Случилось мне как-то давно посмотреть фильм Акиры Куросавы "Дерсу Узала", где пейзажи осенней уссурийской тайги были настолько яркие, места какие-то невероятно далекие, а мистический Амба большим и грозным, что этот фильм надолго остался в моей памяти. И на протяжении многих лет мой интерес к этому краю России только возрастал: сначала с простым поиском картинок в интернете, потом с новостями о масштабном строительстве мостов через проливы, да и знаменитая песня часто играла в моем плейере. А затем пришла пандемия, закрытие границ и осознание того, как мало мы знаем о своей стране, как мало путешествуем по ней. И уже влюбившись в дальние края России в Красноярске, Иркутске и Улан-Удэ, я не знал уже сомнений по поводу того, куда просится живущий во мне путешественник: конечно, на Дальний Восток, к океану, солнцу и Амбе.
На счет периода поездки вопросов у меня тоже не было: разумеется, мне нужна была октябрьская осень, вполне, как оказалось, комфортное время для путешествия во Владивосток, когда осадков практически нет, а небо настолько синее и чистое, что "по-ярославски" завидуешь жителям Приморья: столько солнца у нас не наберется и за всю осень! Правда, солнышко в октябре обманчиво: ветер и холод уже присутствуют, но по мне это все-равно лучше, чем тепло да пасмурно. К тому же мне ужасно хотелось отметить свой день рождения в таком далеком-предалеком месте.
Прежде, чем перейти собственно к тому, что нам посчастливилось увидеть и сделать во Владивостоке, приведу распорядок дней и смету.
План:
11/10 пн - вылет из Москвы во Владивосток через Екатеринбург и Иркутск
12/10 вт - прибытие во Владивосток, отдых
13/10 ср - Владивосток, центр, Токаревская кошка
14/10 чт - остров Русский, мыс Тобизина
15/10 пт - остров Русский, Океанариум
16/10 сб - Шкотово, Сафари-парк
17/10 вс - тематический день: Владивостокская крепость
18/10 пн - выезд в Находку
19/10 вт - Находка, сопка Сестра, возвращение во Владивосток, небольшое празднование дня рождения
20/10 ср - тематический день: сопки Владивостока
21/10 чт - свободный день
22/10 пт - вылет в Москву через Иркутск и Екатеринбург
Бюджет поездки составил 100000 рублей на двоих.
Основные траты на одного человека:
Перелет "Уральскими авиалиниями" Москва/Екатеринбург/Иркутск/Владивосток и обратно - 20859
Проживание во Владивостоке 10 ночей, хостел "1915", цена за номер на двоих - 21870
Проживание в Находке 1 ночь, отель "Yuan Dun", цена за номер на двоих - 3000
Электропоезд из аэропорта до ЖД вокзала - 280
Такси из центра Владивостока в аэропорт - 1100
Поездка в городском транспорте, Владивосток - 28 (фуникулер - 20)
Поездка в городском транспорте, Находка - 35
Поездка в автобусе Автовокзал - Дачи Багульник (сопка Сестра), Находка - 36
Билет на автобус до Сафари-парка (остановка Смоляниново) - 350
Билет на автобус Владивосток - Находка - 800
Билет в Океанариум (без дельфинария) - 1000
Билеты в Сафари-парк (парк крупных хищников и копытных, парк мелких хищников и птиц, парк львов) - 450, 300 и 300 соответственно
Билет в музей "Владивостокская крепость" - 300
Цены на некоторые товары:
Сувенирная тарелка в аэропорту Владивостока - 800
Маленькая стеклянная фигурка тигра в аэропорту Владивостока - 300
Набор конфет Птичка, 400 грамм - 340
Шоколад "Приморский кондитер", 60 грамм, с морской капустой - 65
Шоколад "Приморский кондитер", 100 грамм, с морской капустой - 110
Шоколад "Приморский кондитер", 100 грамм, с морским гребешком/с морским ежом - 160
Икра кижуча, 250 грамм - 1250
Пирожок пян-се - от 90 до 150 в уличных точках, 70 в супермаркете Реми
Онигири - 55 в супермаркете Реми
Корейские салаты, в том числе ким-чи - 150 в супермаркете Реми
Корень лотоса маринованый, 1 кг - 300 в супермаркете Реми
Средний чек в столовой - 300
Средний чек на фудкорте "Кооператив" - 500
Средняя стоимость блюда в кафе "Добрыня и Аня" - 400
Морской гребешок на гриле в кафе "Добрыня и Аня" - 700
Фрукты, овощи, колбаса, хлеб, печенье - чуть дороже, чем в средней полосе, но не намного, хотя видел и бананы по 110, и томаты по 400
Отдельно хотелось бы сказать про перелет. Несмотря на то, что билет был заявлен с одной пересадкой в Екатеринбурге, по факту присутствует еще остановка в Иркутске (с выходом из самолета). На мой взгляд это даже неплохо, когда длинный полет разбивается на части, как в данном случае по два, четыре и еще раз четыре часа: можно погулять по аэропорту, размять ноги, сходить в туалет, купить что-нибудь поесть и попить, - правда, в общем получается, конечно, очень долгая поездка. Зато во время пересадки в Екатеринбурге мы купили просто замечательные блюдца таволжской керамики и запаслись моим любимым кедровым марципаном из Сибири. Да и кроме этого в зоне вылета и в самом аэропорту множество любопытных торговых точек, можно найти все, что угодно, начиная от ханты-мансийского мармелада и колбасы из медвежатины до сысертского фарфора и украшений из малахита. В Ирктуском аэропорту также довольно интересно, но за короткую остановку можно успеть разве что запастись дешевой питьевой водой за 50 рублей. Сами "Уральские авиалинии" тоже оказались неплохими. Долгих задержек не было, кормили хорошо и кресла оказались удобные - а что еще надо в полете?
1 день, 12/10 вт - прилет
Как уже понятно из описания перелета, в дороге с учетом пути из Ярославля в Москву мы провели почти сутки, поэтому, когда мы получили багаж и сели в электричку, было очень сложно не уснуть здесь же в вагоне. Поезд шел через город Артем и далее вдоль Амурского залива целых пятьдесят минут. Было начало дня и вагон заполнился людьми, едущими на работу. Солнце светило так ярко и жгуче, что приходилось щуриться. Видимо ночью случились заморозки, потому что над стоячей водой вдоль путей дымился легкий туман. Деревья уже красиво покрылись золотой и багровой листвой. Да и сами эти деревья были такие необычные, причудливо искривленные, и совсем не похожие на наши среднерусские. И вот наконец мы прибыли на ЖД вокзал и, чтобы окончательно не уснуть, пошли пешком до хостела, попутно любуясь сияющим в лучах солнца и бликах моря Владивостоком. В номер нас заселили сразу же - около 10 утра, - что было очень хорошо, так как сил бодрствовать почти не оставалось. Мы приняли душ и провалились в сон.
Когда мы проснулись, на часах значилось уже 17:00, и пока мы собирались с силами и желанием прогуляться, уже стемнело. Мы решили проехаться на фуникулере, поскольку жили совсем рядом с ним, ну а потом пройтись куда-нибудь без цели и - главное! - поесть. В итоге мы полюбовались на Золотой мост и огни Владивостока с площадки у фуникулера, погуляли по Светланской улице, поужинали корейской кухней на фудкорте "Кооператив" и вернулись обратно в хостел через Морской вокзал и Корабельную набережную, набросав себе при этом план на завтрашний день - основной день для знакомства с городом.
2 день, 13/10 ср - Владивосток
Отдохнувшие и выспавшиеся мы наконец-то пошли основательно гулять по Владивостоку. Из-за долгого и муторного перелета, можно сказать, мы теперь не ощущали никакого дискомфорта из-за смены часовых поясов, которых между Владивостоком и Москвой насчитывается аж семь, потому что все, что только могло сбиться в организме, сбилось и настроилось по новому. Мне же вообще такая разница была только на руку, поскольку мне приходилось еще и работать удаленно, увы! Начало рабочего дня в Ярославле приходилось уже на вечер во Владивостоке, что как раз не мешало днем заниматься более важными отпускными делами.
В первую очередь мы пошли опять на фуникулер, ведь надо было снять видео сюжет и сделать фотографии. И для этого нам пришлось проехаться на нем аж два раза, так как за те полторы минуты, что движется вагон, мы ничего не успели. С нижней станции фуникулера кажется, что его верхняя станция находится не так и высоко, и даже возникает вопрос, для чего нужен фуникулер, ведь можно подняться пешком?! Но это не так. Длина пути около 200 метров, а вверх вагончик поднимается на 66 метров. Рядом идет дублирующая лестница, но не то что вверх, порой и вниз по ней идти было очень тяжело. Особенно вечером, когда к уставшим коленям добавляется еще и непроглядная темень неосвещенных ступеней. Редкие дни мы обходились без фуникулера, так как все маршруты у нас начинались где-то там наверху. Но вот первый день мы катались на нем для своего удовольствия и для того, чтобы любоваться открывающимися видами. Кондуктор трамвайчика даже пошутила, что мы сделаем ей кассу за этот день: еще бы, билет стоит 20 рублей! Время работы фуникулера с 8:00 до 20:00. перерыв между отправлением вагончиков примерно пять минут.
Вообще Владивосток для пешехода город тяжелый. Расположенный на сопках он не имеет практически ни одной ровной улицы, кроме может быть Светланской. Вверх. Вниз. Спуск и подъем. И лестницы, лестницы... Однажды мы ошиблись с автобусом и сели не на тот маршрут, который нас хоть и довез до места назначения, но сделал большой круг по городу. Так вот, ландшафт здесь такой везде. Реально во всем городе! Смотрится, конечно, это очень захватывающе, но жить и передвигаться по таким улицам то еще испытание.
Ну вернемся к фуникулеру. На октябрь 2021 года основная обзорная площадка города - на сопке Орлиное гнездо - была закрыта, и вряд ли она откроется в ближайшем будущем: там ведется стройка и все огорожено забором. Однако открыточный вид на Золотой мост, пусть и не такой классный, как с Орлиного гнезда, можно получить рядом с тем же фуникулером.
И логично, что следующим объектом нашей "фотоохоты" стал Золотой мост. Построенный вместе с Русским мостом в 2012 году к саммиту АТЭС он стал визитной карточкой города. Дорога к нашему хостелу проходила мимо одной из его опор, так вот я даже и подумать не мог, насколько это огромное сооружение. А уж про красоту и говорить не нужно, достаточно посмотреть на фото. Особенно футуристически смотрится полотно моста, нависающее над одним из домов по улице Светланской эдаким бетонным небом. Честно говоря, вряд ли жители этого дома (если он жилой, конечно) были рады в 2012 году такому соседству, но мост здесь и правда был необходим. А уж сочетание старинной архитектуры с таким брутальным объектом выглядит просто невероятно. Русский мост, кстати, тоже можно увидеть со смотровой у фуникулера, но только не в этот раз: в солнечной дымке Русский мост на горизонте как-то потерялся.
Пройдя немного по Светланской улице, через Триумфальную арку мы спустились к морю - ну а куда же еще идти первым делом во Владивостоке? Вернее, это не совсем море, а залив Золотой рог, но это все мелочи. (Кстати, действительно есть сходство со стамбульским Золотым рогом, но наш дальневосточный лучше.) Здесь же стоят пришвартованными огромные военные корабли. Юные моряки совершают пробежки и занимаются зарядкой. Тихо плещется синяя вода, и где-то наверху надо всем этим шумит проходящий по мосту транспорт. Романтика да и только!
Побережье Владивостока - это практически один сплошной порт, везде погрузчики, корабли, контейнеры. Со смотровой площадки Морского вокзала можно посмотреть на весь этот движ.
Напротив Морского находится знакомый нам уже Железнодорожный вокзал. Он по виду напоминает Ярославский в Москве, что не удивительно, ведь эти два вокзала - начальная и конечная точка Транссиба.
Но пришли мы сюда вовсе не за тем, чтобы любоваться на вокзалы. Когда мы вчера проходили по мосту над ЖД путями, я заметил лоток с одним из известных фастфудов Владивостока. Это пян-сэ - эдакая русская вариация корейского парового пирожка. И если чем и завтракать в первый день во Владивостоке, то только им. Мы купили один пирог на двоих, поскольку его размеры для одного человека были ну весьма велики. Внутри пирожка начинка из фарша и капусты. Даже не так: из капусты (на первом месте) и фарша. Капуста дает начинке сочность, но - увы - хотелось бы, чтобы мяса было побольше. Позже мы попробовали пян-се в точке на Юбилейном пляже, там он стоил уже 150 рублей против 90 у вокзала, ведь судить о блюде по одному "укусу" было бы неправильно. Но на удивление больше всех мне понравились пирожки, которые продавались в супермаркете Реми. Они по размеру меньше и стоят 70 рублей, но сочетание фарша и капусты для меня в них было идеально! Мы пробовали пян-се и в Южной Корее, где начинка более острая, и в Малайзии с карри внутри, и даже на гастрономической ярмарке в Калининграде; и на мой взгляд, владивостокские пян-се вполне достойны находится в этом списке.
Следующей локацией нашей прогулки стала набережная Амурского залива. Здесь царила расслабленная атмосфера пляжа в несезон. Рыбаки сидели с удочками на пирсе, из шашлычных тянулся дымок и пахло костром, галька была усеяна разноцветными водорослями; кто-то даже загорал, а кто-то купался. Да, здесь есть клуб зимнего плавания "Косатка". Только судя по разговорам купающихся, температура воды была вовсе не зимняя, а целых 17 градусов!
Недалеко от набережной находится довольно интересный арт-объект "Семь сопок". Во Владивостоке их, конечно, не семь, а кажется, все сто семь, но здесь представлены наиболее высокие. Выглядит эта инсталляция как семь столбов пропорциональной высоте сопок длины, на каждом из них которых рельефное изображение сопки и qr-код с информацией. Городские сопки мы тоже не обошли вниманием, правда, на самые высокие забираться не стали - использовали при выборе немного иной принцип, - но об этом я расскажу чуть позже.
Еще одно любопытное место во Владивостоке - это китайский квартал Миллионка. Хотя... Сейчас Миллионка выглядит довольно прилизанно: тут соседствуют офисы, мелкие лавочки, кафешки, стоматологии, хостелы и тому подобное. А вот раньше здесь ютились чуть ли не друг на друге полчища китайцев, ну и соответственно криминальная обстановка тоже была так себе. Чтобы посмотреть на то, что осталось от былой славы можно зайти в любой внутренний двор по улицам Адмирала Фокина или Семеновской. Самый известный вид Миллионки - трехуровневый колодец - находится за аркой дома, стену которой украшает вот это пестрое граффити и даже видно кусочек лестницы.
Экскурсии по Миллионке широко представлены во Владивостоке и стоят недорого, но мы просто сами походили по подворотням и вот что нашли. В принципе, этого было достаточно.
Ах да, возвращаюсь к моему любимому Амбе и Дерсу Узала - их портреты также можно увидеть на улице города.
Еще одна вещь, которую необходимо сделать во Владивостоке - это встретить закат (или восход) у Токаревского маяка. Находится он на Токаревской кошке. Кошкой в данном случае называют косу. Когда стоит высокая вода, косу затапливает, но нам повезло. Добраться до маяка можно на любом автобусе, который идет до остановки "Маяк" (конечная). Мы ехали на №59 от остановки с улицы Алеутской. Далее от "Маяка" придется еще пройти пешком около трех километров (разумеется вверх-вниз). А можно доехать прямо до косы на такси.
Виды здесь открываются великолепные и на остров Русский, и на одноименный мост, да и просто можно любоваться заливом с проплывающими по нему кораблями. Только вот если Денис занимался фотографией и ловил удачный кадр, то я на этой самой кошке лазил по камням и искал... морских звезд. Да, здесь это самая многочисленная живность, правда, невеликого размера, поэтому придется потрудиться чтобы найти первую звездочку. Ну а когда найдешь, то окажется, что и остальные были рядышком. А в феврале, говорят, сюда приплывают звери покрупнее, но мы, напомню, были в октябре. Звезд прибрежные волны выбрасывают на камни, переворачивают вверх ногами так, что некоторые из них уже могут считаться сувенирами. Зато другие, если их вернуть в воду, начинают двигать волосками на ножках и убегать по своему по-звездному от надоедливого зоолога.
Вот такой вот насыщенный первый день мы провели во Владивостоке. Конечно, это была малая часть того, что можно посмотреть в городе, но и мы сюда приехали не на один день. Так что полностью удовлетворенные мы поехали в хостел отдыхать и разбирать фотографии, которые нам подарила эта великолепная прогулка.