Билеты Санкт-Петербург-Махачкала были куплены за неделю до отъезда. Тогда же мы предприняли попытку оформить пропуска в погранзону, которой является значительная часть территории Дагестана, но ответа не получили до сих пор (обращение направляли через госуслуги). К счастью они нам и не пригодились, не смотря на то и дело встречавшиеся на пути грозные плакаты. В отдаленные районы, где по рассказам местных жителей пропуска действительно спрашивают, мы решили не соваться, благо хватало интересных мест поблизости.
День 1. Итак, 12.04 мы воодушевленные отправились в путь. Летели а/к Россия, поскольку их расписание давало возможность провести в Дагестане на целый световой день больше, чем рейсы Победы в те же даты. Получив вещи в маленьком аэропорту Махачкалы, вызвали Яндекс-такси и лихо домчались до своего жилья. Так получилось, что всю поездку мы бронировали квартиры через суточно.ру , хотя изучали варианты и через другие агрегаторы. Но поскольку ездили мы втроем, все отели предлагали нам только номера по типу "пионерский лагерь" с кроватями в ряд, так что соотношение цена-удобство каждый раз оказывалось на стороне аренды. Все разы оказались вполне удачными, хотя поиском жилья мы обычно занимались за день, а иногда и в день прибытия в населенный пункт. Не рекомендую повторять такую схему тем кто едет в высокий сезон, по словам местных жителей всё разбирают подчистую. Мы же пользуясь низким спросом несколько раз продлевали дни пребывания на месте, договариваясь непосредственно с хозяином, что обходилось где-то на 20% дешевле чем через сайт. В Махачкале мы остановились в симпатичной квартире в центре по адресу пр. Имама Шамиля, 60. Помимо приличного ремонта и бытовой техники, у этой квартиры оказался колоссальный плюс в виде электронного замка - хозяин просто прислал код, что избавило нас от необходимости встречаться лично, согласовывать время приезда-отъезда заранее и т.д. Как в лучших отелях! Вечер первого дня мы посетили прогулке по Махачкале. Поднялись на смотровую площадку, откуда нас чуть не сдул штормовой ветер - что, как оказалось, нормальное состояние погоды для этого региона. С площадки открывается вид на город и море. Для интереса посетить можно, но в целом не обязательный пункт программы. Там повстречали этого красавчика.
Прошлись по центру города, дошли до маяка, который гордо возвышается между домами частного сектора. Ближе к нему не подобраться - со всех сторон окружён забором с колючей проволокой.
Вполне удовлетворившись прогулкой, мы начали знакомство с местной кухней в ресторанчике Хуторок недалеко от дома - с непривычки заказали чуду, курзе и хинкал, после чего едва доползли до дома.
День 2. На следующий день по плану у нас было добраться до Сулакского каньона. Самый простой способ сделать это - воспользоваться маршруткой Махачкала-Дубки, но хотелось посетить по дороге бархан Сарыкум, поэтому мы пошли другим путем и с утра пораньше, собрав вещи, вызвали Яндекс-такси до бархана за 700р. Как оказалось, бедный водитель ехал туда впервые и потому грунтовка от шоссе до конечной точки стала для него сюрпризом. Сказал что больше сюда не поедет. При входе на тропу стоит билетная касса, стоимость посещения 120р. От стоянки до вершины бархана ведёт деревянный настил, сходить с которого запрещается, есть две смотровые площадки, с которых предлагается наблюдать за зайцами, правда первая была закрыта на ремонт.
Вдоль тропы расположены информационные щиты с представителями местной флоры и фауны. На вершине бархана с одной стороны от смотровой площадки заграждения убраны и можно пройти по песку, видимо полулегально, но все ходят. Мы тоже немного прогулялись.
Из живности были замечены только многочисленные насекомые и кружащие над барханом хищные птицы, впрочем следы на песке свидетельствуют о том что и зайцы, и какие-то мелкие грызуны там активно скачут в отсутствие туристов. Долго наслаждаться песком мы не стали, ветер усилился и на вершине стало холодно. На парковке перед тропой висят телефоны местного такси, но мы решили попытать судьбу и двинулись в обратную сторону пешком. После 15-минутной прогулки мы застопили первую же проезжавшую машину и дальше до Дубков быстро доехали на перекладных. Там нас уже ждала квартира. Дубки - поселок построенный в советские года при ГЭС, состоящий из нескольких панельных домов и большого бедного частного сектора. Выбор жилья там достаточно скудный и не очень комфортный - как нас предупредили хозяева с 10 вечера до 6 утра отключают воду, впрочем когда мы приехали днём воды тоже не было. Остановились мы в панельке в центре поселка.
В планах у нас было гулять по окрестностям весь вечер, но погода внесла свои коррективы. Мы прошлись через поселок до дальней смотровой плащадки с видом на Миатлинскую ГЭС.
Едва мы забрались на вершину, как зарядил дождь. Пришлось спрятаться в столовую Дубки (еда вкусная, обстановка спартанская, прилагается милый котик). Просидев там час и поняв что дождь заканчиваться не планирует, мы рванули домой и вовремя - вслед за дождём начался настоящий снегопад. Никакого просвета так и не случилось до темноты, так что любование видами пришлось отложить.
День 3. На следующий день мы проснулись пораньше с чётким намерением компенсировать всё не посмотренное вчера. Начать решили с прогулки в противоположную сторону - на этот раз к Чиркейской ГЭС. От поселка до смотровой точки на плотину ведёт грунтовая дорога вдоль каньона. По дороге можно насладиться видами гор, цветов и многочисленных коров.
Дойдя до конца тропы мы полюбовались на ГЭС - действительно впечатляющее сооружение, отдает чем-то космическим.
Посетив все смотровые площадки мы захотели приключений и решили проверить, нельзя ли подобраться к плотине поближе не возвращаясь на шоссе. С учётом рельефа местности, идея была изначально обречена на провал, но попытка не пытка. Пройдя совсем немного от смотровой площадки в сторону дороги, мы оказались на дне мини-каньона. (42°59′16.94″N 46°51′45.77″E)
Начавшись как широкая сухая каменная тропа, он быстро превратился в узкую щель, спускавшуюся большими ступенями к устью. Преодолев несколько 3-5-метровых ступенек, мы остановились на краю 10-метровой. Тут наши скромные навыки скалолазов были бессильны, пришлось выбираться обратно. Наверху нас встретили изрядно удивлённые козы, наверно кроме них тут никто не лазает.
Удовлетворив свою тягу к приключениям, мы вернулись по дороге обратно в поселок. Пока мы любовались цветами и ползали по камням, день незаметно приблизился к концу. Изначально у нас в планах было спуститься по тропе к селу Зубутли, где можно покататься на катере по каньону, но времени, да и сил честно говоря уже не оставалось, так что этот пункт программы пришлось исключить. Местные жители говорят что тропа достаточно крутая, начинается от новой смотровой площадки. Остаток вечера мы посвятили любованию каньоном в закатных лучах со смотровых площадок в самом посёлке.
Поужинали в очень симпатичном кафе Хадум - красивый деревянный дом, вкусная еда, в светлое время суток прилагается красивый вид из окон. Там мы узнали о существовании нового гостевого дома при кафе, который можно найти пока только в инстаграме. Внутри не были, но снаружи он эффектно выделяется на фоне панелек и деревянных развалюх. Обещают вид на каньон и все такое. Местная кухня как всегда порадовала, и забрав с собой остатки чуду на завтрак мы отправились отдыхать.
День 4. На следующий день у нас планировался переезд в Гуниб. Прямого сообщения между посёлками нет, а возвращаться и делать крюк через Махачкалу категорически не хотелось. В 9 утра мы загрузились в маршрутку Дубки-Буйнакск, стоимость проезда 100р. Приходить лучше заранее, чтобы точно поместиться.
Полностью заполнившись, маршрутка тронулась. Водитель несколько раз велел всем достать маски и в середине пути мы поняли почему - на очередном посту ГАИ нас остановили, местный представитель власти пристально посмотрел на всех и, выбрав жертву, выписал штраф за безмасочный проезд одному из пассажиров. Больше приключений в пути не было. Из Буйнакска транспортного сообщения с Гунибом нет, по идее мимо вокзала проезжает маршрутка Махачкала-Гуниб, но поскольку периодичность движения и наличие свободных мест трудно предсказать, мы пошли простым путём и остаток пути проехали автостопом.
Хозяйка квартиры предупредила нас быть внимательнее при выборе дороги - многие навигаторы строят путь по старому пути, а ездят все в основном по новому через Гимринский тоннель. По дороге насладились очередной порцией красивых видов и посмотрели на Ирганайское водохранилище.
Добрались мы быстро, заселились в чудесную квартиру прямо на площади, да ещё и с видом на горы - Имама Шамиля 46, +79634059009 Диана. Ребята подвозившие нас до города рекомендовали нам обязательно попробовать местный горский суп и чуду ботишал. Воспользовавшись их советом мы перекусили в кафе "Адат" и с новыми силами пошли к Гунибской крепости.
По сути от крепости там осталась лишь длинная стена, зато если обойти ее по обе стороны открывается прекрасный вид на горы.
Спускались мы уже в темноте, мест в кафе вокруг площади не оказалось - с заходом солнца туда устремились не только туристы, но и местные жители. К счастью в квартире хозяйка оставила нам приличный запас продуктов, так что голодными не остались. Следующие два дня мы собирались посвятить ближайшим достопримечательностям, природным и рукотворным.
День 5. Проснувшись не так рано как следовало бы, мы отправились искать транспорт. Вчера на площади стояла целая батарея такси - от легковушек до джипов, и мы по наивности решили что без проблем найдем желающих покатать нас по местным горам и утром. Не тут-то было, на площади ни души, да и машин изрядно меньше. Сделав пару кругов и уже почти отчаявшись, мы наконец решились позвонить по номеру, указанному на одной из машин - Муратбек, +79216439693. Хозяина мы явно разбудили, он впрочем не показал своего огорчения и через 15 минут пришел к нам на помощь. Мы изложили ему свой план - посмотреть Гоор, Кахиб, Карадахскую теснину и водопад Тобот заодно. По карте маршрут казался вполне логичным и не таким уж длинным, как мы поняли потом местами карты сильно льстят местным дорогам - из-за рельефа местности и регулярных оползней далеко не все из них хорошо проходимы. Водитель честно сообщил нам, что таксует не так давно и в Гооре ещё не был, но мужественно согласился отвезти нас куда пожелаем. Мы загрузились в машину и поехали. Длинная дорога, помимо серпантина и тоннелей, порадовала нас ремонтными работами на трассе - видимо тем кто приедет летом повезет больше, нам же пришлось полчаса ждать на обочине. Зато за каждым поворотом открывался новый удивительный вид - горы, каньоны, водохранилища - мы успевали только ахать и пытаться хоть что-то заснять через окно.
От моста до сёл Гоор и Кахиб вверх ведет грунтовка, в самом селе превращающаяся в разбитую деревенскую дорогу, но при желании к достопримечательностям можно подъехать почти вплотную. Осмотрев башни Гоора (в одной из них даже можно подняться наверх!) мы отправились в Кахиб - всего 4 км разделяет эти два исторических места.
Почему-то при планировании маршрута именно Гоор был на слуху, а на месте оказалось что в Кахибе сохранилось гораздо больше руин - целый город с домами, мечетью и башнями. При желании любители лазать по таким местам могут запросто провести здесь несколько часов, у нас же к сожалению было не так много времени, поэтому пройти удалось только по основной дорожке, не сворачивая.
Дальше по плану была Карадахская теснина. Водитель предупредил нас, что в случае плохой погоды соваться туда опасно - может вырасти уровень воды или случиться камнепад, бывают несчастные случаи. Но нам повезло, к обеду распогодилось и в ущелье мы спускались с солнышком. Тут мы впервые столкнулись не просто с туристами, а с целыми группами, мимо которых приходилось пробираться. Подозреваю что в сезон тут приходится толкаться локтями всю дорогу - теснина узкая, да и по лестницам иначе как гуськом не забраться. Сам маршрут достаточно короткий, теснина быстро расширяется и становится обычным руслом реки.
На входе есть кафе где можно перекусить чуду, рядом строят беседки, в общем готовятся к наплыву посетителей. Прогулявшись по теснине мы двинулись к последнему на сегодня пункту маршрута - водопаду Тобот в селе Хунзах.
В Хунзахе нас встретил холоднющий ветер, так что быстренько посмотрев на водопад с двух смотровых точек мы поспешили ретироваться, захватив с собой друга из Петербурга, которого мы днём ранее случайно здесь обнаружили. Видимо в этом году все дороги ведут в Дагестан. По дороге посмотрели местную крепость - в настоящее время в ней находится действующая военная часть, поэтому осмотру она доступна только снаружи. Закат застал нас на середине обратного пути. Нашему водителю пришлось по-быстрому совершить ифтар на заправке и перекусив все вместе финиками мы отправились домой. Послушав наши жалобы на переполненное кафе, он показал нам ещё одно, недавно открывшееся рядом с площадью. Обстановка там была поскромнее, зато шашлыки вкусные. Так закончился экватор нашего путешествия.
День 6. На этот раз мы подготовились заранее и водитель уже ждал нас. Сегодня по плану была пожалуй самая известная здешняя достопримечательность - заброшенное село Гамсутль. По автомобильной дороге до него совсем недалеко, зато дальше начинается самое интересное. Наверх на машине не заехать - до середины пути есть грунтовка, но воспользоваться ей могут только местные гиды, пасущиеся у подножия, нашего водителя развернули. В туристический сезон можно подняться до самого верха на коне, но в апреле кони ещё отдыхали, так что весь путь пришлось проделать на своих двоих. По дороге почти на самом верху есть родник с водой. Надо сказать, что после посещения Кахиба с его древними башнями, на меня Гамсутль с его довольно свежими домиками произвёл меньшее впечатление, зато тут у нас было полно времени и за несколько часов мы облазали всё село и окрестности. Виды, конечно, открываются фантастические как с верхней точки села, так и на само село с ближайшей скалы.
Тем временем перевалило за полдень, стало жарковато и спускаясь мы сочувственно смотрели на группы туристов идущие вверх. Ещё одна причина планировать посещение как можно раньше, помимо возможности успеть до основной толпы. Второе, впрочем, нам не удалось - слишком популярное место, чтобы застать его без людей наверно нужно выезжать с рассветом. Спустившись к водителю, который уже начал беспокоиться, мы двинулись дальше - к смотровой площадке с которой открывается вид на Гуниб с картины Айвазовского. Что тут сказать, очередная порция красоты.
Сфотографировав вид во всех возможных ракурсах, мы отправились к последней на сегодня достопримечательности - Салтинским водопадам. Ехать недалеко, почти до самого конца идёт хорошая асфальтовая дорога. Место оказалось действительно очень интересное. Правда, водопадами там и не пахло - по камням текла тонкая струйка воды, как объяснил нам водитель то-ли из-за климатических, то-ли из-за антропогенных изменений с каждым годом водопад пересыхает всё раньше и раньше. Зато узкое ущелье ведущее в большую пещеру с высокими сводами было на месте и впечатлило нас больше чем популярная Карадахская теснина. Это место, кстати, тоже называют Салтинской тесниной, но видимо на "водопады" люди едут смотреть охотнее. Единственное что портило впечатление это груда мусора посреди пещеры - то-ли принесенная рекой, то-ли оставленная посетителями. Такова, увы, обратная сторона медали - почти все природные достопримечательности бесплатны для посещения и за их состоянием никто не следит.
Полюбовавшись сводами пещеры, мы поехали обратно в Гуниб. Солнце уже начало клониться к закату. Мы попрощались и расплатились с нашим водителем - сошлись на 9т за первый (почти 12 часов) и 4 за второй (около 8 часов) день разъездов. С учётом бензина, езды по бездорожью, затраченного времени и безграничного терпения нашего водителя, сумма на 3-4 человек получилась вполне приличной. Вообще он оказался очень интеллегентным и приятным в общении человеком. Отдельно хочется отметить его плейлист - за время езды на попутках мы близко познакомились с музыкальным жанром "дагестанский шансон" и были счастливы что эти два дня нас сопровождала ненавязчивая зарубежная попса. Попрощавшись, мы прогулялись по парку возле площади, полюбовались на горы и отправились домой.
Зайдя по дороге в магазин в поисках будущего завтрака, мы с удивлением впервые за время поездки обнаружили в нём полки с алкоголем, стыдливо примостившиеся в самом дальнем углу. Это судьба, решили мы, и провели последний вечер в Гунибе за дегустацией дагестанского вина.
День 7. Сегодня перед нами стояла задача добраться до Дербента. С общественным транспортом в Дагестане вообще ситуация печальная - все дороги ведут в Махачкалу и только туда. Маршрутки Гуниб - Махачкала отправляются с площади, первую мы видели в 9 утра. Но делать такой крюк и выбираться потом из Махачкалы не хотелось, поэтому мы снова отправились попутным транспортом, разбившись на пары. Не смотря на скромный трафик, за пару часов мы без проблем доехали до Избербаша. Оттуда уже добраться до Дербента не составляет труда - ходят маршрутки, такси, электрички. Мы остановились на маршрутке, правда пришлось подождать почти час пока она заполнится. Автостопом было бы явно быстрее, но сил выбираться из города уже не было. Оказавшись на северном автовокзале Дербента мы обнаружили ещё одну местную особенность - доехать на Яндекс-такси до любой точки в городе стоит в районе 50р. На компанию получается дешевле любого общественного транспорта. Заселились мы в квартиру у моря по адресу ул. Тахо-Годи, 9, +7 928 047-29-90. Хозяйка рассказала нам про все окрестные магазины, рестораны и прочие привлекающие туристов места, а также предложила купить у неё магнитики, расписные тарелки или местный алкоголь. Составив таким образом первое впечатление, мы пошли гулять по городу. Прямо за домом расстилалось море с ракушечным пляжем, пока холодное, но уже манящее. Ровно в противоположном конце города, на горе, возвышалась Дербентская крепость. Туда мы и направились.
Крепость была уже закрыта на вход, так что полюбовавшись на неё снаружи мы пошли исследовать старый город. Всё подножье горы занимают старые кварталы, местами отремонтированные, но всё ещё аутентичные. Крепостная стена проходит через весь город до самого моря, вдоль неё же проходит туристический маршрут по улице Керима Мамедбекова. В Дербенте особенно видно как местные власти стараются развивать туризм в регионе, гулять по городу одно удовольствие.
Зашли поужинать в ресторан Хаял, где по обещанию хозяйки нас ждала живая музыка и вкусная еда. Живая музыка оказалась песнями под караоке, зато еда таяла во рту. Отведав баранов и баклажанов во всех видах мы поползли домой, передвигаясь уже с некоторым трудом. В общем, знакомство с городом удалось!
День 8. Итак, море манило, но при близком знакомстве оказалось холодным и недружелюбным. У нас был план на этот случай - позавтракав мы отправились прямиком на вокзал. Дом где мы остановились находился в 5 минутах пешком от центральной станции. По привычке мы попытались было найти кассу, но не преуспели - тут билеты продают контролёры уже в электричке. Загрузившись в абсолютно пустой вагон и заплатив по 50 рублей с носа, спустя 50 минут мы вышли на станции Каягент. Нашей целью было озеро Папас. В электричках прекрасно всё, кроме того что ходят они всего 4 раза в день. Мы ехали на 9:59, те что идут раньше и позже останавливаются на одноименной станции, наша же гордо шла мимо. Таким образом, нам предстоял 10-километровый маршрут от станции Каягент до озера.
К счастью, спустя километр нас подобрал местный житель, ехавший на озеро на рыбалку, и довёз до самой турбазы. Называется она Аджи-Папас, имеет собственный сайт, лодочную станцию, гостиницу, кафе, а также мини-зоопарк с кроликами, утками и прочей живностью. (42°19′48.26″N 48°04′14.91″E) Все эти блага цивилизации мы застали в спящем состоянии, ожидающими когда же настанет туристический сезон. Местные работники поприветствовали нас и разошлись по своим делам. Посмотрев на лодки, кроликов и уток мы пошли дальше вдоль озера.
Большущее, красивое, заросшее тростниками, летом оно наполнено отдыхающими, а нас встретило тишиной и птичьими криками. Чомги, нырки, цапли сновали между камышей. Какие-то хищные птицы парили над водой. В бинокль обнаружились лебеди и пеликаны. Если вы любители живой природы и берд-вотчинга, это место придётся вам по душе. Для остальных есть аренда лодок, рыбалка (платная, рыб разводят здесь же на озере) и беседки для пикника.
Полюбовавшись на птичье разнообразие, мы двинулись к следующей цели. В Дагестане, как и в соседних регионах, есть горячие источники. И сразу три из них, если верить путеводителям, находятся прямо здесь, возле озера. Есть окультуренный платный вариант - Воронцовские бани, которые впрочем тоже были закрыты до туристического сезона. Остальные источники дикие, то есть бесплатные и сформированы исключительно усилиями местных жителей. У нас было примерное описание маршрута, но увлекшись местной живностью мы свернули не туда и бродили вокруг, пока не дошли до фермы, хозяин которой ткнул нам пальцем в точку на карте. Тут-то мы и обнаружили что мимо первого источника прошли в самом начале. Теперь, когда мы нашли его, оставалось только недоумевать как же можно было не учуять этот дивный серный аромат за километр. Источник представляет из себя ключи посреди реки Артузен, по которой оттекает вода от озера. Места выхода горячих ключей углублены и обложены мешками с песком, образуя что-то типа ванночек.
Рядом есть сооруженная местными жителями кабинка для переодевания, в общем место вполне цивилизованное и в сезон явно очень популярное. Как сказал нам фермер, летом вокруг вырастает целый палаточный городок. Но поскольку в апреле видимо считалось ещё холодно (для горячих источников?), мы плескались в гордом одиночестве. Только под конец наш покой нарушила компания пограничников, но они лишь посмотрели на нас с берега, спросили как водичка и уехали. Если вы любитель погреться в парах сероводорода, это место однозначно заслуживает рекомендации. (42°19′59.19″N 48°05′08.45″E)
Просидели мы там целый час. День потихоньку подходил к концу, но ведь мы разыскали только один источник из двух. Любопытство гнало дальше, благо путь нам показали. До второго источника мы дошли за 20 минут. Это оказалось просто фантастическое место. (42°19′56.38″N 48°05′46.2″E) Прямо на берегу моря, на пляже, в песке выкопан бассейн примерно два на три метра, глубиной около метра, до краев заполненный горячей водой, текущей из щели между камнями в углу бассейна. Эдакая природная баня - можно попеременно окунаться в море и в бассейн хоть целый день. Ну или выбирать по погоде. В общем мы впечатлились и конечно опробовали на себе.
Вокруг не было ни одной живой души, даже местные собаки уже убежали по своим делам. Тем временем пока мы купались солнце стремительно клонилось к закату. Обратно мы собирались вернуться на электричке, отправляющейся в 19:23 от Каягента. Шансы успеть пешком испарились ещё на подходе ко второму источнику. К счастью рядом с базой нам встретились уже другие рыбаки, возвращавшиеся домой. Они подбросили нас до ж/д станции и через час мы уже были в Дербенте. Весь оставшийся вечер прошёл в попытках отстирать себя и купальники от серы. В принципе получилось, но этот дивный аромат преследовал нас ещё пару дней.
День 9. На следующий день мы решили обойтись без сложных перемещений и просто погулять по Дербенту. Начали со знакомства с крепостью, которую видели лишь снаружи. Вход платный, в районе 100р с носа. Сама крепость однозначно заслуживает внимания, большая и хорошо отреставрированная. Можно обойти её по крепостной стене, посмотреть на своды древних цистерн и результаты археологических раскопок.
После крепости мы пошли по дороге вверх, туда где возвышается надпись"Дербент". Вокруг на горе высажен сосновый лес, по которому проложены деревянные мостки, стоят беседки и места для костровищ. Местные жители называют его просто Бор.
Погуляв между соснами мы поднялись выше и неожиданно возле тропы обнаружили целую поляну с дикими орхидеями! (42°02′57.02″N 48°16′18.04″E) Мы насчитали пять видов, там были и скромные цветы похожие на те что растут у нас в Ленобласти, и башмачки, и какие-то совсем невероятные, почти тропического вида. Все они не сильно возвышались над окружающей растительностью, но заметив одну потом уже не остановиться и следующие полчаса мы провели ползая в траве в поисках лучшего ракурса.
Наш пыл слегка охладил хвост здоровенной змеи, мелькнувший в кустах. Разглядеть её не удалось, но ползать по траве расхотелось и мы спустились в город. Старый город Дербента представляет из себя очень интересное зрелище. Он весь жилой, разрушенных зданий нам почти не встретилось. Желание властей придать ему аутентичный вид для привлечения туристов во многих местах вступает в противостояние с желанием горожан сделать свою жизнь более комфортной. В результате возникает своеобразный синтез современной жизни старинного города.
Вдоль крепости и крепостной стены проходят туристические маршруты указанные стрелочками, мы прошлись и по ним, и по городу, зашли в старинную Джума-мечеть и в древнюю армянскую церковь (Церковь Святого Всеспасителя), не удержавшись заглянули в сувенирную лавку с коврами, где хозяйки немедленно напоили нас чаем с местными сладостями.
Когда стемнело, центр преобразился - зажглись огни, гирлянды на деревьях, фонарики. Дербент прекрасный город, и судя по количеству ремонтных работ в скором времени планирует стать ещё прекраснее. Нагулявшись мы съели чуду в ближайшем кафе и отправились домой. На следующий день нам предстоял ранний подъем.
День 10. На последний день мы оставили самое южное путешествие. Проснувшись с рассветом и быстро перекусив, в 6 утра мы загрузились в электричку в направлении границы с Азербайджаном. Таких электричек всего три в день, поэтому время выбирать не приходилось. Стоит она 34 рубля. Пунктом нашего назначения была станция Самур, а целью - окружающий её Самурский лес. Знаменит он своими необычными представителями флоры, а именно - разнообразными лианами, что делает его уникальным для России. Формально лес, как и всё побережье, является приграничной территорией, но почитав отзывы об удачных встречах с пограничниками мы решили что паспортов будет достаточно. Выйдя на станции и пройдя через спящую ещё деревню мы пошли прямиком в чащу.
В этой части он представлял собой обычный светлый широколиственный лес, прорезаемый дорожками, речушками и огородами. Никакого особого маршрута и цели у нас не было, хотелось просто погулять и посмотреть что встретим по пути. Мы несколько раз пересекли речки по мостикам, встретили каких-то птичек, из которых опознали только зяблика, удода и зимородка. Вокруг цвели целые поляны первоцветов.
Забравшись довольно далеко, мы решили взять курс на море. Ландшафт сменился, дорога шла мимо болот с цветущими орхидеями. Над головой парили какие-то хищные птицы.
Пограничников мы не встретили, зато несколько раз наткнулись на местных егерей, разъезжающих на мопедах. Никаких документов они не просили, только уточнили кто мы и откуда. Вскоре мы услышали шум прибоя и пошли на звук. Идти пришлось ещё долго, но море манило. Выйдя на берег мы обнаружили себя в полном одиночестве на прекрасном песчаном пляже.
О присутствии людей напоминали только следы шин на песке - судя по всему от мопедов егерей, и плывущий вдалеке катер морской погранслужбы. Мы устроили пикник на пляже и начали думать как быть дальше. Изначально мы собирались вернуться к станции и на электричке в 14:49 доехать до последней достопримечательности в нашем плане - экраноплана. Но погоня за морем увела нас на 11 км от железной дороги и времени оставалось не так много. Нужно было или отправляться обратно прямо сейчас, или забыть об электричке. Так быстро уходить от моря не хотелось, поэтому посовещавшись мы выбрали второй путь. От нас до экраноплана было 14 км по прямой - немногим больше чем до поезда, правда путь тут преграждала река Самур. На пути нам то и дело встречались маленькие речки с мостиками, не отмеченными на карте, и мы решили прогуляться до реки в надежде что и там обнаружится какая-нибудь переправа. Увы, надежда оказалась тщетной. После приятной прогулки по пляжу мы упёрлись в широкое и глубокое устье реки Самур, с быстрым течением к тому же.
Глубина в середине устья была нам больше чем по пояс и с учётом течения шансов перебраться с сухими вещами было критически мало. Выше по течению на противоположном берегу были обозначены деревни с дорогами, уходящими прямо в реку, и решив что уж там-то должно быть какое-то сообщение мы пошли вдоль берега. Путь наш проходил по каким-то местами человеческим, а местами явно звериным тропам. Вокруг рос настоящий дикий лиановый лес.
Весь берег реки был истоптан следами местной живности - мы опознали выдру, кабанов и камышового(?) котика. Продираясь через заросли, мы уходили всё выше и выше по течению, но никакой переправы не намечалось. Все найденные нами дороги круто обрывались вместе с берегом - видимо Самур активно расширяет свои владения. Так мы дошли до стартовой точки своего маршрута. Через реку там перекинут железнодорожный мост, однако никаких следов автомобильного сообщения между деревнями по две стороны реки мы не нашли. Спасением оказался местный житель, ехавший на другой берег. Он посадил нас в свой автомобиль и повёз... Прямо по воде. Как оказалось, вместо моста местные жители используют автомобильно-пешеходный брод. (41°49′35.81″N 48°27′38.49″E) Настоящая автомобильная дорога тоже есть, но она проходит значительно дальше, вливаясь в трассу до границы с Азербайджаном. Чтобы не делать большой крюк, все ездят через реку напрямик. После успешной переправы наш спаситель довёз нас до оживленной дороги, откуда мы быстро уехали попутным транспортом. Две машины спустя мы оказались на пляже возле знаменитого экраноплана Лунь. Он представляет из себя весьма впечатляющую махину. О прошлой жизни на морском дне напоминают стройные ряды балянусов, покрывающие его бока.
Сейчас экраноплан находится в процессе перемещения на постамент, поэтому спереди его опутывают здоровенные цепи. Крылья обильно намазаны мазутом чтобы отпугнуть любителей полазать. Вокруг ходили рабочие, так что мы даже не стали пытаться. В будущем планируется разбить вокруг Луня большой парк, но пока что вокруг нет ничего кроме песка. Обойдя пару раз вокруг, мы остались чтобы дождаться заката. Надо сказать с ним нам в принципе не везло всю поездку - поскольку в Дагестане горы на западе, а море на востоке, чтобы увидеть закатное солнце в большинстве точек надо залезть очень высоко. Здесь же пляж находился под удачным углом и мы просидели ещё полчаса наблюдая как солнце прячется за боком экраноплана.
Вокруг нас было немало других туристов, многие впрочем начали разъезжаться не дожидаясь заката. Оказавшись в сумерках почти одни, мы решили что пора выбираться. На этот раз мы успевали дойти пешком 4 км до электрички, но стоило нам выйти на дорогу как рядом остановился директор находящейся рядом турбазы и предложил подвезти до Дербента. Уставшие после похода по джунглям, мы не смогли отказаться от такого предложения и доехали с ветерком. Насладившись последним ужином и собрав чемоданы, мы отправились отдыхать.
День 11. Решив не упускать последний шанс, мы завели будильники и встали за полчаса до рассвета. Надо же было воспользоваться жизнью у моря наконец. Наши окна выходили на запад, поэтому пришлось быстро выползли на пляж. Огненный шар как раз показался над горизонтом. Это зрелище стоило раннего подъёма.
Самолёт Махачкала-Санкт-Петербург ждал нас в три часа дня, так что электричка из Дербента в 09:59 пришлась как нельзя кстати. Билет до Махачкалы стоит 138р, время в пути 2,5 часа. Мы решили обойтись без заезда в саму Махачкалу - с учётом возможных пробок времени бы хватило только доехать и сразу вызывать такси до аэропорта. Ближайшая к аэропорту станция Манас находится всего в 12 км, таким образом у нас оставалась пара часов в запасе. Убедившись предварительно что приложение Яндекс-такси показывает машины рядом со станцией (это оказался гнусный обман), мы вышли и попытались найти одну. На призыв в приложении никто не отозвался, зато проходивший мимо работник станции, увидев наш приунывший вид, дал нам телефон местного таксиста. Дальше наш план сработал на ура - таксист довёз нас до прекрасного ракушечного пляжа и пообещав забрать через полтора часа уехал. Мы немедленно устроили пикник. Был полдень, солнышко припекало, на всём берегу кроме нас была только пара рыбаков. Нагревшись мы даже рискнули искупаться - кто по колено, а кто и целиком.
Так беззаботно мы провели оставшееся до самолёта время - куда приятнее чем трястись по пробкам. В назначенный срок наш водитель вернулся, погрузил нас с рюкзаками в машину и за 15 минут домчал до аэропорта. В самом аэропорту делать особо нечего, рейсов было мало, очередей почти никаких, так что посидеть на пляже можно было и подольше. Так и закончился наш отпуск. Долетели без проблем, багаж тоже доехал в целости. Все затраты на поездку включая билеты на самолёт составили 40т.р. с носа. При желании и наличии времени можно потратить существенно меньше. За десять дней мы получили кучу впечатлений, увидели много красивейших мест и решительно рекомендуем Дагестан всем кто готов к такому формату путешествий. Надеюсь, что что-то в моём рассказе окажется полезным ну или хотя бы вдохновит читающих на посещение этого прекрасного края.