Несмотря на то, что это был организованный тур (за исключением первого и последнего дня, проведенного во Владивостоке), я решила все равно описать его здесь, потому что мне жалко, что такие места остаются малоизвестными. Может кто-то, прочитав этот рассказ и вдохновившись фотографиями, захочет повторить маршрут или его часть самостоятельно, а я постараюсь дать побольше информации, которая может пригодиться при планировании поездки.
Название тура давать не буду, но я нашла на канале «Спорт-Марафон» лекцию «В поисках амурского тигра» как раз по большей части о тех местах, где мы побывали.
Маршрут по датам
Курсивом выделен тур, в скобках места ночевки в туре
22.09.2021 – Перелет из Перми во Владивосток
23.09.2021 – Владивосток
24.06.2021 – Парк Драконов (бухта Петрова)
25.06.2021 – Бухта и остров Петрова (бухта Петрова)
26.09.2021 – Бенёвские водопады (бухта Петрова)
27.09.2021 – Бухта Просёлочная, или Та-чин-гоуза (кордон в Лазовском заповеднике)
28.09.2021 – Мыс четырёх скал (Кавалерово)
29.09.2021 – Бухта Дубовая (Терней)
30.09.2021 – Лысая гора (Терней)
01.10.2021 – Морская прогулка вдоль полуострова Абрек и мыс Северный (Терней)
02.10.2021 – Водопад Черный шаман, или Большой Амгинский (Терней)
03.10.2021 – Бухты Удобная и Голубичная (Терней)
04.10.2021 – Весь день возвращение во Владивосток
05.10.2021 – Владивосток
06.10.2021 – Перелет из Владивостока в Пермь
Наш маршрут на карте
Транспорт
Сразу скажу, что практически ни в одно из мест тура нельзя добраться на общественном транспорте. Т.е. придется воспользоваться либо арендой автомобиля, либо заказывать трансфер/такси, либо покупать организованный тур/экскурсию. Исключение, пожалуй, составляют бухта Петрова и маршруты Сихотэ-Алинского заповедника: на общественном транспорте (самолеты, автобусы) можно добраться до ближайшего населенного пункта (село Преображение и поселок Терней, соответственно), а оттуда все равно брать, например, такси (ехать порядка 15 км).
Почти в каждое из мест можно найти короткий 1-3-дневный тур и из Владивостока, и, наверное, из других населенных пунктов.
Заповедники
Часть достопримечательных мест и маршрутов нашего путешествия находилась на территориях двух заповедников:
– Лазовского;
– Сихотэ-Алинского.
Заповедники – это природные территории с самым высоким охранным статусом, поэтому:
1) для их посещения необходимо оформить пропуск в офисе заповедника (Лазовский – в селе Лазо, Сихотэ-Алинский – в поселке Терней);
2) посещение возможно только в сопровождении сотрудника заповедника и/или в составе экскурсионной группы.
Перечень возможных маршрутов в Лазовском заповеднике здесь, в Сихотэ-Алинском заповеднике здесь.
Места ночевок и как до них добраться:
1) Владивосток
Во Владивостоке я сама бронировала жилье, нужно было в первый и последние дни.
Поскольку сбор группы был запланирован на площади Борцов Революции, то я решила выбрать отель поблизости, чтобы рано утром дойти до места встречи пешком. Захотелось потестить местные капсульные отели, да и вспомнить и сравнить ощущения от японских. Поэтому в первый день я выбрала капсульный отель «Zodiac». Внутри все выглядит космически, ощущаешь себя в фильме «Пятый элемент».
На обратном пути гостиницу выбирала тоже поближе к этой же площади, т.к. мне показалось, что это и есть центр города, вдобавок набережные близко. Выбрала отель «Кармен».
И четыре места ночевок в рамках тура:
2) Бухта Петрова
В бухте Петрова были, пожалуй, самые живописные ночевки, к тому же с погодой повезло. Стандартной опцией тура была ночевка в палатке. Две ночи из трёх я ночевала в ней. Для этого с собой в поездку нужно было взять спальник.
Дополнительно оплачиваемая опция – ночевка в глэмпинге, принадлежащем организатору нашего тура. Поскольку у меня еще не было глэмпингового опыта, то на одну ночь я выбрала его для ночевки.
Бухта Петрова довольно большая и, на мой взгляд, очень красивая, поэтому в ней, кроме «наших», располагается много других глэмпингов и домиков, а также можно забронировать место в кемпинге (поищите сами в интернете, все хорошо ищется).
Бухта Петрова граничит с Лазовским заповедником, и есть возможность пожить в домиках от заповедника. Забронировать их можно его сайте.
До бухты Петрова можно добраться из Владивостока на автомобиле или на общественном транспорте – самолетом до села Преображение, а затем на такси до бухты.
Для меня неясным остался вопрос пропуска в бухту: с одной стороны, бухта вроде как находится не в пределах, а рядом с границей Лазовского заповедника, с другой стороны, на сайте заповедника в описании домиков есть информация, что нужно оформить пропуск в заповедник. Могу уже путать события, но я не помню, чтобы мы оформляли пропуск в Лазо перед приездом в бухту, только перед поездкой на кордон (см. следующий пункт). В общем, если пропуск в бухту действительно нужен, то добираться придется сначала до села Лазо, там оформить пропуск в Лазовский заповедник и только потом ехать в бухту.
3) Кордон в Лазовском заповеднике – домик с 6-местными комнатами, спальные места – железные кровати-сетки (почти как пионерлагере в детстве), часть из них двухъярусные. Поскольку постельные принадлежности здесь не предлагались, то спальник предназначался и для этой ночевки.
Этот домик тоже можно забронировать в Лазовском заповеднике на его сайте.
До этого кордона добраться на общественном транспорте не получится, только до села Лазо для оформления пропуска. Дальше – на автомобиле.
4) Поселок Кавалерово – здесь жили в гостинице «Октябрь», прямо напротив автостанции. Но есть и другие гостиницы.
Из Владивостока до Кавалерово можно добраться на автобусе (идущем до Ольги, Дальнегорска или Тернея) или самолете (есть прямой рейс Авроры).
5) Поселок Терней – жили на базе отдыха, принадлежащей организатору тура.
Но в поселке есть еще, как минимум, гостиница «Терней» (недалеко от автостанции) и в интернете находятся базы отдыха.
Из Владивостока до Тернея можно добраться на автобусе или самолете (есть прямой рейс Авроры).
Погода
Погода, я считаю, выдалась просто отличная! Я готовилась чуть ли не к ежедневному дождю и ветру, а дождь шел всего два дня за поездку, и эти дни пришлись на последнюю ее треть. И было тепло, особенно в первой половине поездки – за +20. В бухтах Петрова, Дубовой и Удобной (в самой северной на маршруте) мы даже купались в море. Ближе к концу поездки стало прохладней, но все равно было теплее, чем я ожидала.
Приведу еще некоторые источники полезной информации
1) Сайт Владивостока – cайт обо всем во Владивостоке: от афиши до расписания транспорта
2) Открой Владивосток – туристический портал о Владивостоке и окрестностях
3) Агентство по туризму Приморского края – достопримечательности, туристские маршруты, события, перечень туристический предприятий края
4) Туристический портал Приморского края – достопримечательности, туристские маршруты, события
5) Мосты Владивостока – морские экскурсии и прогулки
6) Туристско-информационный центр Приморского края – страничка ВКонтаке (обычно странички в соцсетях бывают гораздо более «живыми», чем сайты)
7) Транспорт Владивостока – расписание общественного транспорта из/во Владивосток
8) Сайт авиакомпании Аврора
9) Примвокзал – автовокзал Владивостока
10) Федеральная транспортная система – расписание и покупка билетов на автобусы в Приморском крае (и не только автобусы, и не только в Приморском крае, кстати)
11) FarPost – объявления обо всем: от услуг трансфера до продажи морепродуктов
12) Фестиваль тайги – сайт ежегодного гастрономического фестиваля во Владивостоке
13) Приморский сафари-парк
14) Приморский океанариум
Как уж у меня заведено, сразу напишу, что поразило больше всего. Начну с природного:
1) Краски Приморской осени: красные клены и желтые горы Сихотэ-Алиня. Клены, понятное дело, мне напомнили о Японии, только в Приморье масштабы и интенсивность краснения поменьше. Горы же очень похожи на корейские ландшафты: такие невысокие мягкие волны – это неудивительно, т.к. всё же рядом.
2) Папоротники стали моей новой любовью. Они мне и в зеленом виде нравились, а уж в желтом и красном цвете папоротники не уступают здесь даже красным клёнам.
3) В Приморье произрастают удивительные для нас дубы (если я правильно запомнила, здесь растет дуб монгольский): они могут отращивать огромные листья, просто лопухи какие-то! И желуди у них тоже прикольные: круглые с огромной шляпкой. Дубов на пути встречалось много, целые дубняки. На высотах вдоль моря дуб мельчал и становился похожим на кривой кустарник.
4) Нам повезло с погодой в бухте Петрова и мы имели счастье наблюдать шикарные закаты и огромное звездное небо. Мне кажется, я впервые в жизни увидела своими глазами млечный путь на весь небосвод! Фотосвидетельств нет, т.к. я пока не умею снимать звёзды, так что верьте на слово ;)
5) Наш маршрут пролегал по местам обитания различных животных, и у нас был небольшой шанс их увидеть: медведя и кабана (видели только следы жизнедеятельности), оленя (видели и слышали), горала (не видели) и других. Вероятность увидеть амурского тигра, главного обитателя здешних краев, была практически нулевой. Зато достаточно долго удалось понаблюдать за дальневосточными нерпами – ларгами. Такие милаши!
Ну и теперь остальное:
6) Очень понравился Владивосток как город. Необычный ландшафт: все эти сопки, бухты, море кругом. Интересная архитектура в центральной части города. Отличные от европейской части России магазины и товары в них. Красивая Спортивная набережная и пляж Юбилейный. В общем, зачет. Хочу приехать еще и погулять здесь подольше, не спеша.
7) Отдельно выделю тему еды. Благодаря близости азиатских стран, во Владивостоке огромное количество любимых мной заведений японской и корейской кухни, а китайской – так вообще не счесть. Я побывала в каждом: в корейском Korea House, японском Japanese Ramen и китайской чифаньке «Добрыня и Аня». Везде было вкусно.
К этому приплюсуйте наличие разных магазинов, в т.ч. сетевых, с азиатскими продовольственными товарами с большим ассортиментом и нормальными (на тот момент) ценами (например, сеть Tiko). В отсутствие возможности уехать в эти страны, для меня как любителя азиатской еды Владик оказался просто раем.
Кроме азиатских продуктов в приморских магазинах тоже можно купить и необычные местные вкусняхи, которые можно привезти, например, на гостинец.
Возвращаясь к едальным заведениям, могу сказать, что с различными кафе-ресторанами во Владивостоке вообще все в порядке. В силу ограниченности по времени, я чисто физически не могла посетить всё, что хотела бы. В дни моего пребывания в крупных городах Приморского края и во Владивостоке, в частности, проходил Фестиваль тайги, который включал ресторанный фестиваль, таёжную ярмарку, гастроулицу и таёжную гастрошколу. На таежной ярмарке и гастроулице можно было попробовать таёжный стритфуд и прикупить местные сувениры и специалитеты.
В ресторанном же фестивале рестораны-участники предлагали гостям сеты из таежных специалитетов (косуля, оленина, папоротник, рыба, таёжные ягоды, актинидия и др.) по фиксированной цене. Я, например, зашла в ресторан Studio, и мой сет включал: 1) салат из свёклы с папоротником, кедровыми орешками и ягодами, 2) долму из косули, 3) люля из оленины с папоротником. Пишу, вспоминаю и слюнки текут. Надо уже остановиться!
8) Закончу список не самым приятным впечатлением: меня поразило отсутствие нормальных дорог. Почему-то я решила, что в Приморском крае должны быть отличные дороги, по крайней мере, между районными центрами... Ну, нам же торжественно отчитываются по телеку: саммит АТЭС провели, остров Русский отстроили, Дальневосточный федеральный университет создали, филиал Мариинки открыли, на последнем ВЭФ доложили о превышении темпов промышленного роста Дальнего Востока общероссийских темпов. Складывалось впечатление, что за Приморский край взялись основательно, и что-что, а дороги-то тут уж точно есть. Сейчас я конечно понимаю, что мои фантазии не стоило распространять за пределы Владивостока.
Дороги по маршруту были ...эээ... непростые. Асфальтовые дороги были только вблизи более-менее крупных населенных пунктов: во Владивостоке до аэропорта дороги хорошие, чем дальше – тем хуже. До наших мест мы добирались по дорогам, покрытых скальником – дробленой горной породой. Выглядят они, на первый взгляд, не страшно, примерно так:
Но первый взгляд обманчив. Фракции скальника очень неравномерные по размеру и с острыми краями. Кроме того, скальник со временем расползается, образовывает неровности на дороге. Нам несколько раз в пути встречались грейдеры, которые выравнивали скальник на дороге.
До кордона в Лазовском заповеднике и до мыса Четырёх скал часть пути мы ехали по просёлочным дорогам, иногда с крутыми подъемами и спусками, по пляжу. В паре мест переезжали небольшие речки и ручьи. Все это было конечно живописно, захватывающе и иногда экстремально (в меру), но я не уверена, что все машины так смогут. Хотя в данном случае я понимаю бездорожье: это всё-таки территория заповедника, которая не предусматривает оживленное движение.
У меня не было цели запечатлеть на фото все дороги, поэтому может показаться, что они вполне норм. Но, я считаю, они точно не норм для городского водителя европейской части России, который привык ездить по асфальтовым дорогам. Это надо учитывать, если планируете.
И еще один момент, связанный с дорогами – бензин. Заправок по дороге было очень не густо (ну, это бывает). Они были только в населенных пунктах (по крайней мере, те, что мы видели). Но, как выяснилось, на заправках может не быть бензина... Так что, наверное, лучше подзаправляться при любой появившейся возможности, а не ждать опустошения бака. Я с такой ситуацией (отсутствие бензина на заправке) никогда не сталкивалась, поэтому впечатлилась, хотя допускаю, что такое возможно и в других регионах вдали от их столиц.
Далее я опишу подробнее самостоятельные дни во Владивостоке и коротко, без подробных комментариев покажу места, которые мы посетили в рамках тура.