ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Отзывы и рассказы туристов о странах Южной Африки. Отзывы о ЮАР, Намибии, Ботсване, Зимбабве, Мозамбике, Анголе

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Сообщение: #1

Сообщение snus71 » 09 май 2021, 01:20

Несмотря на буйство ковидобесия во всем мире, отдыхать-то хочется. На ЮАР я заглядывался давно. А тут такая удача: и страна принимает туристов, и рейсы Ethiopian airlines из Москвы в Кейптаун всего лишь за 45 тысяч рублей туда-обратно, что по нынешнему курсу фантика к доллару – практически даром. Итак, рейс 6 марта из Домодедово в Аддис-Абебу (с посадкой в Афинах, да-да, вот такая затейливая нынче реальность) с моментальной пересадкой на следующий рейс в Кейптаун. И обратно также вылетом 19 марта из Кейпа. Лететь долго, всего получается больше 15 часов. Но нам не привыкать.
Эфиопские авиалинии не были бы эфиопскими, если бы не подложили свинью и за пару недель до вылета не перенесли бы рейс из Аддис-Абебы в Кейптаун на сутки вперед. Хорошо хоть предоставили на эти сутки отель с питанием и бесплатную визу. На стойке вылета перед посадкой в самолет в Домодедово нам выдали ваучер на отель, который мы предъявили служащим авиакомпании по прилету Аддис-Абебу. Взамен получили талончик с печатью по которому пограничник бесплатно поставил нам штамп в паспорт. Дальше микроавтобус отвез нас в отель Beer Garden (8.9956, 38.7861) недалеко от аэропорта. Пиво там было, а вот сада я не заметил.
Таким вот образом, спустя пару лет, я опять оказался в этом унылом африканском городе. Здравствуй, Аддис-Абеба. Скучная пыльная столица без достопримечательностей. Поменял в аэропорту в обменнике двадцать долларов на эфиопские быры, чтобы накупить себе кофе в супермаркете. Вот уж чем славна Эфиопия. Лучший кофе в мире.
Кормили в «Пивном саде» дерьмово, зато бесплатно и три раза в день. В общем сутки мимо, конечно, просто провалялись в номере, но это уже вопрос больше философский. Зато в самолете авиакомпания еды и спиртного не жалела.
Впрочем, мы отвлеклись. Пора уже и к ЮАР переходить. Планов по покорению мира в этот раз не было. Просто хотели прокатиться по югу страны на арендной машине, по пути рассматривая что попадётся под руку. Сначала отвечу на популярные вопросы путешественников.
Чё там с ковидом? Как же без этого. С 1 марта 2021 г было снято большинство ограничений, введенных в ЮАР. Но остался масочный режим. Строгий. Тотально везде. Даже на улице. Вплоть до того, что наряды полиции ходят по улице и штрафуют безмасочников. Мы так попали в Фиш Хуке. Банально забыли про намордники. Были остановлены и оштрафованы на тысячу рендов. Хорошо, что прикинулись «вениками», полиция со слов записала наши фантазийные данные, паспорта не требовала, в отель пройти с нами не порывалась. В общем. повезло. Кроме масок никаких ограничений практически нет. Но масочный дебилизм доходит до полного идиотизма. Да, еще в каждом ресторане, супермаркете, магазине обязательно прыскают вам на руку какой-нибудь стерилизующей гадостью. Прям вот стоит человек и всех подряд поливает в обязательном порядке. Но все заведения работают. Само-собой при влёте в страну требуют показать справку об отсутствии наличия не старше 72 часов.
Сезон и погода. Понимали, что купаться – это не про ЮАР. Ожидали теплой погоды и без дождей (март – это наш сентябрь, практически лето). Реальность была немного другой. В целом было тепло от +18 до +28 днём, но из десяти «чистых» дней в ЮАР три дня был проливной дождь, один день просто пасмурно, зато шесть дней – преимущественно солнце, даже сгореть успели.
Валюта и обмен. Южноафриканский ренд (ZAR). Курс к доллару за время поездки ходил между 14,3-15 рендами. Примерно умножали цены на пять, чтобы получить цену в рублях. Менять доллары на ренды не имеет ни малейшего смысла, так как везде принимаются карты. С долларового счета карты идёт списание по курсу платежной системы (Мастеркард или Виза), так что всё честно. Обменники же берут какую-то адовую комиссию. Но снять немного денег в банкомате и разменять их на мелочь всё равно придется, если будете брать машину. Ниже расскажу почему. Снимать лучше в банкомате Standart Bank, которые частенько попадаются в центре города, комиссия за обнал относительно небольшая. С картой, кстати, расчеты значительно безопаснее. И тут мы плавно переходим к основной теме.
Безопасность. «Да вас там убьют сразу», «Со взводом охраны будете ездить?» - стандартные комментарии знакомых про ЮАР. Не все так страшно. Точнее, все совсем не страшно. Меня пугали, что в Кейптауне в центре города прям кучи бомжей и маргиналов, которые будут ордами осаждать нас. По факту встречаются скромные единичные экземпляры. Съездите к Сан-Пауло и посмотрите что творится там. Вот там жесть. А тут безопасно.
В целом, нужно соблюдать достаточно простые правило и всё будет хорошо:
- не выходит из отеля после наступления темноты в крупных городах, после 18 лучше сидеть дома. Если случиться надобность, то передвигаться на такси или автомобиле. В мелких городах, где живёт белое население, вечером безопасно;
- не носить по улице сумок и рюкзаков, фотоаппаратуры, которые легко сорвать;
- не оставлять ничего в машине на виду, только багажник;
- держаться определенных районов города и не посещать сомнительные районы, а тем более «тауншипы». Тауншипы – это такие кварталы, состоящие из домиков, состряпанных из дерьма и палок. Зрелище эпическое, мы проезжали мимо как-то.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
- не зазорно спросить у местных белых или сотрудников отеля – безопасно ли то место, которое вы хотите посетить? Английским владеют все хорошо.
В общем, вот плакатик из отеля, на нём все сказано.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Ну и смотрите по сторонам, оценивайте текущую ситуацию. Это в любой стране не лишнее.
Ну и стандартный совет: если вы все-таки нарвались и вас грабят, то отдайте. Не надо геройствовать. У черного населения в ЮАР на руках масса короткоствольного оружия.
Связь. По прилету традиционно озаботились покупкой местной симкарты с мобильным интернетом. При выходе из зала получения багажа права будет две точки продажи: Vodafon и MTN. У Водафона неприличные грабительские цены. А связь в ЮАР стоит дорого. Мы предпочли MTN и не пожалели. За 289 ренд нам подключили на месяц 3 ГБ интернет и 60 минут местной исходящей связи. То же самое у Водафона стоило 500 ренд.
Розетки. Даже не пытайтесь найти переходник – у нас на эту экзотику их просто нет. Универсальные не подходят. Единственная страна в мире с розетками типа М. Впрочем, в любом доме и отеле есть переходник или удлинитель с обычными европейскими двухштырьковыми розетками.
Отели. Их было достаточно много по пути следования, поэтому расскажу ниже. В основном бронировали через booking.com, но пару раз воспользовались и .. Тут надо обратить внимание вот на что: как вы будете платить. В большинстве маленьких отелей не принимают карты. Только нал. Но часто букинг.ком за несколько дней до поездки снимает у вас с карты деньги и переводит их владельцу отеля (у . это 100% всегда так). Такие отели предпочтительнее – вам не надо будет терять деньги на съеме нала в банкомате. В Кейптауне отели бешено дорогие, но можно найти приемлемые варианты. В провинции с ценами полегче. Все места жительства были у нас по стоимости от 40 до 50 долларов за ночь. Весьма недорого.
Прокат авто. Благодаря ковидобесию цены на аренду были весьма и весьма божеские. Мы брали машину ровно на неделю, так как в Кейптауне решили обойтись без неё. Самые приличные условия оказались на Europecar.com. С полной страховкой, включая шины и стекла, базовый седан Nissan Almera на «автомате» обошелся нам в 3515 ренд. В районе 35 долларов за день – очень недорого. Машина практически новая, на одометре 17 тысяч.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
В целом, никаких претензий к прокатчику нет. Разве что за платную дорогу списали на 20 ренд больше, чем она стоила: типа какой-то административный платеж. Офис в центре города (-33.9169, 18.4205). Работают с восьми утра до пяти вечера. На кредитке блокировали на две тысячи ренд больше, чем стоимость проката. Разблокировали лишнее через пару дней, тогда же на электронную почту пришел и инвойс (для этого обязательно при сдаче машины жестко уточните, что инвойс вам нужен и перепроверьте у менеджера наличие своей почты). Топливная политика: «полный бак». При сдаче машины обязательно заправьтесь на ближайшей заправке, возьмите чек и дайте менеджеру снять с него копию, а чек сохраните себе. Это во избежание того, чтобы с вас не сняли лишних денег потом с карты якобы на недолив топлива.
Движение левостороннее, но больших проблем это не составляет. Дороги отличные! Просто прекрасные, как в городах, так и трассы. Ехать одно удовольствие.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Ограничения скорости весьма комфортные: на трассе 120 км/ч, в населенном пункте 60-70 км/ч. Превышать строго не рекомендуется, штрафы бешеные, а полиция «с феном» периодически встречается на трассе, как и камеры контроля. Я смотрел как едут местные и пристраивался к кому-нибудь в хвост, если вдруг случалось превышать. Отъездили мы ровно 2036 километров за неделю, сильно не напрягался, самый большой перегон был 500 км.
Платные дороги. Читал, что они чуть ли не везде. Неправда. У нас была по маршруту всего одна платная дорога: R102 от Kyrland до Порт Элизабет. Стоила она 57 ренд в одну сторону, проезд по транспондеру, которые есть на прокатной машине (прокатчик потом снимет деньги в вашей карты). Никакого отличия по качеству от других дорог я не заметил.
Топливо. Бензин стоит от 15.73 до 16.03 ренд за литр. Заправки не скажу, что часто, поэтому ниже четверти бака я старался не опускаться. Заправляться можно (и нужно) не выходя из машины. Просто говорите заправщику: full. Заправляют прям под самую горловину, раз пять отщелкивая пистолет. На заправках есть туалеты и мини-магазинчик, если надо что купить по мелочи из продуктов. Заправщик принесет вам мобильный термина для оплаты по карте после заправки. Ему полагается дать мелочь (я давал 5 ренд) «на чай». Вот тут-то вам и понадобится наличность. Мы за две тысячи километров пути заправлялись семь раз. Так что прикидывайте сколько надо мелочи. Всего на бензин потратили 2632 ренда. Это значит, что Ниссан кушал больше 8 литров «на сотку», что немало.
Парковки и парковщики. Еще одна статья мелких расходов, на которые нужна наличка. На многих парковках у достопримечательностей (да и просто на улице) пасутся ччувачки негроидной расы в светоотражающих жилетах. Это самая бесполезная специальность в мире. Называется «дай мне пять ренд» или «парковщик». Они типа помогают вам запарковаться (на пустой парковке, ага) и охраняют вашу машину пока вы не вернетесь. Часто их статус вполне официален. В Найсне дак прям плакат висит. Пасутся они только у туристических мест, на стоянках у супермаркетов их нет, конечно. В целом, их можно спокойно посылать лесом, если не планируете сюда возвращаться, так как оплата «их услуг» зачастую после вашего возвращения. Но иногда приходится отдать (на том же viewpoint в Nysna), так что резервируйте несколько монеток наличности.
Транспорт. Никаким общественным транспортом в Кейптауне не пользовались. Только такси. И даже не Uber. Оказалось, что Bolt практически в два(!) раза дешевле. Видимо пытаются захватить часть рынка Кейпа, вот и демпингуют. Временно, конечно. Но нам повезло. Даже по Убер расценки адекватные. А по Bolt выходили вообще копейки: 20-25 ренд по центру города, например. Или 200 ренд от Фиш Хука до аэропорта. Это в районе часа ехать.
Население и язык. Африкаанс – явный наследник голландского, но он вам не понадобится, все вокруг прекрасно говорят по-английски. Что сказать насчет населения? Не будут тут набрасывать про «апартеид наоборот», приведу только одну цифру: в 1980 году белых было 18% от населения страны, в 2019 – только 8%. Проезжая через небольшие «белые» города, видно, что основное население – люди в возрасте. Народ уезжает. В Австралию, Европу, США. Лет через 30 ЮАР постигнет участь соседнего Мозамбика и прочей «черной» Африки: дикие люди посреди груд мусора. Уровень жизни непрерывно снижается, инфраструктура разваливается: постоянно перебои с водой, электричеством. Зато Мандела победил. Как-то так.
Супермаркеты и цены. Из крупных сетевых супермаркетов выделяются Checkers, Spar и Pick and pay. Чекерс самый дешевый, Cпар - самый дорогой. Хоть один да есть в каждом даже мелком городке. По сравнению с РФ цены на что-то выше, на что-то ниже. В среднем почти тоже самое. Недорого свежее мясо, особенно баранина. Конечно, вино. За 40-45 ренд можно купить бутылку приличного сухого вина. Дороже молочка и куриное яйцо. Понятно, что дешевле фрукты. Много рыбы, не скажу, что дешево. Примеры цен того, что покупали сами:
Вода питьевая, бутылка 1.5 литра - 10-13 zar;
Йогурт 200 гр – 10-12 ренд, 0.5 кг - 17-18 zar, 1 кг – 27-30 ренд;
Манго среднее (грамм 400) - 13-16 zar за шт;
Ананас на полкило - 12-17 ренд за шт;
Маракуйя (10 штук в пакете) – 23-25 ренд (просто даром!);
Мандарины – 22-25 ренд за кг;
Груши - 17 ренд/кг;
Персики и нектарины 31-35 ренд;
Дракон-фрукт - 50 ренд/кг;
Личи - 40 ренд за кило;
Помидоры - от 20 ренд за кг, черри от 20 ренд за полкило;
Арбуз большой килограмм на семь - 60 ренд;
Вино от 37-45 рендов за бутылку;
Пиво от 15 ренд за бутылку 0.33;
Сыр чеддер - районе 130 ренд/кг;
Яйцо С1 (упаковка 6 шт) - 14-16 ренд;
Булки для хотдогов - 2 ренда/штука;
Печенье с имбирем 200 гр - 15 ренд, вкусная штука, если купить правильное
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Пирожные - 17-20 ренд за штуку;
Говядина и баранина – от 100 ренд за кило.
Еще южноафриканцы любят такие специальные сладкие сухари для размачивания в молоке на завтрак. Забыл как называются, но продаются повсеместно в пачках. Вкусная штука, особенно для тех, кто не есть хлеб (как я, например).
Часто местное негроидное население продаёт «с земли» фрукты, что называется «кучками». И это бывает сильно дешевле, чем в супермаркете. Так, например, мы покупали спелый авокадо по 5 ренд за штуку. Так что, возвращаясь к вопросу наличности, пару сотен ренд «кэшем» вам точно будут не лишние, даже без учета оплаты отелей.
Рестораны. Большая проблема в Кейптауне найти ресторан с адекватной ценой в центре города. В мелких городах сильно попроще, но все равно ЮАР – это не страна дешевого общественного питания. Причина проста – малая часть населения (в основном, белого), может себе позволить отобедать в ресторане. Мы посвятили большое количество времени при подготовке к поездке именно поиску ресторанов с адекватными ценами. Сложность поиска еще заключается в том, что в ЮАР, как и в России, бешеная инфляция и цены двух-трехлетней давности просто неактуальны, так что есть смысл смотреть на гугле только свежие фото этого года. Ориентировались на стоимость второго блюда не выше 100-120 ренд. По результату нашли, конечно. Конкретные места и явки – дальше по ходу отчета. Особенностью питания в ресторанах является еще и американская система чаевых: чаевые обязательны (не дал чаевых – считай, что не заплатил за еду) и они указываются вами самостоятельно в счете. Т.е. официант приносит счет, например, на 200 ренд и авторучку, а ниже есть две графы: tips и total. Куда вы сами вписываете сумму чаевых и считаете итог. Именно его и оплачиваете по карте. Никакого нала. Мы жадничали и оставляли обычно от 5 до 8% от счета, злобных нареканий это не вызывало, но и бурной радости тоже.
Про меню. В ЮАР разрываешься между мясными и рыбными блюдами. Хочет и того и другого, всё свежее и вкусное. Мы все-таки склонились к рыбе. Если мясо в РФ еще можно купить пусть и по неадекватной цене, то со свежей рыбой совсем беда. Хоть в отпуске поесть. В ЮАР рыба – это совершенно банальный хек,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
кроме того – снук (что из скумбриевых) и лайнфиш. Из морепродуктов – кальмары. Мясного выбор огромен, но в ресторанах оно недешево. Из экзотики можно за приемлемую цену найти мясо страуса, особенно в Оудсхорне. Ну а в Найсне нужно есть устриц! Они тут свежайшие и недорогие. Цены на вторые блюда я уже озвучивал, вино же в ресторане будет стоить 30-40 ренд за бокал, кофе от 10 до 20 ренд за чашку.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Извиняюсь за многословие, но хочется осветить всякие нюансы, которые пригодятся вам при подготовке к поездке. Добрались, наконец-то, непосредственно до плана поездки и его реализация. Итак,
День первый. Прилетели в 13:45. Кейптаун встречал вот таким видом из иллюминатора.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Быстро проскочили границу и всякие измерения температуры с показом справок. Купили симкарту и, еще не поняв, что Bolt дешевле, на Uber за 183 ренда уехали до отеля 91 Loop Boutique Hostel (-33.9221, 18.4185). Самый центр города. Несмотря на то, что это хостел, в нём есть обычные двухместный номера, хоть и в «базовом» наполнении, но зато за 540 ренд за ночь. Для центра Кейпа просто даром. А вот общей кухни с холодильников и посудой, как в любом нормальном хостеле, увы, нет. Зато включен бесплатный завтрак. Тоже очень базовый: омлет, два тонких кусочка хлеба, кофе, отвратный травяной чай, вода, «химический» сок, кусочек маргарина. Омлет и хлеб вполне съедобные и на том спасибо.
Побросали вещи и пошли гулять по городу. Погода уже не особо радовала и прогноз на завтра был не лучше: пасмурно, зато вроде как без дождя. Посмотрели квартал цветных домиков Bo Kaap (-33.9215, 18.415), который буквально через дорогу. Ну так себе, ничего особенного.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Прогулялись пешком до Waterfront и обратно. Ну тоже так себе. Обычная туристическая набережная.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Разводной мост вот интересный. Поужинать пошли в Nando's на Long Street (-33.9201, 18.4219). Это сеть куриного фастфуда. Дешево (отдали за двоих всего лишь 160 ренд), есть можно, но явно повторять не будем.
День второй. Пасмурно. Огромная туча наползла и накрыла Столовую гору. Понятно, что сегодня там делать нечего. Берем Bolt и за смешные 21 ренд едем к Lion's head. Путь туда-обратно занял больше двух часов. С 9:40 до полудня. Подъем не сложный, но и не суперпростой. Кое-где придется поползать по металлическим скобам с цепями.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Впрочем, эти места можно обойти дорогой попроще. Но финальный отрезок пути
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
и вид сверху компенсируют всё.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Смотрим налево
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Смотрим направо (обратите внимание какая туча над Столовой горой)
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
И смотрим прямо
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Мероприятие однозначно must have.
Берем опять Bolt и за еще более смешные 28 ренд едем опять на Ватерфронт. Раз погода так себе, то мы посетим Two Oceans Aquarium (https://www.aquarium.co.za/), а заодно и подробнее походим по Ватерфронту. Билет стоит 200 ренд (а вот сейчас спустя всего месяц, уже 210 ренд – инфляция в действии). Тут есть небольшой лайфхак, который мы выяснили позже: если прийти после 15 часов, то будет скидка и каждый билет будет дешевле на 50 ренд. Океанариум работает до 18 часов и пару часов на его неспешный осмотр хватит точно.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Океанариум понравился, посетителей в будний день мало, хотя продолжаю считать, что питерский круче. Тут есть, конечно, пингвинятник, причем не только с местными пингвинами, но еще и хохлатыми. Причем мы застали когда троих пингвинов вели с каких то процедур и они весело топали среди посетителей по коридорам к своему месту обитания.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Кроме того, есть целых (а не один, как в Питере) три огромных аквариума,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
в одном из которых плавают белые акулы.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Очень оригинально оформлен зал с медузами.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Ужинать пошли в кафе танзанийской кухни Meeting Point (-33.9200, 18.4201). Вот это точно место, которое стоит посетить. Вкусно, чисто, огромные порции, очень недорого: за 200 ренд на двоих еле выползли оттуда. И чаевых тут, кстати, не просят.
День третий. С утра дождь. Топаем к 8 утра до Europecar, берем машину, доезжаем до хостела, выселяемся, грузим шмотки в машину и отчаливаем. Погода сегодня явно не радует. Едем по живописной дороге от Gordons Bay (-34.1462, 18.8554) до Pringle Bay (-34.3487, 18.8118), но по пути практически не останавливаемся, дождь.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Доезжаем до Stony Point Penguin Colony (-34.3741, 18.8954 – координаты парковки). Тут совершенно бесплатно и вдоволь можно насмотреться на местных пингвинов.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Некоторые гуляют вокруг как у себя дома
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Некоторые людей не очень боятся
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Читал, что за это удовольствие берут 25 ренд, но то ли из-за погоды, то ли из-за полного отсутствия туристов никто к нам не вышел и денег не просил. Погода проявила милость и дождь на часик утих, дав нам вволю поснимать этих прикольных птиц.
Дальше едем не останавливаясь до места нашего проживания в самом центре городке Struis Bay. Жилье снимали на ., это дом, где хозяева (пожилая бурская пара) живут на втором этаже, а первый этаж сдают. Дождь льёт как из ведра, на градуснике всего лишь +18. Заселяемся, на часах всего лишь два часа дня, залезаем в машину и возвращаемся буквально семь километров к Cape Agulhas, самой южной части Африки. Немного поснимать у маяка (-34.82926, 20.0089),
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
к самой же южной точке вместе с картой (-34.8331, 20.00) решаем вернуться с утра, так как дождь припускает с новой силой.
Тут же недалеко едем к ресторанчику L'Agulhas Seafoods (-34.8261, 20.0133). Порция вкусного хека и лайнфиш с картошкой фри и по бокалу вина в подарок от заведения настраивают нас на лучший лад. Итоговый счет – 220 ренд с чаевыми – тоже внушает оптимизм. Кроме нас в ресторане только троица путешествующих шотландцев (мама, папа и взрослая дочь, все в суперкоротких юбках).
На обратном пути закупаемся продуктами на перекус и водой в супермаркете в Struis Bay, в шаговой доступности от дома.
День четвертый. Ночью была гроза, но с утра ничто не напоминает про вчерашнее: солнечно и +22. Ну и хорошо. Завтракаем тем, что закупили вчера в супере. Даже варганим нехитрый омлет с помидорами. Едем еще раз к маяку и добираемся наконец-то до карты Африки
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
и таблички.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Тут опять встречаем вчерашнюю семью шотландцев,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
которые нас немного шокировали своим поведением: едва мы отошли от них, как их дочь, моментально раздевшись донага, влезла на камень с табличкой, а родителя принялись её фотографировать.
Маяк при лучшей погоде
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
В 10 утра выезжаем в Knysna. По пути останавливаемся у Dolphin Point. Внимание, если едете со стороны Кейптауна, то вот координаты маленькой парковки -33.9964, 22.5617 и от неё есть небольшой подземный туннель прямо на вьюпоинт, не надо переходить трассу в опасном месте пешком, всё предусмотрено. Отсюда открывается шикарный вид на пляж Wilderness
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
и на железную дорогу.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Дальше по ходу движения съезжаем с трассы и едем к Map Of Africa View Point (-33.9929, 22.5608). С одной стороны тут вид на излучину реки и вправду напоминающая карту Африки,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
а с другой – на парадром, где летают парапланеристы.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Возвращаемся на трассу и съезжаем на другую сторону, тут (-33.9955, 22.5825) выход на пляж Уилдернесс (Wilderness). Господи, насколько он шикарен! Вот тут бы зависнуть на пару-тройку дней. Жаль погода совсем не купательная.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
В Найсну приезжаем уже часа в четыре вечера и сразу же едем на East Head View Point (Knysna Heads). -34.0789, 23.0621 – координаты прохода между домами к смотровой. Впрочем, тут же парковка и пасётся пятирендовый парковщик в жилетке, он покажет. Выход со смотровой на две стороны – собственно на Найсну
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
и на океан. Виды шикарные.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Мы голодны как волки, с утра не ели ничего, а время уже пять вечера. Отправляемся, конечно же, в ресторан 34 Degrees South (-34.0414, 23.0456). Думаем, сейчас перекусим устриц, а потом найдем место подешевле и нормально поужинаем. Хоть я и не любитель, но устрицы тут шикарные.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
И, самое главное, не только в «чистом» виде, но и под различными соусами и даже, да простят меня гурманы, запеченные в кляре!
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
И вполне по божеским ценам. Очень рекомендую употребить с десяточек разных. Дальше поиски ужина не задались. Всё, что наметили заранее, оказалось закрытым в шесть вечера, а что было открыто – были либо дороже, либо хуже по отзыв и виду, чем 34 Degrees South. В результате, пришлось туда возвращаться.
К отелю приехали уже часов восемь вечера, на улице – ни души. Отель Knys-to-stay (-34.0396, 23.0694) представляет из себя ряд комнат на первом этаже по типу мотеля. Хозяин с семьей живет на втором этаже. От центра города далековато, но на машине это не имеет значения. К отелю нареканий нет: хороший большой номер, есть чайник, холодильник, кондей, растворимый кофе, чай, сахар. С утра хозяин готовит отличный завтрак: омлет с ветчиной, тосты, сливочное масло, кофе-чай, молоко, апельсиновый сок, хлопья, йогурт. Лучшее, что было у нас из завтраков за поездку. Цена вопроса 650 ренд за ночь и этот как раз тот вариант, когда берут только нал и нет предоплаты через букинг.
День пятый. С утра долго завтракаем и только в 9:00 выезжаем из города. Ехать недалеко, уже через полчаса мы на бесплатной парковке Robberg Nature Reserve (-34.1006, 23.3774). Платим при въезде по 50 ренд с человека. Решаем пройти самый большой маршрут на девять с половиной километров вокруг всего полуострова. Благо погода сегодня отличная: солнечно, почти без ветра, к полудню температура разошлась почти до плюс тридцати. Ну, думаем, за три часа точно сходим. Первая половина маршрута идёт достаточно бодро по зеленой, поросшей кустарником тропинке. Где нужно, сделаны лестница и мостки, идти проблем нет никаких. Виды отсюда неплохие, внизу на пляжах валяются и купаются большие стаи (стада?) морских котиков.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Несмотря на то, что до них пара сотен метров обрыва, их вонь всё равно шибает в нос. Представляю, если подойти поближе.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Живой природы тут особо нет: только летают огромные сверчки и бегают ящерицы.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Однако, мы два часа уже идём
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
и только вот вышли на южную оконечность полуострова. А еще столько же топать по другой стороне. Навстречу попадаются несколько пожилых туристов, возвращающихся по нашей тропе. «Чего это они идут не по той стороне обратно», думаю я. И пристаю к одному из них с вопросом. Дедок ухмыляется: «А мне просто так захотелось». Старый тролль. Тут бы мне еще сильнее задуматься, но увы. Огибаем полуостров, тропа идёт резко вниз и … мы понимаем, что попали как кур во щи и быстро обратно мы не придем. Путь по другой стороне острова наполовину по заваленному камнями берегу. Тропу едва видно, прыгаем по камням как козлики, карабкаемся на другой берег. К моменту, когда выходим на шикарнейший пляж, мы уже серьезно вымотаны и вода на исходе. А мы взяли целую «полторашку» на двоих. Жаль некогда было задерживаться на этом пляже: он как будто из фильмов про необитаемые острова, пиратов и прочих робинзонов.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
В результате, вернулись мы обратно с языком на плече почти через четыре с половиной часа. Не могу рекомендовать Роберг Нейче Резерв как обязательную достопримечательность, но погуляете точно хорошо, главное чтобы погода была.
А мы поехали в парк птиц Birds of Eden (-33.9635, 23.4833). Ехать час с минутами. В 15:00 мы уже заходим в парк.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Birds of Eden – это такое большое пространство под огромной сеткой.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Птицы живут практически на воле.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Денег он стоит неадекватных – 280 ренд, а с ноября 2021 еще и повысят до 320! Рядом еще два парка от «тех же производителей»: обезьян и кошачьих. Комбо-билет на два или три парка даёт скидку: два продадут за 450 ренд, а три – за 560. И мы, поддавшись маркетингу, берем билет в два парка с целью посетить утром второй, благо ночуем неподалеку. .co.za/ (-33.9635, 23.4833). Ехать час с минутами. В 15:00 мы уже заходим в парк. Birds of Eden – это такое большое пространство под огромной сеткой. Птицы живут практически на воле. Денег он стоит неадекватных – 280 ренд, а с ноября 2021 еще и повысят до 320! Рядом еще два парка от «тех же производителей»: обезьян и кошачьих. Комбо-билет на два или три парка даёт скидку: два продают за 450 ренд, а три – за 560. И мы, поддавшись маркетингу, берем билет в два парка с целью посетить утром второй, благо ночуем неподалеку.
Что сказать конкретно за Эден?
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Парк со стандартным набором птиц, построенный по типу джунглей с мостками на разных уровнях для посетителей.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Если бывали в подобных, то лучше не тратьте время и деньги. Если не были, то выделите полтора-два часа на осмотр.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Минус парка в том, что он достаточно заросший и большинство птиц вы просто не разглядите. На сайте номинируется 3500 птиц 220 разных видов, но надо сидеть там не один день, вооружившись хорошей оптикой, чтобы увидеть всё разнообразие. Как ни странно, самое интересное, что мы увидели в парке птиц: крошечных антилоп «дрюкер». Они свободно пасутся на травке и могут даже подпустить человека и выдержать его поглаживания.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Ужинать едем рядом в ресторан Peppermill (-33.9556, 23.4846). Кормят вкусно, хотя и дороговато. Рекомендую. Хотя выбора на самом деле у нас и нет, завтракать мы тоже будем тут (дорого и не особо вкусно). Мы заехали в достаточно глухие места, рядом нет плотно застроенных локаций. Небольшие поселки, а вокруг на бескрайних полях раскиданы виллы буров, коренных белых обитателей этой страны. На одну из этих вилл мы и едем ночевать. Lombard Villa (-33.9431, 23.4599), есть на букинге и комнаты в ней сдаются за каких-то мизерных 600 ренд за ночь. Координаты ворот виллы указаны верно, но навигатору доверять нельзя, он поведет какими-то полями-лесами. На самом деле нужно просто съехать с шоссе вот тут -33.9548, 23.4749 и проехать пару километров по хорошей грунтовке.
От виллы пребываем в некотором шоке. Она не перестроена как отель, а всё оставлено как при бывших владельцах (уехали, видимо, в поисках лучшей жизни или просто померли): большой дом с великанской кухней,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
столовой, залой с камином, библиотекой и пятью спальнями с собственными тоже великанскими санузалами,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
каждая из которых сдаётся. В общем, на одну ночь почувствуйте себя миллионерами. А, так как туристов этой весной в ЮАР ровно ноль, то … мы были на вилле одни, могли ходить где захотим. Кроме нас был лишь негр сторож-садовник-прислуга, который и принимает гостей и его собака. Понятно, что платили заранее по брони букинга и связь с нами держал по whatsapp менеджер управляющей фирмы.
День шестой. Рекомендую ли я такой вид проживания. А в окрестностях другого и нет! Плюсы несомненно есть: мы запомним это надолго в череде однообразных отелей. Но есть и минусы: повсюду на территории следы запустения, сад не ухожен, зарос травой, в доме – там ручка двери с недокрученным шурупом, тут болтается смеситель на кухне. С утра отключили электричество и, следовательно, воду: не помыться, ни телефон зарядить. Такие вот реалии. Едем завтракать всё в тот же Пеппермилл и к 9 приезжаем в еще один парк-зоопарк рядом (откуда их столько тут?): Tenikwa Wildlife Awareness Centre (-33.9646, 23.4904), вход стоит 250 ренд. Бесплатно выдается гид, который и водит вас по территории. Тениква – это что-то вроде приюта для кошачих, которые по тем или иным причинам не могу жить на воле. Для тех, кто бывал на сафари, данный парк не будет сильно интересен. Однако, тут можно совсем близко увидеть каракла, леопарда и сервала (даже без клетки),
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Которых в живой природе совсем близко вы вряд ли увидите в силу их образа жизни. Лев необычной светлой окраски будет лишь дополнением.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Старая гепардиха, доживающая свои дни, вызывает сочувствие. На воле она умерла бы очень давно.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
В общем, не могу однозначно рекомендовать это место к посещению, но и плохого тут нет ничего.
А вот Monkey Land, в который мы вчера прибрели билет, это провал провалов!
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Четыре(!) вида обезьян и два вида лемуров из Мадагаскара – это всё, что есть в этом унылом парке, по которому вас еще водит преувеличенно веселый гид. Ну хоть погода радует, сегодня опять солнечно и жарко.
На часах полдень, мы «встаем» на платную дорогу и едем почти до Порт-Элизабет.
По пути останавливаемся в двух «видовых» точках
- Bloukrans Bridge (-33.9668, 23.6464). Вид со стороны на автомобильный мост, по которому вы только что проезжали.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
С моста можно и прыгнуть на тарзанке.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Мотивационная реклама
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
- Storm River Bridge (-33.9684, 23.9308). Вид с автомобильного моста на каньон. Ну так, есть тут места и получше.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
К четырем вечера почти добираемся до цели и останавливаемся поужинать. Bonamia (-33.9583, 25.5027) – ресторан в торговом центре и этим всё сказано. Шумно, неуютно. Рис на гарнир отвратительный. Хотя хек и курица хорошие. Цены относительно невысокие.
Селимся в отель Blue Skies (-33.9752, 25.4889). Самый дорогой в эту поездку: аж 800 ренд за ночь, только нал. Тоже комнаты-номера мотельного типа. Неплохо и даже накормили утром сытным завтраком, но всё же это не лучший наш отель. В номере хоть и всё есть, но он небольшой и душный: вентиляция отсутствует, а окна открывать не хотим, появились комары.
День седьмой. Зачем же мы забрались в это странное место? Дело в том, что мы хотим с самого утра попасть на «сафари» в парк Kragga Kamma Game Park (-33.9878, 25.457). Поэтому в восемь утра мы уже торчали у ворот: оплатили 120 ренд с человека и въехали. Что представляет собой Крагга? Это 200 гектар саванны и немного леса, где на воле живут животные. В основном, копытные.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Вы можете ездить по парку на своей машине по проложенным дорогам, но выходить можно только в паре отведенных для этого мест.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Понятно, что 200 гектар – это немного и они огорожены забором, но как первый опыт самостоятельного сафари за рулем – вполне себе вариант, к тому же еще за такие копейки. А фото получаются почти как на реальном сафари
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
На въезде вам выдают вот такой проспект, где указаны виды животных, которые вы в теории можете увидеть.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Понятно, что трудно пропустить жирафа,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
или носорога,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
но вот с кошачьими нам не повезло. Ни льва, ни гепарда мы не увидели. Они сидят, конечно, отдельно от всего парка в больших, зарешеченных вольерах. В одном можно ездить на машине (считается, что леопарду человек как добыча не интересен). К львам, конечно, не допустят. Можно только поездить вокруг. Но ни тот, ни другой к нам из зарослей не вышел.
Двух часов нам вполне хватило для созерцания животных, к тому же пасмурная с утра погода начала накрапывать дождем, который разгулялся к обеду и вечером превратился в ливень. А мы забираемся в горы и едем в город Oudtshoorn. Серпантинистые дороги усугубляются нещадным ливнем за окном. На дворе вечер воскресенья, немногочисленные рестораны города не работают почти все. Мы планируем поужинать в Santa Fe Spur Steak, но нас внезапно спасает хозяин отеля, который рекомендует ресторан рядом: Griil Factory (-33.5822, 22.2044). Странное заведение: очень низкие цены (филе страуса 150 ренд, порция кальмаров 75 ренд), при этом вкусная еда, абсолютно пустой зал. Ресторан только что открылся (даже без смены интерьеров) на месте разорившегося Black Swan.
Что же касается отеля Dudok House (-33.5847, 22.20535) , то это стандартный домик-вагончик во дворе у местной бурской семьи, по типу как у нас “на югах”. По предоплате с booking 600 рендов за ночь. Есть холодильник, кондей, электрический чайник, поэтому утром удалось перекусить, купленными с вечера в супермаркете продуктами. В общем, рекомендую.
День восьмой. Последняя достопримечательность перед обратной дорогой в Кепйтаун: пещеры Канго (Cango cave) (-33.3921, 22.2144). К 9 утра поехали в пещеры, от города это почти 30 км. Входной билет стоит 150 ренд. За пару дней до визита предварительно писали им на почту, чтобы предварительно забронировали нас в группу на 9 утра. В связи с ковидобесием размер групп ограничен. По факту никто об этой записи не спросил и было нас в группе явно не больше 20 человек, в основном местные туристы. Пещеры оставили странное впечатление. Нет, они красивые, как и полагается нормальным карстовым пещерам.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Но … Во-первых, вся экскурсия длиться минут 40, показывают буквально три зала и ... Остается чувство недосказанности, вернее недосмотренности, так как языком-то гид балаболит вовсю. Во-вторых, у администрации странное представление о подсветке. Вас приводят в темный зал, гид долго и с воодушевлением рассказывает как тут красиво, потом на 10 минут включается свет - насладитесь, мол (ну да, красиво) и … выключает его.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
И так в каждой зале. Что это? Экономия электричества?
В общем, не стану рекомендовать посещение данного сайта.
В 10:15 мы вырулили от пещер и шесть часов без остановки гнали до пригорода Кейптауна, конкретно до Fish Hoek, где и решили остановиться вплоть до отлета домой. Дождь всю дорогу был такой, что иногда было даже страшновато.
Вариант проживания в Фиш Хуке был найден на . . Отдельная двухкомнатная квартира-пристройка со своей кухней и санузлом к основному дому пожилой белой пары. Очень удачное местоположение относительно центра Фиш Хука, три минут пешком до торгового центра с супермаркетом Pick’n’Pay и центральной улицы, пять минут до пляжа, с полчаса пешком до Kalk Bay. Цена вопроса очень демократичная - чуть более $30 в сутки. Да, это такой "бабушкин” вариант со старой добротной мебелью прошлого века, но всё исправно и работает. Так что очень рекомендую.
Питались мы как бы дома, но на самом деле практически не готовили. Ходили за готовой едой в Fish Hoek Fisheries (-34.1361, 18.4322). Там божественно готовят рыбу в кляре, да и картошку-фри умеют сделать. Всем остальным закупались в супермаркете. Гуляли по побережью, купались в тайд-пулах,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
смотрели на морских котиков на пирсе Kalk Bay (-34.1295, 18.4496).
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Здесь же рыбаки продают свежую рыбу
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
В общем, провели два замечательных беззаботных солнечных дня (день десять и одиннадцать). В Калк Бей, кстати, гораздо более развита туристическая инфраструктура: много кафешек, магазинчиков, большой тайд-пул на набережной.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Но там нет огромного пляжа как в Фиш Хуке. Да и жить наверняка подороже.
Но до всего этого у нас же был еще День девятый.
Побывать в Кейптауне и не съездить на Мыс Доброй Надежды (МДН) - это преступление. Я читал много отрицательных отзывов до поездки про МДН. Мол, нечего там делать, въезд дорогущий, виды не те. Частичка правды в этом есть. Въезд в Национальный парк на самом деле дико дорогой: 340 ренд с человека! Мы даже всерьез думали спрятать пассажира в багажник машины, чтобы не платить за него.
Рванули на мыс с самого утра, от Фиш Хука ехать минут 40 и 30 километров, но сначала чуть плутанули: супруга случайно построила маршрут до Slangkop Lighthouse (-34.1486, 18.3193), а я и поехал не глядя.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Т.е. от Фиш Хука фактически мы пересекли по перпендикуляру полуостров. Оказалось, что это даже плюс. Дорога по западной стороне полуострова от маяка до МДН безлюдна и красива.
На самом мысе провели часа три как-то совершенно незаметно. Залезли к маяку, вот тут (-34.3507, 18.484) стоянка,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
съездили “к табличке” (-34.3568, 18.474) - это шесть км вкругаля на машине, хотя можно было за полчаса дойти напрямую пешком, но поленились.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
Поглазели на разгуливающих вдоль дороги бабуинов и страусов. В общем, отдохнули.
Виды от маяка на самом деле шикарные
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
На обратном пути заехали на знаменитый Boulders Beach с пингвинами. Платить бешеную цену в 170 ренд, конечно, не стали. Мы ж уже насмотрелись на пингвинов бесплатно. Вот тут -34.19845, 18.45394, рядом с бесплатной стоянкой, есть неприметная калиточка, через которую можно пройти вдоль побережья и тоже увидеть немного пингвинов
А потом поехали на знаменитую дорогу Chapman’s peak road. Дорога платная, но пункт сбора денег находится на севере. Поэтому заезжаем с юга, вот тут -34.0957, 18.3544, так гораздо удобнее, потому что дорога узкая, а все площадки для остановки и обзора находятся в этом случае как раз слева по ходу движения,
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
едем до последней перед точкой сбора денег площадки вот тут -34.0657, 18.3707, спокойно разворачиваемся и уезжаем как приехали. 52 ренда сэкономлены. Виды на дороге совершенно крышесносные, это однозначно то место, куда ехать надо.
ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»
После Чапманс Пик решаем ехать на Столовую гору, благо сегодня солнечно, но, увы, канатка опять закрыта - ветер. Не судьба, решаем мы и едем сдавать машину в EuropeCar даже раньше положенного. На такси Bolt за 200 рендов возвращаемся в Фиш Хук и два следующих дня тюленим как я уже описал выше.
Утром двенадцатого дня уезжаем за 205 рендов на Bolt до аэропорта и улетаем домой, на этот раз всего лишь с часовой пересадкой в Аддис-Абебе.
Бюджет поездки. Готовились на серьезные расходы, но реальность оказалась сильно лучше. Видимо, благодаря ковидобесию: цены на отели и прокат авто сильно ниже. В ЮАР за 10 «чистых» дней и еще два раза по полдня не потратили и полторы тысячи долларов на двоих. Это не считаю билетов, конечно. Очень приемлемо, мне кажется.
Как вывод. Обычно через 10 дней активных впечатлений уже хочется домой, переварить, так сказать. Неожиданно для нас Кейптаун и окрестности оказались местом, из которого совсем не хотелось уезжать. Вот серьезно. Чуть не со слезами на глазах. Приятная страна с хорошей едой и климатом, приветливым населением, несмотря на сложные взаимоотношения между разными расами. И, самое главное, отличная природа, пусть и без сногсшибательных достопримов, но я завидую южноафриканцам – это круто, жить в таких классных местах.
Последний раз редактировалось sergeyf73 21 май 2021, 12:47, всего редактировалось 2 раз(а).
Причина: ссылки на radikal
Аватара пользователя
snus71
почетный путешественник
 
Сообщения: 2596
Регистрация: 28.10.2011
Город: Хайфа, Израиль
Благодарил (а): 422 раз.
Поблагодарили: 504 раз.
Возраст: 52
Страны: 85
Отчеты: 65
Пол: Мужской

Re: ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Сообщение: #2

Сообщение Мэйс » 09 май 2021, 12:28

Очень интересно , освежили , особенно , в нынешнее время , жаль , что полиция домоталась в Фиш Хуке . Они пешие были , или как ? В мое пребывание ,только жиденько ездили на пикапах толстяки с замороженными лицами , не реагируя , на мои прогулки с банкой пива .
snus71 писал(а) 09 май 2021, 01:20:Из крупных сетевых супермаркетов выделяются Checkers, Spar и Pick and pay. Чекерс самый дешевый, Cпар - самый дорогой

Это у вас сложилось впечатление , т.к , наверное , глобально особо не готовили сами , мое мнение , в каждом из них можно найти что то дешевое и дорогое , хотя некоторые делят на для черных/белых , как , в том же Фишхуке шопрайт/пик н пэй . Конкретно в этом городке , в Спар ходил за недорогой страусятиной и виноградом , которые были дороже в других . Может ,woolworths , немного дороже и ассортимент так себе , но еда там , это часть универмага в больших , типа , как в стокмане раньше .
snus71 писал(а) 09 май 2021, 01:20:не пытайтесь найти переходник – у нас на эту экзотику их просто нет. Универсальные не подходят. Единственная страна в мире с розетками типа М. Впрочем, в любом доме и отеле есть переходник или удлинитель с обычными европейскими двухштырьковыми розетками.

На самом деле , у нас это найти можно , на всяких радиорынках , или онлайн барахолках , но нужно конкретно не ошибиться , т.к есть похожие английские старого образца с круглыми штырями , взял из своей коллекции , так и свозил зря . Да и , правильно сказали , не нужны они там , по вышеуказанным причинам , может , только , в аэропорту подзарядиться , а если и понадобятся , то в супермаркетах за дешево . Но это надо знать заранее , т.к я в некоторых странах сталкивался с дефицитом , или дороговизной , если там искать это , например , в США , или Австралии .
snus71 писал(а) 09 май 2021, 01:20:дня был проливной дождь

радость какая ))) , когда я был в засуху , то вода даже из кранов в общественных туалетных комнатах не текла , в т.ч в аэропорту .
Наверное , обидно , что со Столовой не срослось , если не пропустил , но есть и свой плюс , будет чем заняться в следующий раз .
Мэйс
путешественник
 
Сообщения: 1497
Регистрация: 27.01.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 43 раз.
Поблагодарили: 261 раз.
Возраст: 54
Страны: 52
Пол: Мужской

Re: ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Сообщение: #3

Сообщение snus71 » 09 май 2021, 18:56

Мэйс писал(а) 09 май 2021, 12:28:Они пешие были , или как ?


Да, три человека пешком
Мэйс писал(а) 09 май 2021, 12:28:Это у вас сложилось впечатление

Да, это впечатление не только по Фиш Хуку, а вообще по стране. Понятно, что это как нашу Ленту с Перекрестком сравнивать

Вообще говоря, мы Фиш Хук даже за 3 дня оценили: классное место. Пару недель там затусить можно без проблем
Аватара пользователя
snus71
почетный путешественник
 
Сообщения: 2596
Регистрация: 28.10.2011
Город: Хайфа, Израиль
Благодарил (а): 422 раз.
Поблагодарили: 504 раз.
Возраст: 52
Страны: 85
Отчеты: 65
Пол: Мужской

Re: ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Сообщение: #4

Сообщение Волж@нка » 10 май 2021, 10:41

А в винные хозяйства не ездили, не любитель? Мы были в полном восторге и от видов, и непосредственно от вин. Мне вина ЮАР и прежде нравились, после поездки вообще стала их фанатом, 2 чемодана привезли. Европейские вина аналогичного качества в разы дороже.
snus71 писал(а) 09 май 2021, 01:20:не потратили и полторы тысячи долларов на двоих.

Искренне завидую умению людей бюджетно путешествовать. У нас странным образом за неделю чисто на отели ушла почти такая сумма, 1200 где-то. И это при том, что в феврале цены были очень божеские, везде скидки.
Волж@нка
путешественник
 
Сообщения: 1508
Регистрация: 30.01.2020
Город: Самара
Благодарил (а): 38 раз.
Поблагодарили: 197 раз.
Возраст: 50
Страны: 18
Пол: Женский

Re: ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Сообщение: #5

Сообщение snus71 » 10 май 2021, 11:45

Волж@нка писал(а) 10 май 2021, 10:41:А в винные хозяйства не ездили, не любитель?


К сожалению (или к счастью)я почти не пью, здоровье не позволяет. А раз в полгода купить бутылку вина можно все равно по какой цене. Так что везти чемоданами смысла не было. Хотя вино там хорошее, факт
Аватара пользователя
snus71
почетный путешественник
 
Сообщения: 2596
Регистрация: 28.10.2011
Город: Хайфа, Израиль
Благодарил (а): 422 раз.
Поблагодарили: 504 раз.
Возраст: 52
Страны: 85
Отчеты: 65
Пол: Мужской

Re: ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Сообщение: #6

Сообщение snus71 » 10 май 2021, 11:47

snus71 писал(а) 10 май 2021, 11:45:У нас странным образом за неделю чисто на отели ушла почти такая сумма, 1200 где-то


Странным образом? :-) Вы когда заказывали не видели цены? $170 в сутки это, конечно, не предел, но мы жили в три-четыре раза дешевле :-)
Аватара пользователя
snus71
почетный путешественник
 
Сообщения: 2596
Регистрация: 28.10.2011
Город: Хайфа, Израиль
Благодарил (а): 422 раз.
Поблагодарили: 504 раз.
Возраст: 52
Страны: 85
Отчеты: 65
Пол: Мужской

Re: ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Сообщение: #7

Сообщение Cinoptik » 14 мар 2024, 09:13

Посетил Кейптаун в марте 2024 года.
Перелёт Qatar Airways довольно мучительный, с пересадкой в Дохе, до которой самолёт из Москвы летел заполненный примерно на 75%. Дают час бесплатного интернета для Ватсапа, обычные сайты не открываются. Аэропорт Доха – новый, уютный, есть медитативная стена с ползущей водой, огромный дюьти фри, цены, правда, выше, чем в Москве, по-моему, и, конечно, замечательная зелёная зона отдыха, целый «лес» из пальм и прочих зелёных насаждений. В «лесу» даже что-то похожее не палатки есть, но спать в них запрещено. Ходит специальная девушка, и шугает пассажиров.
Я попытался было купить билет на сайте Катар Эйрвейз до Дохи, мне показалось, что это невозможно, или будет стоить дороже, чем до Йоханнесбурга. Может, плохо искал.
При перелёте от Москвы до Дохи кормили хорошо, даже с вином, один раз. При перелёте от Дохи до Йоханнесбурга кормили дважды, но похуже. В целом кормёжка, учитывая сегодняшние реалии, на 4+.
Паспортный контроль в Йоханнесбурге занял мину 10, я встал очередь «без визы», без всяких расспросов шлёпнули штамп, и – свободен!
Из-за того, что 2 года назад мои карточки превратились в тыкву, билеты покупал через посредника – фирму «Купибилет». За несколько дней до вылета выяснилось, что во всех трёх билетах, что я через них купил, моё имя и фамилия перепутаны местами. Кто виноват – они говорят, что сам виноват. Я попросил сотрудников фирмы решить вопрос, а сам позвонил в КатарЭйрвейз, и одновременно позвонил в Катар Эйрвейз, спросил у них, как решить этот вопрос. Мне ответили, что вопрос решить несложно, причём это бесплатно. Но заниматься этим должен тот, кто купил билет, то есть фирма Купибилет. Вечером я получил от Купибилет пиьсмо, в котором мне сообщили, что данный перевозчик не меняет имя и фамилию, для этого нужно перевыпустить билет, то есть мне до 22 часов мск нужно оплатить им ещё 74500 рублей, срочно-быстро, прежний билет они сдадут, и я на руки за него получу… 00. Мне всё это очень не понравилось, тем более, что перевозчик обещал исправить всё бесплатно, нужно только к нему обратиться. Наутро я снова позвонил перевозчику, так случилось, что первый звонок сорвался, я перезвонил во второй раз. И два раза от разных людей услышал, что по моему вопросу к ним никто не обращался. А с меня, между тем, ещё 74500 запросили. Как же так? Я написал об этом в Купибилет, телефона у них нет, приходится только переписываться, что, конечно, неудобно. Мне ответили, что попробуют внести исправления в билет, это займёт, внимание… «От 2 суток»! Не «до 2 суток», но от 2 суток! Время уже начинало заканчиваться. Кроме того, были ещё 2 билета Йоханнесбург-Кейптаун и обратно на разных перевозчиков, в которых тоже имя и фамилия местами переставлены, и, вроде бы нужно это как-то исправить. У первого перевозчика это можно сделать просто через сайт, оплатив примерно 1500 рублей, но не с моей тыквенной банковской картой! Я попросил Купибилет оплатить вместо меня эти деньги, я возмещу, мне дважды отказали.
Буквально накануне вылета пришло письмо, что в основных билетах, которые от Москвы до Йоханнесбрга и обратно, всё исправлено. С остальными билетами я решил разобраться «по ходу жизни», проще говоря, ничего не делать. План был таков. Я регистрируюсь через интернет, получаю посадочный талон со штрихкодом, прохожу с ним спецдосмотр, а там – видно будет. В общем всё так и получилось, по штрихкоду я прошёл на посадку, паспорт проверяли уже непосредственно перед посадкой в самолёт, народу полно, время поджимает, никто внимательно мой паспорт (у неё было такое лицо как будто она такой паспорт видит впервые) не рассматривал.
Со вторым билетом, который Кейптаун-Йоханнесбург я попросил помочь сотрудников Купибилет. Ответ был под копирку, что и в первом случае – с вас 14000 рублей, старый билет сдадим, новый купим. Я не удивился, связался с перевозчиком, который сказал, что можно создать личный кабинет на их сайте, и там всё исправить. Я об этом сообщил в Купибилет, приложил скриншот нашей переписки с перевозчиком. Мне ответили, что, мол, давай сам этим и занимайся. Я решил, что сделаю, как в прошлый раз, и решил этих «помощников» больше не беспокоить. Всё сработало и во второй раз.
Так что в следующий раз я всё-таки попытаюсь оформить банковскую карту, чтобы обойтись без помощников - посредников.
Обмен валюты. Наши карточки не работают, поэтому пришлось менять валюту. В Аэропорту Йоханнесбурга курс на Евро был 20,02 (официальный курс на тот момент 20,3), на доллары разница между официальным и курсом обмена была чуть похуже. Какие есть поборы при обмене. 1. Комиссия 4,6% от суммы, во всех обменниках говорят, что процент комиссии одинаков по всей ЮАР, не проверял, может, так и есть. 2. VAT как я понял, местный налог, его берут дважды, всего с 600 Евро взяли примерно 90 Рэндов; 3. Оплата транзакции с 600 евро 43 Рэнда. Итого при курсе 20,0231 на руки 11328 Рэндов. К чему это я? – к тому, что выгоднее менять сразу всё, а не разбивать на кусочки, ибо с каждой операции с вас буду брать примерно 200 рублей (43 Рэнда) за транзакцию.
Как обычно, к концу поездки осталось довольно много наличности, которую пришлось как-то менять обратно. Менял в аэропорту Йоханнесбурга, все поборы присутствуют, налог 3,8%, плюс плата за транзакцию. При обменном курсе на Евро 21,0456 за 4070 Рэндов дали 180 Евро. Процесс занял минут 20… Очень не хотели расставаться с Евро, видимо. Если сложить 4,6%+3,8%, получается, что за двойной обмен с вас берут 8,4% !
Сначала я планировал поменять в аэропорту 100 долларов, а остальные – в городе. Хотелось бы это сделать по дороге в отель, ибо его предстояло оплатить наличными. Я наметил несколько пунктов обмена в центре Кейптауна, даже переписал их адреса. Однако, обнаружить с помощью карт Гугл пункт обмена очень непросто. Народ пишет, что обменом занимаются банки, причём не все. Я зашёл в Bank of Africa, который был в довольно крупном торговом центре. В нём деньги не меняют, «А где можно поменять?» - «Здесь нигде, вам нужно выйти, пройти туда-то и там спросить». Непросто в общем. Впрочем, один реально работающий обменник я нашёл, небольшая контора, пришлось спуститься под землю, там серьёзная решетчатая дверь на электрическом замке. Предложили для Евро курс 18,6. Я пошёл к выходу. Вслед донеслось: 20! Видимо, курс примерно тот же, что и аэропорту. Насчёт поборов в подвале – не знаю. Догадываюсь, что поборы такие же, ибо законы здесь чтут. Никто и нигде у меня оплату в Евро не принял.
Городской общественный транспорт.
По городу ездят маршрутки, но я ими не пользовался, ибо не понятно, куда они едут, как платить. Есть вполне нормальные городские автобусы MyCityBus, ими и пользовался. Ездят они более-менее по расписанию, которое есть на остановках, оплачивать можно только транспортной картой. На их сайте есть страничка, на которой указаны места продажи транспортных карт MyCityBus, карта стоит 35 Рэндов, на неё можно положить минимум 100 рэндов. При входе в автобус через переднюю дверь карту нужно приложить к валидатору, под которым табличка IN. При этом высвечивается, какая сумма заблокирована на карте, и остаток средств. При выходе через переднюю дверь нужно ещё раз приложить карту, но к другому валидатору, под которым табличка OUT, он обычно ближе к водителю. При этом высвечивается остаток средств на карте. Обычно поездка по городу стоит 8,9 Рэндов, если без пересадок.
Как я понял, если вы не приложили карточку на входе, система считает, что вы едете с начальной остановки. Если не приложили на выходе, считается, что вы едете до конца маршрута. Так, чтобы кто-то не прикладывал карточку вообще – такого не замечал.
В центре города есть 2 или 3 пересадочные станции, когда автобус к ним подъезжает, высадка и посадка производится через среднюю дверь, и к валидаторам прикладывать карточку не нужно, ибо это конечные\начальные станции маршрутов. Я ехал от порта до Столовой горы с пересадкой на станции City Centr, вышел из автобуса внутрь станции пересадки (через среднюю дверь), сел на 106 автобус до Столовой горы, поездка с пересадкой обошлась 13 Рэндов.
Светофоры переключаются неторопливо, если вам нужно перейти улицу, нужно нажать кнопку у перехода, и подождать секунд 30-40-50. Практически, местные переходят и без светофора. Все светофоры работают так, что зелёный свет горит совсем недолго, а вам нужно переходить улицу, или ехать, если вы на колёсах, на мигающий красный, который мигает довольно долго. Я специально засёк время перехода улицы – 20 секунд, шёл я почти что рысью. Из этих 20 секунд зелёный горел 3 секунды, что-то вроде «стартового пенделя».
Добраться до аэропорта Кейптауна можно только на такси, полтора года назад автобус отменили, видимо, навсегда. Я пользовался приложением BOLT, которое скачал в ЮАР, в России оно скачиваться почему-то не хотелось. От аэропорта до Си Пойнт я доехал за 140 Рэндов, с небольшими пробками за 45 минут. Обратно – за 120 рэндов без пробок, то минут 25.
Сотовая связь.
В аэропорту Йоханнесбурга купил СИМку Водокома - из всех провайдеров самая дешёвая оказалась. СИМка бесплатно, за 185 Рэнда 2 Гб интернета, что для меня более, чем достаточно на неделю.
Набережная.
Я специально выбрал жильё около океана, по Австралии помню, что это обычно один из самых дорогих районов. Люди пишут, что Си Пойнт – довольно безопасный район. Днём – никаких вопросов, правда, я отметил, что на улице нет людей, которые разговаривают на ходу через сотовый телефон. Видимо, чтобы его не отобрали.
Днём в сити много негров, белых нет почти, очень много попрошаек. В центре города тревожно, есть небольшой рынок – исключительно чёрные, смотрят неприветливо. Что странно, конечно. Видимо, не хотят, чтобы белые у них что-то покупали.
Набережная частично прикрыта от волн, как я понимаю, бетонным парапетом. В тех местах, где перед набережной есть скалистое дно, которое гасит волны – устроены мощные перила, с ними приятнее.
Многие живут на улице, и ночуют прямо посредине лужайки, что вдоль набережной. Там широкая, метров 30 шириной, довольно зелёная лужайка, на неё парапланы приземляются. И вот, часов в 8 утра вижу, что посредине этой лужайки лежит тело в толстом целлофане. Хотел подойти поближе- тело оживилось, сбросило целлофан, стало понятно, что товарищ так ночует. Живёт он тут. Кроме того, ночуют просто под забором на улице, тоже укрывшись целлофаном. Ночью, некстати, был хороший дождик. Зимы в нашем понимании в Кейптауне не бывает.
Появляется какое-то чутьё, подойдёт он к тебе, или нет. Подходят быстро, достаточно на пару секунд остановиться, чтобы сделать пару кадров. Что-то тихо и непонятно говорят. Надо сказать, что в основном местный английский – он с акцентом, но сложность не в этом, а в том, что местные употребляют не те слова, которые ты ждёшь. Их слова – тоже подходят, но, поскольку ты их не ждёшь, а часть слова съедается акцентом, восприятие затруднено. Впрочем, это дело практики. В чём-то местные похожи на нас, по крайней мере, их дети орут так же, как у нас, европейские дети обычно спят себе потихоньку.
Еда.
Еда и питьё. В основном закупался в сетевом магазине Pick n Pay. Вино и пиво там тоже продают, если нужно что-то покрепче, нужно идти либо в Пик энд Пэй Ликверс, либо в другой специализированный магазин, который торгует бухлишком. Вино вкусное, даже если в коробках, в коробках можно купить 1 литр за 44 Рэнда, или 3 литра за 172-175 Рэндов. Почему через тире? – потому, что купил за 172, на другой день смотрю – оно уже 175 стоит. Видимо, винный курс изменился. Сыр дороже, чем у нас примерно на 20%, фрукты тоже немного дороже, на 10-25%, помидоры дешевле, но у нас цены зависят от времени года, а там – не знаю. В магазине продают готовую еду, салаты, гарниры, курицу, котлеты. По поводу воды люди пишут, что можно пить воду из-под крана. Не стал рисковать, 5 литров воды стоит 27 Рэндов. Всякие печеньки\шоколадки стоят примерно, как у нас, орехи – тоже. Пик анд Пэй работают ежедневно, тот магазин, что был рядом со мной, был довольно крупный, работал с 8 до 8 ежедневно, и с 8 до 5 дня в выходные.
Пицца в пиццериях от 110 Рэндов, пообедать с вином (второе + фужер вина) от 250 Рэндов. Бокал вина или кружка пива 65-90 Рэндов. Чашка кофе – от 25 Рэндов.
Заведение называется «Codfather», Мало того, что оно не на набережной, так ещё и на втором этаже. Но народ нам есть, заведение пользуется спросом. Несколько особенностей. Первая – конвейер из еды. Вы можете выбрать то, что вам приглянулось из еды, которая едет мимо вас. И съесть. Вторая особенность - в меню нет основных блюд, которые из моря. Вам предлагают выбрать то, что вам понравилось из креветок, омаров, или рыбного филе. То, что вы выбрали, при вас взвешивают, и объявляют (предварительный) приговор. Я замахнулся было на лобстера, он потянул на 1630 Рэндов, что показалось мне многовато. Причём, потом становится ясно, что это сумма без накруток и без налогов, то есть к ней последствии добавляется ещё процентов 30. За 4 крупные (примерно 20 сантиметров) креветки, горсть риса и фужер вина с меня запросили 258 Рэндов. Я отдал 300, сдачу мне не принесли. Без комментариев. Креветки вкусные, похожи по вкусу на лобстер (они же близкие родственники). Готовили их минут 20. Не дают чашку с водой для мытья рук, салфетка – только большая полотняная, бумажных нет.
Camps Bay.
В жаркий летний день любой дурак может приехать на пляж. А вот ты попробуй приехать в прохладный день, когда не видно солнца, и временами принимается тропический ливень с неслабым ветром! Зато толпы людей не мешают рассмотреть пляж! Есть туалет для леди и джентльменов, бесплатный бассейн с приливной водой, а также шикарные величественные валуны, такие же, как на Сейшельских островах. Ничем не хуже.
Экскурсии.
Ездил на экскурсию по трём винным районам через туристическое агентство City Sightseeing Tour. 665 Рэндов + еда за свой счёт, имеется в виду обед. На весь автобус, примерно 40 человек, русский был я один. Гид постоянно что-то говорил, я ему сразу сказал, что начну его понимать примерно через неделю, он немного напрягся, и старался меня обходить стороной. В одном маленьком городке автобус взял, и неожиданно переехал на другое место, пришлось за ним быстро-быстро идти. Экскурсия неплохая, вино вкусное, утомительно только, вышел из дома в 8 утра, вернулся около 7 вечера.
Столовая гора. На автобусе 106 или 107 доезжаете до остановки Kloof Nek , там метрах в 50 остановка бесплатного шаттла, который везёт до нижней станции подъёмника. Подъём и спуск после 13 часов стоят 360 Рэндов, раньше, по-моему, дороже. Информация есть на официальном сайте канатной дороги. С верхней станции хороший вид на океан и облака, которые буквально ниже вас.
Поездка на полдня на мыс Доброй Надежды, и к пингвинам, 700 Рэндов + входные билеты в заповедник 400 Рэндов, фуникулёр к маяку 95 Рэндов, к пингвинам 190. Поскольку оплатить экскурсию безналом я не мог, я связался с туристическим бюро Beyond Africa Safaris, которое её организовывало. Мне сказали, что в воскресенье с 8:00 до 8:30 за мной в мою гостиницу заедут. Заехали в 8:40, минивэн, всего было 7 человек, включая меня. Гид, слава Богу, всю дорогу молчал. На мысе Доброй Надежды была мощная низкая облачность, в кассе фуникулёра прямо была выставлена фотография, что можно увидеть в такую погоду с вершины, ничего, сплошное молоко. Поэтому к маяку решили не ездить. Поездка к пингвинам заняла час, полчаса стояли в очереди за входными билетами, минут 20-25 смотрели на пингвинов. Те же билеты действительны на дальний пляж, до которого минут 10 пешком. Никто про этот пляж даже не заикнулся. Гид предлагал организовать обед, но никто интереса не проявил, до дому добрались часам к трём.
ВСЕ входные билеты оплачиваются ТОЛЬКО карточками, поэтому пришлось просить людей, чтобы за меня оплатили, я отдал им наличными. Такая же экскурсия, с тем же содержимым, но с уже включённой стоимостью входных билетов (из-за чего она дороже почти вдвое) предлагается фирмой с которой я ездил в винный тур. Правда, «удовольствие» растягивается на целый день. Мне это не понравилось, я поехал на полдня, и не жалею. Это не столь утомительно.
Cinoptik
участник
 
Сообщения: 52
Регистрация: 12.12.2013
Город: Астрахань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Возраст: 61
Страны: 60
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: ЮАР. Кейптаун. Март 2021. Прокатимся на «третей волне»

Сообщение: #8

Сообщение Волж@нка » 14 мар 2024, 09:18

Cinoptik писал(а) 14 мар 2024, 09:13:Обмен валюты. Наши карточки не работают, поэтому пришлось менять валюту

Ничего подобного, в туристических местах там хорошо работают Юнион пэй.
Волж@нка
путешественник
 
Сообщения: 1508
Регистрация: 30.01.2020
Город: Самара
Благодарил (а): 38 раз.
Поблагодарили: 197 раз.
Возраст: 50
Страны: 18
Пол: Женский




Список форумовАФРИКА форумЮЖНАЯ АФРИКА форумОтзывы Южная Африка отдых, путешествия



Включить мобильный стиль