Были у меня предательские мысли спрятаться в кустах. Не так, чтобы только голова в кустах – всему там спрятаться. А то уже крестики на груди не помещаются. Ведь я здесь не какой-то новичок-любитель, а полноправный участник! Ну а если бы статусы присваивали не за количество сообщений, а за количество набитых букв, мог бы и с более серьезными товарищами потягаться. Не то чтобы творческий кризис у меня – много времени и сил последнее творение о «Большом путешествии» по Черноморскому побережью отняло.
Но общественность жестко призвала меня к ответу, к тому же было сделано около 1000 фотографий. И понятно, что если не сейчас, то уже никогда. Поэтому начинаю еще одну повесть (точнее заявлена баллада). 2 недели по 2000 слов и 20 фотографий на день – где-то 60 – 80 часов творчества предстоит. Наверное, после этого возьму паузу по крайней мере до декабря, когда мы собираемся с Анной (для новых читателей – Анна моя жена, с которой у нас 2 сына Григорий и Тимофей) в Африку с очень интересной программой: восхождение на гору Меру (на Килиманджаро я уже был 20 лет назад), озеро Маньяра, парк Нгоронгоро и Занзибар. Но это еще когда будет, ну а сейчас раз уж взялся за гуж… кстати «гуж» это петля, соединяющая оглобли с дугой. Не знаю, зачем за него нужно браться, но выходит так, что я именно это и сделал.
Про то, как все начиналось, я написал здесь. Греция июль 2021: Первый опыт
Можно ли ту ветку перенести сюда? Не знаю, наверное, решение начальства нужно.
Про то, как мы вовремя не улетели, я написал здесь Сочи 2019-2021 - записки (не)бывалого сообщение 118
Опять же для новых друзей сообщаю, что мои сообщения могут показаться не совсем форматными, поскольку содержат разнообразные аллюзии. Там, где я уверен, что «это уже было», я не буду повторяться, чтобы не утомлять «постоянных читателей». Но иногда буду намекать на уже звучавшие в других отчетах истории – в этом случае текст буду выделять курсивом. Но надеюсь, что таких случаев будет немного.
Итак, мы вернулись домой. Не то, чтобы супруга сильно меня ругала за безалаберность. Она только сетовала, что Афины – ключевое место, на которое я и так отводил всего два дня. Ну а сейчас получится абсолютно галопом по Европам. Я меланхолично отвечал, что ничего, мы справимся – будем меньше спать и быстрее есть, вкушая в остальное время афинские ароматы в жарком июльском воздухе. Ну а потом уже дома из новостей я узнал, что 10 июля был тот самый день, когда множество туристов не смогли улететь из Шереметьево. Что Аэрофлот в свойственной российским чиновникам манере заявил, что он, как Шоколад, ни в чем не виноват. Что те, у кого все было в порядке с документами, и кто приехал в аэропорт за ТРИ часа до вылета, без проблем улетели. Ну да, что еще придумают? Новая рекомендация – приезжать предыдущим вечером и ночевать либо на стульях, либо (если мест не хватит) на тюках. Тогда уже точно улетите! Хотя если обслуживать мощностью двух сотрудников одного клиента по часу, то может нужно будет и за неделю в аэропорт приезжать.
Испытывать судьбу в свойственной нашей семье манере я не стал. Конечно, для рейса в 9:25 в 6:25 в аэропорту мы не появились. Приехали мы в Шереметьево в 7:40 и встали в общую очередь, которая, хоть и была довольно длинной, но не выглядела такой безнадежной, как вчера.
Работали все окна, и люди продвигались в хорошем темпе. Периодически вдоль очереди проходил работник Аэрофлота и объявлял рейсы, для которых очередь можно было бы подвинуть. Сперва это было Майями, потом Амстердам. Делал он это с интонацией диктора Левитана и с громкостью очень мощного мегафона. Уверен, что половину терминала он точно озвучивал. Анна предположила, что на работу его взяли в течение одной минуты, когда на первый вопрос: «что вы умеете?», он ответил: «АААМСТЕРДАААМ!» Я может быть, и не вспомнил – ну может человек издавать звуки с громкостью трехсотваттных колонок – работа такая. Но в какой-то момент к нему подошел другой работник Аэрофлота и сказал: «Хватит уже орать!». Я не знал, как сдержать истеричный хохот, настолько это было смешно.
Все формальности в этот раз мы прошли без сучка и задоринки. Задоринка, кстати, это шероховатость на гладкой поверхности. Вот мы в самолете. Надо отдать должное Аэрофлоту, что даже в эконом классе, даже на европейском маршруте предлагается центр развлечений. Вспоминаю времена, когда я летал KLM или Люфтганзой по Европе. В бизнес-классе там те же простые сидения, что и в экономе без каких-то мультимедиа. Разве что в Люфтганзе на центральное кресло не садят пассажиров. Ну а здесь есть чем занять наших парней на те 4 часа, что занимает полет до Афин. Это о хорошем. Если о плохом, то нагнетание коронавирусной истерии переходит границы разумного. Сначала по радио на борту тебя пугают санкциями за неправильное обращение с маской, включая вынужденную посадку из-за нерадивого пассажира с последующей им компенсацией всех издержек. ОК, положено пугать, ну ради бога. Но ретивые стюардессы на инструктаже не останавливаются. Они не устают ходить по рядам и заставлять пассажиров натягивать маску на нос. Причем начинается это еще перед выходом к автобусу. Бойкая дама после всех регистраций и паспортных контролей в очередной раз начала изучать наши паспорта. Не найдя к чему придраться, она отдала паспорта и тут мне: «Ага, ну-ка давай-ка масочку повыше натяни!». При этом у самой она явно ниже носа. Меня тошнит от всех этих контролеров разных мастей, поэтому я предложил для начала ей самой надеть маску правильно. На что услышал ответ, что ее форма носа не позволяет маске держаться сверху. Конечно, следующим логичным ходом с моей стороны было бы предложение все-таки попробовать ей натянуть эту несчастную маску. Но с учетом людей сзади, ждавших посадки, которым проще сделать так, чтобы отстали, я просто повернулся и ушел – благо посадочные талоны она мне отдала.
Единственная доказанная польза обычной голубой маски – это защита от чихающего и кашляющего больного человека, поскольку маска, пропуская воздух с вирусами, задерживает капельки слюны. То, что и без того есть коронавирусный заслон перед посадкой на рейс в Грецию в виде требования вакцинации или свежего ПЦР, то, что чихающие/кашляющие люди даже из чувства самосохранения сидят сейчас по домам и т.п. – это всё никого не волнует. "Сказано натягивать – натягивайте. А то самолет посадим где-нибудь в Минске – тогда уж вам точно мало не покажется". Но еще можно было бы понять и простить стюардессам их ретивость: «Мы простые солдатки и не знаем слов любви». Если бы не послабление на время приема пищи. Да, в течение часа, когда сперва разнесут напитки, потом еду, а в конце чай-кофе у людей появляется индульгенция масочку убрать и не только с носа – едим и пьем мы все-таки ртом. Что вирус тоже следует правилу: «война войной, а обед по расписанию»? То есть коронавирус по-джентельменски соглашается ни на кого не нападать, а то если пассажиры помрут от голода, он сам же пострадает, поскольку не сможет дальше распространяться? Но по сути так и было - весь салон снял маски. Но вот обслуживание завершено – "масочки на нос, ать-два!"
Всё заканчивается благополучно – самолет по дороге не садят, и мы в Афинах! Все граждане России, кроме бумажки, из-за которой мы вчера не улетели, должны пройти по прилету экспресс-тест. Точнее не все, а только взрослые. И это еще одна грандиозная нелогичность. Дети, пусть сами болеют меньше и легче, точно такие же переносчики, как и взрослые. Просто их детей солдафонскими приказами сложнее построить. Вот и идет это лицемерие: взрослым маску на нос, а детям можно вообще без маски и ПЦР сдавать не нужно.
Мы сдаем экспресс-тест и моментально проходим паспортный контроль с выходом в город. Получается, что тест у них не просто экспресс, а мгновенный, поскольку никаких результатов никто не ждет. Либо это очередная профанация. Но нам нет до этого дела – мы уже вырвались на свободу!
Таксист берет с нас 40 евро, хотя на счетчике 26. Возможно, такая разница из-за прохождения платных участков, а может он так округлил.
В самолете провел ликбез среди семьи по поводу базовых греческих слов: Ясу – привет/пока, Калимера/Калиспера – добрый день/вечер, Нэ – да, Охи – нет, Эфхаристо – спасибо, Паракало – пожалуйста. В такси организовал экзамен. Результаты плачевные. До конца поездки удалось всем запомнить только Эфхаристо. В принципе, это главное слово.
Наш отель Electra Metropolis. Ничего не зная про Афины, выбирал по близости к Акрополю и рейтингу букинга/трипадвайзора. Отель как отель. Номер небольшой, но кровать хорошая.
За вид, по-видимому, нужно было доплачивать, потому что из нашего окна «площадь Красная» совсем не видна. Наоборот, вид не сильно вдохновляет на романтику.
Но я читал про фантастический вид из кафе отеля. Именно туда мы идем на обед. И вид действительно не подводит – первое знакомство с Акрополем и конкретно с Парфеноном.
Договариваюсь на ужин о столике с видом, и мы готовы начать прогулку по Афинам. Наша цель сегодня Акрополь – завтра всё остальное, что успеем. Покупаю билеты на официальном сайте. Только Акрополь – 20 евро. Акрополь плюс основные прочие руины – 30 евро. Дети бесплатно до 5 лет, то есть за наших придется заплатить полную стоимость. Это жестко, конечно. Даже дельцы в Кабардинке за проход на сухогруз Рио с детей денег не берут. В принципе есть возможность ходить по руинам бесплатно, если тебе меньше 25 лет. Для этого надо просто иметь паспорт страны из Евросоюза. Наверное, этот жест – проявление благодарности за финансовую помощь, которую Греция получила от ЕС в тяжелую годину. Билеты действуют 5 дней, то есть завтра мы тоже сможем ими воспользоваться.
Идем к Акрополю «по наитию» - то есть без маршрута, но примерно зная, где он находится. Очень скоро просто улицы заканчиваются и начинаются узкие местами серпантинного вида проулочки.
Глядя на отдельные дома на этих улочках в самом центре Афин, понимаешь, что имущественное расслоение – неизбежная черта любого современного общества.
При этом не сомневаюсь, что живущие здесь люди могут не захотеть поехать в более комфортные условия на окраине. По крайней мере расселение московских коммуналок в 90-е годы не всегда проходило гладко. Многие отказывались принять «свалившееся на них счастье».
По дороге попадаются тут и там граффити. Я решил сфотографировать семью вместе с мужиком, вызывающим ассоциации с Дали и Магритом, и какими-то страшными инопланетянами, которые никого не напугали, судя по веселым лицам Анны и детей.
Дальше еще граффити и уже показался Акрополь.
Начинается подъем по ступенькам. Даже не верится, что это улица общего использования.
Но вот мы поднялись над домами так, что перед нами во всей красе предстали Афины вместе со своей высшей точкой горой Ликавит (270 метров над уровнем моря). Эта гора с белой часовней наверху манит на нее забраться. Я представляю, какой с нее открывается вид. Но в этот раз мы ее, к сожалению, пропустим.
Еще дальше и мы у смотровой площадки, чтобы увидеть одновременно Ликавит и Акрополь. На этой площадке сильный ветер и скользкие камни так, что нужно следить, чтобы дети близко не подходили к неогороженному обрыву.
На улице плюс 35 в тени. Дети хотят мороженое. Им делают лимонад со льдом, они на него набрасываются. И тут оказывается, что палатка у входа принимает только наличные. А у нас их нет. Анна каким-то образом решает вопрос, но уже понятно, что на выходе этот трюк не пройдет. Хорошо, что мы взяли с собой бутылку воды. Но она одна на всех – урок на будущее.
Очереди на вход нет. Это в былые времена Акрополь принимал 3.5 миллиона туристов в год и у входа стояли гигантские очереди. Если предположить, что пиковая летняя нагрузка была в 2 раза больше средней по году, то в день его посещали 20 тысяч человек. С учетом 10 часов работы и в среднем двух часов на территории на человека, в среднем одновременно на территории Акрополя присутствовало 4 тысячи человек. С учетом сравнительно небольшой площади, это, конечно, безумно много. Даже сейчас, когда количество туристов я бы оценил в диапазоне 200 – 400 человек, нет полного ощущения того, что ты прикасаешься к великой истории, о которой столько читал в школе. И это легкое разочарование возникло одновременно у меня и у Анны. Детям же было все равно – они быстро устали и им было жарко.
Тем не менее, мы постарались, чтобы визит в Акрополь не стал бы банальной галочкой в чек-листе – искали места без скопления людей, читали надписи. Я же, представляя, что здесь творилось до 2020-го года, признавал, что по сути то, что мы сегодня получили – уже уникальная возможность. По крайней мере в очереди сделать фото мы не стояли.
Одеон Герода
Стена античная. Но трибуны и сцена – новодел. Не удивительно. Ведь здесь ежедневно проходят различные мероприятия.
Анна, услышав саундчек музыкантов, сказала, что ее сегодняшняя мечта, прийти сюда на концерт. Я спустился вниз.
Нашел афишу – сегодня концерт начинается в 9 вечера. Нашел кассы, но они были закрыты. Или все билеты проданы, или это предложение купить онлайн. Ну время еще есть – займусь по возвращению в номер. Я немного сглупил, купив в Билайне минимальный пакет на международный роуминг. 200 минут разговоров и 300 мегабайт данных. С минутами всё нормально, а вот моя надежда на вайфай была опрометчивой. Порой было нужно срочно подключиться без вайфая, а я из экономии откладывал, как, например, с билетами в театр. В результате 300 мегабайт я не использовал и переплаты не возникло, но и билетов тоже не купил. Когда мы в 7 вечера вернулись в отель, их продажа только что завершилась. На будущее, если лень заморачиваться с местной симкой (мне лень), можно брать пакет пожирней. Всё равно по нынешним временам это ничто по сравнению с прочими расходами.
Сделал фото современных Афин сквозь древние стены театра.
Хотел с одной стороны выплеснуть эмоцию от самой сильной на мой взгляд части в трилогии Quatsi. Не буду долго о ней говорить. Это знаменитая философско-эмоциональная документальная трилогия о взаимодействии человека и планеты. На мой взгляд она уступает некоторым другим похожим работам, в первую очередь Baraka – не путать с Бараком Обамой.
Но одна тема мне запала. Последняя часть трилогии – Накойкацци открывается сценой с Центральным вокзалом в Детройте – некогда одним из крупнейших вокзальных зданий в мире высотой 70 метров. По разным причинам оно начало приходить в упадок в 60-х годах прошлого века, а в 1988-м году окончательно прекратило работу, быстро превратившись в руины. Накойкацци показывает город через разбитые окна вокзала – я увидел здесь аналогию. При этом я также хотел показать контраст. В отличие от Рима архитектура современных Афин показалась нам с Анной довольно скромной и неинтересной. На фоне монументальных развалин, за которыми даже сегодня чувствуется огромная мощь, Афины наших дней выглядят лишь тенью древних Афин.
Если пройти дальше от Одеона Герода, будет другой театр - театр Диониса. Это самое старое здание в Акрополе, датируемое 6 веком до нашей эры. Указатели я видел, но мне по неопытности не пришло в голову, что за Одеоном Герода есть еще один театр.
Обязательные фото из Акрополя. Храм Ники – богини победы.
Эрехтейон – последний храм Акрополя, построенный по идеям Перикла накануне падения Афин в войне со спартанцами. Больше здесь античная цивилизация ничего не построила.
Ну и, конечно, Парфенон – визитная карточка Акрополя и Афин – храм собственно Афины.
Многочисленные леса и строительная техника, конечно, не добавляет античности Парфенону. Когда закончится реконструкция, начавшаяся в 2001-м году и идущая, соответственно, уже 20 лет? Никто не скажет. Это сравнимо ответу на вопрос, когда закончат строительство Ла Саграда Фамилия в Барселоне.
Мы были в Акрополе часа полтора. Под конец руины детям окончательно надоели. Гораздо интересней полежать рядом с кошкой.
Вообще свободно гуляющих кошек в Греции очень много и не только в Афинах.
Обратно мы пошли другой дорогой. Но и на ней было много граффити. Анна выбрала сюжет с романтической девушкой.
Ну а Тимофею ближе оказалась кошка.
Ужин у нас был в кафе в отеле. Мы еще раз полюбовались Парфеноном на раннем закате.
Потом я дополнил свою копилку закатов Афинами.
Ну и, наконец, мы восхитились Парфеноном уже с ночной подсветкой.
Многочасовая прогулка по жаре не разгорячила, а как раз охладила пыл моей благоверной касательно изучения Афин. Договорились, что завтра с утра мы посетим еще несколько ключевых мест и в целом миссию здесь мы закончим. Следующий пункт Метеоры.
Вообще наш маршрут с 11 по 14 июля выглядит следующим образом.
Так как я начал писать отчет, я его обязательно закончу. Но, возможно, уйдет какое-то время – могут появиться бизнес-темы у меня в августе. Хочу сохранить занимательность текста. А не просто вывалить здесь несколько сотен фотографий с предложением: «наслаждайтесь!» Уверен, красивые картинки, любой может увидеть на канале Дискавери, National Geographics или в передаче Орел-Решка. Кстати, г-жа Ивлеева летела на одном рейсе с нами вместе с Филиппом Бедросовичем.