Вот и настал черёд очередного моего опуса о путешествиях.
О Стамбуле я писал в 2020-м, в то время когда был там в 2018-м.
Теперь настал 2021-й, самое время писать о путешествии, совершенном в 2019-м.
Отсрочка ровно на 2 года) как Часы работаю))
К путешествию я готовился очень скрупулезно, я в принципе по другому и не могу. Выискивать на просторах интернета разные интересные незнакомые и незаезженные места - моя отдельная любовь, готовится к такому трипу я люблю не меньше, чем потом путешествовать по своему маршруту.
Старт путешествия конечно же приходился на город прилёта. Отсюда начинают строится все остальные дороги и рассчитывается количество необходимых на них дней. А так как этот город - обласканная всеми Барселона, то как не выделить на неё хотя бы 4 дня.
Вот укрупненный маршрут того, что все таки у нас получилось:
Пропишу его еще раз названиями посещенных городов:
Барселона - Мойя - Вик - Тавертет - Рупит - Санта-Пау - Кастельфолит-де-ла-Рока - Бесалу - Жирона - Кадакес - Ператалада - Монельс - Пальс - Калелья-де-Палафружель - Тосса-де-Мар - Лорет-де-Мар - Бланес - Барселона
Ну а теперь, собственно, к отчету о путешествии!
В этот раз билеты нашлись со скидкой от Люфтганзы, никогда раньше ними не летали, в целом очень неплохие авиалинии - кормили, поили, самолет мощный, экипаж профессиональный (быстрый отрыв и мягкая посадка) - что еще нужно для комфортноо перелета? Рекомендую!
Прилетели, пересели на поезд, быстро добрались в район Эшампле, где было первое наше бронирование через аирбнб. Ребята, молодая русскоговорящая пара, быстро нас ввели в курс дела, рассказали где ходить - где не ходить в квартире, что можно использовать на кухне, что нельзя - быстро прослушав инструктаж - легли спать, чтобы завтра с новыми силами пораньше двинуться на осмотр города.
День 1
И вот он долгожданный новый день, начало новых открытий, погружение в новый для себя мир, новую культуру и новые гастрономические удовольствия. Да, да - для меня это тоже немаловажная составляющая путешествия!
Наша съемная квартира находилась практически на границе двух районов - Эшампле и Грасия.
План был такой: посмотреть на находящийся рядом Дом с шипами и дальше прогуляться по меньшему из районов - Грасии. А через него добраться до первой значимой работы Гауди - к дому Висенса. Дальше уже по Passeig de Gracia дойти до дома Мила и дома Бальо, поплутать по улочкам Эшампле и незаметно выйти к Саграда Фамилии. Далее по Avinguda de Gaudi подняться к госпиталю Сан-Пау, пересесть на бесплатный трансфер к парку Гуэля и там встретить закат. Сразу хочу предупредить, такой маршрут явно не для всех, к концу дня у меня на телефоне высветилось сообщение о пройденных сегодня 30-ти километрах. Так что, имейте это ввиду ;)
Выйдя на улицу и пройдя пару кварталов, появилось ощущение, что мы бродим по Одессе. По Одессе, если можно так сказать, "на максималках". (Более ухоженной, более чистой, более продвинутой, и т. д.) Такой же ширины улицы с плотным трафиком, по обе стороны которых высятся платаны, скрывающие фасады домов своей зелёной кроной. Если абстрагироваться от вывесок на испанском, сходство просто один в один. По одной из таких улиц мы вышли на ещё бОльшую - проспект Диагональ. Вот здесь был плотный трафик, а не там, где я писал выше. Это просто автомагистраль посредине города - 5 полос в одну сторону, две из которых отделены от остальных небольшим пешеходным бульваром. И вот посреди перекрещивающихся потоков машин, как на островке посреди моря, перед нашими глазами возник замок.
На меньшее название этот дом не заслуживает. Объединённые архитектором воедино три дома украшены шестью башнями со шпилями, которые в народе называют шипами, отсюда и название. Это огромное сооружение впечатляет как своими размерами, так и огромным количеством деталей, использованных в отделке фасадов. А их тут (фасадов) целых шесть, дом представляет собой неправильный шестигранник. Если любите разглядывать детали на зданиях - можете смело отводить на Дом с шипами пол часа - там есть что посмотреть. Не поленитесь дойти до этой достопримечательности, точно не разочаруетесь.
Практически рядом на перекрёстке находится Церковь Девы Марии Кармельской с шикарным фасадом и входным порталом.
А на противоположной стороне проспекта, прямо напротив церкви, расположен дом барона Куадраса. Его проектировал тот же архитектор, что и Дом с шипами. Я не знал, что в него можно заходить, (вот тебе и скрупулезная подготовка к путешествию)), но раз вы уже знаете об этом, не поленитесь зайти внутрь, думаю после этого вы вспомните меня за бокалом сангрии и выпьете за мое здоровье! Не пропустите!
Если идти дальше по проспекту Диагональ в сторону Passeig de Gracia, то с правой стороны будет роскошный дом Комалат,
фасад которого чем то перекликается с творениями Гауди, и, конечно же, не забудьте зайти внутрь!
А мы свернули к парку под названием «маленькие сады благодати»,
парк был основан в 1929 году в честь каталонского поэта Сальвадора Эсприу и соединял район Эшампле с районом Грасиа, присоединённый к Барселоне в 1897 году.
Ранее это был отдельный небольшой городок, местные жители до сих пор гордятся своими корнями, и говорят, что они из Грасии, а не Барселоны.
Этот район сразу нам понравился.
Уютные небольшие улочки с апельсиновыми деревьями привели нас к площади с высокой башней, увенчаной колоколом. Площадь была украшена праздничными ленточками и флажками.
Уютные столики кафе прятались в тени разноцветных и таких милых небольших домиков, уставленных кадками с цветами и растениями. Жаль, было ещё очень рано, и заведения ещё не открылись, поэтому выпить утренний кофе в таком очаровательном месте не получилось. Отправившись по уютным улочкам дальше, мы наткнулись на уже открытые небольшие магазины с огромным выбором фруктов, уже почищенных и нарезанных, выложенных на поднос и запечатанных пищевой пленкой. При покупке такой порции каждому выдают одноразовую вилку. Мы не смогли пройти мимо и присев на уютную лавочку в тени одного из апельсиновых деревьев, с удовольствием слопали весь поднос. Все очень свежее и очень вкусное! Тут же приметили кафе с названием «Macchina Pasta Bar», где делают при вас разного вида пасту и вы можете заказать ее с разными начинками. Решили зайти сюда ближе к вечеру, когда проголодаемся. В этом районе также очень много маленьких пекарен, запах сдобы из которых просто фантастический, но вот цены на неё тоже космос. За один батон можно отдать до 15 евро, в зависимости от сорта зерна, из которого он сделан и какие специи туда добавлены. Как-то уж совсем не бюджетно!
Набродившись вдоволь по этому району, мы незаметно вышли к потрясающему своей красотой и необычностью - дому Висенса.
Вот он ранний Гауди (заказ на этот объект он получил, еще будучи студентом) - преобладание прямых линий, популярные в то время восточные акценты - мавританский стиль «мудехар», но в форме балконов и ограждения уже заметны растительные и природные элементы, возведённые Гауди в свой собственный неповторимый стиль. Этот дом считается первым образцом каталонского модернизма - нового течения в архитектуре Испании. С 2017-го года дом Висенс открыт для посетителей. Стоимость посещения стартует с 6 евро. Настоятельно рекомендую зайти внутрь!
Ну а мы по уютным улочкам Грасии,
через еще одну старую и уютную площадь Placa del Sol
пойдём исследовать одну из главных улиц Барселоны - Passeig de Gracia с поздними и более известными творениями Гауди.
Дом Мила.
У меня этот дом всегда вызывал ассоциации с древними пещерными городами, что-то наподобие Чуфут-Кале, только облеченное в изящные формы.
Более уместным местом для него скорее было бы побережье или городок в горах, посреди проспекта, где практически все здания выполнены в стиле модерн, он смотрится, как чудовище из глубоких глубин)
Но это конечно же мое и только мое мнение.
Пройдя пару похожих друг на друга кварталов подходим к знаменитому "Кварталу раздоров", самому узнаваемому кварталу Барселоны.
Здесь практически стена к стене борются за звание самого красивого дома несколько шедевров архитектуры, причём шедевров без всяких кавычек и преувеличений.
Первым предстаёт перед глазами дом Бальо, работы Антонио Гауди.
Этот дом не зря сравнивают с драконом, его стены покрыты осколками керамической плитки и осколками бутылок, играющими на солнце, как чешуя дракона. Дополняют этот образ крыша, изогнутая как спина чудовища, выполненная из глазурованной керамики и балконы, в виде огромных челюстей или скелетов поверженных драконом животных. Но так как Гауди был очень верующим человеком, он не просто создал "дом-дракон", а изобразил дракона, пронзённого копьём Георгия-победоносца, рукоять которого выполнена в виде башенки с крестом-четырехлистником.
Очень эффектное здание.
Рядом, стена к стене, расположен дом Амалье.
Дом Амалье носит имя заказчика - кондитера Антонио Амалье, который поручил реконструкцию дома архитектору Пуч-и-Кадафальку, тому самому, который создал Дом с Шипами и дом барона Куадраса. Архитектор смешал здесь голландскую и испанскую готику, приправив ее нежным персиковым цветом - как дань профессии заказчика. Можно бесконечно долго рассказывать о барельефах, завитушках и узорах этого дома - но лучше посмотреть это все «живьём», ну или хотя бы на фото.
Следующим двум красивым домам просто не повезло очутиться рядом с двумя предыдущими шедеврами, о которых шла речь, но они отлично дополняют архитектурный ансамбль этого квартала и ничуть его не портят.
А вот угловой дом, это и есть тот самый третий шедевр, который участвует в гонке за лидерство!
Дом Льео-и-Мореры от архитектора Луиса Доменек-и-Монтанера.
На его третьем этаже, по краям роскошных балконов, установлены скульптуры четырёх девушек, держащих в своих руках элементы технического прогресса того времени - фотоаппарат, телефон, фонограф и электрическую лампочку. У дома шикарная угловая ротонда и башня в виде короны, поддерживаемая изящными колонами. Резной парапет крыши, от которого не оторвать взгляд.
Я, если честно, до сих пор не решил, какой из домов мне больше всего нравится. Но уж точно, каждый из них шедевр по своему, и в этом они друг другу не уступают ни на йоту.
Если свернуть с Passeig de Gràcia перед домом Бальо вправо на Carrer D'Aragó, можно увидеть необычный фасад здания художественного музея.
Как всегда современное искусство, которое, конечно, несёт в себе скрытый и глубокий смысл, понятный только его автору и паре-тройке таких же «своеобразных» критиков, примастырило к крыше вполне себе красивого здания музея какую-то лютую дичь в виде нагромождения стальных канатов.
Что это? Зачем? Какой посыл оно несёт, если кто знает, объясните мне, пожалуйста!
Ох уж это современное искусство!
Пройдя по нескольким кварталам Эшампле, мы решили пойти в сторону Саграды Фамилия, так как пройдя по одному кварталу в этом районе, вы уже точно будете знать, что вас ждёт на следующих: широкий перекрёсток со скошенными углами высоких 7-ми или 9-ти этажных домов, широкая проезжая часть и узкий тротуар, отгороженный от дороги высокими платанами, закрывающими все фасады домов.
Скорее всего, жить в таком районе удобно, здесь много магазинов и разных кафе, широкие улицы по всему району имеют высокую транспортную пропускную способность. Из минусов я бы отметил отсутствие дворов, вернее они есть, но все застроены подсобными помещениями и какими то сараями, и единственным местом, где можно поиграть с ребёнком или просто посидеть в тени на лавочке являются парки или детские площадки, находящиеся либо недалеко от вашего дома, либо далеко, тук как повезёт.
Но вот для туриста, по крайней мере такого как я, этот район малоинтересен.
В нем нет души и атмосферы, в отличии от кварталов ранее увиденного нами Грасиа. Это просто район большого города, функциональный и рациональный, с вкраплениями удивительно красивых домов.
Да, Грасиа не может похвастаться таким количеством шедевров архитектуры, (хотя там есть очень красивые здания), но ей это и не нужно, ведь у неё есть и душа и атмосфера, уют и аутентичность непрерывной исторической застройки, узкие улочки и душевные маленькие площади - то, ради чего, собственно, мы и ездим путешествовать.
Поэтому мы решили не бить зазря ноги, они нам еще понадобятся, а перебраться к Sagrada Familia, тем более, что подходило время, указанное в онлайн-билете на ее посещение. Билет я покупал ещё дома на официальном сайте https://sagradafamilia.org/en/tickets-individuals , приблизительно прикинув время на осмотр того, что я описывал выше, и, как оказалось, абсолютно не ошибся.
По пути встречались действительно шикарные здания, но они были, как будто, ни с этого города и ни с этого времени. Не было той атмосферы, где бы они раскрылись по настоящему.
К Искупительному Храму Святого Семейства, так полностью называется еще один шедевр Гауди, и здесь слово «шедевр» я употребляю абсолютно без всякого сарказма, мы подошли за пол часа до назначенного времени. Для владельцев онлайн-билета была отдельная небольшая очередь, которая очень быстро двигалась, в то время как основная была очень длинной и едва продвигалась вперёд, поэтому могу однозначно рекомендовать покупку билетов заранее, это и дешевле и быстрее.
Как выглядит Храм Святого Семейства все видели наверное сотни раз, либо по телевизору, либо в YouTube, либо в Инстаграмме, либо где-то еще - поэтому описывать его неблагодарное занятие, а вот внутри, как мне кажется, этот храм видели единицы. По крайней мере для меня это стало открытием именно в этом путешествии. Может быть сыграл элемент новизны, но внутри Sagrada Familia мне показалась еще величественнее и масштабней, чем снаружи.
Это просто какой-то храм будущего, где переплелась готика с высокотехнологичными решениями и природным стилем Гауди. Создаётся впечатление, что ты идёшь сквозь сказочный лес, где тебя окружают гигантские деревья в стволах которых, как в капсулах космического корабля, поднимаются люди в лифте, скрываясь в кроне деревьев. И все это заполняет фантастический свет, льющийся со всех сторон через потрясающей красоты витражи. Здесь, как во всех величественных церквях и храмах, если и говорить, то только шёпотом, не нарушая атмосферу величия места, где ты находишься. Я действительно был поражён красотой и мощью Храма, образцом человеческого гения по имени Антонио Гауди. Браво!
Выйдя наружу, мы еще долго оставались в небольшом ландшафтном парке с прудиком, сразу за Храмом, откуда открывается открыточный вид на Sagrada Familia.
Единственное, что мешало вволю насладиться увиденным, это огромная толпа людей. Для фото на фоне пруда и храма выстраивалась целая очередь. У галдящей толпы подростков то выпадало из рук мороженое, то проливалась кола. В таких местах все это сильно мешает, очень тяжело абстрагироваться и прочувствовать атмосферу места. И только в короткие мгновенья по воле случая, когда толпа чудесным образом куда то испарялась, удавалось поймать это настроение и ощутить эту атмосферу. Как же я завидовал местным в первые пол года пандемии коронавируса, когда уже сняли ограничения на прогулки по городу. Весь город был только для них, нигде нет толп туристов, вот где они кайфонули, наверное! Конечно, это не касается тех, чей доход полностью зависел от туризма. Для них это были, скорее всего, ужасные времена.
Купив по мороженому, мы направились по Avinguda de Gaudi в сторону госпиталя Сан-Пау.
Здание госпиталя принадлежит тому же архитектору, чей дом венчает угол «квартала раздоров», а именно Луису Доменек-и-Монтанеру.
История его строительства начинается в 1896 году в Париже, где умирает каталонский банкир Пау Жиль. Перед смертью он завещает, чтобы его наследие было использовано для строительства новой больницы в Барселоне. А на тот момент кроме устаревшей во всех отношениях больницы Святого Креста в районе Раваль, где, кстати, скончался от полученных ран Антонио Гауди, ничего не было. Также он завещал, чтобы больница соответствовала самым передовым инновациям с технологической, архитектурной и медицинской точек зрения. Луис Доменек-и-Монтанеру, а именно ему достаётся этот объект, решает полностью изменить традиционный лабиринтный план строительства больниц и создаёт госпиталь-сад. Отдельные корпуса позволяли изолировать инфекционных больных, а сообщение между этими корпусами осуществлялось подземными туннелями, для удобства медицинского персонала. Таким образом госпиталь становился целым городком.
Отдельного внимания архитектора удостоились коридоры и палаты больницы. по мнению архитектора, чтобы больные быстрее выздоравливали, им нужна соответствующая среда: свежий воздух, разнообразие цветов, деревья. Здания украшены керамикой: ящерицы и улитки ползают по ветвям апельсиновых деревьев; повсюду цветы — покрытые глазурью, резные, вылепленные, мозаичные; они внутри арок, вьются вокруг колонн. Плитка на сводах больничных палат, имеет более спокойный, усыпляющий рисунок. Внутри — отдых, снаружи — оптимистическое цветение в любое время года.
Жаль, мы не смогли сами в этом убедиться, пришлось довольствоваться только общим видом госпиталя из-за забора. Время было около семи часов вечера, и возле его дверей стояла огромная очередь, мы поняли, что если станем в нее, то не успеем на забронированное время к последнему пункту нашего маршрута на сегодня. Очень жаль - даже общего вида было достаточно, чтобы понять насколько он красив.
Ну а у нас остаётся последняя на сегодняшний день локация - парк Гуэль. Это тоже творение Антонио Гауди. Сегодняшний день, совершенно непреднамеренно, получился прямо экскурсией по его творчеству.
Билет на посещение парка я покупал тоже онлайн из дому. При покупке билета вам предоставляется бесплатный трафик на специальном автобусе от остановки метро Alfons X. Ехать от остановки к парку около 5-10 минут. Учитывайте это, так как в билете будет стоять время посещения парка, вернее его самой раскрученной и популярной части - видового волнообразного балкончика-лавочки, украшенного колотой керамической плиткой, с видом на пряничные домики у входа в парк и на раскинувшуюся внизу Барселону. Весь остальной парк полностью в свободном доступе, поэтому, если вам не обязательно побывать именно на этом балкончике, то можете гулять по парку совершенно бесплатно.
А парк того стоит. Все таки без Гауди Барселона была бы гораздо скучнее.
Задумкой крупного промышленника и мецената Гуэля, было создание на Лысой горе коттеджного посёлка для богатых и знаменитых, отгороженного высокой стеной от остального мира. Для реализации этого проекта Гуэль пригласил уже ставшего другом (вместе они сделали и реализовали несколько крупных проектов) архитектора Антонио Гауди. Но что-то пошло не так, скорее всего богатые нувориши не захотели жить на окраине города, и проект с треском провалился. Из 86-ти предполагаемых домовладений, было продано только два участка, одним из которых был дом самого Гауди, где он прожил около 20-ти лет. Сейчас это дом-музей Гауди, или «Розовая башня».
Интересно, что пряничные домики на входе в парк были навеяны Гауди сказкой братьев Гримм «Гензель и Гретель», где злая ведьма приманивала детей при помощи хлебных домишек с пряничными окошками. А на крыше этих домиков установлены скульптуры галлюциногенных грибов "amanita muscaria", так популярных в то время среди бомонда Барселоны.
Сам парк выполнен террасами,
извилистые дорожки переходят в рукотворные гроты, выполненные максимально приближенно к природным объектам.
Над гротами располагаются мостики с обзорными площадками.
Есть столики с местами для пикника.
А вокруг вместо воробьев, летают самые настоящие попугаи, причём настолько наглые, что садятся на стол рядом с людьми и клянчат еду.
На закате в парке особенно красиво, когда заходящее солнце окрашивает небо в разные оттенки красного и желтого, и вся Барселона окунается в эти тёплые волшебные цвета.
А вы наблюдаете за этим всем с высоты, возможно именно с того места, где наблюдал за закатом сам Гауди.
продолжение следует...