Не могу похвастаться большим опытом написания отчетов или литературными талантами, зная по собственному опыту, какой это тяжкий труд, но именно в этой поездке я пообещал себе, что обязательно напишу отчет о стране за те невероятные эмоции, что она мне подарила во время путешествия. Поэтому решил не откладывать дело в долгий ящик, а сразу приступить к написанию, пока свежи воспоминания.
Только сейчас, вернувшись из аэропорта, осознал, что двухнедельный отпуск подошел к концу и как-то стало грустно на душе: не будет в ближайшее время ранних подъемов с рассветом, чтобы первыми увидеть животных в национальных парках, длительных переездов за рулем и хайков, чтобы увидеть самолично лучшие виды. По большому счету - это первая большая самостоятельная поездка в Африку (если не считать школьную экскурсионную поездку в Египет, однодневную вылазку в Марокко из Испании, ну и поездку на Сейшелы, которые тоже формально относятся к Африке). Да, Африка способна удивить даже искушенных путешественников, а ЮАР - это та страна, которая меня поразила в самое сердце. Никогда мне еще не приходилось с одной стороны так сожалеть, что это приключение закончилось, а с другой стороны – так радоваться, что несмотря ни на что это приключение состоялось и почти в том варианте, как изначально задумывалось. С полной уверенностью могу сказать, что теперь ЮАР по праву занимает почетное место одной из любимейших стран.
Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность участникам форума: тем кто пишет отчеты, делится своим жизненным опытом и отвечает на вопросы. Отдельно хочу отметить отчеты Русотура, kuloi, TKK, elena_ES, Амстердамки (в каком-то смысле, это путешествие состоялось благодаря им). Прощу прощения, если кого-то упустил, конечно на форуме еще множество прекрасных отчетов, но изучить их все не было времени.
Подготовка.
ЮАР конечно же входила в мой список стран, обязательных к посещению, еще с золотых доковидных времен, когда мы были полностью (ну или почти) вольны в выборе стран для путешествий. Но всегда как-то откладывалась на потом.. во-первых, Африка – далеко, непонятно что да как там, во-вторых, не самая благоприятная криминальная обстановка и политическая ситуация. Вот думаю, еще пообстреляюсь на других странах для опыта, а там можно и в Африку.
А потом, как известно, случилась пандемия, продолжающаяся и по сей день, и выбор стран для путешествий сильно сократился, а какие-то реальные возможности стали появляться лишь с 2021г. И тут я вновь обратил внимание на ЮАР: кто-то из знакомых постил фотки в инстаграмме, которые очень меня вдохновили. А что, подумал я: билеты стоят не безумных денег, говорят по-английски (в отличие от Латинской Америки), в стране пока еще сохранилась инфраструктура, плюс дополнительным бонусом был крайне комфортный к Москве часовой пояс (в связи с чем не требовалось времени на адаптацию к джетлагу). Плюс адекватные ковидные въездные правила (ПЦР за 72 часа). Но криминальный вопрос конечно все же тревожил.
И вот в июле 2021г. мы с супругой дважды укололись спутником, а на работе стала вырисовываться какая-то перспектива попроситься на 2 недели в отпуск в августе и я стал более детально изучать тему. Но как раз в это время в ЮАР (и соседнем Эсватини, которое я тоже планировал посетить) начались беспорядки, плюс небольшое количество времени (около месяца) на подготовку и большая загруженность на работе, заставили отказаться от этой поездки. В итоге, в августе полетели греть пузо и восстанавливать моральный дух на Мальдивы, но душа, конечно же, требовала приключений.
Следующий отпуск был запланирован на вторую половину октября 2021г., и подготовкой к поездке я решил заняться сразу после возращения из отпуска с Мальдив, благо на форуме стали появляться свежие отчеты и сообщения, что не все сейчас в ЮАР так страшно. Но, в сентябре мы с супругой на пару заболеваем ковидом (напомню, при наличии прививки), к счастью, в очень легкой форме, и фактически оказываемся изолированными дома на весь сентябрь. Опять дальнейшее планирование с учетом ряда жизненных обстоятельств становится крайне неопределенным, а количество дней до начала отпуска все меньше и меньше.
В итоге за 2 недели до начала отпуска и терзаемый сомнениями (может все таки не в этот раз, опять мало времени на подготовку? но другая моя сторона говорила: "ну если не сейчас, то когда?") мужественным решением (вступим в бой, а там разберемся) фактически на флажке покупаю билеты турецких авиалиний (94 тыс. руб. на двоих, через 2 дня билеты подорожали кажется уже тысяч на 50) по маршруту VKO – JNP, CPT-VKO, и следующие 2 недели вплоть до даты вылета были посвящены планированию маршрута, бронированию отелей, машин и разных активностей.
В первоначальном варианте маршрута хотел сначала лететь в Кейп, а уже потом в Йохи, чтобы был больше запас по времени на бронирование отелей в Крюгере и окрестностях, но такие билеты стоили уже существенно дороже, поэтому купили, что удалось купить.
Не буду утомлять длительным описанием всей подготовительной работы, но следующие 2 недели были одними из самых тревожных в моей жизни :))), все таки в Африку летим, а не в Европу на выходные. К поездкам такого плана надо готовиться гораздо заранее. К счастью, во время ковидных «каникул» успел благодаря форуму сделать некоторые наработки.
Особенная сложность была с выбором прокатной конторы, поскольку в процессе поиска аренды машины в ЮАР столкнулся с проблемой: при бронировании непосредственно на сайте прокатчика у всех контор (что я смотрел) было ограничение в 200 км/день, мне этот вариант не подходил. В принципе в переписке можно было попросить сделать пробег безлимитным, но с легкой руки мне накинули еще дополнительные 2000 ZAR за 8 дней. В итоге забронировал машину через посредника (economy booking), который предлагал безлимитный пробег, в Йохе и Кейпе в 1 first (выдавали лучшую цену на машину класса D с автоматом и автоматической коробкой) + указал что нужен пермит в Эсватини (для машины в Йохе). Почитав о неоднозначной репутации посредника, услугу по возврату франшизы оформлять не стал, а вместо этого оформил страховку жопа на весь срок аренды (91 фунт на 14 дней), которая включает покрытие множество рисков, не покрывающихся обычной страховкой от прокатчика, благо не пригодилась. Соответственно, на месте у прокатчика ничего из страховок не брал, а они особо и не настаивали. Единственный нюанс - при получении тачки сразу списывают сумму аренды (с учетом всех допов, в моем случае это был пермит в Эсватини) + депозит на бензин и платные дороги (3000 ZAR) и блокируют депозит на франшизу (12000 ZAR). Соответственно при двух машинах все умножаем на 2, сумма немаленькая, и это надо учитывать.
При возврате машины с полным баком (заправился под горлышко прям перед сдачей в аэропорту) депозит (3000 ZAR) возвращают за вычетом платных дороги + фи (небольшая сумма, около 25-30 ZAR), на почту в течение 5 дней высылают финальный счет, за бензин в обоих случаях ничего не накинули, но я на всякий случай сохранил чеки с заправок. В целом все довольно прозрачно, но немного угораешь на курсовой разнице (все суммы в ZAR) при возврате депозита на бензин, особенно при оплате рублевой картой, поскольку почему-то они его именно сначала списывают, а потом возвращают (первый раз с таким сталкиваюсь, хотя арендовал машины по всему миру наверное уже больше 50 раз). Франшизу, к счастью, только блокируют (хотя в одном банке у меня эта сумма прошла как списание, и я уже было расстроился, но при возврате в итоге пришла такая же сумма в рублях). При приеме машины особо не докапывались (хотя и докопаться было не к чему), посмотрели бегло, попросил их расписаться в check-in листе. В целом арендной остался доволен, но в Кейпе дали какую-то крайне ушатанную машину (хотя пробег всего 45 тыс. км.), которая даже в какой-то момент закипела, но об этом чуть позже.
Маршрут.
После долгих раздумий решил разбить маршрут на 2 части: Круговой маршрут из Йоха и отдельно Кейп и окрестности с внутренним перелетом, и стояла дилемма: сколько выделить дней на каждую часть и на какую дату и время покупать внутренний перелет. По первой части у меня была дилемма – как спланировать заезд и выезд из Крюгера (ночевать в самом парке или рядом с ним), плюс сколько запланировать времени на Blyde River и где ночевать последнюю ночь после него и перед аэропортом (жизненный опыт подсказывал, что лучше конечно избегать длинных пробегов в день перед вылетом).
По второй части (несмотря на ее относительную простоту с точки зрения логистики) тоже были метания: сначала после аэропорта хотел заселиться с Simons town, чтобы успеть засветло (тогда я еще рассматривал более поздний вылет из Йоха, если ехать в аэропорт Йоха с утра прямо от Blyde River без промежуточной ночевки), потом переезд в Херманус (там 2 дня) и 2 дня в Кейпе. Потом подумал, зачем эти метания и выселения-заселения: лучше сразу по прилету на 2 ночи в Херманус, потом 3 ночи в Саймонсе и делать вылазки из него. Потом прикинул, а зачем мне собственно этот Саймнос, если там рядом только пингивины и Кейппойнт, можно заселиться и поближе к Кейпу.
В итоге маршрут выглядел следующим образом:
1 часть (примерная карта, без локальных разъедов)
1 день: прилет в Йоханнесбург около 11-30, получение машины, покупка минимального тур. набора в аэропорту (местной симки, электропереходник, местная начилка), переезд до Clarens (около 3,5 часов, должны успеть приехать засветло), ночевка там.
2 день: дорога через парк Golden Gate, попытка заехать в Лесото через погранпункт Monatsa, далее Royal Natal National Park (мимо проезжаем Sterkfontein Dam Nature Reserve), затем – едем в сторону Champagne Castle, ночуем в том районе.
3 день: в планах было сделать с утра небольшой хайк (не более 2 часов) в районе Champagne Castle, далее длительный переезд в St. Lucia (около 5 ч.). По пути сдать ПЦР для заезда в Эсватини и обратно в ЮАР.
4 день: с утра гейм-драйв из Ст. Люсии с гидом в Hluhluwe– iMfolozi Park, вечером – лодка к бегемотам на местном озере.
5 день: переезд в Эсватини, остановка в Hlane, ночевка там же, а там - по обстановке (желательно вечерний и утренний гейм-драйв с гидом).
6 день: выезд из Эсватини обратно в ЮАР, заезд в Крюгер через ворота Crocodile Bridge, самостоятельное передвижение по парку + ночевка в кэмпе Lower Sabie Rest Camp.
7 день: ранний подъем, выезд с рассветом на самостоятельное передвижение по парку, весь день в парке, вечером выезжаем через ворота Phabeni Gate, ночевка в Hazyview.
8 день: выезжаем с утра в сторону Blyde River, заезжаем на смотровые, на границу с Лимпопо, после 15-00 выдвигаемся в сторону Йоха, ночуем где-то на подъездах, так -чтобы до аэропорта было не более 2-х часов езды, но при этом успеть заселиться до ночи. Выбрали ночевку в Middelburg.
2 часть (примерная карта, без локальных разъездов)
9 день: перелет в Кейп (купили рейс с вылетом в 12-15, прилетели в 14-30), берем машину и едем в сторону Хермануса, но не напрямую, а длинной дорогой с заездом в Muizenberg (цветные домики), Gordon's Bay, Stony Point (пингвины). Ночевка в Херманусе
10 день: с утра – киты, после – поездка на мыс Игольный (около 1,5-2 ч. в одну сторону), далее – по обстановке, ночевка в Херманусе
11 день: этот день был резервным на случай, если вдруг киты в предыдущем дне отменятся по причине непогоды в море. А так нужно было переехать обратно в Кейп (возможно – заезд на Кейппойнт и Мыс доброй надежды), заселиться в Кейпе на 3 ночи. Выбрали район Констанции – Кристенбош с учетом цены размещения и оптимальной логистики.
12-13 день: Осмотр Кейпа и окрестностей. В планах было: Сигнальный Холм, хайк к Голове Льва, Столовая гора, Вотерфрант + Океанариум, Chapman’s peak drive, плюс пингвины в Simon’s town. Опционально - вертолет над Кейпом. Вино и связанные с этим активити нас не интересовали.
14 день: возможно что-то еще до обеда, что не успели, сдача машины, вылет домой в 18-00.
Все отели я заранее забронировал из Москвы (я вообще все предпочитаю делать заранее, где это возможно, поскольку гораздо комфортнее выбирать из дома, сидя в удобном кресле за чашкой кофе (или что кому по вкусу) за компьютером, чем метаться на местности в потемках в поисках какого-либо приемлемого варианта). Где-то списали сразу всю сумму, где-то 50%, где-то была возможность бесплатной отмены (но списывали позже), где-то надо было платить на месте. Поскольку списывали в разное время и с разных карт (при этом по выписке не всегда понятно какой отель именно списал деньги), то в какой-то момент уже в поездке я даже потерялся - какие отели я уже оплатил и в какой сумме, а какие надо будет оплатить на месте. Поэтому с отелем в Hlane я даже немного поприпирался перед заселением, так как был уверен, что букинг уже снял за него с меня деньги. А за отель в Констанции, я уже хотел оплатить повторно, поскольку забыл, что его я бронировал без бесплатной отмены уже в самый день вылета из Москвы, и за него списали деньги прямо сражу же с другой карты, но хозяева оказались порядочными людьми и повторно брать с меня деньги отказались.
Сильным выбором конкретных отелей я не заморачивался, да и время сильно поджимало, бронировал ориентируясь на удобство в логистике, рейтинг не ниже 7-8 на букинге, и цену в пределах 70-80 долл. за ночь, желательно с завтраком. В итоге все отели понравились, где-то прям особенно, об этом напишу позже
Купил внутренний перелет JNB - CPT с багажом по 20кг.
Забронировал обе машины с оплатой какого-то небольшого аванса (видимо – комиссионные посреднику), остальное – на месте.
Купил заранее тур к китам, сафари в Сент-Люсии в Hluhluwe– iMfolozi Park и к бегемотам.
Вертолетную экскурсию заранее брать не стал, подумали, что решим на месте, благо свободные слоты, судя по их сайту, всегда были в наличии.
Перед вылетом сделали ПЦР, получили результаты не email. Закачал в телефон оффлайн карты maps.me, взял с собой тройник (всегда на всякий случай беру, чтобы можно было заряжать несколько девайсов), переходник от прикуривателя в машине для зарядки телефона, сертификаты о прививке спутником (оригинал + английская версия с QR-кодом), международное ВУ (не понадобилось). Кинул в чемодан небольшую упаковку овсянки, небольшой контейнер сывороточного протеина (чтобы не помереть с голоду в случае нужды), кипятильник, складной ножик и набор походной посуды (все это так и проездило всю поездку не вынимаясь из чемодана и вернулось обратно в Москву). Также купили за 200р нательный кошелек - ремень, который я каждый раз героически прятал в трусы, где хранилась долларовая наличка и резервные банковские карты, на тот случай, если нас вдруг ограбят (забегая вперед, скажу, что к счастью этого не произошло). Но как говориться, даже если меч самураю понадобится лишь один раз в жизни, носить его нужно всегда. В основном кошельке я носил только ту наличку, которую сняли в банкомате ЮАР (1900 ZAR, для удобства чтобы перевести в рубли умножаем на 5), и 1 банковскую карту, на которой я предварительно заблокировал любое снятие наличных.
Также я скачал где-то в интернете декларацию о здоровье для въезда в ЮАР и заполнил ее на двоих, на тот случай, если про ее спросят на регистрации на рейс (не спросили). Можно было заполнить в самолете, ее раздавали на втором сегменте.
Попробовал зарегистрироваться за 24ч. до вылета, но туркиши не дали этого сделать (видимо из-за ковидных правил регистрация возможна только в аэропорту), но зато удалось выбрать себе с супругой места рядом на обоих сегментах.
При регистрации в аэропорту спросили только ПЦР, остальные формальности прошли довольно быстро. Сам перелет – довольно достойно, кормили неплохо, желающим раздавали вино и крепкий алкоголь. Стыковка через IST, в ту сторону – довольно длительная (около 6 часов), но решили не суетиться и никуда не выходить, поскольку уже было темно (прилетели после 19-00), да и далеко куда-то ехать, только лишние метания. Вместо этого засели в лаунж по приорити пас, в целом – неплохо: пространства много, есть вполне приличная еда и напитки, душевые, при желании можно было отыскать места, где возможно принять горизонтальное положение. При посадке уже в JNB снова попросили показать ПЦР. Далее нас ждал почти 10-часовой перелет. Длительные ночные перелеты для меня – мучение, потому что заснуть все равно не получается (даже при том, что сильно хочется спать), поэтому приходилось как-то убивать время просмотрами фильмов по развлекательной системе на борту, играми в телефон и удалением старых фото. Вспомнилась шутка какого-то комика: что такое длительный перелет – это когда летишь вечность, а потом посмотришь в мониторе информацию по полету, а лететь еще 5 часов.
На подлете к JNB решил воспользоваться wifi-халявой от туркишей – раздавали бесплатно 10МБ зарегистрированным в их программе лояльности. Получил по whatsup сообщение от хозяйки первого отеля в Кларенсе: мол во сколько нас ждать, а также напутственную информацию о том, как к ним лучше доехать из Йоха (и откуда только узнала, что мы поедем из Йоха? ).
По прилету все довольно оперативно, на погранконтроле получили штамп в паспорте, вопросов лишних не задавали (только сколько мы будем находиться в стране), сдали декларации о здоровье (что мы там указали никто не смотрел), ПЦР нигде не спрашивали (видимо все отдается на откуп авиакомпаниям).
Начитавшись страшилок в интернете и на форуме, уже был готов морально к тому, что грабить нас начнут уже прямо с трапа самолета, поэтому еще в самолете одел нательный кошелек. Но, к счастью, за всю поездку каких-либо серьезных инцидентов в плане безопасности не было. В переносном смысле ограбил прокатчик авто, списав и заморозив на моей карте значительную сумму, но об этом чуть позже.
Кстати по безопасность , раз уж зашла речь.
Почитав форум и прочие интернеты, сделал для себя вывод, что для собственного спокойствия и избегания неприятностей необходимо соблюдать следующие основные правила, которые мы почти всегда соблюдали.
1.Не ездить по ночам и не ходить в темное время суток (за исключением отдельных туристических городов/районов).
2. Не заходить/заезжать в тауншипы и прочие стремные места. Вообще желательно по минимуму останавливаться вне туристических троп.
3. Всегда заранее планировать свой маршрут и перемещения, в т.ч. где заправиться и зайти в магазин. Мы останавливались только на фирменных сетевых заправках и супермаркетах с парковкой (к слову, сельпо в черных деревнях к таким не относятся). Стоит отметить, что заправок на больших трассах не очень много, как правило нужно съезжать в населенные пункты. Поэтому я завел себе правило, что если я вижу приличную заправку с удобным заездом по пути и у меня полбака или меньше, то я на нее заезжаю и заправляюсь до полного. Плюс при прибытии в конечный пункт назначения этого дня я, как правило, заправлялся на местной заправке, чтобы ложиться спать с чувством полного бака и не думать уже утром, где и как мне заправиться.
4. Не оставлять ничего ценного в машине, что могло бы привлечь внимание. Понятно, что когда-то в машине будут оставаться ваши чемоданы, в этом смысле очень важно, чтобы они полностью влезали в багажник машины и их не было видно снаружи. Седан при таком раскладе конечно более предпочтителен, поскольку через салон в багажник, разбив стекло, в отличие от хетчбэка не залезть. Но тут уж как повезет. Мы бронировали обе машина класса D (economy), в первом случае нам дали хетчбэк, во втором седан. Два средних чемодана в багажник полностью влезали.
5. Смотреть за обстановкой за бортом . Если проезжаете стремное место (а с этим как правило не ошибешься – повсюду мусор, ходят мрачные типы и оборванцы), то включаем повышенное внимание. Крайне желательно вообще не останавливаться, но если уж пришлось остановиться, например на светофоре, то оставляем место от впереди стоящей машины, чтобы можно было в случае чего уйти по встречке. Либо, если видим, что при подъезде к перекрестку скоро загорится красный, а на перекрестке тусуются мутные типы, а расстояния до перекрестка еще прилично, то можно притормозить/сбросить скорость и немного поплестись, так чтобы подгадать и проехать перекресток уже на полном ходу, когда загорится зеленый. Есть еще совет проезжать на красный, когда дорожная обстановка это позволяет (не является рекомендацией с моей стороны нарушать ПДД). Похоже конечно на паранойю, но позволяет избежать множество неприятностей.
Про ПРЦ и пересечение границ
Хотел бы рассказать про еще один момент. Поскольку мы планировали заехать в Лесото (если повезет) и Эсватини (почти точно), то нам каждый раз требовалось иметь ПЦР, действительный в течение 72ч до заезда/выезда. В случае с Лесото, действовал бы еще московский ПЦР, но к моменту заезда в Эсватини он бы уже конечно протух. Где-то на просторах англоязычного интернета, я вычитал, что если валидировать свой ПЦР-тест на въезде в ЮАР или Эсватини (т.е. получить штамп медицинской службы), который был взят не позже 72ч. до въезда, то можно потом его использовать в течение 14 дней при наземном пересечении границ между данными странами. Пытался я сначала поставить печать на ПЦР у пограничника ЮАР, потом еще приставал к каким-то официальным лицам в аэропорту, но все меня смотрели как-то недоуменно и мягко посылали с такими просьбами. Ну ладно, решил не сражаться более с ветряными мельницами, и морально приготовился к дополнительным тратам в сумме 8 тыс. руб. (850 ZAR на человека) для сдачи ПЦР по дороге, на тот случай я отметил несколько точек на карте. Можно было бы конечно сделать морду кирпичом и попробовать прорваться в Эсватини с российским ПЦР, но все это выглядело как-то крайне ненадежно. При худшем раскладе нас бы попросту не пустили в Эсватини или что еще хуже - обратно в ЮАР, а тест на границе быстро не сделать (об этом меня кстати предупредил наш будущий отель в Hlane). При этом мы впустую бы теряли оплаченный пермит прокатчика (1300 ZAR) и бронь в отеле (что-то около 1000 ZAR), или получили бы ненужную невотрепку и срыв всех планов при заезде обратно в ЮАР. Оно нам надо ради экономии 8 тысяч? Риск и ставки были уже слишком высоки, поэтому решили не жадничать.
Про валюту и наличку
В аэропорту сняли наличку в первом попавшемся банкомате (1900 ZAR), ее нам хватило на всю поездку, даже немного осталось (потратили потом в дьютике Кейпа). Банкомат при этом взял нескромную комиссию в 75 ZAR (ну хрен бы с ним, менять доллары вроде еще муторней и дороже в части комиссий).
Везти с собой валюту и наличку в принципе не нужно, почти что везде принимают карты. Даже в ресторанах в итоговом счете можно вписать самому ручкой чаевые и их спишут с карты. Для всего остального достаточно снять немного налички в банкомате (попадалово конечно на комиссию, но всего 1 раз). Наличка может потребоваться: для платных дорог, если на прокатной машине нет транспондера (на нашей был), чаевых для заправщиков (мы давали по 5 ZAR когда нам мыли стелка на заправках), для оплаты услуг т.н. «парковщиков» (давали обычно по 10 ZAR, правда всегда уточняли предварительно стоимость этих навязчивых «услуг», как правило – «сколько дадите»), чаевых гидам (при желании), некоторых въездов в нац. парки (некоторые смотровые точки в Blyde River карты не принимали, на Chapman’s peak drive - тоже только наличка). После снятия из банкомата желательно разменять крупные купюры при ближайшем посещении супермаркета, чтобы всегда под рукой были банкноты 10,20 и монеты 5 ZAR. Не могу сказать, что в супермаркетах это делают с большим энтузиазмом, но нам никогда не отказывали.
Тем не менее, я все равно во все поездки беру с собой какой-то запас долларовой налички на всякий случай, поскольку карты могут скомпрометировать/украсть/заблокировать, а наличка в этом случае выручит. По факту в ЮАР мы доллары не тратили и не меняли. Пробовал я платить картами в разных валютах (рублями, долларами, евро), но, вопреки всякой логике, самым выгодным оказывался курс при оплате рублевой картой (хотя казалось бы – двойная конвертация). Причем при оплате валютными картами даже в пределах одного дня курс различался. Это все применимо при оплатах на торговой точке через POS-терминал. При онлайн платежах (я оплачивал из Москвы заранее еще ряд экскурсий и отелей), оплата долларовой картой как раз таки была наиболее выгодной (с точностью соответствовала курсу платежной системы Mastercard, который можно проверить на их сайте). Может кто-то в курсе почему так происходит? Возможно это какие-то происки африканских банков или темных сил? ))
Про связь
Купили тут же в киоске в аэропорту самую дешевую симку MTN за 263 ZAR (на 1,5 ГБ интернета и 50 минут звонков, нам хватило, но это был т.н. неприкосновенный резерв чтобы всегда быть на связи, для отправки фоток и прочих развлечений старался пользоваться wifi в отелях). Цены на их пакеты услуг в этом киоске отличались не в лучшую сторону от тех, которые были указаны на их сайте (я предварительно изучал и даже сделал распечатку), видимо аэропортовская наценка-с. Также в аэропорту купили переходник для розетки за 130 ZAR (его в принципе можно было бы купить потом в любом спаре в 5 раз дешевле, но мы решили сразу обзавестись данным стратегическим девайсом).
Получение машины
Далее, потопали к прокатчику 1first (он же sixt). В принципе основную инфо про прокатчика уже написал выше. Очереди не было, но оформляли ОООЧЕНЬ долго. Сначала почему-то не открывалась бронь по номеру, все вносили вручную. Потом оказалось, что у конкретно нашей машины не было пермита на выезд в Эсватини (хотя я указывал это в брони посредника и потом дополнительно еще писал письмо прокатчику). Дама на стойке уточнила когда мы планируем заехать в Эсватини и обещала выслать необходимые документы мне потом на email. Потом оказалось, что нужно заплатить полную стоимость аренды с учетом пермита (4700 ZAR), депозит на топливо и платные дороги (3000 ZAR) и стоимость франшизы (12000 ZAR). Необходимость оплаты франшизы для меня в какой-то степени стала сюрпризом: я конечно знал ее размер, но в ваучере от посредника было указано что депозит при аренде - 3000 ZAR, и я подумал, что раз уж прокатчик и так знает данные моей кредитки (а блокировали средства на карте через CVV), то сможет без проблем списать эту франшизу (в случае необходимости), даже без предварительной блокировки на моей карте (такая практика есть у других международных прокатчиков, когда франшиза большая, но всю ее сумму гуманно не блокируют на карте). Тут же все вышло максимально брутально и больно. Права качать смысла не имело, если такие у них правила, не отказываться же теперь от аренды, да и так уже много времени тут торчим. Тем более, что для защиты франшизы я оформил страховку жопа.
В качестве небольшой компенсации наших страданий получили новый пятидверный хетчбэк Toyota Starlet c 800 км пробега, правда в довольно аскетичной комплектации, но хотя бы кондиционер был и слава Богу. Пофоткал машину для порядка со всех сторон, хотя фоткать особо было нечего - машина новая (в чек-листе прокатчиком правда были отмечены какие-то микроцарапины, которые я, как ни старался, не смог даже разглядеть на самой машине). Выехали из аэропорта в итоге около 14-00, ну с Богом, должны успеть доехать до темноты до Кларенса.
Продолжение следует.