В конце сентября 2020 года стояла тёплая, летняя погода. Вся эта благодать вот-вот должна была закончиться холодом и дождями, поэтому мы с моим мужем Димой решили уехать на выходные из Москвы и закрыть сезон летних путешествий.
Тем летом мы побывали в Дубне и Кашине, в Старице и Яропольце, в Туле и Ясной Поляне. Теперь решили съездить в Рязань и прокатиться вокруг неё.
Вот краткий обзор нашей поездки:
25 сентября
Москва – Рязань (гостиница “Старый город”), прогулка по городу
26 сентября
Рязань – Городище Старая Рязань – Усадьба Фон Дервизов (архитектор Фёдор Шехтель) – Старожиловский конный завод (архитектор Фёдор Шехтель) – Рязань (вечером прогулка по Оке на теплоходике, ночь в гостинице “Старый город”)
27 сентября
Рязань – Константиново (родина Есенина) – Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово – музей-усадьба Достоевского “Даровое” (под Звенигородом) – вечер и ночь в Коломне (номер в отеле забронировать не смогли, так как всё было занято!!! Снимали апартаменты.)
28 сентября
Коломна – Москва
Забегая вперёд скажу, что путешествие наше удалось. Не было ни одного пункта, который хотелось бы вычеркнуть из нашего маршрута. Наоборот, уже находясь в Рязани, мы узнали о месте интересном для посещения, но заехать туда не получилось. Всё сразу не успеть!
Приближаются яркие весенние дни, и я надеюсь, этот рассказ поможет вам спланировать путешествие.
Итак, поехали!
25 сентября
Мы выехали в пятницу после обеда, когда поняли, что на работе не возникнет срочных дел. Ехали до Рязани больше 4 часов, и остановились возле гостиницы “Старый город” около 18.00. (Точка В на карте). Отель нам очень понравился. Яркие разноцветные корпуса, кафе и рестораны на первом этаже, сквер, ведущий от отеля к кремлёвскому валу. (Фотографию нашла в интернете).

Всё новое и современное. Мы бросили вещи, выпили эспрессо с тортиком в кафе отеля и поспешили к Кремлю. (Точка С на карте).
Мне очень нравятся наши города теплыми вечерами в выходные дни. Все уезжают на дачи, улочки пустеют, и бродить по ним огромное удовольствие.

Мы шли по зелёным, безлюдным переулкам и уже через 15 минут оказались у входа в кремль.

Красавицу Сборную колокольню строили 50 лет стараниями четырёх архитекторов, и торжественно освятили в 1840 году. Прошли мимо неё к Успенскому собору, не спеша обошли постройки кремля,


и вышли на высокий берег реки Трубеж.
Обычно городская крепость находится в центре города, а в Рязани с Трубежной набережной видны только речка, парк и луга. Никаких высоток! Лишь район с частными деревянными домиками прячется в деревьях. Это нас очень удивило и порадовало. Уютно!

Только перед поездкой я знала, что Старая Рязань, столица Великого Рязанского княжества, находилась в 60 км отсюда, на берегу реки Оки. С XII века был это богатейший город-крепость. Был, до прихода войск Батыя. Рязань сожгли, жителей перебили. Оставшиеся в живых бежали в крепость Переяславль-Рязанский, окружённую лесами. На старое место рязанцы так и не вернулись. Екатерина II своим указом повелела называть Переяславль-Рязанский просто Рязанью.
Городище Старую Рязань мы посетим завтра. Завтра же решили прокатиться на кораблике по Оке. Касса билетов на речную прогулку находится на пристани.
А сейчас пора было подумать об ужине. В поисках вкусной еды отправились на пешеходную Почтовую улицу. Здесь движуха, молодёжь песни под гитару поёт, веранды кафе переполнены. Мы придирчиво искали что-нибудь необычное и уютное. И нашли-таки! Кафе “Хорошие руки. Мясо.” (Красный маркер, ул. Почтовая 59). На фасаде висели стилизованные портреты великих уроженцев рязанской земли: Павлова, Циолковского, Есенина. Забавно! (Фотографию нашла в интернете).

Мы зашли внутрь, зал полон, но нам предложили сесть на высокие стулья у стойки. Отлично! Нас тут накормили очень вкусно. Рассказали, что есть ещё один их ресторан “Хорошие руки. Рыба”. Мы решили, что поужинаем там завтра. Взяли на память наклейки с портретами рязанских гениев и вышли на улицу.
А теперь внимание! Когда собирала информацию для этого рассказа, с ужасом узнала, что портреты Павлова, Циолковского, Есенина с фасада повелели снять всемогущие чиновники Рязани. И плевать им было на то, что портреты эти полюбились туристам и горожанам, и что к ним специально приходили фотографироваться. Не положено! Сорвать! Растоптать! Честное слово… Слов нет(( Нашла два портрета в интернете, очень уж они понравились.

По поводу ресторана… Он вроде бы находится на том же месте, но его основатель открыл новое кафе в ТЦ “Малина” (тут же в центре, жёлтый маркер). Называется “Хорошие руки. Все вместе”, тут и рыба, и мясо. Так что читайте Tripadvisor, решайте куда пойти.
А мы уже по ночному городу отправились в отель спать.

26 сентября
Позавтракали в отеле, заправили термос, собрали бутербродов для пикника и отправились в путь. Примерно через час мы стояли на городище Старая Рязань. (Точка В на карте).

Место открытое всем ветрам высоко над Окой, вид до горизонта. В 1237 году находившийся здесь богатый, красивый город исчез с лица земли. Стоя на краю городища, легко представить ужас, с которым рязанцы видели наступающие орды Батыя.

Рязанский князь Юрий Игоревич надеялся получить помощь от соседних княжеств. Он отправил туда гонцов. А к Батыю, желая потянуть время, поехало посольство во главе с его сыном Фёдором Юрьевичем. Помощь Рязанский князь получил только от соседних Муромских князей. Сына Фёдора убили, когда тот отказался привести к Батыю свою жену. Юрий Игоревич повёл дружину к реке Воронеж, где и произошло сражение с армией Батыя. Дружину разбили, её остатки укрылись в городе и пять дней держали оборону за крепостными стенами. Через пять дней города и его жителей не стало.
Место пронзительное.

Мы обошли городище и двинулись к селу Исады. Это совсем рядом, 15 минут езды.
По дороге остановились возле этой старушки и купили кабачков. Кучка кабачков с тыквой 100 рублей! У нас было только 200. У бабули не было сдачи, не наторговала пока. Она предложила взять ещё кучку кабачков. Да куда нам столько! Обещали на обратной дороге забрать сдачу))

И тут бабуля, рассматривая двухсот рублёвую бумажку, насторожилась. Она таких купюр не видела. Спросила, не обманываем ли мы её. Мы заверили, что не обманываем, что всё в порядке!
В селе Исады полюбовались Воскресенской церковью XII века. Красавица стоит прямо над Окой. (Точка С на карте).

С древней историей Руси на сегодня покончено. Теперь мы хотели увидеть усадьбы, построенные архитектором Фёдором Шехтелем для железнодорожных магнатов фон Дервизов. Интересно, что Шехтель получил заказ на эти здания, не имея диплома архитектора. Он работал в московских архитектурных мастерских и там набирался опыта. По его проектам строили павильоны в парках, открытые эстрады. Так что заказ фон Девизов был первым крупным проектом. Вот какой сказочный замок появился в селе Кирицы Рязанской губернии в 1889 году. (Точка D на карте).

Увидев такое великолепие, заказ Фёдору Шехтелю сделали сами Морозовы! Вот особняк Зинаиды Морозовой в Москве. (Фотографию нашла в интернете).

Во время строительства этого особняка Шехтель наконец получил диплом архитектора. По его проекту в Москве построили Ярославский вокзал, особняк Рябушинского, здание МХТ. Как-то по дороге в Ярославль мы специально заехали в село Великое, чтобы увидеть дом купца Локалова, построенный по проекту молодого не архитектора Фёдора Шехтеля.

Сейчас в имении фон Дервизов находится детский туберкулёзный санаторий, поэтому вход на территорию закрыт. Мы попили чая, любуясь замком, и двинулись к следующему шедевру Шехтеля – Старожиловскому конному заводу. Припарковались у ворот готического замка с не готической вывеской. (Точка Е на карте).

Неподалёку мирно дрыхли две большие собаки и, как ни странно, три кота. Как только мы открыли двери машины, к нам, подняв хвосты, двинулись коты. Собаки даже не шелохнулись. Отдали этим серьёзным ребятам остатки сыра с наших бутербродов. Жалею, что не сфотографировали эту банду))
Мы прошли к загонам с лошадьми. Все вороной масти, красавцы.

Кормить лошадей строго запрещается, но они тянулись к нам в надежде что-то получить. При этом сердились, кусали ограду и друг друга. И тут я впервые в жизни увидела жеребят! Они бегали в отдельном загоне, резвились, ржали. Даже стихи Есенина вспомнились:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Но Есенин у нас по плану будет завтра. А сейчас, мы обошли вокруг замка,

и, крайне довольные увиденным, поехали обратно в Рязань.
Выпив эспрессо и съев пирожок в отеле, мы направились в кремль.

В парке музыканты играли рок.

Сегодня прогулялись по высокой галерее Успенского собора.


Спустились к речке Трубеж и купили билеты на речную прогулку.

Речка совсем узкая, как же сюда кораблик подойдёт? Но подошёл вовсе не кораблик, а маршрутка. Оказывается до пристани нужно ещё доехать. Набилось в микроавтобус полно народа, в том числе девушка с корги и женщина с младенцем и коляской. Младенец рыдал на всю маршрутку, корги билась и вертелась на руках хозяйки, успевая лизнуть всех вокруг. В общем, речная прогулка начиналась, как поездка на общественном транспорте в час пик. Тут важно примирить свои романтические представления с реальностью. Об этом позаботился Дима. Фляжечка в такие моменты незаменима. Минут 15 мы неслись по окраинам Рязани мимо каких-то заводов и гаражей. На пристани оказались уже в сумерках. Вот и наш кораблик! Быстро поднялись на борт и отчалили. И тут капитан врубил на всю катушку музыку и цветомузыку. Ёлки-палки! Мы то хотели в тишине насладиться природой. Давно не слушали хитов из 90-х)) Сделав ещё по глотку из фляжечки, мы перебрались на нос. Кораблик, мигая огнями, стремительно шёл по реке Трубеж к Оке. Природа здесь не блещет красотой, берега невысокие, не увидели мы луковок церквей или монастырей. Однако тёплый вечер и свежий речной воздух порадовали. Кораблик дошёл до моста через Оку и развернулся.

Тем временем стало совсем темно. На берегу компании жгли костры. Мы прошли на корму. Там от всей души отплясывали пассажиры, включая женщину с ребёнком. Ребёнок, правда, уже спал в коляске. Мы причалили и перешли в автобус, который доставил нас к Кремлёвскому парку.
Пора было поужинать. Поспешили в кафе, рекомендованное вчера – “Хорошие руки. Рыба”. (Зелёный маркер, ул. Семинарской 1). Накормили нас вкусно. Пока ужинали, разговаривали о Циолковском, портрет которого красовался на чехлах наших телефонов. (Мы взяли наклейки вчера в кафе. Помните?) То, что гениальный мечтатель жил и преподавал в Боровске и Калуге мы слышали, а вот что родился он под Рязанью в селе Ижевское, мы не знали. Нашли на карте это Ижевское. Место в 45 минутах от Старой Рязани. Мы могли бы заехать туда, если бы знали… (Точка F на карте).
Но тогда, не успели бы на прогулку по реке. А эта опция обязательна в каждом городе! Прочитали, что в Ижевском есть маленький музей Циолковского, открытый в 1967 году. Интересно было бы там побывать. Может быть вы захотите внести в свой маршрут это место? (Фотографию взяла в интернете).

Прогулялись по ночной Рязани до отеля. Город очень уютный, обязательно вернёмся сюда ещё раз. Так получилось, что видели мы только часть города от отеля до кремля.
27 сентября
Завтрак, термос, бутерброды в дорогу, и мы уже едем в Константиново, главное село рязанской земли. (Точка В на карте).
Сергей Есенин родился здесь в крестьянской семье, учился, написал свои первые стихи. Уже пожив в Москве и Петербурге, он целенаправленно поддерживал образ крестьянского поэта, деревенского парня. Владимир Маяковский очень смешно описал их знакомство в 1915 году.
“В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским…Как человек, уже в свое время относивший и отставивший жёлтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
— Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло.
Что-то вроде:
— Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной…
Уходя, я сказал ему на всякий случай:
— Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!
Есенин возражал с убежденной горячностью. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врождённой неделикатностью заорал:
— Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!
Есенин озлился и пошёл задираться.”
А мы припарковались довольно далеко от входа в музей-заповедник и пошли покупать билеты. Сколько же народа приехало! Ещё бы, тёплый воскресный день. Всюду очереди, кафе переполнены. Любят у нас Есенина! Я помню, какое сильное впечатление произвёл на меня “Монолог Хлопуши” в исполнении Владимира Высоцкого. После есенинской лирики, эти захлёбывающиеся рифмы и крик Высоцкого проняли до мурашек. Помните?
Но озлобленное сердце никогда не заблудится
Эту голову с шеи сшибить нелегко.
Оренбургская заря красношерстной верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко.
И холодное корявое вымя сквозь тьму
Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.

Хотелось быстрее выйти из толпы, и мы направились на высокий берег Оки. Красота невероятная!

Вот уж что не изменилось здесь со времён Есенина. Мы спустились к реке и долго гуляли по тропинкам через косогоры, потом устроили пикник с чаем и бутербродами.

Нехотя поднялись к Казанской церкви, прошли к дому Есенина.

Туда вела длинная очередь. Мы решили не стоять, купили мороженое и поехали дальше. (Фотографию взяла в интервенте).

Уже через 15 минут были возле Иоанна-Богословского монастыря в Пощупово. (Точка С на карте). Посмотрели его и решили дойти до источника. (Фиолетовый маркер). И правильно сделали! По дороге открываются замечательные виды на монастырь.

У источника стояла очередь. Ладно, поднялись на холм, заросший дубами.

Место очень живописное.

Допили чай, полюбовались видами.

Если с места, где я сижу, посмотреть назад за Оку и речку Старицу, то можно увидеть купала Солотчинского монастыря. (Красный маркер). Такие вот просторы!
Мы вернулись к машине. Едем в имение Достоевских Даровое. (Точка D на карте). Имение находится совсем рядом с Зарайском. В этом чудесном городке мы были раньше. Несколько лет назад ездили на выходные в Коломну и Зарайск. Тогда мы не знали о существовании Дарового.
В этот раз мы проехали мимо зарайского кремля не останавливаясь.

Уже через 20 минут были возле усадьбы.

Это небольшое имение отец Достоевского приобрёл, чтобы вывозить свою семью из Москвы на отдых летом. Фёдор Михайлович с теплотой вспоминал месяцы, проведённые в Даровом.
Мы прошли мимо усадебного флигеля в сохранившийся липовый парк. Сюда братья Достоевские убегали подальше от надзора родителей, строили шалаш, играли в дикарей и брали в плен деревенских ребятишек. Идиллия продолжалась до смерти матери. Тогда старшие братья уехали учиться в Санкт-Петербург, а отец оставил место врача в московской Мариинской больнице и переселился в Даровое. Там он запил. Крестьяне ненавидели злобного барина, неспособного трезво вести хозяйство, да к тому же склонного к разврату. Во времена крепостного права помещик легко мог вымещать на крестьянах свою тоску и бешеный нрав. Так что довёл Михаил Андреевич Достоевский своих мужиков до греха… Его нашли на краю поля убитым. Вот как описывает случившееся младший брат Достоевского Андрей, живший в момент убийства в Даровом вместе с отцом: “Пристрастие его [Михаила Андреевича Достоевского] спиртным напиткам, видимо, усиливалось, и он почти постоянно бывал в ненормальном положении. [8 июня 1839 года] в деревне Черемошне, на поле, под опушкой леса работала артель мужиков в десяток или полтора десятка человек. Выведенный из себя какими-то неуспешными действиями крестьян, а может быть только казавшимися ему таковыми, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед затем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: "Ребята, карачун ему", и с этими возгласами все крестьяне, в числе 15 человек, накинулись на отца и в одно мгновение, конечно, покончили с ним".
Два дня тело пролежало на поле. Приехали судебные власти. “Но следователи ничего не обнаружили, вероятно подкупленные родственниками убитого, тщательно скрывавшими его позорную кончину.“
Вот такая мрачная история произошла в тихом зарайском уголке. А мы погуляли по яблоневому саду, набрали яблок и поехали в Коломну.

Решили переночевать поближе к Москве, чтобы в понедельник утром быстрее вернуться.
В прошлый наш приезд сюда мы жили в гостинице “Арбат”, прямо на воде. (Зелёный маркер). Место замечательное. Мы ходили пешком и в центр, и в Бобренев монастырь через речку.

Хотели и в этот раз тут поселиться, но мест уже не было. В других симпатичных отелях тоже все номера были разобраны. Так что мы взяли апартаменты недалеко от центра. Заселились, бросили вещи и поспешили в “Калачную” за коломенским калачом. (Точка Е на карте).
Взяли по калачу с кофе и тут же принялись есть. Очень уж проголодались! Через стеклянные двери мы видели, как перед зрителями, сидящими за столами, разыгрывали представление, венцом которого было выпекание калачей. Особенно интересно следить за детьми. Они целиком поглощены игрой актёров. Вот благодарная публика! Даже рты открыли от усердного внимания)) Пока доедали свои калачи, принесли свежую порцию горячих. Ну что ж, ещё по одному! Как-то легко они проскакивают на голодный желудок))
Подкрепившись, пошли гулять в Кремль.

Там и встретили закат. Я уже писала, что Коломна и Зарайск заслуживают отдельного путешествия и отдельного рассказа. Так что, если вы там не были, обязательно поезжайте! И в Даровое не забудьте заехать))
Уже в темноте по дороге к дому поужинали в каком-то кафе, купили на завтрак всякой всячины и легли спать.
28 сентября
Домчались до Москвы без приключений. Вечером жарили оладьи из кабачков, с благодарностью вспоминая бабушку у дороги. Тех яблок из Дарового, что не съели, возвращаясь в Москву, как раз хватило на шарлотку. А наклейка из кафе с Циолковским до сих пор украшает Димин компьютер.

Желаю вам ярких впечатлений от путешествий и мира!
В этом отчёте большинство фотографий принадлежат моему мужу Диме. Некоторые снимки брала из интернета.