Маршрут: Венеция - Флоренция - Сиена - Пиза - Вернацца/Монелья - Милан - Сирмионе - Верона - Венеция.
1. Подготовка документов
Национальное водительское удостоверение, а также международное водительское удостоверение (МВУ) - больше не нужно ничего.
МВУ можно сделать в ГИБДД, а можно через МФЦ - я выбрал второй вариант. Здесь вам потребуется заполнить заявление, оплатить пошлину (1600 рублей, оплатить можно на месте в терминале), принести одну фотографию 35х45, а также российские права и паспорт. В Москве делают быстро - у меня заняло это 5 рабочих дней.
Очень много вопросов у людей вызывает сама необходимость оформления МВУ для поездки по Италии (участницы Конвенции о дорожном движении). Я скажу так - сделайте: возни немного, стоит недорого, а понадобиться может. Некоторые прокатные конторы не дадут машину без МВУ; теоретически, вас могут остановить дорожные полицейские - стоит ли вашего времени необходимость бодаться с ними по поводу обязанности иметь МВУ? Действует оно 3 года - вдруг еще поедет куда-то, где Конвенция не действует?
2. ПДД
Итальянские ПДД в основных своих аспектах от российских не отличаются. Вас может сконфузить разметка парковочных мест - синим выделяются зоны платной парковки, белым - бесплатной. На трассах ограничения в 110 и 130 (для платных автострад) км/ч - если идет сильный дождь или есть туман, то ориентируемся на знаки и сбавляем скорость. Пешеходов на нерегулируемых переходах пропускаем. Пристегиваем всех-всех в машине.
На трассах бывают указания, что за использование телефона за рулем снимаются баллы. Это для граждан - у вас баллов быть не может. Но я бы не игнорировал это требование.
Любимое российское правило "лимит скорости + 20" не действует (формально, во всяком случае).
Чуть больше почитать можно здесь, например - internationaldriversassociation.com/ru/italy-driving-guide/#----
Меня за неделю ни разу не остановили, да и местных инспекторов я почти и не видел на дорогах. Камер, напротив, на дорогах - хоть отбавляй. Про это поговорим чуть ниже.
3. Выбор прокатной конторы
Машина бралась во вторник днем, возврат в воскресенье вечером.
Рекомендую не париться и сразу идти на Rentalcars по ссылке с форума. Хороший агрегатор, где можно еще и с ходу сделать себе расширенную страховку. Я смотрел цены непосредственно на сайтах прокатчиков, а также в других агрегаторах - условий лучше не нашел.
Параметры, на которые я обращал внимание при выборе конкретного варианта:
- Цена;
- Возможность оплаты дебетовой картой (кредитной у меня нет и не было);
- Репутация конторы;
- Маленький депозит.
Остановился на Maggiore - бюджетное подразделение Avis. Не самый дешевый вариант - скажем, Italy Car Rent дешевле раза так в два (в среднем). Однако я почитал отзывы на разных сайтах и сделал для себя вывод, что лучше доплатить, но взять в конторе более высокого уровня. Дешевые компании и депозит больше берут (и не возвращают), и машины плохие дают. Можно рискнуть, но это уже ваш выбор. Собачиться в конторе аренды - развлечение на любителя, как по мне.
Maggiore брали депозит в 100 евро (блокируют на карте) и примерно 400 евро за саму аренду. Обещали дать Toyota Aygo на механике, бензин. Ограничений по пробегу нет; единственное условие - возвращаете с тем уровнем бензина, с каким брали.
Взять и вернуть машину можно в разных городах, но доплата будет сумасшедшая - 150-200% самой цены проката. Поэтому заранее ориентируйтесь на то, что нужно будет сделать круг. Или готовьте денежки.
Бронировал где-то за три недели до даты поездки. Цены на прокат гуляют вверх-вниз, но лучше брать заранее (или искать промо-акции, если вы знаете, где их искать). Кроме того, в сезон машины могут банально разобрать - так что смысл забронировать заранее есть определенно.
На Rentalcars взял расширенную страховку (около 4500 рублей). Существует огромная дискуссия вокруг необходимости дополнительной страховки (сверх суммы покрытия самого прокатчика). Поскольку я, как уже упомянуто, невротик и не слишком опытный водила (каршерингом иногда пользуюсь только), я трезво оценил свои шансы и решил не скупиться. Если что случится - пусть это будет головная боль страховщика. Ниже мы поговорим о местном стиле вождения, но краткое резюме - страхуйтесь всеми силами.
После успешного оформления на сайте вам пришлют ваучер. Его печатаем и берем с собой. Ваучер на страховку (отдельное письмо) можно не печатать - никому он не нужен при аренде.
4. Получение машины и начало аренды
Чаще всего прокатные конторы базируются в аэропортах. Я брал в Венеции, аэропорт Марко Поло - видел еще у вокзала в самой Венеции. На второй парковке аэропорта на верхнем этаже базируются все местные прокатные конторы. Туда сразу и двигаем.
Приходите ко времени, указанном в ваучере (или пораньше). Лучше не опаздывать - могут начать вонять, а в сезон и вовсе могут вас оставить ни с чем (когда загруз большой). С собой берем документы (права российские и международные, паспорт), ваучер распечатанный, карточку для оплаты.
Получение машины осуществляется в специальном помещении. Даем ваучер, документы (я сразу дал МВУ, но вы можете потестировать реакцию, дав только российские для начала), пишем свой адрес почтовый и номер телефона (адрес российский, номер - любой; проверять в обоих случаях никто не будет), подписываем бумажки (читаем!), вносим депозит с карточки. Получаем ключи и копию договора. Не забудьте взять талончик для выезда с парковки у прокатчика - а то будете тупить на выезде перед шлагбаумом (как кое-кто).
Далее идем на парковку забирать машину.
Отступим от повествования и поговорим о машине.
Мне повезло - дали свеженький Fiat 500, трехдверный. Carplay, кондей - полный фарш. По впечатлениям - 4 человека скромного телосложения влезают легко, на задних сидениях ногам нормально для человека ростом примерно 180 см. В багажник спокойно влезает два средних рюкзака и две сумки дорожные небольшие, еще и место остается. Машинка себя показала исключительно хорошо, никаких проблем.
Кстати, малый размер машины - один сплошной плюс. В Италии очень тесно, на парковке найти место - это целая операция (и на платной тоже). На Fiat 500 вы сможете влезть почти куда угодно (правда, вылезать из машины придется с грацией балета).
Что касается механики - строго рекомендую. Я вожу с механикой крайне редко, но никаких проблем здесь не возникло. Современная машина очень лояльна к неопытному водителю, так что даже если заглохнете, машина сама сразу заведется. На панели приборов показывает, когда нужно переключать.
Вернемся к аренде.
Проверяем машину! Это ключевой момент. Обходим по кругу, фотографируем. Смотрим масло, антифриз, омывайку, проверяем шины. Проверяем фары, кондей, стекла. Смотрим на уровень топлива - должна быть полностью заправлена.
Я нашел две небольшие потертости на задних крыльях. Сделал фото, побежал к прокатчику. Сказали сохранить фотки и показать в момент сдачи машины. Наверное, так надо.
Все, поздравляю, машина ваша.
5. Как вести себя на дороге
Один блог в интернете отлично описал опыт вождения в Италии: "Я вожу здесь три года и только недавно перестал бояться выходить на дорогу".
ПДД в Италии - скорее рекомендация. Я видел регулярно проезды на красный, маневры через сплошную; ограничения скорости не соблюдаются почти никогда; пешеходы ломятся через дорогу. Кстати, вам регулярно будут гудеть за соблюдение скоростного режима. Местные лупят 150 при лимите в 110, причем прямо под камеры (в чем секрет?). Поставить машину вторым рядом и уйти - вообще не вопрос.
Поэтому: если вы такой же нуб и невротик, то ваш план должен включать в себя максимум передвижения по автострадам и минимум въездов в города. Это оправданно по многим причинам, но главная - так вы меньше рискуете. Тошните себе спокойно в правом ряду в пределах лимита - целее будете. В левый стараемся не соваться - там гоняют, а залетным тормозам жутко гудят и мигают фарами. Поверьте: как бы быстро вы не ехали, этого будет недостаточно для местных.
Не реагируйте особо на злобные гудки и взгляды. Есть лимит по скорости - вот на него и ориентируемся. Если что - местному ничего не будет наверняка, а вам штраф пришлют, будьте покойны. Ваша задача - доехать без происшествий.
Мой ключевой совет - планируйте заранее. Не поленитесь изучить карту и маршрут. Поставьте навигатор на телефон - я использовал карты Apple и maps.me (оба варианта удобные, но конечную точку надо проверять). Если надо въехать в город, заранее посмотрите, где поедете; держитесь правого ряда и без резких движений. Не гоняем!
6. Скоростные лимиты и ZTL
Очень важно заранее планировать маршрут с учетом этих двух факторов.
ZTL - зоны ограниченного проезда. Во многих городах (в крупных - всегда) есть такие зоны. Это отдельные улицы или кварталы, въезд в которые разрешен только тем, у кого есть специальный пропуск, за который нужно платить. Такие зоны, чаще всего - центр города. Въезд в такие зоны обозначен красной окружностью с буквами ZTL. Есть еще временные ZTL - большие такие знаки, на которых указывается период действия зоны. Если видим просто красную окружность без трех заветных букв - это не ZTL (но ехать туда все равно не стоит).
ZTL - местный инструмент инквизиции водителей. Если вы не в базе данных, но пересекли границу зоны, ваши номера быстро фотографируются и сличаются с базой; после деанона местная коммуна радостно выписывает штраф без разговоров (от 70 до 300 евро в среднем). ZTL начинаются очень резко и неожиданно: бывает такое, что одна улица в зоне, перпендикулярная ей - не в зоне, а параллельная снова в зоне.
Увидели перед собой такую - быстро разворачиваемся или сворачиваем (если можно). Если увидели слишком поздно и въехали - можно не рыпаться и расслабиться.
Карты ZTL слабо интегрированы с навигаторами, плюс периодически меняются. Так что заранее смотрим и запоминаем - например, здесь: https://www.accessibilitacentristorici. ... stre/mappa. Карта не стопроцентная панацея - крутите головой и ищите знаки. И читайте их - как уже сказал выше, бывает такое, что ZTL действует в определенное время (в Вероне на въезде в город так, например).
Если ваш отель, например, в зоне ZTL, но у него есть парковка, можно попросить хозяина заранее сделать вам временный пропуск. Этот процесс нужно контролировать.
Зная все это, я решил не рисковать. Отели брались с парковкой вне ZTL; по приезде в город машина оставлялась там, а дальше на своих или транспорте местном. Это еще и служит достижению целей, упомянутых в разделе 5 выше - шансы побить свой пепелац где-нибудь в центре Флоренции очень велики, да и насладиться вождением на улице шириной в пару метров, где бегают толпы людей, у вас вряд ли выйдет.
Что касается скоростных лимитов, то здесь все очевидно. Камеры всегда обозначаются заранее, так что сбавляем скорость. Иногда бывает 3-4 камеры подряд. Местные, что странно, часто их игнорируют и несутся прямо под них. Может, какие-то не работают?
Резюме - планируем маршрут заранее.
7. Парковки, заправки, скоростные трассы
Именно в Италии я первый раз оказался на платной дороге - это, пожалуй, лучший вариант для передвижения между городами, поскольку на обычных дорогах много скоростных лимитов, переходов пешеходных и вообще проблем.
Первый заход на платную трассу у меня вышел знатным фейлом. Так что алгоритм следующий:
- Завидев будки контролеров при въезде на трассу, ищем те кабинки, где написано "Biglietti";
- Подъезжаем и хватаем по левую руку билетик. Жать никуда не надо, он торчит сразу. Шлагбаум поднимается, едем;
- На выезде ищем те кабинки, где написано "Cash" или нарисованы три карты в ряд. Суем в приемник билетик стрелочками вперед, прикладываем карту к терминалу. Шлагбаум открывается, вы свободны.
Самый дорогой перегон встал мне где-то порядка 30 евро.
Заправки работают аналогично нашим. Есть терминалы самообслуживания, где вы суете карточку, выбираете лимит средств и заправляете как обычно. Есть с операторами - там платим либо в кассе в здании, либо у самого заправщика. Видов топлива максимум четыре - два дизеля, два бензина (Super/Super +). Я лил оба бензина.
Кстати, горловина бака иногда открывается с ключа зажигания - на Fiat 500, во всяком случае.
Стоимость бензина - около 1.5 - 2 евро/литр.
Советую запомнить фразы на итальянском для общения с работниками - не всегда они английский понимают. Да и вообще, для себя интересно.
Парковки советую брать (с учетом моей стратегии "держаться подальше от города") платные. Часто большие подземные парковки есть у вокзалов - точно есть в Сиене и Вероне; в Пизе хорошая парковка прямо через дорогу от прохода к Башне). Это не так дорого, но зато надежно. В среднем час (после первого) идет по 2 евро. При остановке в отеле заранее спишитесь с хозяевами и узнайте насчет парковки - это важно.
8. Возврат машины
Вернуть машину нужно до истечения срока аренды - поэтому ставьте разумное время. Maggiore в субботу работает до 20:00 - учитываем, если взяли у них.
Вернуть нужно с тем же уровнем бензина, что и брали. В аэропорту Венеции есть заправка Tamoil, если что. Приезжаем туда же, откуда взяли.
Я приехал в районе 8 вечера в воскресенье, на пункте возврата никого не было. Пошел туда, где брал. Забрали ключи, сделали отметку на моем договоре. Спрашиваю, мол, смотреть будете? "Не, все норм". Странно. Сказал про потертости, которые были до меня. "Отметьте на картинке машины на договоре". Отметил, написал пояснительную заметку. Никого это, видимо, вообще не волновало. Два раза переспросил, мол, все ли на этом - ответ утвердительный. Сказали, что через пару дней, если что, напишут на электропочту.
Прошло три дня, никаких вестей с почты. Депозит пока висит заблокированный. Будем посмотреть.
Обновление: сумма депозита разблокирована через 11 дней.
На этом все. Теперь жду разблокировки депозита и штрафов, которые наверняка где-то были. В целом - опыт очень интересный, водить жутко понравилось. Если не забанят навсегда в конторах арендных, хотелось бы еще раз попробовать.
Надеюсь, мой огромный текст кому-то поможет. Готов ответить на любые вопросы, на какие смогу ответить.