Итак, покинув утром вполне комфортное жилье во Флоренции, дойдя пешком до вокзала, я стал ждать ... трамвай, который докатил бы меня в аэропорт Фло. Да, не удивляйтесь, ж/д вокзал Санта Мария Новелла соединен с аэропортом Перетола трамвайной веткой. И стоит (стоил) проезд на сей ветке всего 1,5 евро (сейчас пишу и не понимаю, разве такое было возможно).
В аэропорту у "маджористов" у меня был заказан Фиат 500Х, который я и раньше успешно юзал по дорогам Италии. Опять же поражаюсь "копеечной" цене; все удовольствие на неделю мне стоило меньше 90 евро.)
Ночевки в этой части довольно компактной поездки: одна промежуточная в отеле в Казоле д'Эльса, три ночи в агритуризмо на знаменитой SР88 возле городка Монтикьелло, практически в центре Валь д'Орчи, и заключительные два дня в уже знакомом мне по прошлым поездкам агритуризмо Иль Колле на севере Кьянти.
Маршрут был составлен так, что, покинув культурную столицу Италии и получив авто в аэропорту, мой путь ... снова лежал в культурную столицу Италии. Правда, не в ее центр со зловещими для пришлых автомобилистов ZTL, а район Кастелло, где на одном из холмов приютилась весьма симпатичная вилла Медичи ла Петрайя.
Villa Medicea La Petraia
С наступлением эпохи Возрождения у знатных семейств "голубых кровей" стала меняться сама концепция назначения загородных владений. Если в раннем Средневековье замки служили, прежде всего, как места для защиты и укрытия в тревожные времена, а окружающие их земли использовались исключительно в аграрных целях, то начиная с XVв., загородная недвижимость постепенно начинает превращаться в место, где архитектурная конструкция идеально гармонирует с окружающим пейзажем, а тщательно спроектированные парки и сады становятся ее естественным продолжением.
Виллы “крестных отцов Ренессанса” династии Медичи — неотъемлемая часть истории одной из самых знаменитых титулованных семей Европы. На их родине, в Тоскане, этих вилл насчитывается 12.
Вилла Медичи ла Петрайя (или кратко, вилла Петрайя) - одна из них. Досталась она знаменитому семейству в 1544г., когда Козимо I приобрел здание и прилегающие территории у семейства Салутати (до этого имуществом владели семейства Брунеллески и Строцци).
Особенно виллу полюбил сын Козимо I, Фердинандо — будущий герцог тосканский. Фердинандо получил её в наследство от отца, и с 1588г. и в последующие десятилетия велись обширные земляные работы, которые превратили "каменистую" природу этого места (отсюда и название "Петрайя", что означает"«полный камней") во впечатляющую последовательность террас садово-паркового ансамбля, над которыми возвышалось массивное главное здание.


Создание виллы приписывают итальянскому архитектору Бернардо Буонталенти, хотя единственной документально подтвержденной достоверностью являются работы Рафаэля Паньи.
С самой верхней террассы Piano della Figurina, которую украшает фонтан с изящной бронзовой скульптурой Венеры, открывается великолепный вид на лежащую всего лишь в нескольких километрах от Петрайи Флоренцию (это в хорошую и ясную погоду; мне достался довольно пасмурный денек):


Вилла являлась частной резиденцией семейства Медичи. Ныне от первоначального укрепленного строения осталась центральная башня, которая была преобразована в бельведер и вокруг которой была расширена вилла.

Вестибюль виллы ведет в центральный крытый крышей внутренний двор. Крыша, состоящая из железа и стекла, а также большая люстра из аметистового хрусталя и пол датируются 1872 годом, когда внутренний двор был преобразован в нарядный банкетный зал.

Стены двора по периметру покрыты фресковыми росписями. На двух главных стенах изображены сцены деяния Готфрида Бульонского при взятии Иерусалима, написанные Козимо Дадди и датирующиеся примерно 1590г. С другой стороны, под боковыми аркадами находится цикл фресок, являющийся шедевром итальянского художника Вольтеррано, написанным между 1637 и 1646г.г.


Со стен на нас смотрят Козимо I и его сын Фердинанд, Папы Медичи Лев X и Климент VII, королевы Франции Екатерина и Мария Медичи, и сам художник Вольтеррано, оставивший здесь свой автопортрет.









Герб Медичи - непременный атрибут любого строения, принадлежавшее великому семейству.
Хочу немного остановиться на его деталях.
Герб семейства Медичи представляет собою пять красных и один синий шар на желтом фоне. Самый крупный по размерам, синий шар, расположенный над остальными, вмещает в себя три лилии, являющиеся геральдическими символами французских королей. Появился он на гербе семейства, благодаря благосклонности монарха Людовика XI, который пожаловал им герб с королевской символикой.




Что касается того, откуда взялись остальные шары на гербе, существует несколько версий, и окончательно определиться не могут ни историки, ни геральдики со всего мира.
- Версия "героическая":
Согласно рукописи Козимо Барончелли XV-XVI столетий, Аверардо де Медичи, сражаясь в бою под знаменами Карла Великого, и будучи командующим его армии, сошелся в рукопашной схватке с воином-гигантом Муджелло. Гигант наносил по щиту Аверардо удары ужасной палицей, с прикрепленными к ней железными шарами. Медичи победил в бою, а щит со следами ударов стал символом семьи. Кстати, название первых земельных угодий, которые получили Медичи, носит название Муджелло.


- Версия "фармацевтическая":
Некоторые считают, что выпуклые шары на гербе – это не что иное, как обычные пилюли, продажа которых была источником достатка первых Медичи.



- Версия "денежная":
Начав свою деятельность в фармацевтике, статус и могущество семья Медичи приобрела, занимаясь ростовщичеством. Сегодня их бы назвали банкирами. Поэтому некоторые считают, что геральдическим символом этой фамилии являются византийские монеты – безанты, олицетворяющие финансовую мощь. Как бы там ни было, но клич "Шары! Шары!" на протяжении веков звучал во Франции везде, где происходили вендетты и кровопролитные стычки за власть.


Интерьеры виллы Петрайя разделены на множество залов и комнат, каждый(ая) из которых носит свое название. Так, в большой столовой, называемой Гобеленовой, или Красной комнатой, размещены несколько фламандских гобеленов XVIIв.





Музыкальная комната, получившая название от большой фортепианной фисгармонии, построенной в Неаполе в 1868г.. Стены комнаты покрыты французским бархатом, а особую ценность представляют французские часы из позолоченной бронзы, датированные 1770г.



Две комнаты, посвященные скульптурам (среди которых бронзовая скульптура Бартоломео Амманати "Геркулес и Антей"), удаленным по соображениям сохранности из парка виллы и из сада близлежащей виллы Кастелло:






Голубая комната, отделанная синим шелком и обставленная мебелью в стиле рококо:

Спальня, где почивала Роза Верчеллана (была сначала любовницей, а затем женой короля Италии Витторио Эмануэле II Савойского), с балдахином первой половины девятнадцатого века и другой мебелью той же эпохи. На стенах гобелен из голубого шелка французского производства 1865г.


Желтая гостиная, которая была королевской комнатой с мебелью начала XIXв. и предметами XVIIIв.:


Красная гостиная, в которой размещены несколько портретов художников Джусто Сустерманса, Анри и Шарля Бобрунов:





Из других помещений примечательны Старая и Новая часовни, Королевская студия, комната "Империя", комната "Флоренция", зеленая гостиная, восточная лоджия ...
















Из всех вилл Медичи Ла Петрайя, пожалуй, лучше всего сохранила роскошь своих интерьеров.




