Начнем с того, что родился я ещё в так называемой Киргизский ССР и до 7 лет прожил в Ошской области, а затем, перед переездом в Россию еще год в Бишкеке. В детских воспоминаниях остался тот самый переезд в Бишкек из Оша (сейчас трасса М41) на вишневого цвета жигулёнке с двумя запасными канистрами бензина в багажнике. Ну и красивейшие виды по дороге – зеленый Нарын, зеленые же джайлоо (высокогорные пастбища), длинный тоннель на большой высоте, лежащая перед въездом в него на боку фура, заполненная стеклянными банками, останки машин в глубоких ущельях, никем в то время не убираемые и высокие-высокие горы вокруг. Конечно ни о каких фото тогда и речи не было.
Пока учился в школе и начальных курсах универа, каждое лето ездили к бабушке с дедушкой в Бишкек, но в последний (до этого года) раз возникла необходимость съездить и на юг, по тому же маршруту. Это был 2007 год, останков разбившихся машин уже не было, трассу подремонтировали китайцы, у меня с собой был даже фотоаппарат, пленочный, но пленку я, по своей же глупости, потом засветил.
Ну вот настало время и для 3го раза, на этот раз с супругой и ребёнком пяти лет.
Итак, подготовка:
Билеты.
Москва – Бишкек и обратно были куплены за два с половиной месяца до поездки, цена – 100 тысяч рублей за двоих взрослых и одного ребенка. Авиакомпания киргизская – Aviatraffic company.
Аренда машины.
Почитал отзывы на гугл картах по прокатчикам, остановился на тех, у которых рейтинг получше, списался примерно за 3 месяца до поездки, отвечали, правда, не всегда быстро, но подробно, особенно много рассказали, когда созвонился с ними по телефону. С машиной определились сразу – уж очень понравилось, как на фото выглядит Toyota FJ Cruiser, цена – 95$ в день. Изначально планировалось заехать в Сары-Таш или Сары-Могол, посмотреть на семитысячники, но прокатчик мне заявил, что дальше Оша они не работают. Также думал, что на Сон-Кёль поедем после Жалалабата через Казарман (сейчас там строится трасса, но каждый год её открытие откладывается), прокатчиком было заявлено, что согласия на проезд по этой трассе они нам не дадут, дорога там может быть в очень плохом состоянии и страховка там не покрывается. Не могу не сказать, что в офисе потом тоже наслушались всяких «страшилок» про дороги, что потом оказалось просто неправдой, поэтому за достоверность информации не ручаюсь. Да и вообще нам заявляли, что по такому длинному маршруту они предпочитают не работать, всячески ломались, аки девы невинные, но в итоге договорились на серый FJ (мы бы, конечно, предпочли жёлтый). На Сон-Кёль в итоге поехали обратно по М41 до подъезда к тоннелю на перевале Ашу-Тоо, свернув в сторону Суусамыра и дальше через населенные пункты Кызыл Ой (Красный дом) и Кара Кече (Черная Коза), в скобках тут перевод с кыргызского, которым не мог не поделиться. А день в Сары-Таш (Рыжий камень) решили заменить на день в Арсланбобе, но и туда мы в итоге не попали, но об этом позже.
Маршрут запланировался такой:
День 1. Прилет (вечером)
День 2. Получение машины, прогуляться по Бишкеку, подготовиться к старту.
День 3. Бишкек – Таш-Кумыр
День 4. Таш-Кумыр – озеро Сары-Челек – Жалалабат
День 5. Жалабат – Ош
День 6. Ош – Арсланбоб
День 7. Арсланбоб – Токтогул
День 8. Токтогул – Сон-Кёль
День 9. Сон-Кёль – Барскоон
День 10. Барскоон – Чолпон-Ата
День 11-13. Чолпон-Ата
День 13. Чолпон-Ата – Бишкек
День 14. Бишкек – сдача машины (вечером)
День 15. Вылет домой (утром)
Гостиницы бронировали на букинге (кроме Таш-Кумыра ):
Бишкек - Prestigious apartment in Bishkek – 84$ за 2 ночи, апартаменты в самом центре Бишкека и по соседству с рентакаром.
В Таш-Кумыре нормальных вариантов на букинге не нашел, поэтому просто посмотрел на гугл картах отели и нашел вполне приемлемый вариант – гостиница называется Bermet, позвонил хозяйке по вотсапу и так забронивал номер, цена – 1200 сом за ночь
Жалалабат - Hotel Good Night 66$ за ночь
Ош - TES Hotel – 52$
Арсланбоб - Friendship (guest house) – 35$
Токтогул - RAHAT Guest House & Hostel - 60$
Сон-Кёль - Yurt camp ALI-NUR at lake Song-Kol – 85$
Барскоон - Macedon Guest House – 30$
Чолпон-Ата - Гостевой дом Лабиринт – 100$ за ночь (включены завтраки и ужины)
Бишкек - Lavitor hotel – 75$ за 2 ночи.
День 1.
Конец июля наступил быстро и вот мы уже в зоне дьюти фри, пройдя таможню и границу, ответив сотруднице пограничной службы на её странные вопросы («ребёнок чей?», «вы похудели?», «а вы в Киргизии родились, да?», «назовите даты дни рождений друг друга»).
Киргизская непосредственность проявилась уже в очереди в самолет, когда на заданный мне вопрос жены: откуда так прёт перегаром, рядом стоящий гражданин Кыргызстана снял свои темные очки и заявил: «Извините, это меня вчера друзья провожали».
Летели на 30тилетнем аэробусе А320, вылет/прилёт по плану, без задержек.
Внизу поля Московской области.
Покормили нас примерно в середине полета. В самолете же нам раздали сим-карты, на которую потом положили 500 сом (инет безлимит) и пользовались ей все 2 недели.
Примерно через 4 часа полёта под нами уже киргизские поля.
И выход на поле аэропорта «Манас». Тут, кстати, много чего названо в честь этого былинного героя, для понимания - это такой киргизский аналог Ильи Муромца.
Встретил нас на машине родственник, по пути к забронированным апартаментам отвез к пункту обмена валют с самым выгодным курсом, который нам попадался. Поменяли только часть, потому что смотрел курс до этого и на сайте в банках он был на тот момент лучше. Но на следующий день оказалось, что это не так, мало того, что он был на копейку меньше (83.9 против 84 в обменнике), еще и берут 2% комиссии с иностранцев. В общем советую менять вот тут:
https://maps.app.goo.gl/UTFCQadN4UhQ3Bm97
Там несколько обменников, курс везде был одинаковый.
Центр Бишкека активно пополняется так называемой точечной застройкой, и в одном из таких «элитных» домов и были наши апартаменты. За 2 дня пребывания тут хозяина мы так и не увидели, ключи получили и сдали охраннику на входе в ЖК, часть денег переводили еще при бронировании, другую – во время проживания, на карту хозяина с российской карты. Апартаменты хорошие, большие комнаты, кухня, гигантский диван, все необходимое есть – в общем широкая азиатская роскошь.
Вечером сходили в Глобус, купить чего-нибудь поесть на ужин и завтрак. Для любителей кисломолочных продуктов рекомендация: попробовать местный напиток – Шоро от производителя Максым.
День 2.
Утром после бессмысленного посещения банка (об этом выше), пришлось съездить (приложение Яндекс.Такси работает прекрасно) поменять еще денег в том же пункте обмена. Брали с собой доллары, честно говоря, даже не смотрел, было бы ли выгоднее менять сразу рубли. Аренда машины была запланирована к 10, процесс довольно быстрый, но тут наши планы поменялись, так как в Арсланбобе прошел большой сель и мост туда просто смыло. Решили так: если понравится отель в Жалалабате, остановимся там на обратном пути. Нас немного попугали дорогами, особенно в районе Сон-Кёля, если порежете острым камнем 2 колеса, то вылезти оттуда будет проблематично: запаска одна, связи там никакой нет. Спросил почему не дают машину дальше Оша – внятного ответа не получил, было сказано что-то про «другое государство». Не стал вникать в подробности. Про самое неприятное, кстати, на киргизских дорогах нам ничего не сказали – о местных гаишниках, которые больше похожи на мошенников и бандитов с большой дороги, чем на блюстителей закона, сам с ними столкнулся всего один раз, но пообщался с другими туристами – у них такой же опыт и оценка. Местных тоже постоянно «доят». По-хорошему надо бы властями с этим что-то делать, но видимо им не до этого, тут, как я понял, в последнее время усиливаются авторитарные тенденции. Вот что писали еще 2 года назад в местных СМИ:
Также иностранцы неоднократно жаловались на то, что сотрудники ГАИ используют экспресс-тесты, которые демонстрируют наличие алкоголя в крови водителя, а когда задержанные туристы предлагают сдать анализы в медучреждении, их сразу же отпускают, даже не извинившись.
«В результате они психанули и сказали, что больше никому не посоветуют ехать в Киргизию», — добавил глава туристической ассоциации.
На всякий случай вот телефон доверия ГУОБДД Кыргызстана: +996 312 630 900, не знаю сильно ли поможет, но лишним не будет.
Но вернёмся к аренде – оставили 500$ наличными в качестве залога (можно оставить и в рублях), за машину заплатили в итоге 104 тысячи сомов, за заезд на Сон-Кёль цена чуть больше. Обговорили ещё раз маршрут, подписали договор, взяли ключи с документами и пошли осматривать автомобиль. Пробег 210 тысяч, но FJ в хорошем состоянии, небольшие царапины и сколы на лобовом стекле были внесены в договор.
На букинге упоминалась парковка на территории, но с проездом туда возникли проблемы, охранник чего-то опасался, сказал – заедете вечером, машину поставили за забором. До следующего утра её не беспокоили.
Сходили пообедать в популярное даже среди местных кафе «Фаиза». Дешево и вкусно, правда пришлось постоять в очереди минут 10, ожидая свободного столика.
Передохнув после обеда, наконец-то нашли в себе силы пойти прогуляться по центру. Ничем особо интересным центр не выделяется, остатки обычного тоталитарного совка. Надо понимать, что киргизы народ кочевой, и до того, как их приняли в нерушимый союз, жил за счёт скотоводства, летом поднимаясь в горы на так называемые джайлоо для выпаса скотины, а когда холодало, спускались вниз. Поэтому никаких городов тут не было до прихода Российской империи. Есть, конечно, древние Ош и Узген, но это все ближе к узбекскому складу жизни, более сельскохозяйственному, где без городов никак не обойтись. Вообще для интересующихся Средней Азией настоятельно рекомендую книгу норвежской писательницы Эрики Фатланд – Советистан.
Но не поснимать центр мы тоже не могли.
Тут заседает Жогорку Кенеш – киргизский парламент.
Во многих местах шел ремонт, в том числе на площади Ала-Тоо
Некий кыргызский батыр, чем знаменит – сказать не могу.
Такие места мне больше по душе.
Полуразрушенное, но от этого не менее симпатичное.
Ещё напоминание о советских временах.
Вдали можно увидеть заснеженные горы, интересно, что в 90е и начале нулевых, когда приезжали летом, снега на вершинах этих гор иногда не было, на этот раз – его предостаточно.
Главный музей Кыргызстана окружен древними экспонатами. Внутрь не заходили.
Нельзя не отметить и плюсов столицы – это множество зелёных парков в центре, после прогулки по которым пошли отведать мяса в гриль бар. Баранья рулька и шашлыки.
На этом второй день в Бишкеке окончился, а на утро нам предстоял длительный переезд на юг.