закрыт, но вокруг все сдают комнатушки с удобствами за около 40 боливиано. От удобств мало толку – ночью холод чудовищный, и это в самый теплый месяц. Кормят в магазинчике на центральной площади, не очень, зато хорошая атмосфера бэкпекерского общения. Рисовали на туалетной бумаге разные маршруты, в том числе по РФ.
Колебался, продолжать ли треккинг на следующий день. Под утро понял, что не стоит. От холода не помогали пять одеял, и шестое, намотанное на голову. Даже в Торугарте, где я ночевал с дальнобоями, было лучше. Так что я сдался и свалил, можете осуждать.

13.02. Маршрутка Сахама – Патакамайя отправляется раз в день в 5.20, в моем случае ушла в 5.40. Из Патакамайи регулярно идут маршрутки в Ла-Пас (на самом деле – в Эль-Альто) за 10 боливиано, 2 часа.
Эль-Альто (город № 598) - третий по высоте город мира, 4100 м, в моей биографии самый высокий. Я даже не подозревал, что город, лишенный зелени, выглядит так безрадостно. Местные стараются украсить его хотя бы ленточками и шариками, но не помогает. Пофотал виды на Ла-Пас, церковь, металлического товарища Че и поехал в Ла-Пас на телеферико (канатной дороге). В Ла-Пасе (город № 599) тоже оказалось мало достопримечательностей, часовой прогулки хватает с запасом. Окружающие пики в сезон дождей редко, но видны. Больше всего понравилось телеферико.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Туристского центра в Ла-Пасе в традиционном понимании нет, чуть большая концентрация гостиниц и турфирм наблюдается в районе Calle Sagarnaga, туда и поезжайте. Общепит фиговый, крупных магазинов нет совсем, преобладают лавки с хозтоварами; есть переулок с сувенирной продукцией. Заселился в нормальный Hostal Maya Inn на улице Sagarnaga за 100 боливиано.
Также отмечу, что Ла-Пас – очень неподходящий город для акклиматизации. Помимо высотного расположения, он, в отличие от Уюни и Оруро, очень холмистый, и без подготовки можно сдохнуть. Соответственно планируйте маршрут.
В городе трудно ориентироваться, обязательно имейте распечатанную карту центра.

14.02 отправился в Тиуанако. Доехать так: по Calle Santa Cruz, параллельной с Calle Sagarnaga, сплошным потоком идут маршрутки, выбирайте любую, на которой написано Cementerio. Выходите у кладбища напротив церкви и идите через цветочный рынок. Там продажа билетов на автобусы, ходят раз в час, цена вроде 25 боливиано, ехать 2 часа.
Внимание!!! Тиуанако находится в погранзоне, обязательно возьмите паспорт.
Автобус довозит до музея, там продается билет за 100 боливиано в 4 места: Kalasasaya, Puma Punku (два археологических комплекса), Museo ceramico и Museo litico. Билет берегите, проверяют 4 раза. Самые интересные артефакты в Museo litico, но фотографировать реально не дают. У музея рестораны жутко дорогие, поднимитесь в поселок. Из поселка идут свои маршрутки в Ла-Пас, но я не знаю, куда именно.
На мой вкус, археологическая зона воображение не потрясает; гораздо интереснее посетить Тиуанако после просмотра достаточно известных исследований т.Склярова. Мои личные наблюдения таковы: при строительстве использовано два сильно различающихся технологических уровня, многие фрагменты действительно выглядят как подвергнутые машинной обработке, ряд элементов не обоснован ни функциональностью, ни декорированием, а изображения идолов слишком однообразны для абстракции, на которую ссылаются информационные стенды музея. Я не знаю ответов, просто рассказываю свои впечатления. Буду рад, если дадут традиционные объяснения.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

15.02 провел нестандартно, со спорным результатом. Известно, что по заброшенному участку Дороги Смерти совершают велоэкскурсии; мне по описаниям не понравилось – поездка получается спортивная, а не созерцательная. Возник план: доехать на автобусе до примыкания Дороги, а далее пройти пешком 8 км туда и 8 обратно, что включает самые выигрышные виды.
В итоге (что редко бывает) меня подвели местные и высадили не в том месте. Странно, уже выйдя я переспросил у дорожников, и те подтвердили, что Дорога Смерти именно здесь, но это оказалась Zud Yungas, а не нужная мне Nord Yungas. Понял я это уже во второй половине дня, изрек словеса срамные, но переигрывать было поздновато.
Автобусы на север (Коройко и Каранави) идут от Terminal Minasa Yungas. Добраться до терминала можно так – прямо по Calle Sagarnaga идут маршрутки, на которых написано Villa Fatima. Они вас довезут, как минимум, до станции телеферико Villarroel, откуда легко поймаете маршрутку до терминала. Может быть, есть и прямая маршрутка, но я забил.
Итак, меня высадили не в том месте, но прогулка все равно доставила удовольствие – реальные горные джунгли, колибри, ревущая Rio Pongo, психоделическая оползневая дорога. Хотя Nord Yungas должна быть еще интересней. Чтобы не повторить моей ошибки, требуйте от водителя высадить вас на 55, а не на 34 километре.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Выбравшись на трассу, я наткнулся на голосующего местного по имени Даниэль. Этот, довольно-таки простой человек последующий час упарывал меня сложными вопросами по современной экономической и политической ситуации в России. С моим слабым знанием испанского было геморройно. Чтобы совсем добить, чел задал вопрос, на который и по-русски то не сразу ответишь: «в чем причина развала Союза?». Я растерялся на секунду, а потом нашелся: «políticos – putas», чем вызвал у Даниэля неподдельный восторг, он долго смеялся и приговаривал «verdad!». Чел настолько увлекся, что именно я поймал нужную попутку, которая благополучно и довезла нас в Ла-Пас по пятнарику с носа.

16.02 я переехал в Рурренабаке, прибегнув к аутописте. График был такой: Ла-Пас 10.00, Каранави 13.30/15.00, Якуни 19.30, Рурренабаке 21.00, есть выезды раньше и позже. Взяли 200 боливиано, подозреваю, что немного накололи, но за такую поездку не жалко. Примерно между Коройко и Каранави трасса проходит по старой Дороге Смерти, крайне любопытно. За Каранави просто красивые виды.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Альтернативой является прямой автобус за 80 боливиано, в сезон дождей идет почти сутки, по сведениям Интернета - чудовищно забит. Перелет стоит от 600 боливиано. Если хотите компромиссный вариант - до Каранави раз в час ходят автобусы вроде по 25 боливиано, а там… Ну а там – по обстановке.
Однако, я выиграл только в комфорте, а не во времени. На утро оказалось, что тургруппы уже сформированы, заказывать надо с вечера. Жил в Hotel Santa Ana на Calle Avaroa к югу от площади. Райский уголок за 120 боливиано. Владеют потомки аристократов, их испанский язык более утонченный, мне было куда труднее понимать.
Ура! Город Рурренабаке у меня юбилейный, № 600.

17.02 существенную часть дня провел в изучении обстановки. Методично обошел несколько турбюро и удивился – цены начинались от 240 USD за дневной тур. А вот на это я не настраивался. Но, в очередном турбюро я обнаружил муниципальное объявление, что стоимость тура меньше 1600 боливиано в сутки просто не может быть и вообще не бывает, поэтому и нечего такое приобретать. Ага, все ясно. Воодушевившись, я легко нашел нужный сервис и вам рекомендую.
Чуть налево от паромной переправы расположен офис под навесом с надписью «Servisios turisticos». В отличие от крупных фирм, специализируется именно на однодневных турах. Цены от 700 боливиано за группу до 4 человек плюс 200 за человека - вход в парк. В этот сервис я возвращался несколько раз, мониторя, не собралась ли случайно группа на текущий день. В итоге записался на следующее утро для посещения пампы.
Все туры в Рурренабаке делятся на два типа – в джунгли и в пампу. И то и другое – любой продолжительности. Сравнивать не могу, так как посетил только пампу. Как я понял, в пампе большее биоразнообразие. Теперь вот пишу и думаю, может надо было поспрашивать еще и тур в джунгли на через день.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Остаток дня провел нормально – поучаствовал в очередном карнавале и съездил на автовокзал. В городе два автовокзала: в центре - для аутопист, у аэропорта - для автобусов. На дальний автовокзал везут мотоциклы за 5 боливиано. Выяснил, что в честь сезона дождей автобусы в Тринидад отменены. Вернулся в центр и взял телефон аутописты.

18.02 провел на экскурсии в пампе. Два часа ехали на джипе до Санта-Роза-де-Якума (город № 601), там пообедали и пересели на моторку. Как объяснил гид, уровень воды поднялся на 8 метров, и живности меньше (это – тоже минус поездки в феврале). А в сухой сезон пресмыкающиеся валяются толпами. Однако, видели много птиц, черепах, капибар, аллигаторов и варана. Отмечу две кульминации – фотографирование с полуметра 4-метрового черного каймана (один из трех реально опасных видов архозавров) и кормление диких саймири. К сожалению, не увидели дельфинов. По словам гида, они плавали рядом с лодкой, но на призывной стук не вынырнули. Вода в реке мутная и пираний не видно по определению.
Индейские деревни превращены в туристские базы, где сами индейцы и работают. Базы носят понтовое название «эко-лоджи», в них пребывают европейские туристы субпассионарного типа. По-моему, условия проживания чудовищны – среди деревьев ни ветерка, обволакивает душная жара, ночью добавляются комары, душ принимают из гнилой реки, еда отвратительная, заняться абсолютно нечем. Я еще понимаю вытерпеть это в качестве ночевки на интересном маршруте, но они зависают там неделями, называют этот процесс «релакс» и смотрят, как обдолбанные. Но они не обдолбанные, они с рождения такие. При этом индейцы как раз адекватные и гостеприимные.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль
Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Теперь, когда вы знаете маршрут, можете попробовать доехать до Санта-Роза-де-Якума аутопистой, а там самостоятельно договориться с лодочниками (4 км к югу от города). Если обломаетесь, я вам ничего не советовал.
Возвращаясь через Санта-Розу, заехали на изолированное от реки живописное озеро, в котором можно купаться; местные называют «лагуной». Заранее переспросите гида, и при подтверждении возьмите купальные шмотки. В поездку также рекомендую брать запас питья и аптечку.
Несмотря на неявку дельфинов уверенно отношу этот день к самым интересным в поездке. Вечером заказал аутописту на утро, в процессе торга цена снизилась с 280 до 230 боливиано.

19.02 ехали аутопистой в Тринидад. Фактический график вышел: Рурренабаке 10.00, Сан-Борха 12.30/13.00, Сан-Игнасио 17.00/17.30, Тринидад 22.30. График неправильный – час потеряли при выезде, час на трассе. В теории надо успевать на автобус в Санта-Крус, последний в 22.00.
Начиная от Сан-Борха стали появляться меннониты. Фотографироваться они не любят, демонстрируя, что это вы все выглядите как клоуны; полноценно заснять их мне удалось только в аэропорту Санта-Круса.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Между Сан-Игнасио и Тринидадом стало понятно, что автобусы отменены справедливо – был участок совершенно убитой водно-грязевой колеи, окруженный бескрайними разливами. Впереди кто-то застрял, все грустно топтались около машин. Рисковые водители пытались объехать по обочине, но сразу увязали почти по крышу. Смеркалось, вокруг нас начали собираться грифы. Я не знаю, каким чудом ситуация рассосалась всего через час.
За 20 км до Тринидада трасса включает два последовательных парома через рукава реки Маморе. Перед переправой торгуют очень вкусными шашлычками. Сами паромы впечатляют: плоты с лодочным мотором, на которые боком влезают по четыре легковухи; судовые огни представлены карманными фонариками двух членов экипажа. Вроде ерунда, а запомнилось – в полной темноте корыто вяло тарахтит непонятно куда, а над головой бесшумно проносятся стрижи.
В Тринидаде (город № 602) все, разумеется, оказалось закрыто, и я отправился в ближайший к автовокзалу дорогой Chope Hotel за 170 боливиано (целых 24 USD). Автобусов в Санта-Крус много, но они все идут двумя пакетами в 8-10 и 20-22 часа, в пути 7 часов, стоимость около 50 боливиано.

20.02. С этого момента интерес представляют не столько мои действия, сколько варианты для нормальных людей. Для тех, кто экономит время и деньги, самый простой вариант – вернуться в Фос-ду-Игуасу автобусами через Асунсьон, 2,5 суток, транспорт 100 USD плюс наверняка ночевка в Асунсьоне. К сведению, авиабилет Санта-Крус – Асунсьон стоит 300-350 USD.
Для тех, кто жаждет продолжения, будет интересен маршрут Тринидад – Сан-Хавьер – Консепсьон – Сан-Игнасио – Сан-Рафаель – Сан-Мигель – Сан-Игнасио – Сан-Хосе-де-Чикитос (иезуитские миссии, объект ЮНЕСКО), далее Корумба (при желании – НП Пантанал) – Бела-Виста – Парагвай. Без Пантанала занимает 6-7 суток, транспорт около 100 USD плюс гостиницы. По моим сведениям, автобус Корумба - Бела-Виста отправляется каждое утро, кроме воскресенья.
Мои действия: через Корумбу я уже не успевал, а ехать снова через Асунсьон было настолько не интересно, что был готов переплатить. Нашел неожиданный вариант: авиабилет Санта-Крус - Лима - Фос-ду-Игуасу за 249 USD. Ну очень захотелось. Провел день в Тринидаде и вечером выехал в Санта-Крус.

21.02 утром автобус неожиданно прибыл не в Санта-Крус (город № 603), а на его окраину. Движение по городу было полностью, от слова совсем, заблокировано протестующими. Как я узнал, в этот день - цитирую Википедию - «прошёл референдум о возможности Эво Моралеса в четвёртый раз участвовать в выборах 2019 году через отмену ограничения быть президентом в два срока подряд. По итогам голосования против отмены ограничения на количество президентских сроков высказалось около 63 % избирателей».
Результат – всем пассажирам пришлось идти с багажом до центра 2-3 часа, банки и магазины закрыты, улицы заполнены праздношатающейся, но хотя бы не агрессивной молодежью. Только один раз от меня потребовали прокричать какой-то лозунг, но я помахал рукой и удалился. Фотографировать протестующих желания не возникло.
Отступление: видно, что страна небогатая, но активно строится; люди четко работают и радостно отдыхают, жрут в три пуза. Но, поскольку Боливия открыто выражает неподчинение Граду-на-Холме, традиционно вливаются бабосы в протестное движение. Я пытался понять, чем люди недовольны, ответ стандартный: «Моралес коррумпирован». Будет жаль, если этот замечательный народ из-за своей доверчивости впадет в нищету, но и не нам их учить.
Гостиницы сконцентрированы у Бимодального терминала, но на площади шумно. Я выбрал одну в переулках, где за 100 боливиано мне сдали номер для новобрачных. Осмотрел центр, отъедался и валялся под кондиционером.

22.02 день отъезда, хотя регистрация после полуночи. Город снова на рабочей вахте, купил все необходимое, поменял остатки боливиано на перуанские и бразильские деньги, и отбыл в аэропорт.
Как доехать до аэропорта. От терминала или другого места спросите маршрутку до Эль-Кристо, это угол второго транспортного кольца и Av. Cristo Redentor. Оттуда раз в полчаса идет маршрутка за 6 боливиано. Автобусы в Асунсьон, да и в другие города идут с Бимодального терминала.

23.02 день перелетов с авантюрно оперативным осмотром Лимы (город № 604), между рейсами было 5 ч 45 мин. Успел двукратно пройти границу, позавтракать в центре, осмотреть главные достопримечательности – Plaza San Martin, Plaza de Armas, Convento и соседние церкви. О Лиме на форуме информации достаточно, лучше расскажу вам про общественный транспорт. С аэропорта выходите на магистраль и ловите маршрутку до Plaza 2 de Mayо, даже по пробкам она идет полчаса. Дальше можно пешком.

Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

В Фос-ду-Игуасу (город № 605) прилетел вечером. Бразилия это вам не Боливия, ночью ходить по городу неприятно. Однако, прошел от Terminal Urbano на север 1,5 км и заселился в приличной гостинице Itaipu за 100 реалов (28 USD). Почти напротив супермаркет с единственным найденным мною нормальным обменником, обязательно посетите его перед отправлением в аэропорт. Португальский язык в городе не нужен, все говорят по-испански.
Поездка завершена, обратно долетел без приключений.

Заключение.
Общие рекомендации для отправляющихся в Боливию.
1. Везти лучше доллары. Тот, кто написал «евро меняют без проблем», зря так сделал. Во-первых, евро в принципе меняют только в Ла-Пасе, Уюни и Санта-Крусе, отказываются принимать даже в сильно туристском Рурренабаке; с рук меняют только доллары. Во-вторых, доллары меняют туда-сюда почти без маржи, а евро со стандартной маржой до 5 %. Карты не использовал, дорожные чеки не меняют нигде. Евро можно спокойно брать в Игуасу и Парагвай, там разницы нет.
2. В гостиницах чисто, возить постельное белье не нужно. Но, даже в приличных гостиницах почему-то может не быть полотенца, берите пакет одноразовых. Также рекомендую взять набор английских булавок – часто попадается шелковое белье, а оно съезжает.
3. Повсеместно подают жареную курицу, возьмите несколько пачек гигиенических салфеток.
4. Магазинов в нашем понимании практически нет, необходимые вам хозтовары лучше брать из дома в полном объеме. Аптечку берите стандартную, но мне не понадобилась.
Общие выводы.
Страна в целом дешевая и очень дружелюбная, на мой взгляд - не опасная. Главный минус – большие переезды, но это недостаток всех южноамериканских стран. В Перу почти не был, поэтому не сравниваю. Пожалуй, страны Центральной Америки интереснее ввиду большей концентрации достопримечательностей на километраж, но они опаснее.
Очевидно, что февраль – самое интересное время для посещения Боливии. Вспомним также, что в Альтиплано даже в феврале не жарко, а зимой без отопления должно быть совсем кисло. Сезон дождей вызывает задержки транспорта, но измеряющиеся часами, а не сутками. А сутки в запасе (как я) уместно иметь в любой сезон.
На этом благодарю уважаемых читателей и желаю им всевозможных успехов.

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
El cargador
новичок
 
Сообщения: 2
Фото: 44
Регистрация: 11.05.2018
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 49
Отчеты: 1
Пол: Мужской
перуанская амазония

Re: Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Сообщение: #2

Сообщение Alex Kumarkov » 18 май 2018, 03:24

El cargador писал(а) 18 май 2018, 02:45:Настоящим довожу до вашего сведения технический отчет

Отчёт принят Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Вы не госслужащий случайно?
Аватара пользователя
Alex Kumarkov
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 9242
Фото: 4184
Регистрация: 31.05.2011
Город: Heartland
Благодарил (а): 1330 раз.
Поблагодарили: 1262 раз.
Возраст: 40
Страны: 42
Отчеты: 31
Пол: Мужской

Re: Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Сообщение: #3

Сообщение El cargador » 18 май 2018, 11:53

Alex Kumarkov писал(а) 18 май 2018, 03:24:
El cargador писал(а) 18 май 2018, 02:45:Настоящим довожу до вашего сведения технический отчет

Отчёт принят Игуасу – Оруро – Рурренабаке, февраль

Вы не госслужащий случайно?


Часто с ними переписываюсь
El cargador
новичок
 
Сообщения: 2
Фото: 44
Регистрация: 11.05.2018
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 49
Отчеты: 1
Пол: Мужской




Список форумовАмерика ::: туристический форум об АмерикеБоливия, Перу форум : Перу и Боливия от А до ЯОтзывы о Боливии, Перу





Включить мобильный стиль