Наверное, каждому жителю Европейской части России свойственно желание совершить поездку на Дальний Восток. При этом Камчатка, Владивосток или Сахалин кажутся такими недосягаемыми, а намерение съездить туда вызывает простой житейский вопрос: “А чё так далеко?”. Но в современный век в течение одного дня можно добраться как до Калининграда, так и до Владивостока. Барьер этот остался не столько географическим, сколько ментальным. В общем, осознав это на пятом десятке, решено было покончить с подобными сомнениями и сломать психологические барьеры. Летим во Владивосток!
Надо же, очередной номер корпоративного журнала посвящен именно Владивостоку. Судьба
«И на восход я улечу Москва-Владивосток»
Наше представление о Владивостоке было густо замешано на коктейле из песен Лагутенко, открыточных видов мостов и исторических событий, посвященных противостоянию России и Японии. В общем стройности в этих представлениях не проявлялось, как в творчестве Мумий Тролля. Предстояло все познать на собственном опыте.
Неделя, проведенная в этом городе, была переполнена событиями, и каждый день приносил новые эмоции. Городские прогулки, встречи рассветов и закатов перемешивались с путешествиями к удивительным природным точкам притяжения, гастрономическими открытиями и были дополнены участием в эксклюзивном спортивном мероприятии - Владивостокском Международном Марафоне.
Мир глазами жителя Владивостока
Город
Первым ощущением от Владивостока единогласно было признано его сходство с Севастополем. Оба расположены на сопках на морском берегу, изрезанном заливами, что обуславливает нелинейность их планировки. Они находятся на одних широтах и имеют похожие климат и растительность. И тот, и другой являются базами ВМФ, обладают богатой историей, которая ощущается во множестве мемориальных объектов, посвященных героическим событиям различных периодов.
Это портовый флотский город, в котором армейских магазинов и ювелирных лавочек больше, чем продуктовых. Сфера товаров и услуг развита на уровне прошлого десятилетия. Очень неплохо налажена работа общественного транспорта. Большое количество такси, которые за приемлемую плату доставят в нужное место. Новые набережные ещё пока предстоит наполнить жизнью. Есть и старая - “А-ля Адлер”. Архитектура исторического центра вполне могла бы сойти за район Москвы или Питера. Местный Арбат - улица Адмирала Фокина состоит из невысоких старых построек с большим количеством кафешек и кофеен. Вокруг него расположен район Миллионка - бывший китайский квартал, а сейчас туристический центр города. Прогулка с экскурсоводом по этому району дала представление о жизни города после его образования. Сохранившиеся до нашего времени постройки напоминают о нелегкой жизни населения в конце 19 – начале 20 столетия. Благодаря сохранившейся застройке, получилась очень атмосферная экскурсия. Конечно, слушая рассказы о бедных китайцах, ютившихся по 20 человек в небольших помещениях, вспоминаешь рассказы о жизни наших родителей. Например, семья моих дедушки и бабушки в составе 2 родителей, 5 детей, мамы дедушки и некоторого количества кошек проживала в однокомнатной квартирке деревянного дома в небольшом городке Вятской губернии. И было это на сто лет позже. Надо будет тоже подумать об экскурсиях на досуге. Новые постройки втиснуты в городской пейзаж Владивостока с разной степенью эклектичности. Очень улыбнули местные “Башни Петронас” - пародия на Куала-Лумпурское творение. Но на этом ирония заканчивается…
Улица Светланская
Миллионка
Маргарита Николаевна Арсеньева, жена исследователя Дальнего Востока и писателя В.К. Арсеньева, прообраз главной героини "Мастера и Маргариты" М. Булгакова
"Башни Петронас" по-владивостокски
Такси во Владивостоке, конечно, с правым рулем
Мосты
Мосты Владивостока достойны отдельной главы. Это грандиозные сооружения, потрясающие своими размерами и красотой! Они пересекают залив Золотой Рог и пролив Восточный Босфор. Каждый из них имеет своё название. Золотой назван по имени залива, а Русский - по названию острова, на который ведет. Поддерживаемые многочисленными канатами, они грациозно изгибаются, при этом Золотой - дважды, вверх и вниз. Сложно представить, как строились эти исполины. Между мостами и по обе стороны от них проложено современное шоссе, крепкой нитью связывающее весь город. Понятно, что это огромные инвестиции, благодаря которым создан надёжный скелет будущего мегаполиса. Нарастить на него “мясо” - задача ближайших лет.
Они самые
Люди
Для нас большой интерес вызвали проживающие здесь люди. Всем известно, что любой спортсмен из Республики Коми должен быть аккуратно подстрижен. Ну, а так как времени на это накануне отпуска, само собой, не нашлось, то пришлось обратиться к местным мастерам ножниц и бритвы. Не сразу получилось. Кривая дорожка путешественника завела в торговый район. В первой парикмахерской сидел-скучал паренёк азиатской внешности, с которым никак не удалось наладить человеческое общение. Если он меня более-менее понимал, то я категорически не мог разобрать его диалект из азиатских слов, в которые были встроены редкие псевдорусские даже не слова, а слоги. Сердечно поблагодарил мальчугана за его бесценное время, потраченное на меня. Честно говоря, доверять ему свою голову я бы все-равно не стал. Нашел другую парикмахерскую с оптимистичным названием, что-то типа “У Тани и Наташи”. Заглянул с надеждой на более плодотворное продолжение. Что вы думаете, там сидела и так же скучала, судя по всему, соотечественница предыдущего коллеги. Она была постарше и визуально поопытней. Русский понимала и говорила даже. Поняла слово “чут-чут” и сразу заломила цену в “двезти пьятдесят рупилей”. Риск - дело, ес-сно, благородное. Согласился на столь кабальные условия. В процессе выяснилось, что “чут-чут” и “чуть-чуть” - это две совершенно разные вещи. Осознание этого пришло, когда она едва не рубанула мне насадкой над ухом. Из моей триады о том, мол, что вы делаете, у меня же все торчать будет, потом полгода нужно будет отращивать назад до человеческого состояния, а главное по тону она поняла, что машинкой не надо и на удивление довольно аккуратно и прилично справилась с задачей. Перевел аж триста, узнал, что ее зовут Тхи Хонг Хао Н., она из Вьетнама, поделился надеждой, что когда-нибудь тоже побываю у нее на родине, пожелал успехов и воодушевленный пошел дальше.
В то же время, как ни странно, население Владивостока - это в основном русские люди. В связи с пандемией и всеми остальными событиями количество иностранных туристов минимально. Процент русских зачастую даже больше, чем во многих местах у нас. Смешение национальностей затронуло их не так сильно. Это люди, охотно и культурно разговаривающие, делящиеся своими житейскими проблемами и суждениями, патриотично настроенные. Нам очень повезло с экскурсоводами – молодыми специалистами, энтузиастами своего дела. Вообще здесь, как и у нас, остро стоит проблема оттока населения в столицы. Огромный современный Дальневосточный федеральный университет, расположенный в красивейшем месте, призван сделать Владивосток местом притяжения молодежи. Многие из выпускников уедут, но многие и останутся. Территория университета – это небольшой город, состоящий из десятков современных красивых корпусов: учебных, жилых, административных и хозяйственных. В нем есть замечательный дизайнерский ландшафтный парк с красивыми дорожками, спортивными площадками, великолепной набережной, беседками, водоемами и (Внимание!) водопадом. Для перемещения учащихся по городку ходит рейсовый автобус! Гуляя по университету, поневоле завидуешь современным студентам.
Каждому захочется поучиться в Университете с таким видом
Природа
Вау! Вот, блин! Е-моё! Опупеть! Выбирайте междометия сами. Никто никогда не говорил, что здесь ТАК КРАСИВО! Да, представляли Камчатку с гейзерами, вулканами, но Владивосток! Мало, ужасно мало нам известно о нем! Великолепные бухты, отвесные скалы, десятки островов, отдельных камней, выступающих из воды. Природа старалась вовсю. На черноморском побережье такого нет и в помине. Вода очень прозрачная (наверное из-за температуры), отличается изумрудным оттенком.
Токаревский маяк расположен на оконечности основной части города. Туда нетрудно добраться, там тишина, спокойствие, великолепный вид на Русский мост. От берега до маяка ведет длинная узкая песчаная полоска. Когда передвигаешься по ней, то создается нереальное ощущение, как-будто идешь «по воде, аки посуху».
Мыс Тобизина - южное окончание острова Русский. Это что-то с чем-то! Греция отдыхает в сторонке. Шикарные виды. Можно посидеть на краю гигантской скалы (только аккуратно), почувствовать себя Робинзоном, покормить лису, увидеть змею. Вообще, фактически это край русской земли. На его оконечности символически расположен поклонный крест. Добраться можно даже на простом рейсовом автобусе за 32 рубля. Потом пешком до конца мыса около 4 км.
Остров Путятина - это поездка на день на автобусе и катере. Классно лететь на лодке между скал, вздымающихся то слева, то справа! Но изюминищей являются лежбища тюленей Ларга и Сивучей (морских львов). Конечно, они не выйдут к вам по заказу. Заплатить им за просмотр не получится. Нам повезло на все 100%. Для нас было устроено настоящее шоу-представление. Сивучи плавали вокруг нас, залезали на скалы, прыгали с них в воду. Даже наши все видевшие проводники сказали, что такое происходит впервые. Очень круто!
Лежбище тюленей Ларга
Сивучи
Мраморный пляж (с камнями зеленого мрамора)
Гастрономия
О, да! В чём огромное различие с нашей местностью - так это в еде. “Ни дня без морепродуктов!” – такой девиз гастрономической части нашего путешествия. Каждый день мы пробовали новые виды морских обитателей. Гребешки, устрицы, крабы, трепанги, кальмары, осьминоги, креветки различных размеров и форм - все это вареное, жареное на гриле, под разными соусами предстоит отведать каждому, кто доберётся до этого края! Разобраться этим морским разнообразием и понять «кто есть кто, и как его есть» нам помогла поездка на морскую ферму на острове Русский. Добираться туда не ближний свет, но, безусловно, стоит того. Держать в руках морского огурца или дальневосточного краба для нас сухопутных – это действительно экстремальное и запоминающееся событие. А пробовать все это в свежайшем виде на морской террасе – одно удовольствие!
Дальневосточный краб
Морской огурец (он же трепанг)
Знаменитые владивостокские эклеры в старом дворике ГУМа
Марафон
Владивостокский Международный Марафон – это великолепное мероприятие, которое сыграло важную роль в решении совершить эту поездку. Две тысячи участников. Трассы проходят по двум мостам, которые закрыты для пешеходов в остальное время, и только во время забега наоборот – закрыты для автомобилей. Отдельная история называется "Как я регистрировался на марафон”. Так как до последнего момента не было понятно, буду ли участвовать в забеге, регистрация на марафон всё время откладывалась. Зарегистрироваться можно было до 23 сентября. Прилетел во Владивосток ещё 19-го, поэтому регистрацию решил пройти здесь. Не мог понять, получится ли бежать по состоянию здоровья. 21-го определился: побегу. Сунулся в и-нет записываться. Ну конечно, на 21 км уже мест нет. Предлагают 10 или 42. Так как 10 не очень-то хотелось, остаётся 42! Е-моё, ну это не реально! Решил попробовать поговорить с сотрудниками на регистрации. Прибыл в местный ГУМ, где регистрируют. Объясняю: понимаю, что мест нет и совсем нет, но я из Сыктывкара, пролетел 2.000 км до Москвы, потом 9.000 км до Владивостока, чтобы бежать 10 км – это не серьёзно! На 42 не готов никак. При мне паренёк поговорил с руководительницей, та позвонила куда-то: мол, у меня было 10 резервных мест, из них осталось одно последнее, здесь человек из Сыктывкара очень хочет бежать. Молодец, впряглась за меня! Получила-таки добро! Говорит, номер у вас будет 1110. Я не поверил, объясняю: я из Республики Коми, 11 регион, а вы мне такой номер даёте! Придётся побеждать!
В день забега в 6 утра собрались на центральной площади города и отбыли на автобусах к месту старта. По дороге старался запомнить рельеф, ведь обратно этот путь предстояло преодолеть на своих двоих. Ландшафт оказался ещё тот! Было ощущение, что постоянно придётся бежать в гору, хотя и понимал, что это не так. Точки старта и финиша имели сходные высоты. Рассвет встречали на острове Русский. Фотографировались на восходящем солнце. Пару часов до старта основательно померзли. Особенно, когда все вещи сдали в передвижной гардероб. Все-таки очень серьезный перепад температур ночью и днем. Не зря здесь говорят: «Широта крымская, а долгота колымская». Согревались разминкой, плюс подогревал предстартовый адреналин. Все на положительных эмоциях: селфились, шутили, подбадривали и подтроливали, просто улыбались друг-другу.
Наконец старт! Дальше темп, длина шага, дыхание, наушники, траектория, место в пелотоне – в общем, спортивная работа. Но, черт побери, как приятно бежать в таких декорациях! Как классно осознавать, что ты на другой стороне шарика, что и здесь собрались такие же энтузиасты, что всем им не лень было добираться из разных уголков страны, не жаль потраченных средств. К каждому из них пропитываешься настоящим уважением!
И вот оно – кульминация мероприятия! На восьмом километре РУССКИЙ МОСТ! Момент жизни, стоящий многого. Ощущение приобщения к истории созидания, которая происходит на твоих глазах. Это одно из тех мгновений, когда пытаешься охватить разом все вокруг, запомнить каждую деталь: и неописуемую красоту пролива с островами, и ощущение великой победы человека над стихией, и торжество преодоления своих личных границ. Неописуемо!
Трасса действительно была очень сложной. Она изобиловала подъёмами и спусками, общий набор высоты составил 318 метров! При этом дул сильный встречный ветер, так, что на подъёмах казалось, будто ты просто втыкаешься в стену. Это буквально останавливало спортсменов. Не одному человеку приходилось переходить на шаг. “Коллега” из Хабаровского края по окончании сказал, что при сходном уровне подготовки пробежал на 15 минут медленнее, чем в прошлом году.
Но дистанция покорена. Финиш под флагом России с надписью родного города был замечен не только комментатором и зрителями на трассе, но и засветился в интернет-публикациях. Ощущение очередного свершения греет душу. Как бы это ни называли, но очень много в нашей жизни играет тяга к достижению нового. Именно она не даёт угаснуть, закиснуть и превратиться в овощ. Во многом благодаря ей совершаются открытия, появляются новые технологии, раздвигаются рамки познания, совершенствуется человек.
Поесть тоже зверски хотелось, поэтому плов и горячий чай от организаторов оказались как нельзя к месту. Здесь уместно отметить грандиозную работу по организации события такого масштаба. Не понаслышке знаю, как сложно провести подобное мероприятие. Огромное количество обслуживающего персонала, охрана, медицина, электронные средства отсечки времени, фотографы. А чего стоит на несколько часов перекрыть Русский мост – единственную транспортную артерию, соединяющую значительную часть города с центром?! Каждый участник получил по внушительному набору подарков, а победители и призеры – неплохую денежную прибавку к стипендии. Восхищаюсь!
Обратно
Совершая долгий перелет, понимаешь, как огромна наша Родина. И еще факт – не Япония, а Россия является страной восходящего солнца. Во Владивостоке время опережает японское на час, а в Петропавловске и вовсе на три! Крайняя восточная точка Японии расположена всего-то на 153 градусе восточной долготы, тогда как 180 меридиан проходит по России.
По какой-то случайности глюк телефона обнулил все мои контакты в момент прибытия на этот дальний рубеж. И вот, сидя на краю русской земли, ощущая стихию великого океана, я осознавал себя действительно оторванным от бремени повседневной рутины. Здесь не было привычных вещей и людей, я не знал, как кому-то позвонить, но при этом не было и сожаления о «той» жизни. Понимая, что это иллюзия, что скоро приеду домой, что база телефона будет восстановлена, в то же время я по-настоящему ощутил, как все-таки мало значит мир материальный и как много – духовный. Что останется с тобой, если все привычное по какой-то причине пропадет, станет недоступным? Только те качества, тот опыт и духовный мир, который внутри тебя. Это и есть настоящее богатство, которое стоит сохранять и преумножать. Может, за это ли мы и любим путешествия? Они помогают взглянуть на нашу жизнь со стороны, понять, что нам дорого, а что – лишь бремя, которое мы по каким-то причинам тянем на себе.
Поездка во Владивосток явно не совпала с нашими ожиданиями, она кратно превзошла их! Это изумительно красивый край с эксклюзивными природными и созданными человеком объектами. Не зря город так назван. Это сердце Дальнего Востока и его душа. Это место всегда будет притягивать взоры и мысли. Люди будут продолжать стремиться побывать здесь: кто хотя бы раз в жизни, а кто и навсегда. Очень хотелось бы, чтобы этот край только развивался, хорошел и сохранял свою неповторимую природу.
Медитация с другом на "краю земли русской"
Владивосток. 18-26 сентября 2022 года.