Изначально предполагалось провести ее месяцем раньше и ограничиться только Луцком и Ровно, но незадолго до предполагаемой поездки произошел инцидент в Керченском проливе, а вслед за ним появилась тема о введении военного положения в Украине. Как раз в день, назначенный для выезда, информационное пространство было заполнено сообщениями о военном положении, и все склонялись к тому, что его введут. Поэтому я принял решение сдать билеты и перенести поездку. Позже оказалось, что это было сделано зря: военное положение ввели только в некоторых областях, в число которых ни Волынская, ни Ровненская не вошли. Впрочем, учитывая, что в процессе поездки мной был сфотографирован стратегический завод – может, оно и к лучшему.
Чтобы себя побаловать, я решил расширить поездку и добавить в нее другие регионы. В результате она заняла два полных дня и зарядила меня предновогодними транспортными впечатлениями.
***
Выезд из Киева поездом №97/98 Киев-Ковель – от станции Святошин до станции Луцк (21:43 – 05:06). По Святошину, кроме меня, почти никто не садился, хотя до этой станции удобно добираться на метро.
Вагон, в котором я приехал в Луцк
Строго говоря, заезд в Луцк для этого поезда необязателен. Город находится в стороне от линии Киев-Ковель. Но многие поезда туда все-таки заезжают – как-никак, это немаленький областной центр. По станции Луцк они меняют направление, а станцию Киверцы (ту самую, от которой начинается отклонение на Луцк) проходят дважды.
Я не стал дожидаться, пока мой поезд сменит направление, а пошел гулять по раннеутреннему Луцку. Город меня неприятно впечатлил: дороги были покрыты плотным слоем льда, и я скорее не шел, а скользил. Но все-таки дошел туда, куда мне было нужно.
Тот самый "стратегический завод" - ДП "АСЗ №1" ПАО АК "Богдан Моторс", один из основных поставщиков общественного транспорта в Украину
Возле завода проходит троллейбусная линия, и новые троллейбусы «Богдан» по ней иногда обкатываются. В то раннее утро мне увидеть обкатки не довелось.
(Позже я узнал, что как раз в тот день – 27 декабря – завод завершил выполнение крупного заказа для Кременчуга, поставив последние 3 троллейбуса)
Неподалеку от завода находится платформа на линии Стоянов-Киверцы, которая так и называется – Автозавод. Я пошел туда и обнаружил, что с нее очень хорошо просматривается территория самого завода (но было темно, и качественного фото не получилось). Мне было известно, что вскоре должен был приехать поезд Стоянов-Киверцы. На тот момент я не знал, что за тип ПС будет на этом маршруте, не знал даже, электрифицирована ли эта линия. Когда вдали показался свет белых фар, меня это сбило с толку.
Дизель-поезд ДР1А-221 по маршруту Стоянов-Киверцы прибывает на платформу Автозавод
Дизель-поездом оказался ДР1А-221. Я сел в один из промежуточных вагонов и проехал один перегон – до уже знакомой мне станции Луцк. Заполненность вагона была не очень большой, а на станции Луцк вышли почти все пассажиры.
Салон вагона, в котором я ехал
Дальше – немного Луцка в фотографиях.
Площадь возле большого торгового центра
Автобус Богдан-А30212 - очень редкая модель. На тот момент он курсировал по пригородному маршруту Луцк-Рожище
Троллейбус Jelcz, переданный из польского Люблина
Троллейбус Богдан-Е231. Такая модель сейчас существует только в Луцке
Еще один троллейбус Jelcz
И наконец я пришел на уже знакомый мне железнодорожный вокзал, который теперь был залит дневным солнечным светом.
Луцкий железнодорожный вокзал
Из Луцка в соседний областной центр – Ровно – я решил ехать в пригородном поезде. И здесь меня ждал приятный сюрприз – ЭР9Т-747! Данный поезд был собран уже при независимости Украины, а в декабре 2018 года (месяце, в котором проводилась поездка) он прошел ремонт на КЭВРЗ с установкой «челноковых» сидений. Если бы я приехал месяцем раньше, мне бы не удалось в нем проехаться: он тогда стоял на заводе.
Свежеотремонтированный электропоезд ЭР9Т-747 готовится к отправлению по маршруту Луцк-Здолбунов
Поезд следовал по маршруту Луцк-Здолбунов, отправлением в 08:53. Составность была 10 вагонов – очень большая для тех краев. Поэтому мест хватило всем. Некоторые вагоны были вообще пустые!
Один из промежуточных вагонов ЭР9Т-747
Ближе к Ровно вагоны все же неплохо заполнились. Наконец прибыли в областной центр.
Отправление ЭР9Т-747 со станции Ровно. На табло указан маршрут Киев-Роток, который там и близко не проходит
В Ровно есть немало экзотического транспорта. Его я представлю в фотографиях.
Ровно - последний в мире город, где в линейном режиме работают троллейбусы Škoda-9Tr
Новый троллейбус Днепр-Т203 №196. Прибыл за пару месяцев до поездки
Еще один новый Днепр-Т203 - №194. Это, кстати, единственный белый Днепр-Т203 в городе
В Ровно тоже есть троллейбусы Jelcz, переданные из Польши
Служебный автобус
Днепр-Т203 №199 возле вокзала
Единственная в городе "гармошка" - АКСМ-433 Vitovt Max Duo №182. На тот момент единственный представитель этой модели в мире
Здания в центре города
Посетил я и ровненский пригород – Обаров. Добрался туда на электричке Здолбунов-Луцк (15:15-15:25). В отличие от прошлой отремонтированной 10-вагонки, это была старая 4-вагонка. В ней не было ни одного работавшего туалета!
Электропоезд ЭР9П-195. Отправление со станции Обаров
В Обаров из Ровно ходит пригородный троллейбусный маршрут №6 (РЗВА-РЗТА). Ходит он только в час пик, и я поймал его первый вечерний рейс. Дорога была, мягко говоря, разбитая!
Троллейбусная конечная в Обарове. Первым вечерним рейсом следует Škoda-14Tr №102
Вечером – выезд из Ровно поездом №751/752 Хелм-Здолбунов. На тот момент этот международный рейс обслуживался сочлененным рельсовым автобусом 630М польского производства и был единственным маршрутом в Украине, где такой тип можно было встретить. Тогда я еще не знал, что через пару недель мне предстоит этим же рейсом ехать в Польшу, и решил обкатать 630М на коротком участке Ровно-Здолбунов.
Билет до Здолбунова был куплен в международной кассе ровненского вокзала примерно за 3 часа до отправления.
Когда я пришел на вокзал ко времени отправления (21:03), поезда еще не было. В расписании он был указан как отправляющийся с 1 или 2 платформы. Вскоре диктор объявила об опоздании поезда на 10 минут, но не уточнила платформу.
В результате я чисто случайно увидел поезд на средней платформе, рванул на пешеходный мост и в последнюю секунду, сбивая с ног приехавших из Польши пассажиров, успел заскочить в поезд.
Следующие 15 минут мы без остановок ехали до Здолбунова. Пассажиров было очень мало.
Рельсовый автобус 630М прибыл из Хелма в Здолбунов
Здолбунов – пригород Ровно и большой железнодорожный узел. Тем не менее, не в последнюю очередь из-за темноты, время его осмотру я посвящать не стал. Вместо этого отправился на близлежащую автостанцию. Расписания автобусов я не знал, просто предположил, что в находящийся рядом областной центр должно быть немало рейсов.
Прождать пришлось достаточно долго. В результате автобус «Богдан» по маршруту Здолбунов-Ровно довез меня до конечной. Ехал он гораздо дольше поезда.
В Ровно я потратил остававшиеся 1,5 часа на прогулку по привокзальной площади и сидение в откровенно воняющем зале ожидания. Думал еще прогуляться по центру города, но погода к этому не располагала.
Возвращение в Киев тем же поездом №97/98 Ковель-Киев (23:53 – 06:00).
Вагон, в котором я приехал из Ровно в Киев
По станции Киев-Пассажирский – пересадка в электропоезд №6004/6904 Фастов-Киев-Нежин, отправлением в 06:14. Посадка на Северной платформе, которая формально относится к станции Киев-Товарный, но все ее называют Киев-Пассажирский. Поезд был очень загруженным, я еле нашел свободное место.
Отправление ЭД9М-0077 со станции Дарница
По Дарнице – долгое ожидание следующей электрички. Пришлось чередовать стояние на платформе под снегопадом и в павильоне среди толпы людей. Мимо проехали несколько поездов, в том числе дополнительный №163/164 Киев-Харьков.
Это одна из самых больших странностей того зимнего сезона. Рейс выполнялся составом поезда «Обериг» – одного из самых дорогих поездов сообщением Киев-Харьков, который незадолго до того получил категорию «ночной экспресс» и одновременно с этим лишился плацкартов. Ехать в дорогущем купе/СВ днем в очень неспешном темпе – кому оно надо? Визуальный скрининг поезда показал, что там почти все места были свободны. Я почему-то не удивился.
Но вернемся к моей поездке. В 07:36 отправлялась моя электричка №6804 Дарница-Гребенка. Я был уверен, что этот рейс выполнит состав от маршрута Нежин-Дарница, который прибывает на станцию незадолго до отправления поезда на Гребенку. Но когда этот поезд прибыл, оказалось, что он последует обратно на Нежин. В результате ЭПЛ9Т-006 подали на рейс Дарница-Гребенка пустым откуда-то со стороны Дарницкого депо скоростных поездов (ТПС Дарница).
Конкуренция за места была весьма ощутимой, я еле успел занять место под окном. Но это было ненадолго. После Борисполя, Барышевки и Березани в поезде осталось очень мало пассажиров, в Гребенку приехали единицы.
Салон вагона ЭПЛ9Т-006 на станции Гребенка.
В 2020 году эксплуатация таких поездов Юго-Западной железной дорогой (кроме киевской городской электрички) была (временно?) прекращена
В Гребенке – полуторачасовое ожидание. В результате на посадку подали дизель-поезд №6064 Гребенка – им. Тараса Шевченко, отправлением в 11:56. Я знал, что иногда по этому маршруту курсировал 6-7-вагонный состав из Д1 под тепловозной тягой. В тот день это сбылось лишь отчасти: Д1 был 4-вагонный, как обычно, но тепловоз все-таки наличествовал. Жаль, поленился к нему идти, чтобы сфотографировать.
Дизель-поезд Д1 стоит на станции Черкассы
Дизель-поезд был довольно плотно загружен. Свободное место под окном я нашел в одном из промежуточных вагонов, где было очень холодно. Ближе к Черкассам вагоны забились, как консервные банки.
Сразу после отправления по вагонам прошла разъездной кассир, которая проверяла и продавала билеты. Мой билет она надорвала, что вызвало беспокойство: я покупал его на весь путь следования, а выходить решил в Черкассах, чтобы ехать дальше следующим поездом.
В Черкассы я впервые попал в будний день. Они впечатлили меня двумя вещами: частоходящими (как для Черкасс) троллейбусами и пробками. Дальше – о городском транспорте по фото.
Троллейбус АКСМ-321 №394
Троллейбус ЛАЗ-Е183D1. Они в Черкассах в очень хорошем состоянии
Троллейбус ЗиУ-682 на центральной площади
Сочлененный троллейбус ЗиУ-10
Дома возле центральной площади
Уезжать из Черкасс я решил в пригородном поезде №6071 Черкассы – им. Тараса Шевченко, отправлением в 18:44. И тут меня ждал сюрприз: поезд из вагонов Д1 был 2-вагонный! Я такого раньше не видел. Пассажиры, впрочем, от экзотики были не в восторге: почти каждый, кто втискивался в вагон, отпускал крепкое словцо в адрес «Укрзализныци». Я тоже еле втиснулся в вагон, хотя при этом не сквернословил.
Проверка билетов в поезде была, но мой билет видели лишь издали, и то, что он был надорван, никого не смутило.
Качественное видео у меня снять не получилось, но все же двухвагонный Д1 я зафиксировал.
Двухвагонный Д1 отправляется со станции Смела
В Смеле я совершил ошибку, которая едва не стала критической. Мой путь лежал на станцию им. Тараса Шевченко, где предстояла пересадка в скоростной поезд №732 Запорожье-Киев. Однако я решил выйти чуть раньше, по станции Смела, и доехать до главного вокзала в городской маршрутке. В 19:36 я вышел на станции Смела… и оказался в малопонятной глуши. Изученные мною перед выездом Гугл-карты показывали, что неподалеку от станции находится большая автодорога, и я пошел в том направлении, но оказался на глухой улице. Машины не ездили, а в каком-то баре, куда я зашел спросить, как вызвать такси, сказали, что оно туда обычно не ездит.
В результате всеми правдами и неправдами я нашел-таки ту самую широкую улицу, однако на маршрутке не успел бы доехать при всем желании. Гипотетическое опоздание на поезд было чревато возвращением в Киев только на следующий день.
К счастью, рядом оказалось такси, которое никого не ждало. Таксист согласился довезти меня до станции им. Тараса Шевченко. И пусть я выложил за это немалую сумму, все равно так было лучше, чем опоздать на поезд.
Пока ждал поезда, успел снять отправление электрички ЭР9П-377 «Сергей Капелюх».
ЭР9П-377 "Сергей Капелюх" отправляется со станции им. Тараса Шевченко
А вскоре приехал мой поезд.
Скоростной поезд HRCS2-010 прибывает на станцию им. Тараса Шевченко
По графику прибытие в Киев – в 22:53, но мы немного опоздали.
Затем – метро и подъезд от него в троллейбусе.
И наконец я приехал домой, где начал готовиться к Новому году.