Моя коллега по работе недавно вернулась из путешествия в Кронштадт с заездом в Великий Новгород. Кронштадт ей очень понравился. Она много рассказывала об этом удивительном городе-острове, окружённом фортами. “А как тебе Новгород?”- спросила я. “Новгород, так себе,”- был ответ! Я просто остолбенела! Как это “так себе”? Прямо обидно стало за свой родной Новгород.
Так себе – значит – никак, не понравился. Только как же это возможно, чтобы не понравился город с более чем 1000-летней историей? Из этих 1000, 300 лет здесь была Новгородская республика, собиралось Вече, призывались и изгонялись князья и архиепископы. 300 лет свободы! Дух этой свободы окончательно выбил из новгородцев Иван IV Грозный, утопив город в крови. К нему в Новгороде особое отношение.
А Российская империя, к слову, просуществовала всего 200 лет! (От Петра I –1721 год до революции 1917).
Как же было интересно на уроках истории, когда начали проходить Новгородскую республику! Мы прямо гордились своим городом, таким особенным, Господином Великим Новгородом! (Картина Н. Рериха).
Отсюда началась история Руси, когда в 862 году племена славян, чуди, мери призвали на княжение варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. В “Повести временных лет” событие это описывается так:
“Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.
(Страничка из летописи с призванием варягов).
Граф Алексей Константинович Толстой в живой, забавной форме описал это историческое событие:
Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет.
А эту правду, детки, За тысячу уж лет Смекнули наши предки: Порядка-де, вишь, нет.
И стали все под стягом, И молвят: «Как нам быть? Давай пошлем к варягам: Пускай придут княжить.
Посланцы скорым шагом Отправились туда И говорят варягам: «Придите, господа!
Мы вам отсыплем злата, Что киевских конфет; Земля у нас богата, Порядка в ней лишь нет».
Варягам стало жутко, Но думают: «Что ж тут? Попытка ведь не шутка - Пойдем, коли зовут!»
И так далее. ( http://www.agitclub.ru/museum/satira/trut/story02.htm
Здесь полная версия “Истории государства российского от Гостомысла до Тимашева”. Гостомысл – это князь, который правил племенами до Рюрика).
Через 1000 лет в новгородском кремле в присутствии императора Александра II был открыт памятник “Тысячелетие России”. (Рядом с вишнёвым маркером на карте. Картина Богдана Виллевальде).
Только таким грозным усачом с памятника я Рюрика и представляла.
На этом замечательном монументе можно увидеть царей,
писателей, ученых, героев войн, но для одной исторической личности места не нашлось. На памятнике нет царя Ивана Грозного, тоже Рюриковича, кстати.
Напротив стоит древняя София.
В XI веке на торжественную закладку этого собора прибыл из Киева великий князь Ярослав Мудрый с женой Ингигердой (имя явно скандинавское).
Когда в детстве я гуляла с бабушкой по кремлю, то обожала слушать её страшные исторические байки. (Кстати, кремль в Новгороде называют Детинцем). “Видишь голубя на кресте над золотым куполом?- спрашивала бабушка Шура. - Птичка окаменела от ужаса, когда увидела, как стрельцы Ивана Грозного режут новгородцев. А как только голубь упадёт с креста, так начнётся война”.
Я была в восторге от этих преданий, пересказывала их своим друзьям, когда гуляла с ними в кремле. Вся наша компания опасливо следила за голубем. На месте ли он?
Во время ВОВ снаряд попал прямо в купол собора и крест с голубем упал.
Предание подтвердилось, а история софийского креста имела интересное продолжение. Он был вывезен в Испанию как трофей. Дело в том, что Новгород был оккупирован гитлеровскими войсками уже летом 1941 года. В городе стояли части испанской “Голубой дивизии”. Вот они-то и увезли крест, а хранился он в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. Только в 2004 году после переговоров президентов России и Испании святыня вернулась в Новгород. Она находится в Софийском соборе, а копия украшает купол.
В моём детстве собор был музеем. Мы с приятелями бегали туда греться зимой, накатавшись с горок у кремлевской стены.
Не помню сколько стоил вход, 5 или 10 копеек. Выгребали всю мелочь сколько у кого было (а у кого-то не было ничего) и хватало на билеты для всей компании. Служительницы разрешали повесить варежки с комьями заледеневшего снега на батарею, а мы оказывались в сказке.
Таинственный полумрак собора, полная тишина, древние росписи с картинами рая и ада,
суровые лица святых.
Сильное впечатление производило пятно штукатурки под главным куполом, куда попал снаряд.
Здесь была фреска с изображением Спасителя нашего Иисуса Христа. Вот как выглядело это навсегда потерянная фреска.
С ней связано ещё одно предание. Видите правую руку Спаса, как бы сжатую в кулак? Иконописцы, приехавшие из Царьграда (Константинополь, Стамбул) хотели написать Иисуса Христа с благословляющей двуперстием рукой, что и сделали. Однако, придя утром в собор, увидели, что рука сжата.
Мастера заново переписали руку, но на утро всё повторилось опять. Художники снова взялись за краски, но утром рука была сжата, а мастера услышали голос:
“Писари, писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукою, а напишите меня со сжатою рукою, так как в этой руке держу я сей Великий Новгород, а когда рука моя разожмется, тогда и городу сему придет конец”.
Так и произошло. Вместе с фреской XI века погиб город. Он был полностью разрушен во время войны.
Черные фигуры в снегу на этой фотографии – статуи распиленного фашистами памятника “Тысячелетия России”. К счастью, их не успели вывезти с другим награбленным добром.
А мы с ребятами очень любили подняться по узкой лестнице на хоры собора. Там были выставлены древние рукописные Библии, обтянутые сафьяном, с драгоценными камнями на обложках. Мне казалось, это какие-то невероятные книги волшебников. (Фото нашла в интернете).
Сейчас фолианты эти можно увидеть в Грановитой палате рядом с Софией, а лестница, к сожалению, закрыта для прихожан. А жаль… На стенах вдоль ступеней под стекло помещены граффити, нацарапанные нашими предками ещё в средние века. И что только не писали на стенах Софии! Чаще всего имена и просьбы к Богу о помощи. Но есть даже древний языческий погребальный текст, нацарапанный в XII веке. Вот как он звучит на современном языке:
"... пироги в печи, гридни [воины] в корабле. Перепелка парит в дубраве, поставила кашу, поставила пироги, туда иди”.
Пироги и кашу наши предки готовили на свадьбу и похороны, воинов хоронили в ладьях, перепёлка – символ души. Этот заговор так возмутил священника, что он перечеркнул его и нацарапал рядом:
“Чтоб у тебя руки отсохли”!
Стоя возле Мартирьевской паперти, можно увидеть на сколько собор врос в землю.
На её северной стене сохранилась очень поэтичная надпись XII века. Вот её перевод и фотография:
“И снова скажу тебе, о душа моя: почему лежишь, почему не встаешь, почему
не молишься Господу своему день (и ночь); зло видя, а добра не видя, чужому добру завидуя, а сама добра не творя?”
Вообще, в Софии найдены сотни граффити. Новгородцы были людьми грамотными и писать любили. Они оставили свои росписи даже на стенах Царьградской Софии)) Новгородские паломники посещали эту главную святыню Константинополя!
Вообще, поголовная грамотность новгородцев поражает. Писали и мужчины, и женщины, и дети. Писали на бересте, которая отлично сохранилась в болотистой почве. На сегодняшний день найдено более 1000 грамот. Некоторые из них можно увидеть в Краеведческом музее в кремле.
Раскопки проводят каждое лето, и каждое лето находят что-то интересное. Забавно, что как-то новгородец нашел берестяную грамоту у себя дома, пересаживая цветок и подсыпая грунт))
Чаще всего на бересте составляли списки товаров, но есть и признание в любви, отчеты о сборе налогов, жалобы, деловая переписка. Наверное, самые знаменитые грамоты написаны мальчиком Онфимом в XIII веке. Он учился писать буквы, но в какой-то момент решил, что рисовать гораздо веселее и изобразил всадника на коне. Всего у него было 12 грамот, которые он все вместе потерял)) На одной из них и было нацарапано его имя.
А самый старый Троицкий раскоп я обозначила красным маркером на карте. Может вам удастся увидеть, как работают археологи, и рассмотреть слои древних деревянных мостовых. (Фото нашла в интернете).
В Софийском соборе перед старинным иконостасом стоит главная новгородская святыня: чудотворная икона Богородицы “Знамение”.
И тут опять предание. В XII веке стены Новгорода осаждала дружина Суздальского князя Андрея Боголюбского. Его войско во много раз превосходило новгородское.
Осаждённым ничего не оставалось, как молить Бога о заступничестве. И вот во время молебна архиепископ Иоанн услышал голос:
“Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.”
Икону с молитвой подняли на стену, в неё вонзились вражеские стрелы. Тогда из глаз Богородицы потекли слёзы, а на врагов напал неожиданный ужас. Они начали истреблять друг друга. Тогда новгородцы открыли ворота, бросились на врагов и одержали победу.
Это событие изображено на металлической раме под иконой.
Сюжет этот новгородцы многократно повторяли на иконах «Битва новгородцев с суздальцами».
Я уже писала, что Новгородского архиепископа выбирали на Вече.
Процедура эта была многоступенчатая. Сначала избирались три основных кандидата, а имя победителя определял жребий. Помолясь, новгородцы шли в собор, писали имена кандидатов и опускали их в чашу. Жребий должен был тянуть или ребёнок, или слепой.
Всякого, кто приезжает в Новгород, поражает огромное количество построенных здесь церквей.
Богател и процветал город за счёт торговли пушниной и воском. Новгородской республике принадлежали огромные территории на севере и востоке, богатые пушным зверем.
Коренные жители этих северных земель платили Новгороду дань. Как же происходило присоединение северных земель к Новгороду? Делали это нанятые купцами ушкуйники, то есть речные пираты. Вооружённые дружины на лодках устраивали набеги на народы, живущие вдоль Камы и Волги. Уж лучше откупиться, чем быть убитыми. На этой иллюстрации из летописи ушкуйники грабят Кострому (1375 год).
Возможно не без участия этих отчаянных ребят новгородскую Софию украсили Магдебургские врата.
Неизвестно, как оказалось в Новгороде это изделие немецких мастеров XII века. В самом низу на вратах можно найти автопортреты мастеров Риквина и Вайсмута (стоят по краям створки ворот). Они создали эти ворота.
А между ними с инструментом в руках стоит новгородский мастер Авраам. Он решил поместить себя на врата, после того, как заново собрал их. Врата состоят из бронзовых пластин с сюжетами из Библии.
Корабли с товаром шли из Новгорода в Ладожское озеро, а потом по Неве в Балтийское море. Там пушнину, воск и мёд ждали страны Европы. Особенно бурно торговля шла с городами Ганзейского союза, участниками которого были крупнейшие немецкие поселения. А их конторы находились в Лондоне, Венеции, Бергене (Норвегия) и Новгороде!
(Картина Аполлинария Васнецова "Новгородский торг").
В Новгород привозили дорогие ткани, вино, металлические изделия. В немецком городе Штральзунде в церкви святого Николая есть резные скамьи, на панелях которых изображены новгородцы, охотящиеся на белок и занимающиеся бортничеством.
Так что слава моего города гремела по всей Европе))
Главным героем новгородских былин стал Садко, разбогатевший на том, что играл морскому царю на гуслях (отличный корпоратив), а потом попытавшийся за три дня скупить весь товар в Новгороде. Не вышло у парня… Слишком богатый торг был в Новгороде.
К богатству нажитому умелым торговым делом добавлялась гордость за свою свободу.
Новгородское Вече упоминается в скандинавской саге ещё до русской летописи. А в 1015 году летописец записал, что князь Ярослав созвал Вече, чтобы убедить новгородцев пойти в поход на Киев. С X века киевские князья сажали править в Новгороде своих сыновей. Конец такому насилию новгородцы положили в 1136 году, изгнав князя Всеволода из-за неудачных боевых действий. С этого момента на Вече новгородцы сами решали, какого князя пригласить в город. Они стали “вольны в князьях”. На Вече не только выборы происходили, но также решались вопросы хозяйственные, политические. Нужно было управлять и следить за огромными территориями Новгородской Республики. Работала эта система так: город делился рекой Волховом на две стороны – Софийскую и Торговую.
Стороны делились на концы (районы), а концы – на улицы. Концы собирали свои вече и выбирали кончанского старосту. Улицы выбирали уличанского старосту. Общегородское Вече избирало главного (степенного) посадника, тысяцкого и архиепископа. Посадник заключал договор с князем, вершил вместе с ним суд, возглавлял новгородское войско. Тысяцкий был представителем ремесленников и торговцев.
Князь приходил в Новгород вместе со своей дружиной, он должен был быть умелым военачальником. Только вот жить в городе ему не разрешалось. Селился он на Рюриковом Городище, весьма далеко от Детинца (чёрный маркер на карте). (На фотографии видна руина городища, подсвеченная солнцем, далеко за быками моста).
Горожане ощущали свою общность, их распирало от гордости за свою свободную процветающую родину, так что в XIV веке они называют себя Весь Господин Великий Новгород.
Да! Это не название государства, а название людей, которые собирались на Вече и принимали решения. В XV веке уважение к себе стало ещё больше и появляется ещё более возвышенное название: Весь Господин Господарь Великий Новгород. Новгородцы хотели смотреться на равных с Московскими Великими князьями. Сообщество горожан правило Новгородской республикой как монарх (господарь). Великими считали себя все новгородцы. Например, Славянский конец назывался Весь Великий конец Славенский, а улица Рогатица называлась Вся Великая улица Рогатица)) Что уж говорить, если появилась такая пословица:
“Кто против Бога и Великого Новгорода?”
Чаще всего Вече собиралось на Торговой стороне.
А точнее на Ярославово дворище перед Никольским собором. (Рядом с коричневым маркером на карте. Фото нашла в интернете).
От Детинца на дворище ведёт пешеходный мост. (Фото нашла в интернете).
Мост этот находился здесь всегда.
Ну, точнее не совсем всегда. В моём детстве его не было! Как же это было неудобно! Чтобы попасть на Ярославово дворище, нужно было ехать на автобусе по новому мосту. Так что бывали мы там редко. Дело в том что во время войны мост взорвали.
А был он красивым и разводным.
Современный “горбатый” мост открыли только в 1987 году, когда я из Новгорода уехала учиться в Питер.
Интересно, что в 2018 году археологи обнаружили конструкции опор моста X века.
На дне сохранились остатки еловых срубов, внутрь которых засыпаны камни. Находился мост совсем рядом с “горбатым”, там где на фото стоит плот археологов. (Фото нашла в интернете).
С моста сбрасывали в Волхов тех несчастных, которых Вече признавало преступниками.
Если приговорённый выплывал, то его миловали. Такой случай описан в Новгородской летописи. В 1141 году посадника Якуна Мирославовича, обвинённого в измене, сбросили в Волхов, однако его прибило к берегу. Решили, что беднягу помиловал Бог, и заменили казнь штрафом.
Жители Софийской и Торговой стороны часто устраивали разборки “стенка на стенку” и “стрелку забивали” на мосту. А всё из-за того, что свергнутый в Волхов идол Перуна, проплывая мимо моста, бросил на него свою палицу и сказал:
“На сем мя поминают Новгородские дети!”
Летописец утверждал, что с тех пор “на утеху бесам” происходила резня среди новгородцев.
На памятнике "Тысячелетие России" как раз изображён князь Владимир, крестивший Русь, и мужичок сбрасывающий Перуна.
Не по-христиаски вели себя мои земляки)) На недопустимость такого дикого поведения им указывали два замечательных новгородских святых – Блаженные Фёдор
и Николай.
Оба они родились в Новгороде в XIV веке, выросли в достатке, были глубоко верующими, любили молитвы и пост и по своей воле приняли подвиг юродства. То есть отказались от всех благ: не имели денег, жилья или даже тёплой одежды. Все подаяния отдавали бедным, терпели насмешки, но неустанно молились за новгородцев. Николай жил на Софийской стороне, а Фёдор – на Торговой. Желая обличить и высмеять ненависть жителей сторон друг к другу, юродивый Николай прогонял Фёдора, когда тот приходил на Софийскую сторону:
“Зачем ты, Феодор, пришел на нашу сторону, или ты хочешь что украсть у нас?”
Так же поступал Фёдор с Николаем, когда тот оказывался на Торговой стороне. Однажды, убегая от Николая, Фёдор прошёл по воде Волхова, как по суше. За ним до середины реки прошёл Николай и бросил вслед кочан капусты. С тех пор народ поверил в святость юродивых, слушал их пророчества, а святого Николая стали называть Кочановым и изображать на иконах с кочаном.
С “горбатого” моста Ярославово дворище смотрится великолепно!
Только вот этим летом все его церкви закрыты на реставрацию и затянуты плёнкой. Однако не спешите вернуться на Софийскую сторону, хотя она так прекрасна)) На Торговой стороне есть что посмотреть. Белая аркада вдоль набережной – это всё что осталось от Гостиного двора. Он был уничтожен во время войны. Нашла Гостиный двор на старых фотографиях Новгорода.
Моя мама вспоминает, как они вернулись из эвакуации в 1944 году. Все дома были разрушены и семья жила в подвале.
Мама пошла в начальную школу, и в её классе учились ребята всех возрастов. Многие дети работали в годы войны, теперь им пришлось садиться за парту вместе с малышами. А писали в школе на газетах, о тетрадях не мечтали.
Часть кварталов в Новгороде строили пленные немцы. В одном из таких домов получила квартиру семья моей мамы.
Конечно в Новгородском Детинце есть Вечный огонь.
Бои здесь шли страшные. В иконе святого Димитрия Солунского из иконостаса Софийского собора реставратор специально оставил осколок снаряда, как напоминание о тех годах.
В XV веке Новгородская республика оказалась зажата между Великим Литовским и Великим Московским княжествами. И те и другие хотели получить кусок от богатых пушным зверем новгородских земель. Новгородцам удавалось отбиться. Но в 1471 году они потерпели сокрушительное поражение от войск Ивана III на реке Шелонь. Иван III есть на памятнике "Тысячелетие России".
Часть новгородского войска не хотела сражаться с москвичами, возник разлад. Пришлось заплатить победителям огромные деньги, отдать часть земель, был казнён посадник, и царь Иван III объявил Новгород своей вотчиной. Однако Вече продолжало собираться, часть бояр начала мутить договоры с Литовским княжеством. Возглавила сопротивление Марфа Борецкая – мать казнённого посадника. Тогда пришлось Ивану III объявить новый поход. Через 6 лет после сражения на Шелони московские войска подошли к Новгороду. Царь был разгневан:
“Знайте же, что в Новгороде не быть ни вечевому колоколу, ни посаднику, а будет одна власть государева, как в стране московской”.
Разлад среди Новгородцев усилился, они не хотели сражаться с москвичами, и в 1478 году дружина Ивана III вступила в город. Пала Новгородская республика. Символ свободы – вечевой колокол увезли в Москву.
Он висел на Набатной башне Московского Кремля, и звонил во время пожаров. Из Новгорода выслали часть боярских семей, Марфу Посадницу (Борецкую) подстригли в монахини. Не стало трёхсотлетней Новгородской республики.
О вечевом колоколе есть легенда, что в Москву он не доехал, а упал возле Валдая, покатился с горы и разбился на множество колокольчиков. Эти валдайские колокольчики – прекрасный сувенир.
Однако ещё почти 100 лет Новгород сохранял своё влияние и богатство, успешно торговал.
Усиление Новгорода обеспокоило Ивана IV (Грозного). Ему нужно было раздавить свободолюбивый город. Зимой 1569 года опричное войско двинулось в поход, по дороге разорив Торжок и Тверь. Малюта Скуратов убил митрополита Филиппа, который выступал против похода на Новгород. После взятия Новгорода царь отслужил службу в Софийском соборе и начался погром. Убивали всех подряд, топили в Волхове, сжигали то, что не могли увезти. Казни, резня, грабёж продолжались целый месяц. Насытившись опричники во главе с Грозным отправились на Псков.
После этого в Новгороде начался голод, а потом пришла чума… Вот почему на памятнике “Тысячелетия России” не нашлось место для царя Ивана IV.
Волхов зимой не замерзает. Даже в самые сильные морозы посередине реки остаётся полоска воды. Моя бабушка Шура говаривала, что это из-за пролитой крови Новгородцев река не замерзает. (Фото нашла в интернете).
Хочу опять привести стихи графа Алексея Константиновича Толстого из “Змея Тугарина”. Здесь князь Владимир говорит тост:
"Подайте ж мне чару большую мою, Ту чару, добытую в сече, Добытую с ханом хозарским в бою,— За русский обычай до дна её пью, За древнее русское вече!
За вольный, за честный славянский народ! За колокол пью Новаграда! И если он даже и в прах упадёт, Пусть звон его в сердце потомков живёт — Ой ладо, ой ладушки-ладо!"
Хочется отметить, что демократия в Новгородской республике прекрасно сочеталась и с православием и со всеми возможными славянскими скрепами, что бы кто не говорил о любви русских к “сильной руке”.
В своих отчётах я обычно рассказываю об отелях, в которых останавливаюсь, и о кафе. Здесь помочь не смогу. В Новгороде я дома, и всей семьёй мы останавливаемся у родителей. У них и едим))
Теперь о прогулках. Приезжать в Новгород лучше с ночёвкой. Первый день можно гулять по центру, а на другой день поездить вокруг города.
ЦЕНТР. СОФИЙСКАЯ СТОРОНА.
Сколько бы раз вы не были в Новгороде, прогулка по Детинцу доставит вам удовольствие. (Карта Детинца https://novgorodmuseum.ru/api/spf/ovw-Q ... oW22-.data )
Я подробно написала о Софийском соборе. Рядом стоит Владычная (Грановитая) палата.
Её в XIV веке построили немецкие мастера, так что до многочисленных перестроек выглядела она так. (Фото нашла в интернете).
Я уже писала, что там хранятся старинные книги и прочие богатства. Да и вообще, интересно посмотреть на дом, где заседали бояре. Кое-где на потолках росписи сохранились. ( https://novgorodmuseum.ru/muzei/vladych ... aya-palata ) (Фото нашла в интернете).
Обойдите вокруг памятника “Тысячелетия России”. Там десятки фигур, но попробуйте найти Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Суворова))
Это любопытное занятие. Кого ещё вы узнаете? Пытливым умам в помощь: https://rosphoto.org/visit-online/colle ... f-russia/#
Как я писала, берестяные грамоты и другие находки археологов можно увидеть в главном здании Исторического музея. Здесь же собраны новгородские иконы XI - XIX веков. Древние иконы отличаются большими размерами и яркими красками. О событиях, изображённых на иконе «Битва новгородцев с суздальцами» XV века, я уже рассказывала.
( https://novgorodmuseum.ru/muzei/glavnoe-zdanie-muzeya) Музей занимает здание Присутственных мест. Как можно не сфотографироваться с такими прекрасными львами. В детстве я их ужасно боялась, а папа предлагал положить им руку в пасть))
Возле звонницы стоят древние колокола.
Они сильно пострадали во время войны. А когда-то их перезвон был слышен за много вёрст вокруг. Композитор Сергей Рахманинов, выросший в Новгороде, передал свои впечатления о звонах в третьей части своей Первой сюиты для двух фортепиано («Слёзы»):
https://www.youtube.com/watch?v=Y0Yl5LTogYo&t=21s
Раньше к колоколам можно было подойти, потрогать выпуклые буквы, опоясывающие их тело. (На этой фотографии я как раз этим и занимаюсь))
Меня поражало умение моего папы читать тексты отлитые на колоколах. Мне казалось, что он знает какой-то старый, забытый язык.
А на этом снимке – мой муж Дима))
Он вместе с классом приезжал на экскурсию в Новгород из Ленинграда. И, конечно, сфотографировался у колокола. Интересно, а где в это время была я? Может мы ещё в детстве пересекались?
На звонницу можно подняться. ( https://novgorodmuseum.ru/muzei/zvonnic ... ogo-sobora )
Совсем рядом стоит маленькая церковь Андрея Стратилата.
Рядом с ней можно увидеть фундамент Борисоглебского собора. Его в XII веке построили по заказу купца Сотко Сытинича. Этот купец стал прототипом былинного Садко. Собору не повезло. Он то горел, то обрушивался. Так что в XVII веке его решили не восстанавливать.
Если вы уже 100 раз в Детинце были и по парку гуляли, то давайте отправимся на “Неревский конец” города.
Пройдём по набережной в сторону театра. Её открыли всего год назад.
Пешеходные дорожки совпадают с направлениями старых улиц.
Интересную информацию разместили прямо под ногами. Не пропустите!
Я гуляла здесь в апреле. Волхов широко разлился, смотрелся мощно!
Прогулочная зона с мостками идёт прямо над водой.
Новгородский театр всегда производил подавляющее впечатление. (Рядом с точкой В на карте). Огромное серое здание стояло на отшибе.
Набережной-то не было. Надеюсь теперь место это станет более уютным и обжитым. Театр сейчас реконструируют.
Зато на набережной возле него можно отлично отдохнуть, перекусить и кофе попить. Полюбоваться церковью Бориса и Глеба, что на другом берегу.
Прежде чем замостить набережную археологи проводили здесь раскопки.
Нашли нижние венцы сторожевой проездной башни, шахматные фигурки и конечно берестяные грамоты.
Внешние оборонительные укрепления опоясывали город по валу.
Вал тянется по обеим сторонам города (Софийской и Торговой) и сохранился до сих пор.
Набережная заканчивается возле лодочной станции. У нашей семьи давным-давно был катер. И стоял он именно здесь. (Чёрный маркер на карте). Мы шли к лодочной станции по валу, и эти прогулки остались одними из самых счастливых воспоминаний детства. Я и сейчас люблю подняться на вал и пройтись по утоптанной тропинке. (Коричневый маркер на карте). С места, отмеченного на карте, виден купол Свято-Духова монастыря.
А вот церковь Петра и Павла в Кожевниках (XV век) с вала не увидеть. (Точка С на карте).
Её скрывают высокие деревья. Церковь недействующая. Её иконостас находится в Историческом музее в Детинце. Как следует из названия жили здесь изготовители кож. Так как процесс этот был связан с крайне неприятными запахами, то селились они за городской чертой, за валом.
Звериная улица приводит сразу к двум бывшим монастырям: Николо-Бельскому и Зверину-Покровскому.
Здесь некогда были лесные угодья для охоты князей, зверинцы. Отсюда и пошло название улицы и монастыря. Сохранилась церковь Николы Белого (XIV век). (Точка D на карте).
Эти ворота раньше вели в Зверин монастырь, за ним видны купола Покровского собора.
В советские годы здесь расположился городской военкомат. Так что придётся его обойти, чтобы полюбоваться храмами Зверина монастыря. Особенно интересна церковь Симеона Богоприимца (XV век), ради неё и стоит сюда идти. (Рядом с точкой Е на карте).
(Проверьте расписание работы здесь https://novgorodmuseum.ru/muzei/cerkov- ... monastyrya) Росписи храма уникальны. На стенах и колоннах изображены святые в соответствии с днями календаря, то есть перед нами месяцеслов.
“Читается” календарь с 1 сентября, и заканчивается 31 августа. Встаём под куполом храма, поднимаем голову.
Рад розовой подпругой арки ищем написанных по центру Симеона Стольника – 1 сентября (он в столпе сидит) и Мученика Маманта – 2 сентября.
На фотографии ниже обведено место, где разместились все 30 святых месяца сентября.
Любознательным посетителям поможет этот сайт ( https://churchsimeon.wordpress.com/фрес ... /сентябрь/ ) Здесь подробно изображено, где и какой месяц следует искать. Такого календаря нет больше в России. Интересно, что храм является памятником Новгородцам, погибшим от чумы.
А мне очень понравилась фреска Бога Вседержителя на главном куполе.
Иисус получился у мастера таким добрым, вовсе не строгим. Глядишь и понимаешь, что Бог есть любовь.
Возле Покровского собора установлен памятный крест новгородскому солдату-афганцу Всеволоду Петрову.
Он попал в плен в 1984 году, два раза пытался бежать, но его поймали. Всеволод отказался принять ислам и расстрелять пленных солдат в обмен на собственную жизнь, за что и был казнён. Где находится его тело неизвестно, но имя героя увековечили. Всеволод Петров не был крещён, однако такой его подвиг посчитали крещением кровью. Я нашла фотографию с мамой Всеволода возле памятного креста.
(Здесь можно подробно узнать историю героя https://www.pravmir.ru/mama-tebe-ne-bud ... a-styidno/ )
От Зверина монастыря через Волхов можно увидеть бывший Антониев монастырь. (Фиолетовый маркер на карте).
По преданию в XII веке туда на камне приплыл Антоний Римлянин. Антоний родился в Риме, был богат. Однако в 18 лет постригся в монахи, а своё золото сложил в бочку и бросил в море. Однажды он молился, стоя на берегу. Поднялась буря, и камень, на котором стоял монах, отломился. На нём Антоний доплыл до Новгорода, а на том месте, где камень коснулся земли, был основан монастырь. (Фото нашла в интернете).
Сейчас собор Рождества Богородицы Антониева монастыря закрыт на реставрацию. Он весь покрыт лесами. Так что летом 2024 года увидеть оставшиеся фрагменты росписи XII века и камень на котором приплыл в Новгород Антоний не получится. (Камень лежит у дверей. Фото нашла в интернете).
Монастырь этот был центром культуры. В XII веке в нём жил первый древнерусский математик молодой монах Кирик Новгородец.
Он создал трактат “Учение им же ведати человеку числа всех лет”, то есть поучение о том, как считать годы. В своём труде Кирик даёт число лет, месяцев, недель и часов, которые прошли от сотворения Мира до 1136 года. Он вычислил круги Луны – это 19-летний период, через который те же самые фазы Луны приходятся на те же самые числа месяцев. Еще Кирик сосчитал круги Солнца – это 28-летний цикл, когда те же самые числа месяцев приходятся на те же самые дни недели в том же самом порядке. По этим кругам он рассчитал Пасху (первое воскресение после весеннего полнолуния). Ошибок Кирик не делал! Это удивительно, потому что тогда ещё не было привычных нам арабских цифр. Не знали нуля. Цифры обозначались буквами греческой азбуки.
Как при такой записи можно производить действия с цифрами? Как разделить “ферт” на “веди”? Кирик, предположительно пользовался счётной доской, на которой раскладывал камешки или косточки. Кирик производил фантастические расчёты с огромными числами. Особенно удивляет современных математиков его способность безошибочно делить. Кирик к тому же был руководителем хора.
А вот как от Антониева монастыря выглядит Зверин монастырь. Хорошо виден только что построенный корпус Новгородского университета.
Продолжаем прогулку по Софийской стороне. Рядом со Звериным монастырём стоит Манеж, построенный в XIX веке.
Здесь зимой проходили строевую выучку солдаты, квартируемых в городе полков. Сейчас в Манеже спортивный комплекс.
Переулками выходим к бывшему Свято-Дурову монастырю (XII век). (Точка F на карте).
Он был закрыт при большевиках.
Совсем недавно я узнала об оккупации Новгорода шведами в период Смутного времени (1611-1617 годы). На этой картине Юхана Хаммера изображена осада города.
Художник изобразил, как горят монастыри по обеим сторонам Волхова. Пострадали от шведов все обители, которые я упоминала.
Совсем рядом находится здание кордегардии, то есть помещение для караульных. (Точка G на карте).
Они охраняли въезд в город со стороны Санкт-Петербурга. Стоит оно прямо у вала, на старой границе города.
Пройдём ещё немного до католического храма Петра и Павла. (Точка Н на карте).
Это сейчас здесь храм, а в моём детстве был тут детский кинотеатр “Родина”.
Сколько же фильмов мы с друзьями здесь пересмотрели. Билет на дневной сеанс стоил 10 копеек! Конечно здорово, что здание вернули церкви, но я всегда с теплотой буду вспоминать детский кинотеатр “Родина”. Моя любовь к кино началась здесь! В фойе стояли игровые автоматы. В зале теперь скамьи, вместо экрана алтарь.
А на балконе – орган.
Как же я завидовала своей старшей сестре, которую уже в 14 лет пускали на фильмы “до 16”)) Аня вечерами подробно пересказывала мне их содержание))
Чуть в стороне находится Николо-Кочановская церковь. (Рядом с точкой I на карте).
Она построена над могилой святого блаженного Николая, о котором я рассказывала раньше. В советские годы была разорена и приспособлена под нужды больницы. Её вернули верующим только в 2012 году.
Вот как храм выглядел до революции.
Эта прогулка займёт примерно 2,5 часа.
Теперь предлагаю маршрут прогулки на “Людин конец”.
Можно дойти до озера Мячино. Сюда ступает нога только самых пытливых туристов. Место это очень подходит для пикника.
По парку идём к монументу Победы. (Точка В на карте).
Фигуры коня и всадника далеки от изящества форм, но смотровая площадка здесь отличная. В моём детстве скатиться на лыжах от памятника осмеливались только старшие ребята. Я каталась в низкой части вала, а вот моя сестра Аня была куда смелее))
За памятником прямо у воды стоят кафе. Посмотрите, как разливается Волхов весной.
Рядом с Троицкой церковью находится Троицкий раскоп, начатый в 1973 году. (Точка С на карте). Я уже о нём упоминала. Добавлю, что на раскопе этом летом работали многие поколения школьников.
Троицкую церковь интересно обойти.
Хотя она много раз перестраивалась, на стене остался вкладной крест, характерный для средневекового новгородского зодчества.
Алексеевская (Белая) башня (https://novgorodmuseum.ru/muzei/aleksee ... ya-bashnya ) единственная из сохранившихся оборонительных башен, которые шли по всему валу. (Точка D на карте).
Сейчас здесь проводят выставки, а когда-то был бар. Хорошо бы соединить две эти опции! Мы были в Грузии в усадьбе князя Александра Чавчавадзе. Туда можно приобрести входной билет, включающий бокал вина, или не включающий оный. С вином посещение усадьбы получается гораздо интереснее и ярче!
А мы сворачиваем на улочку с уютным названием Воскресенская слобода, и идём по ней до самого конца между частных домов.
Улочка тихая, хотя летом здесь скорее всего будет кипеть жизнь. Упирается она прямо в стены двух церквей XV века: Иоанна Милостивого и Уверения Фомы. (Точка Е на карте).
C XII века здесь был Воскресенский монастырь. Во время погрома города опричниками Ивана Грозного все монахи и настоятель были убиты. Убиты такими же христианами. Досталось монастырю и от шведов, но он возрождался вновь и вновь, однако потихоньку приходил в упадок.
От него остались только две церкви, которые очень сильно пострадали во время войны. Немцы использовали церковь Уверения Фомы как огневую точку.
После войны храмы восстановили и заложили входы, спасая от вандализма. Обе церкви ждут более тщательной реставрации, но когда это будет?
Весной, когда воды Волхова поднимаются высоко, церкви оказываются, окружёнными водой.
Летом вода уходит, буйно растут травы. Надеюсь ваш пикник получится удачным.
Кстати, посидеть на природе можно и просто поднявшись на городской вал.
Давайте сделаем это прямо напротив Алексеевской башни. Внизу окажутся огороды трудолюбивых Новгородцев.
(Маршрут по валу обозначен красной линией). А дальше появится стена и башня бывшего женского Десятинного монастыря. (Красный маркер на карте).
Есть предание, что основала монастырь мать Александра Невского в честь “чудесного избавления от нашествия суздальцев”. Нам этот сюжет уже знаком. После революции монастырь заняла Новгородская ГубЧК.
В подвалах Рождественского собора держали арестованных, кладбище возле вала снесли. Сейчас на его месте стоит памятный камень с именами некогда захороненных здесь людей.
Собор сильно пострадал во время войны и его не восстанавливали. Остался только фундамент и часть колонны. Уцелели монастырские корпуса.
Теперь можно вернуться на вал и дойти до церкви Двенадцати апостолов (XV века). (Синий маркер на карте). (Фото нашла в интернете).
Её силуэт напоминает церковь Симеона Богоприимца. Эти храмы построены почти одновременно.
Возле памятника пионеру-герою Лёни Голикова меня и моих товарищей в пионеры принимали. (Коричневый маркер).
Лёня Голиков был разведчиком партизанской бригады, погиб в 1943 году в бою. Представлен к званию Героя Советского Союза посмертно.
Мы гуляли примерно 2,5 часа и оказались возле Детинца. Летом обязательно берите с собой купальники. В жару просто необходимо искупаться в Волхове. Перед Детинцем есть городской пляж.
Течение в Волхове быстрое, вода холодная. Вперёд!
Если окажитесь в Новгороде зимой, то пройдите мимо домика “моржей”. (Зелёный маркер на карте).
Любители зимнего плавания купаются в Волхове круглый год. Клуб этот ещё в моё детство существовал. Я всегда смотрела на этих людей с восхищением.
Теперь давайте исследовать Торговую сторону Великого Новгорода. Кстати, новгородские деньги – гривны выглядели вот так.
Сразу и не догадаешься что это такое!
Монеты начали чеканить только в XV веке. Назывались они просто “деньга” или “новгородка”.
ТОРГОВАЯ СТОРОНА.
Я уже писала, что летом 2024 года Ярославово дворище закрыто на реставрацию. (Рядом с точкой А на карте). Так что вздыхаем и проходим мимо забора на улицу Ильинскую.
(Точка В на карте).
Здесь совсем недавно закончили раскопки. Археологи открыли мостовую XIV века, нашли печати, монеты, западноевропейские товарные пломбы, украшения.
И самое главное совсем рядом с улицей обнаружили Немецкий двор – поселение Ганзейских купцов. (Зелёный маркер на карте – это место где проходили раскопки Немецкого двора). Они приезжали в Новгород с товаром и жили в своём дворе полгода. Место жительства немцы обустроили как крепость. Обнесли конторы и дома тыном, внутри построили церковь.
Интересно, что до немцев активную торговлю вели в Новгороде голландцы. Их двор находился на территории ныне построенной гостиницы “Россия”. (Чёрный маркер на карте).
Ильина улица ведёт прямо к Преображенской церкви. (Точка С на карте).
Её построила и расписала в XIV веке артель художника Феофана Грека. Имя мастера говорит о его греческом происхождение. Новгородцы высоко оценили не только мастерство Грека, но и его ум:
“… зело философ хитр.”
Он создавал фрески:
“ногами без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумныя обгадываша.”
В церковь нужно обязательно зайти.
https://visitnovgorod.ru/sights/church_ ... treet.html
Церковь Спаса Преображения была построена на месте старого деревянного храма. Именно в нём в XII веке и хранилась так почитаемая новгородцами икона “Знамение” Богородицы. Отсюда её с крестным ходом доставили на стены кремля. Кстати, я не сказала, что на стены Детинца можно подняться и сейчас.
Может быть вам уже надоело от церкви к церкви слоняться?
А что же делать, если наши предки строили храмы в благодарность Богу за удачные походы, успешную торговлю или в надежде вымолить его милость. Так что через Святые ворота заходим в подворье Знаменского собора (XVII век). (Рядом с точкой С на карте).
Храм этот строили мастера из Москвы и Поволжья, поэтому архитектурно он сильно отличается от строгих новгородских церквей. Строился собор для хранения иконы “Знамение” Богородицы. Сейчас в соборе музей.
( https://novgorodmuseum.ru/muzei/sobor-znamenskij )
Как только войдёте в двери, поднимите головы и перед вами окажутся всадники Апокалипсиса.
Фрески собора рассматривать любопытно.
Любознательным туристам предлагаю отойти от туристического маршрута и пройти до конца Ильиной улицы. Вы выйдете к остаткам вала, укреплённого каменной стеной.
Новгородцы поставили стену Окольного города в XIV веке. Она поддерживала вал и надёжно опоясывал город. Здесь очень тихо и уютно. Прямо царство домов частного сектора. (Точка D на карте).
А за стеной течёт Фёдоровский ручей. Место живописное, подходит для пикника.
Это сейчас местность заросла деревьями, а раньше с вала можно было любоваться панорамой Красного Поля, густо покрытого монастырями.
Дальше можно так и идти вдоль ручья по краю города, а можно выйти к Церкви Апостола Филиппа и Николы Чудотворца. Два эти храма стоят обнявшись. (Коричневый маркер на карте).
Рекомендую оказаться в точке Е, где через ручей Тарасове перекинут старый мост. (Салатовый маркер на карте).
Ручей впадает в Волхов и по нему ходят катера. Этим летом мы с мужем и сыном впервые здесь побывали!
Уверена, что многие новгородцы не видели каменной кладки вала и этого живописного ручья. Тропинка за ручьём уходит в поле и ведёт к протокам.
Из-за заборов выглядывает купол храма Петра и Павла (XIV век).
Подойти к нему со стороны ручья не получилось, пришлось обойти квартал. (Точка F на карте). Только и здесь калитка была закрыта. Теперь купол Петропавловской церкви выглядывает из-за старообрядческого храма Пророка Илии, точнее из-за того, что от него осталось.
Сюда Новгородцы приходили крестным ходом, когда хотели остановить дождь. Пророк Илия считался покровителем хорошей погоды. После войны храм приспособили для жилья горожан, в подвалах устроили овощной склад. Церковь сравнительно недавно передали старообрядцам. Реставрация идёт медленно. А жаль, ведь это один из старейших районов Новгорода. Некогда мимо Славенского холма (место, на котором стоят два храма) проходил дорога на Рюриково Городище.
На одном из домов ул. Нутной висит табличка с познавательной информацией. Видите, какой это древний район (Славенский конец)?
Улица Нутная выводит к комплексу из двух церквей: Михаила Архангела на Торгу и Благовещения на Торгу (обе постройки XIV века). (Точка G на карте).
Между ними построено гульбище, то есть связывающая их галерея. После войны в храме Михаила находятся реставрационные мастерские.
От церкви осталась только нижняя часть. Вокруг тихий, уютный сквер.
Отсюда рукой подать до новой набережной. Кремль отсюда виден как на ладони.
Если ещё остались силы, то можно пройти к месту на улице Рогатице, где в XVI веке стоял Кружечный двор. (Рядом с точкой I на карте).
Сейчас от него осталась только часть стены, но в XIX веке кабак ещё работал. Внизу скрывается сеть подвалов, где хранились бочки с пивом, мёдом, заморским вином. Тогда Московское царство ввело монополию на торговлю спиртными напитками, так что Новгородцы собирались здесь для увеселений.
Немецкий путешественник Адам Олеарий, проезжая через Новгород в XVII веке, увидел у кабака парня в одних штанах. “Где твоя одежда?”- спросил Олеарий. “Всё оставил у кабатчика!”- ответил новгородец. В это время в Кружечный двор заходила весёлая компания. Парень прошёл вместе с ними со словами: “А где осталась рубаха, там будут и штаны!” Через недолгое время он вышел из кабака голым, сорвал ромашек, прикрыл ими срамные места и распевая направился домой.
Нашла рисунок с изображением Кружечного двора на Рогатице.
Рядом с руиной ресторан с тем же названием. Традиция)) В ресторане не была, а вот в кофейне “Coffee Inside” мне очень понравилось. Кофе варят отличный, музыка хорошая, стильный интерьер. (Рядом с точкой J на карте).
Во дворе на улице Рогатице стоит церковь Климента. (Розовый маркер на карте).
Проходим любуясь на то, как за 500 лет вросла она в землю, и направляемся на набережную. Мы гуляли примерно 2,5 часа, пора подумать о водных прогулках. Причалы есть и на Софийской, и на Торговой стороне. Вы легко увидите их с Горбатого моста.
Вечером хорошо прокатиться на Ильмень озеро, посмотреть на Юрьев монастырь с воды. Сюда мы поедем завтра. (Фото взяла в интернете).
ВОКРУГ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.
Прежде всего нужно съездить в действующий Юрьев монастырь. (Точка В на карте). Как добраться на автобусе есть здесь: https://novgorodmuseum.ru/muzei/svyato- ... j-monastyr
Дорога на автомобиле из центра займёт минут 15. В детстве папа привозил нашу семью сюда на катере. А вот и наш катер, и сестрёнка Аня удит рыбу.
Больше всего мне нравились синие купола Крестовоздвиженского собора, украшенные золотыми звёздами. Просто сказка! Правда тогда в обители не было монахов, а в кельях жили какие-то люди. На этой фотографии 1995 года мои сынишка и племянница.
Впервые монастырь упоминается в летописях XII века, когда мастер Пётр по повелению князя Всеволода Мстиславовича начал строить великолепный Георгиевский собор.
Именно Пётр стал первым известным нам древнерусским архитектором. Собор был расписан по сырой штукатурке, и роспись эта была яркой и самобытной. Суровый снаружи, внутри храм был от пола до потолка покрыт фигурами ангелов и святых. А на другом берегу Волхова стоял храм Благовещения, построенный князем Мстиславом Владимировичем. (Коричневый маркер на карте). Сыном Владимира Маномаха. Входя в Волхов из Ильмень озера, вы как через ворота проплывали между двумя храмами, построенными отцом и сыном. К сожалению, Благовещенский храм не сохранился, он был разрушен во время войны. На фотографии видны его руины.
А Георгиевский собор в 1820 году решили основательно отремонтировать. Устаревшие к тому моменту росписи просто сбили вместе с кусками штукатурки. Чтобы поднять просевший за 700 лет пол, куски эти, как строительный мусор, уложили на землю, а сверху накрыли чугунными плитами. Собор расписали заново. Только в 2013 году археологи, подняв плиты, обнаружили куски сбитых фресок.
Теперь задача реставраторов собрать из кусочков давно утраченные образы.
Важно сказать, что Георгиевский и Софийский соборы относятся к домонгольскому периоду нашей истории. Монголы до Новгорода не дошли, древние храмы тогда не пострадали, так что сбитые фрески Георгиевского собора, это результат решения архимандрита Фотия в 1820 году. Росписи древних мастеров тогда не ценили, их либо закрывали новыми слоями рисунков, либо сбивали. Чудо, что, пролежав почти 200 лет под землёй, они сохранились и наконец-то будут возрождены.
В 5 минутах езды от монастыря находится Перынский скит. (Точка С на карте).
Говорят, здесь некогда находилась статуя Бога Перуна. Помните, я писала, как он, проплывая мимо новгородского моста, бросил на него свою палицу? Вот отсюда и свергли идола в Волхов, а вместо него поставили крест. Даже картина есть художника И. Акимова “Новгородцы, ниспровергающие Перуна”. Страсти бушевали тогда нешуточные.
А сейчас на ските очень тихо и спокойно. Мы разговорились с живущим здесь монахом. Он рассказал, как зимой сюда приходила лисица, и они подружились, как осенью он посадил целую рощицу дубов. Почему-то эта беседа с добрым человеком запомнилась.
В 15 минутах ходьбы от Юрьева монастыря находится Музей деревянного зодчества “Витославицы”. (Точка D на карте).
(Фото 1995 года).
Прежде чем туда идти, искупайтесь в Волхове, если погода позволяет. Под стенами монастыря находится отличный пляж. В “Витославицах” можно увидеть старинные избы и церкви. Подобные музеи есть в Суздале, Архангельске, Костроме. Никогда не пропускаем возможность посмотреть на исчезающую деревянную архитектуру. Тем более виды здесь красивейшие. (Фото нашла в интернете).
Если вы не пообедали в Юрьево, тогда можно это сделать в Новгороде. А потом едем загород к трём древним храмам, которые бывают открыты только в тёплое время года и в сухую погоду.
Церковь Успения в Волотове (XIV век) очень сильно пострадала во время войны. (Точка Е на карте).
(Поездка от Детинца займёт всего лишь 10 минут. Прежде чем туда ехать проверьте дни и время работы на сайте https://novgorodmuseum.ru/muzei/cerkov- ... v-volotove). От великолепного храма с росписями осталось только 1,5 м стен. Над руиной поставили крышу, чтобы защитить оставшееся от разрушения.
Работы по разборки завалов начались только в 1993 году! К огромному счастью в 1910 году храм обследовал, отснял и описал искусствовед и фотограф Императорской археологической комиссии Леонид Мацулевич.
Остатки фресок вынимали послойно, раскладывали в ящики и начали собирать, опираясь на работы учёного.
Все затраты на восстановление храма и фресок взяла на себя Германия в память о вине гитлеровских войск. Всего было найдено 1 миллион 700 тысяч фрагментов!
Реставраторы собирают фрески как пазл, собранные работы укрепляют на стенах храма.
Всего в трёх минутах езды находится церковь Спаса на Ковалёве с похожей судьбой. (Точка F на карте). Сейчас она закрыта лесами.
Оказавшись на передовой линии фронта, она была почти полностью разрушена артиллерией. Осыпавшиеся фрески были погребены под кирпичом. В 60-е годы приступили к разбору завала на месте бывшего храма. Вот слова реставратора Александра Петровича Грекова, который возглавил работу:
“Протиснувшись сквозь узкую дыру заложенного кирпичом проема двери, я очутился на груде строительного мусора, из которой кое-где торчали исковерканные листы кровельного железа и остатки полусгнивших балок... Студенты, рабочие, инженеры, школьники, пенсионеры приезжали на разборку завалов из многих городов Союза и проводили здесь свои отпуска, каникулы, выходные”.
Пятиметровые завалы разбирали послойно, натыкаясь на неразорвавшиеся снаряды. Каждый кусочек с росписью нужно было обработать от грибка и очистить от побелки, которую нанесли на фрески ещё при Екатерине II. Точное описание фресок сделал профессор Николай Петрович Сычёв ещё в 30-х годах.
Их контуры заново нарисовали и стали выкладывать поверх найденные кусочки.
Храм Спаса на Ковалёве возродили, но с нарушением древних строительных технологий. Александр Петрович Греков сумел доказать, что вернуть отреставрированные фрески на стены новой церкви невозможно. Сейчас их можно увидеть в мастерской Грековых в Детинце. Здесь реставраторы продолжают работу над возрождением древних фресок. ( https://novgorodmuseum.ru/muzei/masters ... .-grekovyh ) (На фотографии реставраторы Грековы).
Фрески закреплены на титановых щитах. Коэффициент расширения этого металла при изменении температуры почти равен коэффициенту расширения известкового раствора. А изготовлены щиты были на новгородском заводе “Волна”, где директором работал мой отец Станислав Константинович Шмелёв. Непосредственным начальником работы был отец моей школьной подруги Александр Грицук. Мне очень важно написать об этом. Дорогие мне люди принимали участие в восстановлении уничтоженного злом искусства.
Ещё 5 минут езды, и вы окажитесь возле домонгольской церкви Спаса на Нередице (XII век). (Точка G на карте).
(https://novgorodmuseum.ru/muzei/cerkov- ... -neredicah ) Эту красавицу постигла та же судьба: прямое попадание снарядов и разрушение.
О существование храма с великолепными древними росписями мир узнал ещё в 1865 году на Парижской Всемирной выставке. Тогда художник Николай Мартынов представил копии нередицких фресок. Мастерство древних новгородских мастеров поразило публику так, что по распоряжению Наполеона III была отлита медаль в честь храма на Нередице. Тогда начался мировой интерес к древней русской культуре.
Церковь подробно обмерили и зафиксировали расположение фресок. Как же пригодились эти работы начала XX века для восстановления храма!
Во время разборки руин было собрано 70 корзин с осколками фресок.
Их реставрация и сборка проходят до сих пор. Руководит работой художник Татьяна Ромашкевич.
Собранные фрагменты закрепляют на стенах собора.
В Новгороде есть ещё одно место, где можно увидеть, как спасают фрески – это Центр реставрации монументальной живописи в Антоньевом монастыре. Помните я рассказывала о математике Кирике? Это тот самый монастырь. Вот расписание работы мастерских и варианты проезда https://novgorodmuseum.ru/muzei/cerkov- ... -neredicah
Интересно, что на Троицком раскопе была обнаружена иконописная мастерская художника Олисея Гречина. Нашли кисти, краски, заготовки для икон и перечень заказов. Художник этот необычным образом писал имя Богоматери Марии, на греческий манер, не так, как писали Новгородцы. Такое же написание, как и в грамотах художника, нашли на стенах храма Спаса на Нередице.
Тогда учёные предположили, что руководил артелью живописцев именно Олисей Гречин. Так орфографическая ошибка древнего мастера привела к научному открытию.
Стены церкви покрыты граффити.
До нас дошли имена новгородских грамотеев, обращавшихся с мольбами к Богу. В верхней части фотографии написано:
“Господи, помози рабу своему Матфею”.
А ниже идёт надпись, которая сначала поставила учёных в тупик:
«НЕПОУСЕЧЪ ПѦСУ»
Болгары, которые приехали сюда на экскурсию, прочитали её как “не бей пса”. Только позднее пришли мысль, что это напоминание о названиях дней недели.
НЕ — неделя (так в старину называли воскресенье); ПО — понедельник; У (в диалектном У) — вторник; СЕ — среда; ЧЪ — четверг; ПѦ — пятница; СУ — суббота.
Совсем рядом находится Рюрикова Городище. (Коричневый маркер на карте). Туда можно легко доехать, если Волхов не разольётся))
C IX века здесь селились воины скандинавы. Князья охотно нанимали их на службу. (Фото нашла в интернете).
В рунических надписях упоминают воинов погибших в Холмгарде. Так называли Новгород.
Может быть кто-то из скандинавов нацарапал на стенах церкви На Нередице конных воинов.
Предполагают, что часть Новгородских бояр была скандинавского происхождения. Хотя встречаются и тюркские имена. Все нации объединились именем Новгородцы.
С XI века на городище жил князь с войском. Великий Новгород виден отсюда едва-едва.
Князь не должен был влиять на решения свободного города.
Благовещенский храм после войны не возродили. А был он вот таким.
Папа привозил нас к этим руинам на катере. Тогда здесь не было оборудованных смотровых площадок с видом на Юрьев монастырь))
Место это замечательное! Сюда теплоходные экскурсии прибывают https://дурашка подзалупная/nov_1991_psc
Ну вот, кажется, я выложила всё что знаю о своём родном Великом Новгороде.
Когда будете возвращаться в город обратите внимание, какая красивая аллея ведёт в Новгород.
Она заканчивается у вала, а сразу за ним начинаются дома. Мне нравится, что город по старинке огорожен насыпью. (Фото нашла в интернете).
Удачи вам в путешествиях! Очень надеюсь, что вы полюбите мой родной Великий Новгород!
В отчёте я использовала свои фотографии и фотографии своего мужа Дмитрия. А то чего не хватило, нашла в интернете.
Перед тем, как писать отчёт, я прослушала лекции “Взлёт и падение Новгородской республики” на платформе ARZAMAS. А так же использовала очерки о Новгороде своего одноклассника историка и археолога Сергея Трояновского.