В 1880 годах монастырь бурно развивался, имел много рабочий зданий, но для строительства требовалось дерево. Деревья можно было достать только на склонах гор, туда то и было решено провести узкоколейку. "Чтобы обеспечивать нужды монастыря древесиной, в самом начале ХХ в. железную дорогу проложили прямо по горным лесам — 10 километров 900-миллиметровой узкой колеи. Система горной узкоколейной лесовозной железной дороги состояла из двух элементов: линии узкоколейной железной дороги и полукилометровой линии фуникулера, верхняя станция которого являлась одной из конечных точек узкоколейки. Там же располагалась и лесопилка, пилы которой вращались от локомобильного привода, который, в свою очередь, получал пар от паровоза по специальному рукаву. Для нужд железной дороги был построен огромный резервуар для воды, сегодня из него берет начало водопровод, снабжающий село Анухва питьевой водой.
По железной дороге возили лес, сельхозпродукцию, мед с пасеки и пассажиров до верхней станции фуникулера".
Прогулку надо планировать на весь день. Подъём начинается по дороге у часовни Симона Кананита, а сторону отеля "Орлиное гнездо". Дорога идет мимо древней стены монастыря, затем поворачивает выше и заходит в горное село. Видела там школьников, которые вынуждены ежедневно так высоко подниматься со школы домой. В конце села дорога к отелю идёт вниз налево, а наша дорога идет правее вверх. После последнего дома асфальт заканчивается и начинается грунтовая дорожка вдоль скалы, с красивым видом на город и море. Подъём достаточно пологий, но иногда дорогу преграждают упавшие деревья. Через какое то время дорожка сворачивает в глубь горы превращаясь в тропинку. Тропинку видно хорошо, но в одном месте я свернула не туда, пришлось вернуться и пойти правильно. Подъём занял много времени, даже мелькала мысль повернуть обратно. Но вот узкая тропинка в глубине леса перешла в широкую дорожку, потом показался горный дом с пасекой, коровами, садом и стало идти веселее. Появились указатели сделанные Вячеславом Нуриевичем Смыр, сыном машиниста, того самого поезда, сейчас он единственный житель горы.
По дороге встретился большой водоем выложенный камнем - святой источник. Но он не ухоженный, туда попадали деревья. Оффлайн карты, также показывали о наличии родника, но сил идти туда у меня уже не было. Паровоз стоит на полянке, очень маленький, симпатичный, неподалёку остались полуразрушенные бытовые строения. Где-то недалеко остатки башни фуникулёра, я уже не пошла дальше. Недоходя паровоза находится могилы первых машинистов поезда.На горе есть руины древнехристианского храма, где-то напротив Анакопийской горы с крепостью. Мой подъём занял 3 часа. Спуск 2 часа.
Красивая дорога, настоящий горный лес, высота подъёма 528 метров, протяженность около 5 км. Тем кто любит прогулки - хороший маршрут.
Все фото добавлю позже.