Отчет начинаю писать зная что закончу его очень не скоро, но некоторые факты о поездке, цифры, статистики решила освятить уже сейчас чтобы это все не потерялось с головы (а оно точно потеряется), ну и распространить свежую инфу о Намибии и нашем опыте.
1. Бюджет: по 2000$ с человека включая абсолютно все наши траты
2. Перелет: Lufthansa + Eurowings. Дорого и уже не комфортно. На длинном перелете в 10 часов почти не кормят, имейте ввиду и запасайтесь, тк несмотря на высокий ценник, люфты опустились до уровня лоукостеров. Из плюсов: огромный самолет был почти пустой и можно полежать на свободных рядах
3. Прокат авто: https://africa-on-wheels.com Мы брали Hilux + к нему полную страховку включая колеса и стекло + минимальный кемп набор (газ, стульчики, холодильник). Выбор получился отличный. В плане комфорта Hilux реально гавно, такую бы машину себе никогда бы не купила. Салон фу, музыка фу, никаких удобств в виде круиз-контролей и прочих плюшек. НО! для Намибии - это идеальная машина. Во-первых у нее 2 кабины и реально весь походный хлам удобно загружать в багажник, в салон никакой машины это бы просто не поместилось. Один холодильник чего стоит (а холодильник прямо очень очень нужен хотя бы просто чтобы всегда был прохладный сок и вода). Во-вторых проходимость этой хилукса. Да, она не полноприводная по умолчанию. Но этого вполне хватает. Полный привод мы включали лишь один раз на 5 минут, все остальное время машина и так справлялась. В-третьих мы приятно удивились среднему расходу - 6.75 л дизеля и по деньгам это вышло 7660 NAD на топливо.
Из минусов самого проката (а может и плюсов): у них есть ограничение на гравийке в 80 км и это реально повышает безопасность движения почти везде, хотя были такие гравийки, что лучше наших асфальтов, и там можно было бы вполне ехать 100, но нет.. у машин ЖПС встроена и за 3х кратное превышение слетает страховка.. а при том, что нет круиз-контроля - это реально бесит и утомляет в пути тк постоянно приходится контролировать скорость по приборам. Из плюсов проката: машину дали в отличном техническом состоянии, не надо было переживать вообще ни за что. И еще хорошо, что страховка нам не понадобилась. Колеса остались целы, в лобовое прилетело пару камней и получились микро-сколы и на стопе сзади тоже, но в общем, прокат не пытался нас на чем-то развести и все прошло обоюдно ок.
4. Проживание: у нас с собой были обычные наземные палатки и жили всегда на кемпах, кроме 2х ночей (день вылета и одна ночь в середине), но про это позже. Кемпы реально очень классные в Набии, хотя иногда стоят дороже наших отелей. И тем не менее, сейчас путешествовать просто офигенно, ни один из кемпов мы не бронировали раньше, чем за 3 часа до приезда))) Места были всегда, цены тоже ниже, чем обычно тк людей очень мало. Вообще нам, как туристам, эти всё безумие только на руку тк локации полупустые и гуляешь сам и с жильем проблем нет.. а вот для местных это беда, для них этот год очень тяжелый получился.
5. Навигация: помимо стандартных гуглов, мапсми и тд, нам в прокате выдали бумажную офигенную карту и именно она во многом помогла определяться куда дальше путь держать и прикидывать расстояние и реальность. Дело в том, что на местной бумажной карте было обозначено дорожное покрытие и мы понимали, где есть асфальт, где гравийка, где плохая гравийка, где ворота и тд. И расстояние и многое другое. Как ни странно, но именно бумажная версия оказалась супер полезной. + перед отправлением если был кто-то из местных мы спрашивали о состоянии дорог. Так, например, мы в один день накатали +300 км тк пришлось ехать вокруг дороги, которая оказалась затоплена реками. И еще мы не поехали на водопад Эпупа тк решили, что нам не нужны приключения с жестким офроадом.
6. Питание. 70% еды мы привезли с собой (всякие походные кашки, супчики, чаи). Еще иногда у нас получалось кушать в местных ресторанчиках (цены как у нас) + докупали в магазинах воду, соки и фрукты. У нас всегда с собой был хороший запас воды. Как питьевой, так и большая канистра тоже питьевой, но той, на которой готовить еду, а не пить сырой. Это очень важный пункт. Хотя вода на кемпах есть, не на каждой я бы рискнула готовить, а сырой пить - вообще речи быть не может.
7. Маршрут. Я его сейчас ниже его напишу и по прочтению вы сразу возмутитесь почему он так тупо составлен. Для нас в этом есть своя логика. До начала путешествия у нас не было четкого плана, не было маршрута четкого, не было броней кемпов. Но была карта и точки на ней с тем, что мы хотим посетить. Поэтому с начала мы поехали по тем местам, которые очень хотелось увидеть, а потом уже на что хватило времени. Еще есть особенность езды в Намибии: в темное время суток прокат запрещает передвижение, да и самим это мягко говоря некомфортно, тк на гравийке можно влететь в неприятную историю или сбить животинку. Поэтому мы вставали до рассвета, и заселиться в кемп старались до заката.. хотя обычно приезжали уже в сумерках, и в итоге палатки ставили по темноте, что тоже не очень ок.
День 1. Прилет утром, переезд, ночевка в Quivertree Forest Campsite
День 2. Quiver Tree Forest, обнимашки с гепардами на ферме. Giants Playground. Fish River Canyon Viewpoint in Hobas. Ночевка в Norotshama River Resort (кемпинг)
День 3. Колманскоп. Lüderitz. Ночевка в Klein Aus Vista (кемпинг)
День 4. Duwisib Castle (был закрыт). Закат на Elim dines. Ночевка в Sesriem Campsite
День 5. Deadvlei, big daddy, dune 45, Sesriem Canyon. Кемп в Solitaire
День 6. Viewpoint Moonscape. Swakopmund, ночь под Spitzkoppe
День 7. Spitzkoppe. Cape Cross Seal Reserve. Ночевка на берегу Атлантики в St. Nowhere Campsite
День 8. Skeleton Coast Park. Ночевка в Simba guesthouse Opuwo.
День 9. Ruacana Falls. Etosha. Ночевка в Olifantsrus Camp
День 10. Etosha. Campsite Okaukuejo Camp
День 11. Etosha. Campsite Namutomi
День 12. Hoba Meteorite. Camping Sophienhof Lodge
День 13. Vingerklip. Petrified Forest. Damara Living Museum. Zieben Platten National Heritage Site. Organ Pipes. Burnt Mountain. Madisa camp
День 14. Brandberg, White Lady Rock Paintings. Swakopmund. Tiger Reef Camping
День 15. Swakopmund. Windhoek
День 16. Утром вылет домой
Теперь из всего этого списка напишу свое личное мнение и места/кемпы которые я бы точно не рекомендовала и те, которые наиболее понравились и однозначно я бы рекомендовала к посещению. Причины по которым мне понравились или не понравились какие-то места и мысли на эту тему я надеюсь написать в отчете попозже когда смогу разобраться с тонной фото и видео материала.
И так, точки, на которые не надо тратить время:
Колманскоп. Lüderitz. Cape Cross Seal Reserve. Skeleton Coast Park. Opuwo (хотя отель в нем был ок). Damara Living Museum. Windhoek.
Список того, что прямо очень понравилось:
обнимашки с гепардами, Fish River Canyon, Sesriem (и все, что в него входит или около него). Swakopmund. Spitzkoppe. St. Nowhere Campsite. Etosha (если пребываение не превышает 2х дней). Vingerklip. Tiger Reef Camping
8. Безопасность: глобально по стране было очень спокойно и вообще можно было ехать 100 км и не встретить ни одной машины или человека. 95% населения очень приветливые. Абсолютно все свободно говорят на английском. По сравнению с Намибией, я теперь считаю Украину белой недоразвитой Африкой :)
За всю поездку только в 2х местах было откровенно некомфортно и по ощущениям небезопасно: это города Opuwo and Windhoek. Смотреть в них все равно нечего, и ночевки, остановки в них я бы избегала.
To be continued...