Восточная Европа.
Куба.
Япония.
Грузия.
Африка.
Все варианты не подходят, в одном месте холодно, в другом жарко, некоторые страны до сих пор закрыты ковидом.
Выбор пал на Азию. Китай, Тайланд, Вьетнам, Корея. И огромная неисследованная Индия. Рядышком еще была Шри-Ланка, куда меня перемавали под предлогом “легкого начала” перед “жесткой Индией”. Но я прошел Китай, Шокирующая азия мне не страшна.
Направление построил, за что зацепиться, где взять точку старта? Вот же она, под носом. Друзья из родного города Благовещенска обменялись профессиональным туристическим опытом с индийскими туроператорами. Гостили у друга в 2021 году. Теперь в Дели и Гоа у меня есть знакомые.
Что с маршрутом. Осмотрю столицу, как турист. Но я же велосипедист, значит также проеду по красивым местам на железном коне. Главные точки: Дели, Мумбай и штат Гоа.
План нарисовал. Из Москвы лечу в Дели, гуляю сколько смогу, дальше в Мумбай, а уже оттуда на велосипеде всего 500 километров до Гоа. Обратно на самолете в Дели, и домой в Москву.
Авиабилеты я покупаю только прямые. Несколько пересадок, 20 часов в небе - такое себе удовольствие. Выбрал Аэрофлот, рейс Москва-Дели-Москва. Два багажных места по 35 килограмм и я - 41 тысяча рублей. Шесть часов в небе, вылет ночью, прилет утром, удобно и быстро.
Гостиницу забронировал только в Дели на 3 дня, осмотреться, акклиматизироваться. Дальше найду отель в Мумбае, ближе к старту велопутешествия. А уже по пути найду жилье. В Гоа меня ждут в отеле.
Финансы! Тиньков незаменим в зарубежных поездках. Конвертация, снятие в банкоматах, работа карт за рубежом - все безупречно. Стоимость индийской рупии к рублю, на момент выезда, примерно один к одному. Купил 40 000 рупий. Отдельная карта MasterCard еще с Турции, ей в основном и пользовался, но картой не часто платил.
Виза в Индию. Это просто. Индия выдает электронные визы. Никуда ходить не надо. Все оформляется за 15 минут на сайте https://indianvisaonline.gov.in/evisa/tvoa.html, вам нужны лишь авиабилеты. Стоит виза 25 долларов. Я попал на акцию. После ковидной волны Индия открыла страну для посещения, 500 тысяч виз выдали бесплатно для привлечения туристов. Срок действия визы - 30 дней. Можно получить и на больший срок, но мне хватит с запасом. Рассматривали заявление дня два, после этого пришел официальный ответ с графой Granted. Осталось распечатать эту бумагу и ехать!
Перед въездом также нужно заполнить электронную форму “Air Suvidha” https://www.newdelhiairport.in/airsuvid ... gistration она на сайте аэропорта Дели, заполняйте ее актуальными данными о прививке и ПЦР тестировании. Этот документ в Дели не проверили, но в России спросили. И air suvidha бесплатна. Вакцину Спутник V для Индия признает. В итоге я заплатил только за ПЦР тест в московской лаборатории.
Концепция поездки миксованная, пеший турист, разевающий рот на всё подряд, и безумный велосипедист несущийся по глубинке Индии. Важно при выборе маршрута - основываться на опыте самостоятельных велотуристов. Отчетов в сети о поездках мало, большая часть их посвящена северу и гималаям. Но мне нужна середина страны.
Первый раз в жизни, перед походом сходил в библиотеку, выбрал две книги про Индию. Первая похожа на блог путешественника 80-х годов. Автор рассказывает про страну, описывает города, социальные и религиозные аспекты жизни индусов. Киценко Олег Л., Дорогами Индии, Москва, 1983. Не сказать, чтобы книга полезная, информация там уже порядком устарела. Хотя впечатление интересное.
Вторая книга - для практического путешественника. Сингх Гопал, География Индии, Москва, 1980. За 60 лет земля изменилась не сильно, я узнал, что Гималайский хребет защищает Индию от арктического холода. А также то, что рек на побережье много, сплошь заливы и устья. Это интересно и полезно.
Ко всему прочему создал ветку в форуме Веломания. Вообще хотел позвать кого-то с собой. Как всегда дохлый номер на такие дальняки. Зато коллеги-велосипедисты подсказали общую концепцию поездки и дали много дельных советов. Палатку, спальник, коврик, котелок и прочую классическую туристическую снарягу нужно оставить дома. Дело даже не в багаже, который оплачен, можно набрать всего большую кучу вещей, а в необходимости этого всего в путешествии.
Я далек от легкоходства и байкпакинга, когда рюкзаков нет вообще, только небольшие сумочки. Однако вещей получилось всего 25 килограммов, включая велосипед. Байк в полиэтиленовой пленке, одна 20-литровая велосумка на багажнике, небольшая нарульная сумка. Остановки планировал в отелях, гостевых домах по дороге. Питание в общепите, благо встречается он часто, и не дорогой.
По списку более подробно:
Велосипед, колеса 26 дюймов, резина гладкая для асфальта.
Багажник алюминиевый
Велосумка задняя Ortlieb 20л - 1 штука
Нарульная сумка Ortlieb 6 литров - 1 штука
Штаны легкие
Шорты легкие
Кроксы
Трусы - 4
Носки - 6
Майка кор рукав - 1
Майка длин рукав - 2
Велоштаны в обтяжку - не пригодились
Перчатки
Бафф - 3
Очки
Аптечка, крем от солнца, от комаров
Повербанк, зарядка, кабели
Камера DJI Osmo Action
Смартфон, кабели, зарядка
Велофонарь и габарит
Контактные туфли
Шлем
Трек нарисовал на alltrails.com и закачал его в OsmAnd на смартфоне. Трек по ходу езды не писал, но и так понятно, я не ограничился 500 километрами, а сделал 600+
На велосипеде ехал в майке с длинным рукавом, тропики же, один день в шортах - обгорел немного, потом только в штанах. Солнце жарило люто, крем спас от ожогов, но всё-равно неприятно.
Гулял по городам в штанах и майке с коротким рукавом, в Гоа уже в шортах, по пляжу в трусах, плавки не брал. Страна все же не такая религиозная и зашоренная, как пишут во многих туристических источниках. Индусы активно пользуются левой рукой, ходят в шортах. Обычные люди. Но с голым торсом я никого нигде не видел, даже на пляже.
Маршрут нарисован на карте. Готов график движения, разведаны гостиницы, куплены авиабилеты, получена виза и сдан ПЦР. Отпуск одобрен.
Перейду к путешествию.
Вечером 24 февраля, я поехал в аэропорт Шереметьево - хаб Аэрофлота. Вылет в час ночи 25 февраля. Такси домчало меня и велик за 35 минут до терминала С. Последний вздох московского воздуха и вперед. Терминал новый, свежий. Вход неудобный, через отдельное строение по надземному мосту-переходу. Видимо здесь не хватило места для постройки классического многоуровневого терминала с привычными подъездами транспорта прямо ко входу-выходу.
Первый пункт досмотра, как всегда невоспитанные сограждане бегут вперед и толкаются, идите уже! Велик пропускают без проблем, только просят достать из сумки фонарик и включить его. Зато потом дали скотч и ножницы, чтобы заклеить разрезанную пленку на сумке.
В терминале С много воздуха и пространства, всю центральную стену над стойками занимает огромное табло, посередине часы, а справа и слева информация. Малая часть рейсов отменена, из-за начала особых действий. Дальше будет серьезнее. До меня эхо этих событий докатится только недели через полторы.
Стоек много, быстро получаю посадочный талон. Сотрудник аэрофлота просит визу, свежий ПЦР тест, и сертификат вакцинации. У меня всё это есть.
Как всегда отдал велосипед в оверсайз багаж. Всего один раз он уехал на общей ленте с чемоданами. Дальше граница, еще одна проверка безопасности, и наконец чистая зона. Прошел всё довольно быстро. До вылета около двух часов, но лучше посидеть спокойно, чем бегать под крики “Final Call”.
В этом терминале нет бизнес-зала, обидно. Брожу по территории, пью бесплатную воду из фонтанчика. Смотрю ютуб, слушаю музыку. Разминаю кости. У выхода на посадку уже собрались пассажиры. Индусы и русские. Все по своим делам. За окном видно большой красивый боинг 777 - самый новый в парке Аэрофлота (поставка с завода - сентябрь 2021 г). Думаю, что и внутри борта все хорошо.
Посадка, ура, последние минуты на русской земле. Борт огромный, рассадка эконома 3-4-3. Мультимедиа система, неплохие кресла, но расстояние между рядами очень экономное. Напихали паксов, понимаешь!
Справа от меня русскоговорящий индус, который после ковида три года не был дома. Слева две девушки, судя по всему занимаются йогой. Тонкие, худые, энергичные. Соседка в красивом голубом комбинезоне и с голубыми глазами. Удачно )
Разобрался с мультимедиа системой Panasonic, очень круто, много свежего кино, навигация по маршруту, интерактивная карта уровня гугл мэпс, камера под самолетом и на носу. Также на борту есть интернет, однако цены пугают. Потерплю без соцсетей.
Начали буксировку от терминала, тягач удачно видно на нижней камере. Вот взлетка, и минут через 15 мы уже в небе. Огромный самолет оторвался от земли незаметно. К тому же перелет ночной, так что самое время спать. В перерыве между отключкой общаюсь с индусом, он говорит - Что захочешь, то и увидишь в Индии. А девушки йоги почти всю дорогу болтали о своем. Летят они в штат Керала заниматься йогой. Алла, привет!
Принесли еду, и тут начался цирк. Переднее кресло сильно мешало. Справа я пытался не ткнуть вилкой в индуса, а слева не зарезать ножом соседку. Ну и себе тоже не отчикать нос. Про горячие напитки вообще молчу. Аэрофлот, вы что так экономите?! Однако, через полторы недели мне и всем остальным пассажирам нацпера подсунули еще большую бяку, читайте дальше.
Прошли шесть часов полета, самолет пошел на посадку. Передняя камера грязная. Пилот с тряпкой не мог протереть что-ли. Заход на полосу. 500 метров, 300, 100. Касание, сели. Да это же не грязная камера, а дымка и смог одного из самых больших городов в мире - Дели. Солнце видно, но тускло. Перед глазами серая пелена, как будто смотришь на мир через пластиковые очки помутневшие от старости.
Выход через рукав, прощальное фото самолета, спасибо пилотам и команде. И большое неспасибо менеджерам, которые утверждали рассадку. Осталось пройти пару квестов. Скорее всего меня ждет обязательное тестирование на ковид по прилету, и уже после этого пересечение границы и получение багажа.
Но вот удача, тестирование отменили, а семидневный карантин с самоконтролем не нужен. Кайф. Хорошо, что за тестирование ПЦР по прилету я не заплатил заранее.
Граница Индии, небольшая очередь, долгая сдача отпечатков пальцев на обеих руках, показал e-visa - все в порядке, офицер шлепнул штамп. Печать красивая, разборчивая и читаемая, не как в большинстве стран, цветная размазня, не понятно что там вообще написано.
Скоро получил первую часть багажа. Сумка приехала на ленте со всеми чемоданами, а вот велик надо ждать. Где он там. Жду около негабаритной ленты. После кучи колясок выезжает мой упакованный конь.
Теперь надо сдать байк в камеру хранения, не в город же тащить, хотя дешевле было бы, но 3 дня в Дели не подразумевают катаний. На улице куча таксистов, спросили куда ехать, сэр, я проигнорировал. Иду по указателям в камеру хранения. Она удобно расположена на третьем этаже, в терминале местного аэроэкспресса. Значит и забирать вещи будет просто. Цены приемлемые - 400 рупий в сутки за сумку от 15 до 20 килограммов. Плачу за первый день, когда заберу - выложу остальную сумму. Карты принимают, супер. Теперь я налегке. В центр, в отель!.
Вариантов добраться из аэропорта Дели несколько: метро, такси, и скоростной поезд типа аэроэкспресса, как метро, но это отдельная линия с 5 станциями. Билет до центра стоит 60 рупий, оплата - карты и наличка. Дали билет со штрих-кодом. Он нужен для входа и выхода. На входе обязательный досмотр вещей и тщательный досмотр людей, так на каждой станции делийского метро.
Вагон заполняется почти до предела. Довольно тихо, если бы не орущие индусы. Дует кондиционер, работает сотовая связь. Карта линии, голосовые оповещения и остальные надписи здесь только на английском языке. Я точно в Индии? Выехали из тоннеля на поверхность, часть пути поезд идет над землей. Вот она, столица Индии, Дели. Города пока не видно, вокруг зеленые деревья, дороги, небольшие постройки, и все это в дымке. Проехали еще три станции, моя конечная. Центральный железнодорожный вокзал Дели.
У терминала метро со мной завел речь таксист-тук тукер. Кто, откуда, надолго. Это стандартный диалог в Индии. Очень много людей спрашивали меня то же самое. Услуг не навязывает. Подсказал, что за вокзалом большой район и туча отелей. Да я и сам знаю.
Теперь надо дойти до отеля, который я забронировал на букинге из России. Открываю гугл карты и вперед. Да, все-таки надо было ехать на автобусе. Пешком тяжело. Жара +28. После -3 в Москве серьезный контраст. Практически лето. Хотя по календарю зима, 25 февраля.
New Delhi Railway Station огромный вокзал, как-нибудь поеду отсюда на поезде по стране. Как же перейти через рельсы, конечно по верхнему переходу. 5 минут, и я уже на другой стороне. Теперь по карте, гугл помог очень хорошо. Еще полтора километра топать, тяжеловато.
Старый грязный район, справа дорога, трафик приличный, все сигналят без остановки. А, это так принято в Индии. Прохожу несколько улиц. Надо срезать путь по проулкам. А тут жизнь. Трех-четырех этажные домишки, на первых этажах едальни и магазины, толпы народа, все куда-то идут, едят, общаются. И мусор, много мусора, по обочинам в основном, но не так, чтобы по нему надо было идти. Запаха нет, кстати. Что странно. Вообще в Индии не воняет, как все думают.
Большая улица, две полосы дороги, бетонный разделитель, трафик еще больше, шум, гам, коровы, люди. Вот и мой отель, между лавкой с мясом, кафешкой и хозяйственным магазином, напротив алкомаркета. На вид прилично. Стеклянный фасад, охранник в форме. Внутри чисто и аккуратно. Меня встречает представительный индус за стойкой, на лбу у него красная точка. Быстро находит бронь в букинге и через 10 минут дает ключ от номера. Ну всё, мыться, отдыхать. Времени около 14-00. Может схожу куда еще.
Пишу Принцу сикху, что прибыл в столицу. Принц - это имя, а сикх - религия. Интересный человек, связь мы держали еще в России, он служит в крупнейшем храме Дели “Gurudwara Bangla Sahib”. Там и планируем встречу через пару часов.
Отдыхаю, в отеле неплохо. Грязноватый пол, среднего качества белье, но есть горячая вода, нормальный интернет, а также приятные служащие. Валяюсь. Переоделся в чистое после перелета, и пошел в гости, в храм, благо туда километра два пешком. С Дели лучше знакомиться в пешеходном режиме.
По дороге надо чего-нибудь съесть, правда наличных денег еще нет, надеюсь на карту Тинькофф с рупиями. Бреду по грязноватому району. Читал, что в крупных городах Индии есть такие типы людей, вроде и не развод, но прилипчивые до жути. И по дороге мне встретился как раз такой товарищ. Одет не очень, английский лучше моего. Он сразу сказал - денег не надо, хочу просто пообщаться. А дальше вопросы, кто откуда и надолго ли. Я чего-то отвечаю, а он идет со мной, как будто мы знакомы. Блин, приклеился. Спрашивает, а не желает ли сэр поесть. Ага, желаю. - Я знаю тут прекрасный ресторан южной индийской кухни. Щас дойдем. Это близко. Ну понятно. Конечно, так вот и разводят белых людей в Индии. Зашли, ресторанчик оказался обычным, не 3 звезды мишлена. Меню на английском. Я размышляю, как бы отвязаться от этого товарища, потому как сидим мы за одним столом, и если я буду есть, то и его бы все-таки надо угостить. А на четвертый час на чужой земле кормить первого встречного в мои планы не входит.
Смотрю на часы, ого, через полчаса уже встреча в храме. И сорвался туда. Этот товарищ понял куда я иду и загрустил. Тем временем пишу Принцу, и он отвечает, щас, бро, 5 минут, выйду. Так я и расстался с прилипалой. А встретился с очень колоритным сикхом.
Вообще религия мне побоку. Ни жарко ни холодно от неё. Но тут было интересно, что это за место. Почему у сикхов на голове всегда шапка, на руках браслеты и в одежде спрятан ритуальный нож. Принц провел меня мимо общей очереди в туристический центр, там так и было написано. Усадил, налил воды, рассказал про религию, я кое-что понял. Что это такой пацифизм, и толерантность, но если что, то и сила присутствует. Принимают они всех, любого пола, верования, религии и цвета кожи. Тут пришли коллеги Принца. Чуть обсудили Украину. Меня так скривило, что все всё поняли и замолчали на эту тему. Новости распространяют по всему миру одинаковые, значит и в Индии тоже. Как бы это не попасть на этой теме в какую-нибудь историю.
Как жест добра и мира, а также дружбы между Индией и Россией я подарил новому другу три шоколадки из России. Любят индусы темный шоколад.
Потом мы пошли смотреть храм. По традиции надо было разуться и покрыть голову. Я нашел в сумке бафф. Пойдет. Помыли руки, сполоснули ноги и вот оно, святое место. Впечатляет. Высокое красивое здание с золотым куполом. Снаружи прихожане и туристы. Внутри храма золото и довольно мало места. Принц рассказал про священную книгу, также описал что тут происходит, в храме пели специальные люди под специальную музыку. Я даже записал кусочек на камеру.
Дальше дорога к Саровару - это священный водоем с не менее священной водой. Я окунул туда руку. Водичка была не очень чистая, там плавала рыба. Но впечатление очень интересное. А дальше было круче. Принц привел меня в столовую. Это место, где бесплатно кормят всех приходящих в храм, причем круглые сутки, за раз человек 200, пожалуй. Я конечно не отказался от такого экспириенса, тем более, что ел еще в самолете, часов 6 назад.
Правила были простые. Сидишь на полу, ешь всё, что дают, доедаешь до конца. Такой своеобразный ритуал. Зал быстро заполнился желающими поесть. Специальные люди раздали многоразовые железные подносы с выдавленными секциями внутри, а также ложки. Сегодня на обед была жидкая бобовая каша и лепешки, самый популярный хлеб в Индии - чапати. Кашу приносили в ведрах, хлеб в корзинах. Еды было много, две лепешки и бобы я умял, но когда принесли добавки, то это было многовато. На вкус нейтрально. Простая еда. Про гигиену я не думал вообще, при том, что 20 минут назад рукой залез в бассейн с рыбами.
Вообще не было какого-то отвращения или паники из-за того, что я в Индии, и тут вроде бы все грязно, как все считают. Меня все устраивало. И еда нормальная и ложка, которой ели до меня тысячи человек и то, что я сижу на полу. Ощущения погружения в другую культуру были на первом плане.
В итоге я доел всё, ну ладно, маленький кусочек третьей лепешки я спрятал в руке, это было уже совсем лишнее. Сдал поднос на выходе, где меня ждал Принц, помыл руки и не решился попить воды из общего железного стакана. Водичка была с собой.
Напоследок мы осмотрели кухню. Она была огромна. Автоклавы для еды, линия по производству лепешек чапати, много волонтеров, кто-то чистил лук, другие занимались сыпучими продуктами. Также тут есть огромный склад, куда каждый может принести что угодно. Храм действует на основе пожертвований. Еще выпили там вкусного чая масала. После этого я нигде такого не пробовал.
Дальше по плану я думал мы погуляем. Но у моего друга был напряженный день и много дел в храме. Однако он сказал, сейчас поедем снимем тебе налички, и купим сим-карту, как договорились. Принц - человек слова!
Мы сели на мотоцикл Принца. Это было захватывающе ехать на мотоцикле по Дели, здесь левостороннее движение. Оба без шлемов, мот без зеркал. Принц по дороге поржал, да типа бог поможет. Через 3 минуты добрались до ситибанка, неожиданно. Но карту мою он не принял. Ладно, дальше нашли какой-то другой, все, я с валютой. 10000 рупий снято. Больше пока не надо.
Еще проехали 2 километра за симкартой. Салон находится прямо на улице, конечно, вечное лето же. Мне посоветовали Vodafone India, крутой тариф, 500 рупий, 1.5 гигабайта в день и все это на целый месяц. Помню, что один раз я потратил дневной трафик, а в остальные дни не вышло, даже с учетом карт, музыки и соцсетей. Что бы я делал без Принца! Пользовался бы роумингом за 500 рублей в день?
И последняя точка на сегодня, это жутко интересное место в Дели, также в 5 минутах езды. Agrasen ki Baoli - ступенчатый колодец. Тут Принц рассказал мне, что построен он в конце 14 века. Вода черного цвета была видна была где-то внизу, и по легенде те, кто ее пил умирали. Мистическое и красивое место.
На этом мы закончили экскурсию и наши дела и вернулись в храм. Я сказал моему другу большущее спасибо. И конечно мы увиделись еще раз через две недели, при немного других обстоятельствах и в другой обстановке. Читайте дальше )
Дальше я опять сам по себе. Пошел в сторону гостиницы. Благо в центре всё близко. Одна станция метро. Дорогу я знаю, а встретить того прилипалу в Дели - шанс на миллиард. Так и дошел, мимо обезьян, скачущих около станции метро; коров, мирно спящих на обочине; суетливых людей, спешащих домой с работы и миллионов единиц транспорта, перемещающихся по дорогам Дели. Перед гостиницей бегала маленькая крыска. Это же Индия, товарищи!
Еду я не нашел, ну ту, которая мне бы понравилась. Так что решил заказать что-то в номер.
Через 20 минут персонал принес чикен тикка масала, мою любимую индийскую еду, которую я уже пробовал во Вьетнаме и в Турции, ни разу в России и первый раз в Индии. Хлеб конечно тоже принесли, чапати - простые лепешки. Ну и запить, как же не попробовать местное пиво. А с ним была некоторая проблема, магазин напротив работает до 8 вечера. Ладно, так и быть, немного переплатил, не сильно много, как выяснилось позже.
Еда хороша, острая заливка, нормальные куски курятины, много приправ. Принесли это на подносе, в железной чашке-посудине. Горячо, вкусно. Пиво тоже неплохое, самый ходовой сорт в Индии - Kingfisher, летающая рыба. Неплохо, плотненько и солод весьма недурной. После плотной еды я упал спать, мне даже не мешал шум за окном.