Теплое солнце, лазурное чистейшее море, множество бухточек для якорных стоянок, вкуснейшая кухня и почти постоянный ветер - казалось бы, Греция настоящий рай, и каждый увлеченный яхтингом человек должен стремиться туда всей душой. Но адская жара летом, забитые места для стоянок в сезон, необорудованные городские причалы с перепутанными мурингами, буйный Мельтеми и хитрожадность менеджеров местных чартерных компаний в сочетании с нетрудолюбием их техников до этой осени заставляли набираться яхтенного опыта в других более спокойных регионах. Все так и было до сего года, когда все планы накрылись сами знаете чем, и был сделан однозначный выбор - если не сейчас, то возможно уже и никогда. Изначальный выбор был пойти под закрытие сезона на чартерной лодке но в составе флотилии, чтобы иметь хоть какую-то помощь и совет друга. В итоге из-за визовых проблем и высокой стоимости авиа из планируемой флотилии в море вышла лишь одна наша лодка: Hanse 458 2022 Bellatrix.
Команда. Первое твое впечатление, понимая что идешь на лодке с незнакомым сборным экипажем почти всегда недоверие. Кто их учил? Как их учили? Какая у них степень паранои/балбесности? Самостоятельным взрослым людям не ужиться две недели на 20 кв.м. без взаимоуважения и понимания, что тебе придется урезать свои привычки и эмоции ради атмосферы комфорта и мира. К счастью, из 6 человек 4 имели лицензии шкипера, причем трое учились в одной школе, так что дистанционное знакомство свелось лишь к решению, что мы хотим релакс-яхтинг и определению правил употребления алкоголя на борту.
Чекин. Практически вся ребята прилетели в Афины заранее, так что встретившись в Лаврио-Олимпик-Марине в обед приняли решение доплатить 100 евро за ранний чекин, чтобы спокойно принять лодку и ни разу об этом не пожалели. Выявленная медленная работа якорной лебедки потребовала от техников 2-3 часа на поиск неисправности и замену мотора, да и общий инструктаж и ответы на наши вопросы были сделаны гораздо более подробно и максимально благожелательно. Закончив приемку и раскладку вещей по каютам к 17:00 на ужин и закупку продовольствия поехали в Лаврио, благо такси из Марины стоит 5 евро. Рестик Pezodromos (4.6 рейтинг в гугле за что?) оставил впечатления полностью соответствующие своему названию, закупать же все продукты для путешествия очень удобно в My Market - и выбор и цены гораздо интереснее чем в супермаркете в Марине, а на понтонах есть бесплатные тележки для доставки закупок к вашей лодке.
Стартуем. Стремно и ветрено. Поначалу, когда ты еще не знаешь лодку всегда стремно и везде кажется очень очень узко - Вот обычные мысли при первом выходе из максимально забитой лодками под конец сезона домашней марины. К счастью, в Олимпике есть pilot-assist, и отправив запрос по рации ты получаешь персональный буксир, подпихивающий лодку в нужные моменты. Выйдя на простор поднимаем и проверяем паруса. Все великолепно. 4 х каютная Hanse с классическим гротом и маленьким автоматическим стакселем идеальна для 6 человек. Запах новой лодки уже не чувствуется и есть мелкие косметические царапины, но все к чему ты прикасаешься в отличном состоянии. Мотор имеет лишь 192 мч наработки, дно лодки идеально чистое, на экране чартплоттера прямо у штурвала ты видишь по AIS все данные о больших кораблях вокруг, а сама яхта отлично бежит 7-8 узлов при 15 ветре, явно обгоняя попутчиков за счет своего большого размера и отличных новых парусов. И недостижимый до сего момента идеал - на лодке кроме двух гальюнов и одного совмещенного есть(!) отдельный (!!) душ (!!!), что меняет ощущения Гулливера, застрявшего в кукольном домике на практически недостижимое обычно на яхте блаженство. Расплата - бака в 420л. пресной воды немного не хватает на двое суток, но по сути это мелочи. Цель первого дня - якорная стоянка на Китносе. Уютная бухточка с рестораном, куда можно зайти с двух сторон песчаной косы. Встаем на якорь без проблем, с удивлением наблюдая новое «украшение» бухты - выброшенную на мелководье явно совсем недавно и лежащую на борту моторную суперяхту 007. Грусть, тоска, печаль - что-то у ребят явно пошло не так. Лодок в бухте совсем немного, грунт прекрасно держит, хотя якорь зарывается только самым носом, так что отдохнув и вдоволь накупавшись, настроив якорный аларм в два захода едем на тузике ужинать в ресторан. Впечатления кстати от него спорные - довольно долгое обслуживание и совсем недешево. Все же монополия никогда не идет на благо потребителя.
Сирос. Встав с утра пораньше и быстро позавтракав выдвигаемся на следующий остров. Обычно запрос на стоянку в марине или оборудованном городском причале делается заранее по электронной почте/форме на сайте или уже при подходе по рации, но греки используют одно из самых удобных достижений цивилизации - моб.телефон. Звонишь за день уточняя есть ли места, звонишь в день уточняя время прибытия, звонишь за полчаса уточняя чтобы встречали. Гениально! Если тебе, конечно, кто-то вообще отвечает =) Ветер почти стих, так что моторим, останавливаясь на купание в открытом море и вытаскивание небольшого тунца. На подходе готовимся к первой швартовке по-гречески на якорь и швартовы. Нас встречают и для первого раза все проходит просто превосходно. Стоянка с водой и электричеством стоит около 15 евро. Растягиваем лодку и снимаем стресс, изничтожая запасы легкого алкоголя. Главная прелесть и необычность Сироса - швартовка прямо к столикам ресторанов на оживленной набережной. При желании, сойдя с лодки можно и не уходить дальше 1 метра, а удобно устроиться прямо здесь. Но гулять полезно, недалеко от стоянки есть Laundry (Magic Wash Self Service, 4+4евро стирка + сушка) и в ресторанчиках чуть дальше обычно так же вкусно но дешевле, и мы отправляемся в ресторан To Tsipouradiko tis Mirsis. Очень вкусно и очень советуем. Возвращаясь в сытой истоме на лодку, сталкиваемся c новой для нас радостью Греции - морскими паромами. Этот вид сообщения очень развит на островах и удобен всем … кроме яхтсменов, вставших рядом с причалами где швартуются морские громадины. Скорость, маневренность и уверенность в себе капитанов этих больших судов в сочетании с отражением волн от всего что только возможно создают невообразимые наложения волн, способные выломать утку, сломать якорную лебедку, ударить твою лодку о пирс или унести незакреплённый трап. После первого такого опыта ты уже заранее смотришь расписание паромов, планируя время чтобы не пропустить сие незабываемое действие, наблюдаю как за собой, так и за поведением лодки соседей.
Миконос. Утро добрым не бывает. Вот и этот день только подтвердил правило. Наблюдаемый с воскресенья циклон, который мы ожидаем в гости уже в четверг отказывается проходить мимо лишь разрастаясь все больше и страшнее, обещая суровую непогоду не на обычные для Киклады 2-3 дня, а чуть ли не на целую неделю. И это ставит под угрозу все наши дальнейшие планы путешествия. В итоге было принято решение еще немного посмотреть, осторожно двигаясь под защиту Наксоса, где можно отстояться несколько дней и активно исследовать большой остров, пережидая непогоду. Переход был солнечным и легким, подарив нам очередного тунца. Марина Миконоса рядом с новым портом не оставила особо приятных впечатлений. Душа/туалета на берегу нет, пляж довольно далеко по дороге и через перевал, вода в море ледянющая, в мокрых шортах нас не пустили в магазин у пляжа (!), ресторанчиков рядом с мариной нет. В центр города и обратно можно скататься на пароме за 2 евро, но цены в ресторанах этого известного туристического острова довольно высокие. Восхищение вызывают громадины круизных лайнеров на подходе к порту, узкие улочки старого города и красивейший закат, которым можно полюбоваться от местной церкви или с веранд ресторанов. Может быть вам еще посчастливится увидеть гуляющего по городу здоровенного пеликана Петроса или Кота Константина. Стоянка с водой/электричеством тоже около 15 евро и оплата только с карты. Нал здесь принципиально не берут.
Парос. Впереди довольно длинный переход, так что выходим рано утром еще до завтрака и сливаемся вниз по спокойному почти зеркальному морю. Особо не верится, но шторм все ближе и ближе, и прогноз не спешит меняться к лучшему. В море нас ожидал почти традиционный тунец и гораздо гораздо более теплая нежели на Миконосе вода. Какой же кайф купаться с лодки, плавать в открытом море когда лучи солнца пробивают синеву воды и теряются в бездонной глубине. А потом растянуться на теплой палубе и загорать в свое удовольствие под уже ласковым солнышком, осознавая что сейчас вообще-то уже почти ноябрь. Правда если подует ветерок, быстро настает время накинуть флис. Видимо благодаря этому Naousa Марина Пароса была категорически пуста. Весь яхтенный понтон полностью. Была вода, но не было электричества и вместе с ним Харбор-мастера. А на наш вопрос в ближайшем ресторане ответ был, что его не видели уже месяц. То есть с начала Октября. Не сезон, однако. Небольшая деревня на острове оставила очень милое впечатление спокойствием, уютом и тишиной. Будьте бдительны, здесь совершенно отсутствует защита от господствующего в этих краях северного ветра, но прогноз на ближайшие сутки еще нам благоприятствовал.