Теперь – в самый раз.
За год было два маршрута. В апреле и в сентябре.
В апреле на прокатной машине из Керчи по трассе Таврида в район Большой Ялты. Заезд в Крым был по Крымскому мосту из Анапы на так называемом Рельсовом автобусе. В Керчи никаких прокатный контор найти не удалось, поэтому машинку гнали нам из Симферополя за 2500 р. Сдавали там же – в аэропорту.
Во второй половине сентября из той же прокатной конторы машину подогнали за 1500р. в Евпаторию, где мы неплохо проводили время в местном санатории, делая непродолжительные «вылазки» по местам привлекаемым самостоятельных путешественников. Санаторий стал неплохой альтернативой местным отелям – гостиницам. Примерно за те же деньги, что мы бы отдали в ночлежках (другого слова подобрать не смог) мы имели 3 -х разовое питание по системе «шведский стол», бассейн с подогреваемой водой, охраняемую бесплатную стоянку, собственный санаторский пляж и огромную парковую зону внутри санатория. Бонусом было местоположение – центр города. Единственное требование санатория – справка об «эпидокружении» и получаешь оздоровительную путёвку (не лечебную). Из Евпатории путь лежал в Севастополь и Балаклаву, далее Судак и Новый свет. Сдавались как и в прошлый раз в аэропорту.
Связь.
Водитель, пригнавший нам машину в Керчь, предложил не париться, а купить местную симку. Симка была куплена на ближайшей автозаправке за 100 рублей. Тут же и начались проблемы. Зарегистрироваться можно при наличии связи, чего не было на АЗС. Ладно, мобильная связь появилась, как положить на симку деньгу? Ответ был простым – только через терминал. А терминал только в пунктах связи и больше нигде. Выковырял я эту симку и хотел в сердцах выбросить в окно, но за рулём это сделать не так просто. Симка выскользнула из рук и упала на пол. Доехав до Ялты по картам MapsMy, скачал по отельному вайфаю карты Яндекса на весь Крым и закрыл тему мобильного интернета до конца путешествия. Можно наверное было бы и через роуминг помучиться, но начитавшись отзывов о нестабильности сети обеспечивающей роуминг и его дороговизне, поступил, как поступил.
Как хорошо, что симка не выпала в окно и была найдена во время сдачи авто. Готовясь к сентябрьскому автопробегу, сидя дома, неспеша была активирована злосчастная симка. Скачена прога и выполнен вход в личный кабинет. Денюжки оказалось можно и виртуально положить, а не только тыкать нал в таинственный терминал. Был выбран тариф за 100 руб. в неделю с безлимитным интернетом, бесплатными входящими и даже возможностью раздачи интернета. А больше ничего и не надо. При выходе из самолёта связь появилась, но интернет как-то не задался. После 5 минут танцев с телефоном, подошёл к тётеньки стоявшей у лотка салона вязи. Выхватив из рук мой телефон, связь появилась. На мой вопрос, какое волшебное слово я не знал? Она только заулыбалась, но разглашать военную тайну не стала.
Вывод. Связь была почти повсеместно 4G, за исключением окраин Евпатории, горной местности и отдалённых районов. Это было приятно и я не утруждал себя с подключением отельных вайфаев которые тоже не отличались стабильностью связи.
Оплата услуг и покупок.
С этим здесь тоже неплохо и тащить с собой мешок бумажного нала совсем не обязательно. Пару раз на глаза попадалась вывеска банка Россия. Карты Виза и Мир принимаются можно сказать повсеместно, за исключением тех, кто принципиально не желает работать с картами (банками). «Нафиг надо, всё равно никто не проверяет. Проверок-то нету». Лежащий на прилавке терминал ещё не означает, что расплатиться можно картой. В ход идут любые отмазки типа: «Кончилась бумага», «Сегодня плохая связь», «Должны прийти починить». «А что у вас наличных нету?».
Дороги.
Дороги, это песня! Особенно, когда выезжаешь в направлении Севастополя, так называемая «Президентская дорога». Первое время было как-то не по себе. За такие дороги мы платим и платим не мало (они у нас платные). Здесь же картина маслом. На скоростной новенькой автодороге, сравнить которую могу только с московским ЦКАД-ом, дымящая ГАЗель тащит на верёвке Жигуль, КАМАЗы возят щебень в открытых кузовах разлетающийся во все стороны (пишу, потому что словил). И это при том, что отремонтированный дублёр, к примеру у а/д «Таврида» абсолютно пуст. Кроме нас по нему никто не ехал (мы выезжали по нему из Судака в районе Белогорска в направлении Симферополя).
Отдельная тема – заправки. Активно строится сеть новых АЗС под вывеской Tez. Почему латинскими буквами? Ну, наверное специально для Крыма, они это любят. Бензин от Роснефти. Цена на пару рублей дороже нашего, видимо за счёт доставки. На АЗС всё оборудовано «по последней моде». Таких заправок вокруг Москвы не много. Кафе с кулинарией, детская площадка, обеденная зона внутри, обеденная зона снаружи (можно со своими харчами), туалет сказка. Магазин расфасованных товаров в дорогу – «не обойти». После такого сюрприза, заправляться в других местах уже не хотелось.
Места ночлега.
Отели, гостиницы, гостевые дома, апартаменты – да хоть горшком назови! Всё это курортное месиво рассчитанное на … Ну, не будем, на кого рассчитано. Сложилось впечатление, что у них у всех один хозяин. К примеру, на вопрос «А почему «горячие блюда» - холодные?», невозмутительный ответ – «Это только Вам показалось, никто не жалуется». Тоже самое нам толковал работник бассейна одного из самый центральных отелей Ялты, на что проплывающий мимо отдыхающий и слышавший наш разговор разразился благим матом. « …., …. Что вы из меня дурака делаете! Вот вам ещё один мерзляк!». Это ладно, не нравится не лезь, но вот втирать отдыхающим про то, что неисправная система кондиционирования работает нормально и просто нужно подождать, это уже перебор. Чтобы заработал полотенцесушитель в ванной комнате, нужно просить работника отеля (это делается только по индивидуальной просьбе). Почти во всех ночлежках в населённых пунктах, дорогих и не очень заявлены стоянки. По факту это место на проезжей части прилегающей дороги. Соответственно, искать место для машины вечером после напряжённых километров горных серпантинов, это ваша проблема.
Ну и на десерт. После моего справедливого отзыва на один из центральных Ялтинских отелей с наилучшими отзывами, мне позвонила женщины и представившись управляющей, попросила удалить отзыв, чтобы не портить общую картину отеля, предложив в виде компенсации вернуть 1000 рублей. Ответ был цитатой Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни». Имейте в виду, отличные отзывы пишут работники отеля сами, а вот плохие нужно ещё поискать.
Повсеместно «отельный бизнес» заточен на сдачу 4-х углов и всё. Ни питания, ни зон отдыха, ни парковок. Нередко предлагается открытый бассейн, больше напоминающий немытый гадюшник. Наверное, поэтому наша самая продолжительная остановка была в санатории, о чём я и писал выше. Да и здесь, ну какие могут быть неудобства, когда в обед подают вино местного розлива в присутствии детей за теми же столами. Х.з. что там за лечение в этих санаториях.
Транспорт.
Все электрички новые. Из Севастополя в Евпаторию два раза в день экспресс. Естественно через Симферополь, но без остановок. Городской транспорт вполне приличный, а в Севастополе похоже скоро сравняется с Москвой (электробусы готовятся получать на замену троллейбусам). Новые трамваи супер-пупер только что появились в Евпатории. Во время обкатки были глюки в виде самопроизвольного открывания дверей и т.п. по причине раздолбанных путей. В связи с чем вызван столичный «настройщик роялей», успешно загрубивший все заводские настройки. Такси, как такси. Можно и по приложению заказать (не пробовал) и по телефону (достойно).
Водоснабжение и электроснабжение.
Никогда и ни разу нами не было установлено.
Местное население.
В подавляющем большинстве народ добродушный, приветливый и как мне показалось – законопослушный. Везде чисто. И на пляжах, и на дорогах, и в населённых пунктах. Одно неприятно – слышать, или слушать (в данном случае одно и то же) байку про нестабильное энергоснабжение (поэтому и терминал в магазине сломан, и борщ в ресторане холодный, и кондиционер с полотенцесушителем в номере люкс не работают).
Природа.
Она удивляет даже в межсезонье. Такого разнообразия на сравнительно небольшом полуострове ещё надо поискать по заграницам. За время двух наших путешествий успели удивиться проезжая на рельсовом автобусе по Крымскому Мосту, проходя Тропу Голицына в ненастную погоду, спускаясь по крутому склону через лес на Царский пляж, прогуливаясь по Можжевеловой роще, карабкаясь на Генуэзскую крепость, обследуя окрестности Балаклавы и Белой скалы у Белогорска, изучая Старый город в Евпатории и открывая для себя заново Херсонес Таврический.