Итоговый маршрут по дням:
1 - прилет в Махачкалу и взятие машины в прокат, бархан Сары-Кум, Дубки.
2 - неторопливая дорога в сторону Гуниба, Карадахская теснина, Салтинский водопад
3 - Гамсутль, Чох, Верхний Гуниб
4 - Гоор, Кахиб
5 - Матлас, Хунзах
6 - возвращение в Махачкалу, сдеча машины, пляж в Избербаше
7 - пляж в Избербаше
8 - Дербент
9 - Дербент, пляж в Манасе
Первая (горная) часть маршрута была на прокатной машине, вторая общественным транспортом.
Про машину и вообще транспорт.
За Nissan Almera автомат отдали 2500/сутки. Машина оказалась прекрасная, хоть и тертая жизнью. Возможно, мне показалось, но вроде бы просвет был чуть выше обычного, что в дальнейшем пригодилось. Некоторые дефекты, вроде слабо светящих фар, были выявлены только в дороге, но, к счастью, нам это не помешало. К сожалению, не могу порекомендовать прокатчика, хотя поначалу планировал - при сдаче машины обратно мы накинули денег за мойку, а потом, видимо после мойки под хорошим напором, нам пошли фотографии с комментариями в жанре "смотрите, как потерта краска, это по-любому вы стукнулись где-то". Благо мы все повреждения обфоткали заранее, и было видно, что эти места точно перекрашены, причем плохо. Гражданин был вежливо послан, но осадочек остался.
Ездят почти все на газе, который стоит около 27 рублей за литр (по сравнению с бензином за 47). Я раньше никогда им сам не пользовался, и на первой заправке возник некоторый коллапс, когда я никак не мог понять, как же присоединить пистолет к баллону, пришлось прибегнуть к посторонней помощи) Заправки встречаются достаточно часто, но несколько раз мы натыкались на ситуацию, где на нескольких заправках подряд газа не было в наличии, поэтому держать запас литров 10 бензина не повредит.
Без машины в горной части маршрута, на мой взгляд, кататься неудобно. В теории из Махачкалы до Гуниба и Хунзаха ходят маршрутки, но как и когда они ходят, до конца выяснить не удалось. Можно попробовать автостоп, но я бы не стал это делать - во-первых, непредсказуемые затраты по времени, потому как туристические точки находятся в не самых оживленных местах, и во-вторых невозможность остановиться во многих крайне живописных точках по пути.
Тем не менее, в дороге мы встретили две пары автостопщиков, что, вероятно, доказывает возможность успешно передвигаться там и без машины. Плюс местное население в силу отсутствия адекватного общественного транспорта тоже постоянно голосует, и мы регулярно кого-то подвозили. Но, повторюсь, в условиях ограниченного времени и желания посмотреть за это время по максимуму, лучше брать машину.
В равнинной части между Махачкалой и Дербентом маршрутки вроде бы ходят нормально (сами не проверяли), также ходят электрички (мы пользовались ими), но ходят они не очень часто, поэтому надо внимательно смотреть расписание.
Про жилье и питание.
Жилье в горах на букинге искалось так себе, зато три квартиры (в Дубках и Гунибе) мы спокойно сняли через инстаграм, а одну (в Хунзахе) по наводке от случайно встреченных в дороге ребят. Наверное, в не-сезон реально найти даже и прямо на месте, если хорошенько пообщаться с местными.
В пляжной зоне и Дербенте снимали гостиницы на букинге, но два раза из трех остались, скажем так, не вполне довольны. Сезон начинается только недели через три, и если в Избербаше гостиница нас огорчила лишь остатками строительной пыли в номере и неработающими рядом кафешками (за 60 р можно и доехать в центр городка, не проблема), то база отдыха в Манасе находилась вообще не там, где отмечена на букинге, а номер был в состоянии, которое я затрудняюсь описать, используя одни лишь приличные слова.
С питанием вышла непредвиденная засада - мы попали в разгар Рамадана, и если в городах он соблюдается весьма умеренно, то в горах днем закрываются почти все и без того немногочисленные кафешки, про завтрак и обед лучше подумать самим и заранее. Вечером же, когда местные жители выходили из поста, тоже не везде получится сесть - скажем, одним вечером в Гунибе во всех трех кафе было битком, ни одного места. Но светало и темнело там достаточно рано, поэтому мы сдвинули обычный график на час-полтора вперед, и приходили есть около 18.30 - было нормально.