В июле мы посетили маленькие, но очаровательные русские города Калязин и Кашин. Расположены они хоть и не в Подмосковье, но и не слишком далеко – в Тверской области. К тому же один из этих городов – Калязин расположен на Волге и известен своей колокольней, возвышающейся из воды.
Первым пунктом в нашем небольшом путешествии на нашем пути должен был стать город Кашин. Поздно вечером мы сели на поезд, идущий с Белорусского вокзала в сторону Рыбинска. Он шел всю ночь и прибыл в Кашин очень рано -в 4.30 утра. Вся дорога заняла 8 часов, что довольно странно, учитывая, что он расположен не более чем в 180 км от Москвы, недалеко от границы Тверской с Ярославской областью.
Кашинский железнодорожный вокзал оказался на удивление чистым, удобным и современным. Интересно и, главное, удобно, что городской автовокзал находится в этом же здании. Отдохнув немного, мы отправились по дороге, ведущей в город. Уже с первых минут Кашин произвел впечатление очень спокойного провинциального города, живущего неспешной жизнью. Здесь доминирует малоэтажная застройка.
Своим полусельским обликом, живописными видами и множеством старинных церквей Кашин напомнил мне другой старинный русский город – Суздаль. Однако, в отличие от последнего, он лежит в стороне от туристических маршрутов и выглядит несколько заброшенным, что, впрочем, не делает Кашин менее интересным.
Впервые в истории Кашин упомянут под 1238 годом в числе городов, разорённых во время монгольского нашествия на Русь. В то же время есть некоторые основания считать, что город существовал уже в XII в. В начале XIV в., во времена соперничества Москвы и Твери за господство в Северо-Восточной Руси, Кашин даже стал столицей одноименного княжества. Когда московский государь Иван III в 1485 г. окончательно сломил Тверь и присоединил земли бывшего соперника, Кашин также вошел в состав Московского государства. В то же время город стал духовным центром Тверской земли – даже местные епископы назывались одновременно Тверскими и Кашинскими. В Российской империи Кашин с прилегающим уездом входил попеременно в состав различных губерний, а уже после революции был образован Кашинский район. Интересно, что в период с 1929 по 1935 г. Кашинский район административно относился к Московской области и лишь в середине 1930-х гг. был передан Калининской области (нынешней Тверской). К сожалению, в последние десятилетия XX в. город оказался в упадке, а его население сократилось на 1/3 – с 21 тысячи в 1992 г. до менее 14 000 в настоящее время. Как и другие малые города Тверской области, в которых нам довелось побывать, на Кашине лежит отпечаток запущенности и разрухи. По словам, местных жителей, молодёжь массово покидает город и уезжает на заработки либо в Москву, либо в Питер и, как правило, остается там навсегда. И действительно, за все время пребывания в Кашине мы практически не заметили молодых людей. В основном нам попадались либо пенсионеры, либо люди среднего возраста. Причина сей грустной тенденции вполне предсказуемая – отсутствие работы и перспектив. В городе остались завод электроаппаратуры, ликёро-водочный завод «Вереск» и предприятие, производящее минеральную воду. Мясокомбинат находится в полуразрушенном состоянии и практически не действует.
Но не будем о плохом. Кашин недаром называют «городом русского сердца». Столь романтическим названием город обязан реке Кашинке. Петляя по городу, она образует причудливый силуэт, очень напоминающий сердце, если смотреть с воздуха. Здесь, на полуострове с узким перешейком возвышается высокий холм. Именно в этом месте и возник город Кашин, а на самой возвышенности находился местный кремль, не сохранившийся до наших дней.
Берега Кашинки густо покрыты растительностью, а через речку перекинуты симпатичные деревянные мосты (всего их шесть). На левом берегу возвышается монументальный Воскресенский собор с небесного цвета куполами и высокой колокольней.
Мы прошли вдоль реки немного дальше полуострова и перешли по деревянному мосту. Идя далее, мы наткнулись на симпатичную церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1782), принадлежащую Клобукову монастырю и известную своим наклонным шпилем. Местный житель подбросил нас до ворот самого монастыря.
Николаевский Клобуков женский монастырь расположен в некотором отдалении от исторического центра города. Название связано с архиепископом Новгородским Иоанном, жившим в XII в. Согласно преданию, иерарх, укротив беса, велел ему везти себя в Иерусалим. Когда он пролетал над Кашиным, святитель уронил свой клобук. Впоследствии он был найден, а на этом месте был основан монастырь. Первое же слово в названии напоминает о том, что монастырь посвящен Николаю Чудотворцу. Именно в этой обители в 1420 г. принял постриг Матфей Кожин – будущий Макарий Калязинский, впоследствии ставший святым покровителем города Калязин. На территории монастыря расположены три каменных храма. В советские годы монастырь не действовал – в Троицком храме была расположена гончарная мастерская, а в Алексеевской церкви – бойня и колбасный цех. В 1990-е гг. монастырь был возвращен РПЦ и стал восстанавливаться. В целом монастырь выглядит сейчас неплохо, если не считать разрушенного Троицкого собора, располагающегося во дворе монастыря. Этот храм, пусть и в сильно искаженном виде, на данный момент считается старейшей церковью в Кашине. Большая часть монастырского ансамбля достаточно древняя и построена в XVII в., т.е. еще в допетровские времена.
Надвратная Покровская церковь (конец XVII в.)
Алексеевская церковь (1851-1854)
Строение из кирпича- часовня Макария Калязинского (1903) над его кельей.
Дом настоятеля монастыря
От обители тянется улица, застроенная множеством деревянных домов. Они выглядят достаточно красиво, а прекрасные наличники на окнах придают им особый шарм. И опять же сразу вспоминается Суздаль. К сожалению, далеко не все церкви сохранились до наших дней. Увы, но из-за борьбы большевиков с церковью множество храмов было утрачено, и Кашин не исключение. Некоторые церкви находятся в весьма плачевном состоянии.
Теме не менее и то, что сохранилось, впечатляет. Всего в городе осталось 20 церквей. В частности довольно симпатична и элегантна пятиглавая Ильинско-Преображенская церковь (1775-1778). Можно заметить, что один из крестов накренился. Строительные леса возле нее говорят о том, что храм пока находится на реставрации.
В нескольких минутах ходьбы расположена церковь Рождества Христова на Горе (1786). Интересно, что к ней ведет деревянный мост, возвышающийся правда не над рекой, а над оврагом. Храм действительно располагается на возвышенности, на которую мы поднялись по деревянной лестнице. К сожалению, обе церкви в тот день оказались закрыты, поэтому внутрь мы не попали.
Напротив Ильинско-Преображенской церкви возвышаются величественные развалины. Это остатки Дмитровского монастыря, основанного в XV в. Монастырь известен тем, что в нем находился в заточении сын шведского короля, принц Густав. Стремясь породниться со шведским королевским домом и найти союзника против Польши, царь Борис Годунов намеревался выдать свою дочь Ксению замуж за шведского принца. Густав прибыл в Москву, где его торжественно встретили. Борис помимо руки дочери обещал ему в удел Калугу и три других русских города. Однако иноземный принц повел себя крайне скандально – он отказался принимать православие, как обещал раньше, и более того- привез в Москву свою любовницу и открыто катался с ней в карете по городу. Разгневанный царь Борис отменил свадьбу и в 1601 г. отправил претендента на руку дочери в ссылку в Углич. Впрочем, там с принцем обращались как с особой королевской крови. При воцарении Лжедмитрия I Густав был переведен в Ярославль, а Василий Шуйский – отправил его в Кашин. Именно здесь, в Дмитровском монастыре фактически находившийся на положении пленника принц и отошел в мир иной в 1607 г.
К сожалению, Дмитровский монастырь был разрушен в годы советской власти. Его храмы, лишенные куполов, стоят заброшенными, и их вид производит крайне гнетущее впечатление. Возможно, монастырь будет восстановлен, но остается вопрос когда.
На территории бывшего монастыря возвышается довольно массивное трехэтажное кирпичное здание. Изначально оно предназначалось для Кашинской духовной семинарии (построено в1911-1912 гг.). После революции 1917 г. в нем находился Совет депутатов трудящихся, а с 1930 г. – аграрный техникум. В настоящее время в здании находится Кашинский колледж.
В то же время Кашин известен не только как купеческий город и важный центр православия. Честно говоря, до этой поездки я не представлял, что этот городок, расположенный в средней полосе России, также является курортом, знаменитым своими минеральными водами.
Ещё с XVII в. гости города и паломники, приходившие поклониться Святой Анне Кашинской, использовали местные минеральные ключи, вода из которых считалась целебной. Первое документальное упоминание кашинских минеральных вод относится к 1808 г., однако курорт появился здесь значительно позже – в 1884 г. Его основателями стали доктор медицины А.В. Алексеевский и местный градоначальник Н.И. Манухин. К началу XX века кашинскими минеральными водами стали лечить «все виды малокровия, хронический катар желудка, геморрой, подагру, ожирение, застой крови в матке, золотуху, параличи и прочее». В 1912 году в санатории стали практиковать лечение торфяными грязями, а в 1914 г. введена в строй грязелечебница. В советский период территория санатория значительно выросла и были построены новые корпуса.
Перед поездкой мы прочитали, что вход на территорию санатория свободный для всех. Однако подойдя к нему, мы обнаружили, что центральные ворота закрыты. Мы попытались найти вход с другой стороны. Стена гаражей, вдоль которой мы шли, никак не ассоциировалась с курортом. Вскоре мы увидели будку с охранником. Мы спросили разрешения войти на территорию. Охранник сказал:
- Нельзя. Вход только для отдыхающих.
- Но мы хотим посмотреть фонтан. В Интернете и путеводителях написано, что войти может любой. Разве не так?
- Нет. Только отдыхающие.
Мимо будки проходили две женщины средних лет. Услышав наш разговор, они сказали:
- Бесплатно никого не пускают. Мы сами платим за возможность гулять по территории.
Мы подумали, что охранник пускает только за деньги и уже готовились заплатить требуемую сумму, но женщины добавили, что отдыхают здесь. Несмотря на отказ, мы все же попробовали настоять на своем.
- Неужели никак нельзя. Мы просто хотим посмотреть территорию.
- Ну ладно, идите. Только бы мне голову за это не оторвали.
Санаторий производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, он занимает огромную территорию и выглядит довольно красиво. Здесь чувствуется спокойствие и умиротворение. С другой стороны, складывается впечатление, что здесь практически ничего не изменилось с советского времени. Некоторые старые здания выглядят неухоженно. Похоже, что Кашинский санаторий переживает далеко не лучшие времена, что вызывает сожаление.
Главный корпус -относительно современное четырехэтажное здание с балконами.
Рядом расположена детская площадка, а рядом с ней, как и в советское время, стоит статуя Ленина.
На территории санатория встречаются старинные здания, похожие на купеческие особняки. По всей видимости они и были жилыми домами купцов, но в советское время включены в состав санатория.
Из всех строений мне больше всего приглянулся деревянный дом культуры с великолепным крыльцом, построенный судя по всему в 1920-е гг. В настоящее время в нем располагается клуб.
Фонтан старый и был создан в далеком 1901 г. Он украшен бронзовой скульптурой миловидного мальчика, похожего на Амура, но без крыльев. Мальчик опирается бедром на кувшин, из которого льется вода. Вода оказалась довольно приятной на вкус.
Фонтан расположен рядом с бюветом, возведенным над скважиной минерального источника. Глядя на здание бювета, можно подумать, что находишься на Кавказе, но никак не в средней полосе России.
Осмотрев санаторий и выйдя за его территорию, мы перешли через деревянный мост и вышли в центр города. Оставшуюся часть нашего пребывания в Кашине мы потратили на посещение двух главных соборов города – Воскресенского и Вознесенского.
Грандиозный Воскресенский кафедральный собор виден в городе практически из любого места, так как стоит на холме в излучине реки Кашинки и к нему пристроена высокая колокольня. Впервые он был возведен из камня в начале XVI в., однако два века спустя храм сильно пострадал от пожара и неоднократно перестраивался. Нынешний архитектурный облик собор обрел в 1796-1804 гг. Высота собора составляет 63 м., а колокольни – 76 м. О размерах и значении храма говорит тот факт, что в соборе могло разместиться до 7 000 человек, т.е. все тогдашнее население Кашина. После революции он также был закрыт и возвращен церкви лишь в 2009 г. В советское время храм был сильно разрушен и хотя в настоящий момент он активно реставрируется, работы остается непочатый край. Так, в храме росписи покрывают не более половины всех стен и даже нет иконостаса в привычном смысле слова, а просто висят несколько икон.
К собору пристроена колокольня. Заплатив 100 рублей с каждого, мы поднялись наверх по деревянной лестнице в форме спирали. С колокольни открывается восхитительный вид на город Кашин и его ближайшие окрестности.
Возле собора стоит памятник Анне Кашинской – покровительнице города. Она была женой знаменитого князя Михаила Тверского, проигравшего борьбу за великокняжеский ярлык московскому правителю Юрию. Михаил принял мученическую смерть в Золотой Орде, а вскоре та же печальная участь постигла сыновей Анны – князей Дмитрия и Александра. Пережив гибель близких Анна постриглась в монахини под именем Софии и была настоятельницей женского монастыря в Твери. В преклонном возрасте Анна переехала из Твери в Кашин, где и умерла в 1368 г. Согласно существовавшей традиции, перед смертью она приняла схиму и снова стала Анной. После смерти княгиня почему-то стала известна как Анна Кашинская, несмотря на то, что провела в этом городе лишь последний год своей тяжелой жизни.
Посмертная судьба княгини также оказалась непростой. Ее мощи были обретены в 1611 г. нетленными и вскоре произошло несколько чудес, связанных с исцелением больных. В 1649 г. патриарх Никон на Поместном соборе церкви причислил Анну к лику святых. С этого времени имя Анна стало популярным в России, сам царь Алексей Михайлович посещал Кашинский храм и щедро одаривал его духовенство, а царица и царевны трудились над вышиванием покрова для мощей святой княгини.
Однако вскоре грянула церковная реформа патриарха Никона, приведшая к расколу Церкви. Выяснилось, что правая рука святой сложена в двоеперстном знамении. Этот факт использовался старообрядцами как аргумент в пользу двоеперстия, и в 1677 г. произошла деканонизация Анны Кашинской. Она была вычеркнута из списков святых, молитвы и иконы попали под запрет, мощи были преданы земле. Лишь в 1909 г., уже в царствование Николая II, состоялась повторная канонизация Анны, а храму вернули его изначальное название.
Буквально в двух шагах от Воскресенского собора на площади расположены торговые ряды, возведенные на рубеже XIX-XX вв. В наше время они по-прежнему используются по своему прямому назначению, но в целом по ощущениям торговля идет не слишком бойко, а за пределами этого места мы не увидели ни одного киоска или палатки. Видимо, сказывается общий экономический упадок некогда процветающего купеческого города.
В целом нужно отметить, что Кашин сохранил дух старинного русского провинциального городка. Вдоль центральной улицы, носящей имя Карла Маркса, стоят красивые купеческие особняки, напоминающие о временах расцвета города.
Обилие церквей и разноцветных домиков также переносит путешественника лет на 150 назад.
В то же время есть в городе и символы новейшей истории. На площади напротив торговых рядов возвышается памятник Ильичу, почему-то окрашенный в золотистый цвет.
На другой стороне ее находится мемориал, посвященный Великой Отечественной войне.
Другой главный собор города – Вознесенский (1799-1849). Именно здесь с 1993 г. нашли упокоение мощи многострадальной княгини Анны Кашинской. Как и в случае с Воскресенским, здесь тоже есть своя колокольня.
Входоиерусалимская церковь (1789), расположенная неподалеку от Вознесенского собора, сильно отличается от других храмов города Кашин. У нее нет колокольни и церковной ограды, а на куполах отсутствуют кресты. Дело в том, что она не является действующим храмом. Внутри церкви находится местный краеведческий музей, куда мы, к сожалению, не попали, так как уже надо было ехать в Калязин. Во дворе находятся остатки кладбища, в частности могилы представителей семейства Манухиных. Как уже говорилось выше, один из Манухиных, будучи градоначальником, стоял у истоков создания Кашинского курорта.
Подводя итоги, могу сказать, что Кашин нам понравился. Несмотря на запущенность, этот городок сохранил старорусский колорит и в нем есть, на что посмотреть. Хочется надеяться, что Кашин со временем станет популярным у туристов и сможет полностью восстановить свое культурное наследие.
Осмотрев основные места Кашина, мы отправились на автовокзал. Автобус пришел с опозданием где-то на полчаса, но мы без проблем добрались до Калязина. Речь об этом городе – в следующем посте.