Мы – семья из Москвы: муж, жена, трое детей - все мальчики – на данный момент 9, 14 и 16 лет. Активные путешественники как за рубежами нашей Родины, так и по ней самой. Стараемся путешествовать подальше от традиционных «мест отдыха». Большинство поездок проходят в режиме soft-приключение, - так, чтобы немного пощекотать нервы, пострадать, поиспытывать себя, а потом посмаковать увиденное-услышанное-унюханное.
Страна Лесото привлекала по нескольким причинам. Во-первых, если мы оказались в восточной части ЮАР, то и в Лесото надо непременно. Если не попадём в этот раз, то, может быть, и никогда не окажемся в этой части света. Надо пользоваться случаем! Во-вторых, страна очень компактная, - много времени на знакомство не потребует, и мы её запишем себе в коллекцию. В-третьих, попытка попасть туда была чистой воды авантюрой, ведь визы у нас не было и получать её мы не планировали.
Лесото расположено на высокогорном плато. Мы решили проникнуть в страну через легендарный перевал Sani Pass и прибыли в точку начала штурма заранее, сняв на 2 ночи домик в селении Хаймвилль (Himeville), - чудесный ламповый населённый пункт на несколько сот жителей, где находится несколько гостиниц или, вернее, усадеб (manor). Мы остановились в Sani Pass Manor Guest House. Жильё прекрасное – несколько домиков на участке, всё очень чисто и аккуратно. Ужин мы себе сделали сами из продуктов, за которыми надо было ехать ок. 7 км в соседний Андерберг (Underberg). Мы уже начали понимать, что страшилки про то, что вечером лучше из дома не выходить, - скорее стереотип и преобладающее черное население отнюдь не стремится нас как-то подкараулить и ограбить под покровом ночи. Магазины в ЮАР в большинстве своём работают до 20:00, а алкогольные магазинчики – до 19:00.
Около 8 утра следующего дня, одевшись потеплее, мы начали движение в сторону границы с Лесото. Пункт пропуска ИЗ ЮАР находится в 25 км от Хаймвилля. Туда ведёт прекрасная дорога с идиллическим видами ЮАР-ской грубинки – рощицы, пруды, поля.
И ведёт эта дорога практически в стену.
Граница со стороны ЮАР - на замке и всё, как надо: будка, флаг, забор, шлагбаум.
На границе проштамповали паспорта, подняли шлагбаум и мы начали двигаться по знаменитому серпантину к Sani Pass по ничейной территории ибо пункт пропуска В Лесото был на вершине плато, ехать до которого 8 км, перепад высот между пунктами пропуска - 1.332 метра. Автомобильное движение к Sani Pass было открыто в сороковые годы прошлого века, когда один из местных жителей решил забраться на плато на своём джипе Willy’s, а не пешком, как делали все люди до него. Известно, что первая поездка заняла у него 14 часов.
Мы преодолели эти 8 км за 50 минут. Не могу сказать, что дорога какая-то особо сложная для высокой машины – у нас был Toyota Fortuner. Наверно, на легковой машине было бы сложновато, но тоже вполне проходимо, если потихоньку. Вне зависимости от машины - очень красиво !
Подъехав к будке на границе и взяв паспорта с собой, пошёл на разговор.
Сценарий был вполне стандартный и описанный тут на форуме неоднократно. Мол, вот наши паспорта, хотим посмотреть вашу страну. Ах, нужна виза? Её у нас нет, но может быть как всё же можно без неё.....? В итоге получилось ещё проще: завидев российские паспорта и сделав вид, что что-то выясняет, пограничник сказал, что пропустить нас без визы не может, но, если мы очень хотим попасть посмотреть их страну, то пойдём-ка в соседнюю комнату и поговорим. Разговор был короткий и предметный: мы заезжаем на 1 день, платим ему по 200 ранд с человека. Помимо этого платим официальные платежи: кажется по 150 ранд с человека и 90 с машины. И ещё надо было заполнить анкеты (кто, откуда, номер паспорта и т.д.). «Только печать в паспорт я вам ставить не буду и, если встретите полицию, - скажите им что-нибудь, но про меня говорить не надо», - напутствовал он нас. Мы пообещали вернуться до 16 часов. Вся процедура заняла минут 15.
План был прост – доехать до города Мохотлонг (Mokhotlong) - 40 км туда и 40 км обратно – без специальных достопримечательностей и остановок.
Надо сказать, что страна Лесото сама по себе удивительна своей странностью и необычностью. Лесото – один из трёх полных анклавов, т.е. его территория со всех сторон окружена территорией другого государства. Два других анклава – это Ватикан и Сан-Марино. Ну, отчасти история похожа на Сан-Марино, т.е. высоко-высоко в горах местный князь/король организовал неприступную крепость и гордо и независимо сидит там со всем своим народом. Только в Лесото, в отличии от Сан-Марино, действительно горы от 1.400 до 3.200 м и довольно холодно. Да и какая уж тут независимость? И политика, и экономика полностью завязана на ЮАР. Когда в стране происходили не вполне контролируемые события, армия ЮАР проводила небольшую специальную операцию и уходила обратно.
Такая изолированность способствует формированию эндемичности и она раскрывается в Лесото в полной мере. Мы ждали людей в знаменитых одеялах и резиновых сапогах, но не думали, что они ТАКИЕ. Первого жителя мы встретили через пару километров после границы прямо на шоссе.
В сопровождении собаки прямо по шоссе он гнал стадо овец. Кстати, от границы до Мохотлонга идёт идеальное шоссе со всеми разметками, отбойниками и знаками, но движение настолько редкое, что нет никаких проблем останавливаться посередине дороги и фотографировать.
Увидев такого удивительного человека, мы вежливо спросили разрешения его сфотографировать, он закивал головой и даже попозировал. Дали ему небольшую денежку.
Дальше – больше – и людей, и лошадей и живописных круглых домиков на фоне гор. Очень красиво и очень бедно.
Так себе Art of Living
Через несколько километров увидели картину: в деревню приехал мобильный банк, т.е. фургон, где расположено отделение банка. На вход стояла колоритная очередь.
Мы вышли из машины и начали фотографировать, чем привлекли внимание полицейского с автоматом, который тут же начал интересоваться кто такие и что тут делаем. Я сначала хотел с ним поплотнее пообщаться, а потом вспомнил, что в стране мы находимся совершенно нелегально и потихоньку свернул диалог. Было бы, конечно, интересно ещё побыть и понаблюдать. Люди были вполне контактные.
Около Мохотлонга дорога испортилась. Сам городок ничего особого из себя не представляет – какая-то торговля, какие-то школьники, пастухи, ларьки с разным скарбом, рекламные щиты. Особенно понравился про современные средства связи.
Заехали в магазин за локальными продуктами, - одеялами, например, или ещё какими-то сувенирами. Ничего местного не нашли, - всё из ЮАР – от шоколадок до тетрадок. Купили что-то по мелочи, расплатившись рандами, а на сдачу попросили местных денег – лоти (мн. ч. малоти), состоящие из 100 сенте (мн. ч. лисенте). И купюры и монеты очень красивые. К ранду курс ровно 1:1.
На банкнотах изображён король, конечно. Его зовут Летсие III. Удивительно то, что королём он служит во второй раз. В 1990 году военные сместили с престола его отца Мошвешве II и посадили Летсие. Отец покинул страну, но стремился вернуться, что и сделал в 1995 году. Сын немало способствовал возвращению отца и мирно оставил верховный пост. Буквально через несколько месяцев отец погиб в автокатастрофе и Летсие III снова стал королём.
Вполне довольные, поехали обратно к границе, пофотографировались на самой высокой точке Лесото - 3.240 метров.
Уже недалеко от границы остановились у здания, на котором был крест. Предположив, что это храм Божий, решили зайти внутрь.
У входа стояли три аутентичных гражданина. Они не имели ничего против того, чтобы мы вошли внутрь.
Кроме живописного полотна внутри ничто не указывало на культовое предназначение здания. Ну, и на том спасибо!
Я по-братски положил руку на плечо аборигена, а потом подумал, стиралась ли хоть раз в жизни его одежда (т.е. одеяло) и не подхвачу ли я какой заразы. Но, как известно, самая главная зараза в Лесото – это СПИД, а он через одеяла не передаётся. На том и успокоился.
Остался нерешённым вопрос с сувенирами. Мы собирались его решить на границе. Действительно, на границе было несколько домиков, где продавали одеяла, шляпы, пиво, магниты.
Ещё на границе расположен «самый высокогорный паб Африки». Оказалось, что за въезд на территорию паба надо заплатить по 100 ранд с человека. Нам показалось это неправильным, и мы решили туда не заезжать, - тем более, что пиво не любим.
Поделав все дела, очень довольные увиденным, собрались спускаться. При выезде из Лесото стоит знак STOP и больше ничего (шлагбаума нет, например) и никого (таможенников и пограничников тоже нет). Мы подумали, что если от нас никто ничего не хочет, то и нам ничего не нужно. Остановившись на секунду у знака STOP, мы поехали вниз. По дороге встречались колоритные пастухи. Одному из них мы подарили пакет яблок. Через 2 км (20 минут пути) мы остановились полетать на дроне. Летать там запрещено, но уж очень было живописно. Только мы было настроили аппаратуру, подъехал джип похожий на наш, из него вышел белый человек и направился в нашу сторону. Мы немного напряглись, конечно. Оказалось, что он простой турист и его просили пограничники, - если он встретит нас, - чтобы передал нам, что не надо было вот так вот выезжать из Лесото, не зайдя к пограничникам в домик. Ещё добавил, что, если не будет штампа о выезде из Лесото, то в ЮАР нас не пустят. И уехал. Хм….В ЮАР мы хотели вернутся и, желательно, засветло. Собрали дрон и обратно наверх 2 км за 20 минут. Пограничник обрадовался, увидев нас. Его интересовала анкета, которую мы заполняли на въезде и которую, оказывается, надо было сдавать на выезде. Анкеты я ему отдал и попросил поставить штампы в паспорта, - «Otherwise they don’t let us back to South Africa». – «They do?» - удивился он и нехотя поставил-таки печати – сразу две: на въезд и на выезд. И снова вниз по ничейной земле. Уже смеркалось. Если нам уже было почти не страшно ездить по африканским городам в темноте, то перспектива, например, застрять на ничейной территории, немного пугала, так что дрон уже не расчехляли и поехали прямиком на пункт пропуска в ЮАР.
Вечер провели в чудесном маноре, где подавали мясо/рыбу «по ЮАР-овски» – большие и вкусные порции за небольшие деньги.
Вспоминали всё что увидели и теперь показываем вам.