Турция остается одной из немногих стран, прилетев в которую можно свободно ходить под парусами в Средиземном море. Столь ранее время было выбрано так как практики сейлинга не было с 2019г., а тут как раз удачно подвернулся практический курс с возможностью освежить все навыки яхтинга, которые и раньше не знал, а сейчас еще и забыл.
Перелет 26.03 S7 Домодедово – Даламан-Мармарис
Уже на подходе к гейту по обилию разноцветной яхтенной экипировки и сумок/рюкзаков с изображениями парусов стало понятно что как минимум 50% попутчиков летят именно на яхтинг. В процессе полета выяснилось, что оценка была сильно занижена, так как мое посадочное место заменил баллон с кислородом, который помогал соседке пережить наш высокий полет, и будучи пересаженным на последний ряд сидений сложно было пропустить все разговоры в очереди на тему кто и куда ходил на лодках, с кем и через кого ты знаком и какой маршрут на это путешествие. В следующий раз «уши» точно мастхэв независимо от твоего посадочного места. В Даламане нас встречали цветами и конфетами, торжественного марша и шампанского увы не было. Скорее всего на рейс был одним из первых прямых S7 в этом сезоне. Паспортный контроль очень быстрый: снимите маску-фото-штамп-добро пожаловать. Анкету туриста и справку проверяли только при посадке на самолет в ДМД, QR код за все время путешествия пригодился в Турции всего 2 раза: В Старбаксе в Мармарисе и при въезде в Мармарис Яхт Марину. Автобус Havas Даламан – Мармарис ждет прямо у выхода из терминала, стоит теперь 35TL. И оплату принимают только кешем. Расписание на ваш день лучше всего узнавать за 24 часа по запросу на info@havas.net, так как расписание подстраивается под местные рейсы и может меняться. Отмечу так же что сейчас (Информация на 3.04.2021) в Турции действует локдаун по СБ и ВС и запрет на перемещение общественного транспорта между провинциями под который попали междугородние автобусы. Так что если вы прилетаете в выходные, уехать, например, из Антальи в Мармарис возможно только на такси.
Сам Мармарис встретил солнечным теплом, 100% масочным режимом на улицах, почти полным отсутствием туристов и очень сильным холодом после заката солнца. Спасло только теплое одеяло в шкафу в номере гостиницы.
Мармарис набережная – Мармарис Яхт Марина 27.03.2021
Утром снова солнечно и тепло, набережная нас встречает рядом гулетов, удобными лавочками для созерцания прекрасного пейзажа и прекрасным каппучино с печенькой в Kahve Dunyasi около входа в Нетсел Марину.
Озадачившись покупкой местной симки зашел в несколько салонов сотовой связи где просил сотрудников написать мне на стикере сколько будет стоить сим-карта и сколько интернета входит в пакет и благодаря такому нехитрому тендеру выбрал Turkcell с 25GB за 130TL. Удивившись ценам на антизагар в местных аптеках, нашел в глубине улочек у Нетсел Марины косметическо-хозяйственный магазин Rossmann где с 50% был куплен спортивный спрэй 30 за 33TL.
Самый выгодный способ оплаты покупок получился картой с долларового/евро счета когда ты получаешь и кешбек за покупку и более выгодный курс обмена (6.9/$ вместо 6.5). Курс обмена был одинаковым и в аэропорту и в городе.
Такси Мармарис Нетсел Марина – Мармарис Яхт Марина вместе с горой пакетов из местного Migros, который понравился мне больше чем центральный городской - 60 TL.
Мармарис Яхт марина поражает прежде всего масштабами техобслуживания для лодок всех размеров. Такие объемы яхт в одном месте и так старательно как турки не обслуживают, наверное, никто больше в Средиземке.
К сожалению, 2 члена нашего экипажа не смогли присоединиться к нам из-за положительных Ковид-тестов, что было очень странным в сочетании с их прекрасным самочувствием, так что впереди было активное управление довольной большой лодкой 50ft малой командой в составе 3 чел.
Мармарис-Чифлик 28.03.2021
Что является главным залогом комфорта в раннем весеннем яхтинге? Правильно! Ночное тепло от Вебасто и не заканчивающееся электричество от колонки. Это лучше всегда проверять заранее, так как в 02 ночи найти персонал в спящей марине практически невозможно. На будущее будем знать и перепроверять. Как обычно, спасло теплое одеяло.
Выходим, ставим паруса и вспоминаем первое правило: все что может упасть и разбиться обязательно разобьется, все что не может – разобьется тоже. Валкая 50 DS кренится так резко и сильно, что слетают со своих мест даже пайола в салоне. Судя по адскому грохоту нас должны ждать осколки и руины, но в итоге ущерб ограничился двумя разбитыми кружками.
Температура в море почти всегда -10C от того что на земле, так что утепляемся соответственно. Сам Чифлик расположен совсем недалеко от Мармариса и представляет собой уютную спокойную бухту с чистой водой и восхитительными ресторанчиками со свежей рыбной кухней. У ребят можно снять номер на 1 ночь, чтобы переночевать на берегу. Из удобств – электричество и вода для лодки, душ и удобства общие на берегу. Уютно, вкусно, красиво и относительно недорого. Стоянка яхты подразумевает ужин в ресторане, что обошлось нам в 500TL на 3х чел. Опасайтесь местного индюка – он очень грозен и активен в желании защитить свою территорию.
Чифлик-Экинчик 29.03.2021
Экинчик представляет собой отличное место чтобы переночевать на лодочном переходе Мармарис-Фетие. Отсутствие людей, красивый вид, запах хвои, отличная вода в бухте и комфортные удобства с раздевалками на берегу и комнатой отдыха для мужского клуба с лошадмными седлами дополнительно к вокруг круглого стола. Ресторан был закрыт, так что оценить его уровень мы не смогли. На берегу много цесарок, что в сочетании с остро вставшим вопросом о приготовлении ужина пробуждало охотничьи инстинкты, но в итоге паста с тунцом, томатами и сыром победила. Швартовка для 50ft – 230 TL с электричеством и водой. Оплаты картой скорее всего нет.
Какое главное условие крепкого и спокойного сна на борту лодки? Правильно! Хорошая растяжка на швартовке и когда в 01 ночи из-за непонятно с чего изменившегося и хорошо так усилившегося ветра тебе не приходится несколько раз высовываться в труселях на холодную наружу, заводиться и дополнительно растягиваться. Впрочем, соседям на якорной стоянке шумно и пьяно гудевшим весь вечер и в ночи обнаружившим что якорь их уже не держит, наверняка, было еще более весело.
Экинчик – Сарсала 30.03.2021
По закону всемирной несправедливости в 50% случаев куда бы ты не шел на парусной лодке, ветер будет дуть тебе именно в лицо. Вот так и мы моторили всю дорогу до залива Фетие и бухты Сарсала, хотя меняли курс, поворачивая за мыс. Затем солнце и релакс начала пути сменились волнами, которые было необходимо отруливать, и холодным ветром на подходе. Никогда не ленитесь брать теплые вещи на лодку! Сарсала – бухточка куда есть доступ только с моря и в ресторане которого готовят великолепного барана в тандыре. Уютный ресторан с теплом горящего костра, вкусная турецкая кухня и компании яхтсменов вокруг – удивительное мироощущение покоя и спокойствия совершенно другой планеты. Кстати, в подобных ресторанах как таковых нет меню со стоимостью блюд, и хозяева считают гостей «по головам», выставляя командам лодок счет примерно в 25 евро/чел без алкоголя независимо от твоего выбора главного блюда. В стоимость такого ужина входит обычно стоянка лодки, если есть электричество/вода, удобства на берегу.
Все что нужно человеку на лодке после холодного перехода чтобы почувствовать себя в раю - это ресторан на берегу, пламя костра, горячая еда и вкусное вино. Уже даже не важно что вебасто не работает, а на берегу нанодуш на солнечных батареях и с закатом солнца горячая вода кончается как класс. Ты просто берешь второе одеяло и хорошо укутавшись засыпаешь на 1-2-3.
Сарсала – Фетие 31.03.2021
Утро на лодке не похоже ни на какое другое утро. Встаешь лениво и неспешно на автопилоте делая чай/кофе и уже с кружкой в руке начинаешь просыпаться, сидя в кокпите лодки , дыша морским воздухом, любуясь водой и проснувшимся активным миром вокруг, здороваясь с уже вставшими соседями. Температура воды обычно не опускается ниже 18С и некоторые даже купаются. После второго завтрака уже всей командой стартуем на экскурсию по бухточкам островов, смотрим марины Гечека с воды и уходим в Фетие. Удивительно, что в огромной бухте залива Фетие есть место всего лишь с 10м. Глубины – вершина какой-то подводной горы. Делаем заметку, что в следующий раз надо попробовать там порыбачить. Погода испортилась из-за пришедшего циклона, вокруг то тут то там дождевые тучи и начинается любимое развлечение яхтсменов в Турции весной – убеги от дождя и не попади в грозу. Приходим в Фетие, швартуем лодку и через 10 минут начинается даже не дождь, а град. Вот и такая тоже бывает турецкая весна.
Турция – страна максимального комфорта для яхтсмена: тут тебя встретят, место покажут, муринг подадут, но бывает засунут в такую муркину .опку, что сам диву даешься как ты вообще сможешь сюда влезть на своей лодке. Но восток дело тонкое и тысячи лет истории чаще всего оказываются правы. Судорожно трясущимися руками запихивая обратно вылетающие фендеры, прощаясь со страховым депозитом и расталкивая соседей резкими движениями штурвала ты все же втискиваешься на свое место и понимаешь, что вообще-то можно уже особо и не закрепляться, потому что как ты отсюда будешь выбираться обратно вообще ни разу не понятно. Но это будут проблемы уже завтрашнего утра, и ты, сняв уделанные (мокрыми мурингами) штаны, после релаксационного пива в кокпите идешь искать что бы съесть уже на берегу.
В Фетие очень хвалят рыбный рынок, где ты можешь выбрать свежайшую рыбь и тебе прямо на месте ее приготовят, но мы туда не попали из-за раннего закрытия ресторанов. Запомнилась только длиннющая набережная гулетов, которая длилась, казалось, километр за километром и все не кончалась. Откуда они берут столько туристов или это просто зимняя их стоянка осталось непонятным.
Стоимость стоянке в марине Фетие для 50ft примерно 900-1000 TL. Вода/электричество, прекрасные удобства на берегу и отличная самостоятельная экскурсия по понтонам марины где можно найти и посмотреть вблизи на самые разнообразные лодки входят в стоимость.
Фетие – Чифлик 01.04
По прогнозу ждем дождя ближе к обеду и надо бы уйти до него, но затянув утренние дела уходим уже из под близкой тучи с громом и молнией. В итоге снова всю дорогу на моторе, стараясь быть на границе туч и почти чистого неба. По левому борту солнечная Греция, по правому Турция вся в черных тучах, полосах дождя и барашках волн. Чувствуешь себя капустой из-за слоев термобелья, футболки, флиса и непрома, но беспокоит только то, что похоже непромокаемые штанишки у тебя слишком летние так как дождь иногда усиливается и ты обнаруживаешь, что сидишь на мокрых подушках или вообще попой в луже. Зато горячие и еще шкворчащие котлеты со сладким чаем идут на ура. Удивительно, какие они вкусные в Турции! Может, потому что и правда сделаны из мяса?
Помогать со швартовкой ночью выходят все сотрудники ресторанчика, они ждали и оставили под нас самое удобное место. Рядом с нами стоит яхта, у ребят на ней в переходе отвалился гребной винт. На парусах дошли до бухты, где уже хозяин ресторана на катере отбуксировал лодку до понтона.
Вот такая она Турция, постоянный гость здесь уже почти друг.
Чифлик – Мармарис
Наконец-то снова отличная погода и мы бежим под парусами по солнцу и хорошему ветру, жалко только что так недолго. Набережная Мармариса полная людей воспринимается дико и непривычно, на лодке от цивилизации быстро отвыкаешь.
Заправка. Подход к домашней марине, понимая что если идти на то же место, швартоваться придется под неудобным боковым ветром. Звонок по телефону в чартерную компанию со словами что мы подходим встречайте, и на подходе к своим понтонам на борт твоей лодки перебирается человек, знающий куда и как сейчас тебя лучше поставить и уже 1000 раз это делавший. Передаешь управление, наблюдаешь за работой ребят и по завершению открываешь бутылочку традиционного завершающего переход пива. Хорошо-то как ….
С уважением,
Игорь.Reewz