Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Отзывы и рассказы туристов о странах Средней Азии. Путешествия по странам Средней Азии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Сообщение: #1

Сообщение OWNER. » 17 янв 2021, 08:06

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Небольшое вступление, так сказать – пролог. Владея уже некоторое время автомобилем повышенной проходимости и озадачившись вопросом, могу ли считаться «проходимцем», стал изучать интернет и обнаружил следующее: сообщество джиперов южной столицы Казахстана, несмотря на разнородность участников, имеет свои негласные правила и некоторый «табель о рангах». Само наличие полноприводной машины ещё ничего не значит – важно где и как ты ездишь. Можно всю жизнь кататься на внедорожнике и, без прохождения классических маршрутов, остаться «чайником» с точки зрения этого сообщества.

Покатавшись немножко на джипе и посетив пару-тройку мест, я решил пройти хотя бы один из таких классических маршрутов, естественно – самый лёгкий. Один ехать не решился, компанию составил мой сын, который и был инициатором поездки – хватит тебе, отец, быть «чайником»…

Итак, цель: сквозная поездка от Бартогайского водохранилища через плато Асы (Ассы) и Тургенское ущелье.

phpBB [media]


Средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор и трос (не пригодились). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.

phpBB [media]


Самое главное – это обратно, поскольку до начала горного участка (точка В на карте) добираешься по прекрасной дороге. Оттуда, примерно параллельно трассе «Алма-Ата – Хоргос», следуем обратно по горам до точки Е. Вот об этом горном участке, о попытке смыть позорное имя «чайника» (стать ну хотя бы «кофейником») и пойдёт рассказ. 

https://www.google.com/maps/d/u/0/embed?mid=1s-C73CXypZZcz--53ICgfCud7ureYTwb


Выехали мы в шесть часов утра, и первая часть маршрута ничего интересного не представляла. Кусочек Кульджинского тракта, переход на трассу «Алма-Ата – Хоргос», опять Кульджинка с новым асфальтом от Чилика через посёлки Байсеит и Нура до самого начала ущелья. Затем пошёл старый, но пока ещё удовлетворительный асфальт до Бартогайского водохранилища. Поворот налево находится за несколько километров до водоёма, но мы проехали прямо, чуть ближе к плотине, чтобы сделать первое фото.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Бартогайское водохранилище существует более тридцати лет и вмещает треть миллиарда кубометром воды. Накопленная за зиму вода спускается летом в канал, идущий вдоль хребта Заилийского Алатау с северной стороны.

Затем вернулись и, обогнув это озеро слева, вышли на мост через реку Чилик, которая и питает всё это сооружение.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Здесь, на мосту, нас поджидал первый сюрприз. По интернет-слухам в этом месте должен был стоять экологический пост по взиманию платы за тот ущерб, который мы готовились нанести природе Казахстана – проехать на машине по горам. Первый сюрприз приятный – поста не было. От слова совсем. Даже каких-либо намёков (поднятый шлагбаум, заброшенная будка) мы не увидели. Едем дальше.

phpBB [media]


Поначалу окружающий нас пейзаж откровенно безрадостен – сухие каменистые склоны небольших холмов и такая же каменистая дорога, вьющаяся по дну ущелья. Широкое вначале, ущелье постепенно сузилось до узкой дорожки, пригодной для движения только одной машины. Ну, или двух мотоциклов. В какой-то момент эта теснота стала ощущаться физически, но это было самое узкое место, затем ущелье начало снова расширятся.
Фотографировать не хочется, ничего интересного пока нет. Всё время едем вверх и поднимаемся на тысячу метров – от реки Чилик (1070 метров) до безымянного перевала с высотой 2100 метров. Спустившись с него на триста метров, попадаем в долину реки Асы, вдоль которой теперь будем ехать долго.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Природа оживилась – вдоль реки деревья и небольшие, но красивые, красные скалы.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Осень, конечно, не лучшее время любоваться этими местами – всё сохнет и желтеет. Летом, особенно в начале, все горы покрыты яркой зеленью, но выбирать не приходится, довольствуемся тем, что есть. Первая часть пути с нашими комментариями и эмоциями в следующем видеоролике.

phpBB [media]


По этой долине, вверх по реке, мы проехали уже километра три, когда впереди показались несколько домиков. Не успев даже предположить – что это может быть такое, мы дружно воскликнули «Опа!», так как увидели шлагбаум. Он перегораживал дорогу, был закрыт и рядом никого не наблюдалось.
Мы поняли - слухи о шлагбауме возникли не на пустом месте, и надо было что-то решать. Вариантов было, собственно, немного: или возвращаться назад, или ехать дальше, развязав верёвочку на столбике. От мук выбора нас избавил подошедший человек, который представился лесником и спросил, есть ли у нас деньги.
Получив отрицательный ответ, он спросил сначала выпить (но не воды, конечно). Снова неудача и третья попытка – закурить. Здесь всё срослось, получив полпачки сигарет он развязал верёвочку, открыл шлагбаум и запустил нас в свою зону ответственности с благодарностями и пожеланиями счастливого пути.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
OWNER.
участник
 
Сообщения: 63
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Сообщение: #2

Сообщение OWNER. » 18 янв 2021, 04:57

Подъём продолжается. До самой верхней точки маршрута – обсерватории - нам предстоит проехать ещё километров пятьдесят, через всё плато, и подняться в горы почти на тысячу метров.
Обрадованные лёгким прохождением шлагбаума, мы даже не спросили о дороге, есть ли там она дальше. Пока же, с той минуты, как мы свернули с Кульджинки, нам не встретилось ни одной машины. Это несколько настораживало, поскольку в выходные дни джиперы здесь ездили раньше караванами.
Опять же – встреченные на дороге лужи воды, которых становилось больше и больше, сверкали нетронутым льдом, сегодня здесь точно никто не ездил. Значит мы первые и единственные, по крайней мере на сегодняшний день.
Такое «одиночное лидерство» с одной стороны наполняло нас гордостью, а с другой стороны – некоторым беспокойством. Отчёты настоящих джиперов, прошедших этот маршрут, пестрели фотографиями застрявших машин и видеороликами на тему «Как мы вытаскивали Прадо/Паджеро/Патруля».
Поскольку мы одни, то и вытаскивать нас, если что, будет некому. Поэтому едем потихоньку, особенно «интересные» места я прохожу под руководством штурмана. Этот ролик уже был в начале рассказа, здесь его целевой повтор.

phpBB [media]


Но грязных мест на дороге пока немного, больше внимания требуют лежащие на дороге или торчащие из неё камни. Сам камень вроде небольшой, но лежит строго посередине и в дополнении к глубине колеи может неожиданно «пнуть» в самое чувствительное место. Не хотелось бы…
Постепенно крутизна подъёма уменьшается, и мы выходим на плато Асы.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Ущелье распахивается перед нами огромной долиной шестикилометровой ширины и дорога, уже ничем не стеснённая, рассыпается на многочисленные колеи. Дороги, как таковой, здесь нет, поэтому ездят «монгольским способом» - сначала по одной накатанной колее, которая постепенно углубляется и разбивается. Затем рядом накатывают другую колею, потом ещё и ещё. Со временем первая колея сглаживается и зарастает травой – снова можно ездить по ней…

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Многочисленные ручейки, пересекающие плато, вливаются в речку Асы и сейчас, осенью, малозаметны. Да и река не глубока и прозрачна. Весной и в начале лета воды куда больше и неспешно текущую реку (на двадцать километров пути разница в высоте получается метров двести) переехать вброд будет уже труднее.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Последний рывок – подъём на перевал, разделяющий реки Асы и Тургень. Позавчера в Алма-Ате был дождь, а здесь выпал неплохой снег. Сегодня под ярким солнцем он тает, оттаивает и грязь, замерзшая за ночь. Подъём на перевал не крутой, но машину начинает водить по грязи, когда переходишь из колеи в колею.

Подъезжая к перевалу мы всё время искали глазами башню обсерватории и не могли её найти. Возникла даже крамольная мысль, что проехали и не заметили – ведь снизу её всегда было видно хорошо. Только потом сообразили, что хорошо видно со стороны Тургенского ущелья, наш же маршрут не открывал вид на купол телескопа до последнего.

phpBB [media]


По данным Википедии, которая говорит правду, только правду и ничего, кроме правды «Обсерватория Асcы-Тургень — астрономическая обсерватория на высокогорном плато Ассы-Тургень в Заилийском Алатау в Казахстане. Находится на высоте 2750 м над уровнем моря, в 75 км к востоку от Алма-Аты.»

Строить её начали сорок пять лет назад, условия здесь идеальные – чистый, прозрачный воздух и отсутствие подсветки, которую дают большие города. Как и многое другое, обсерватория не избежала «разрухи 90-х», четверть века жизнь здесь едва теплилась. Первый раз приехал сюда летом 1997, верховья реки Тургень были нашим любимым местом отдыха. Как я дошёл до жизни такой… Казахстан - Киргизия. 1997 год Рядом с павильоном телескопа стоял заброшенный башенный кран – и тишина. Подошёл сторож, разговорились.
- Много народу сейчас работает? – спрашиваю.
- Почти никого. Только один астроном приехал, днём спит, ночами на звёзды смотрит – отвечает.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Пять лет назад большой телескоп решили достроить и два года назад началась его тестовая эксплуатация, планируется дальнейшая модификация, однако заброшенное и разрушающееся здание гостиницы для научных сотрудников отражает интерес государства к науке.
Из осени мы приехали в зиму. Дальше дороги нет, разворачиваемся и, щурясь от солнца, делаем несколько фото.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.
OWNER.
участник
 
Сообщения: 63
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 19
Пол: Мужской

Re: Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Сообщение: #3

Сообщение OWNER. » 19 янв 2021, 03:47

От обсерватории нам теперь путь один – к реке Тургень и вниз по ущелью. Да, именно по той дороге, что видна на следующей фотографии.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

За один день яркое горное солнце уничтожило весь снег и высушило дорогу, но спустившись в ущелье мы снова возвращаемся в зиму. Здесь на пятьсот метров ниже, чем на обсерватории, но узкое и глубокое ущелье не даёт снегу таять. Теперь, наверное, уже до весны.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Уже совсем близко посёлок Батан, с него начинается асфальт, но надо проехать ещё один крутой спуск. Лет десять назад дорогу хорошо отремонтировали – легковые машины прямо-таки летали от Тургеня на плато и обратно. Но постепенно всё вернулось к состоянию прошлого века.
Перед крутым спуском встречаем первую машину. Девушка, сидящая за рулём большого внедорожника, тревожно глядя на нас, спрашивает:
- Скажите, долго ещё будет такая дорожка идти? –
Мы, конечно, объяснили барышне её ближайшее будущее, но несколько удивились – чем же она так успела встревожиться, ведь от асфальта до этого места совсем ничего и «дорожка», собственно, только начинается. Ответ на свой вопрос мы получили буквально через минуту. Крутой спуск, который стал для этой девушки первым подъемом, был далеко не гладким.

phpBB [media]


Для кого-то приключения только начинались, для нас же они уже закончились – через пять минут пошёл асфальт. Но по ущелью до посёлка Тургень ехать ещё полчаса вдоль реки. Здесь уже цивилизация вовсю: отели, форелевые хозяйства, кафе с ресторанами, оборудованные места отдыха прямо на берегу. Однако к моей задаче – перестать быть «чайником» - это уже отношения не имеет.
Кстати, о задаче. Удалось ли мне сделать «это»? Маршрут вроде как-бы пройден, всего 365 километров «от калитки до калитки» за 9 часов. НО! Нигде в грязь не засели, в речке не застряли, на камень не напоролись. Больше того – машина осталась практически чистой, а если бы вы видели, какими оттуда возвращаются настоящие джиперы! У-у…
Так что будем считать снятие позорного титула условным с обязательным подтверждением на другом квалификационном маршруте.
Пошёл готовиться.

Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана. 2019 год.

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге roadstravel.ru "Двадцать лет за рулём MITSUBISHI PAJERO."
OWNER.
участник
 
Сообщения: 63
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 19
Пол: Мужской




Список форумовЭкс-СССР форумСРЕДНЯЯ АЗИЯ форумОтзывы о странах Средней Азии



Включить мобильный стиль