Потом безвиз был продлён ещё на год, но мне уже всё равно, я успел купить билеты.
Итак, у меня 15 безвизовых дней. Лечу в конце октября, чтобы захватить праздничный день и сэкономить день отпуска.
Покупаю билеты в Пекин с вылетом из Ганновера. Лечу опять Люфтганзой с короткой пересадкой в Мюнхене. Вылетаю в пятницу вечером, прилетаю в Пекин в субботу в обед. Где-то за месяц до вылета получаю сообщение, что мой рейс отменён. Ну что такое, Люфтганза! Смотрю альтернативы и понимаю, что оптимально будет вылететь в тот же день утром. И прилететь в Пекин тоже утром. Меняю билет и надеюсь, что больше ничего не поменяется.)
Теперь пора составить маршрут. Великая китайская стена, терракотовая армия, аватар-горы – это обязательная часть путешествия. Чтобы ещё добавить, чтобы уложиться в 15 дней? Иду в отчёты, смотрю ютубы… И добавляю двухдневный поход в ущелье прыгающего тигра, а также долину голубой луны, старый город Лицзянь, гору Хуашань, гору Тианьмэнь и древний горд Фэньхуан.
Итак, у меня 4 удалённые на солидное расстояние точки – Пекин – Сиань – Лицзянь – Чжанцзяцзе. Между Лицзянем и Чжанцзяцзе прямых рейсов нет, но можно лететь через Сиань. Таким образом у меня образуются 4 внутренних перелёта. Но не всё так просто – почти все внутренние рейсы прекращаются 26 октября. А мне надо лететь после 26 октября. Что делать?
Ждать. Через хороших знакомых, у которых родственник работает в Китае, узнал, что зимнее расписание местных авиакомпаний появится примерно в середине августа. Но ни в середине, ни в конце августа зимнее расписание не появилось. Лишь в середине сентября начали появляться первые рейсы. Я решил не торопиться, не покупать билеты сразу, и правильно сделал. Примерно 1-2 раза в неделю я проверял рейсы и заносил в электронную таблицу номер рейса, дату, время и цену. Через какое-то время что-то из этих данных менялось – обычно время или цена. А иногда и номер рейса с ними, потому что рейс одной АК пропадал, но появлялся другой.
Покупать билеты я решил примерно за три недели до вылета, надеясь, что к тому времени расписание устаканется и мне не придётся менять мой план. К тому времени я уже понял, что маршрут мой придётся перетасовать, ибо после 26 октября появились далеко не все рейсы, которые были до этой даты. В результате я решил ехать из Пекина в Сиань на вечернем скоростном поезде, оттуда поздно вечером лететь самолётом в Лицзянь. Так как из Лицзяня в Чжанцзяцзе прямых рейсов не было, то лететь я решил в Чаншу, а оттуда ехать в Чжанцзяцзе, там недалеко, всего 2 часа на поезде. Из Чжанцзяцзе в Пекин у меня был вечерний рейс.
Но не всё так просто. Примерно за неделю до вылета мне пришло сообщение, что мой рейс из Сианя в Лицзянь аннулирован. К счастью, в этот день был ещё один рейс, на 4 часа раньше. На Сиань изначально у меня было запланировано около пяти часов. Как вы понимаете, из-за такого манёвра на город у меня остался примерно час.
Перед поездкой я проинсталлировал следующие приложения:
WeChat, Alipay, trip.com, Organic Maps (скачал все необходимые карты), Beijing (интерактивная карта метро Пекина с возможностью прокладки маршрута) и Baidu maps (синий бумажный самолётик на иконке, текст на китайском). Приложение, которое бы мне рассчитывало время поездки на метро Сианя, я не нашёл.
Update: Для метро лучше использовать приложение MetroMan, там схемы метро из разных городов, можно также прокладывать маршруты в разное время.
Что касается карт, то основные точки я нанёс на карты Organic Maps и Гугл карты. Organic Maps меня разочаровал. На картах отсутствовали не только тропы, но и дороги и улицы, а также целые кварталы городов. К тому же позиционирование было смещено, навигация была затруднена. Гугл карты, как это ни странно звучит, работали хорошо. Но и у них было недостаточно материала карт для нормального путешествия. Яблочные карты я не люблю, хотя они показывали позицию правильно. Baidu maps работал идеально, всё там было, но всё было на китайском. В общем, я комбинировал эти карты по мере надобности.
К WeChat и Alipay я сразу привязал одну дебетовую Визу, а также кредитную Визу к WeChat и кредитную Мастеркард к Alipay. На всякий случай.
С WeChat проблем не было, все платежи по куар кодам проходили (а просто перевод в чате другому лицу с иностранными картами не работал, но он и не нужен – у всех есть свой личный куар код).
Alipay один раз сбойнул, я не смог заплатить за Великую китайскую стену. К счастью, у меня было немного налички, так что за вход я заплатил налом. После этого пошёл к торговцам купить бутылку воды и обнаружил, что и здесь платёж не проходит (белый экран). Я пожал плечами, мол, ничего не могу поделать. Но продавщица сдаваться не собиралась и позвала «Галю». Та включила в смартфоне режим полёта и тут же выключила. Alipay заработал. Точно такой же сбой произошёл ещё раз в этот же день, но я уже знал как с этим бороться.
Для поездок на такси я использовал DiDi, которое интегрировано в WeChat. Обычно приложение работало очень хорошо – я выбирал тип машин (экспресс, такси, и др.) и машина приезжала через пару минут. Но два раза не приехал вообще никто – приложение не могло найти свободную машину около пяти минут, потом мне это надоело, и я сбросил поиск. Это случилось в Фужуне и Фэньхуане. В Фужуне свободные машины такси стояли буквально в 20 метрах от меня, но через приложение не вызывались. В Фэньхуане стоянку такси я не видел, пришлось немного «поголосовать» на улице. В Сиане у меня возникла проблема вызвать такси в аэропорт. Когда писал Xi’an airport, то DiDi предлагал поездку куда угодно, но не в аэропорт. Оказывается, надо было написать название аэропорта Xianyang.
Наученный опытом других форумчан, я сделал себе таблицу из трёх столбцов – дата, название точки на английском, название точки на китайском. Таблица себя оправдала, когда я искал автобус или показывал таксисту куда мне надо.
Вообще, проблем с такси в Китае я не заметил – машин на улицах очень много. У вокзалов, аэропортов, а также у достопримечательностей к вам будут подходить ̶м̶у̶т̶н̶ы̶е̶ ̶л̶и̶ч̶н̶о̶с̶т̶и̶ таксисты и заламывать цены. Всегда надо торговаться. Если, скажем, вам предложили отвезти вас за 30 юаней, то можете смело предложить 10 и сойтись на 20 юаней, притом, что цена на DiDi была бы в районе 15.
Пару раз я заказывал трансфер через отель. Думаю, трансфер стоил немного дороже, чем просто вызов машины через DiDi. Но это удобно. Особенно удобно это было в Лицзяне, где мой отель был расположен в пешеходной зоне. Меня довезли до шлагбаума, потом мы немного подождали другого человека с грузовым трёхколёсным электрическим мотороллером, туда погрузили мой чемодан и пешком пошли в отель. Без трансфера мне пришлось бы тащить чемодан больше километра в руках, там такая брутальная брусчатка, что никакие колёсики не выдержат.
Для оплаты поездки на метро я использовал Alipay. Я не знал про такую возможность. Когда я приехал в мой первый отель в Пекине, девочка на ресепшене предложила мне активировать эту функцию. Там всё на китайском, сам бы я не смог это сделать. Для этого надо ввести имя, фамилию, номер паспорта, сфотографировать паспорт и своё лицо – весь процесс занимает две минуты. При входе в метро надо просто показать сгенерированный куар код турникету, так же и при выходе. После этого с вашей карты будет списана сумма проезда (она зависит от расстояния). Никаких билетов, никаких автоматов. В Сиане этот куар код не работал. Охранник, который стоял у рамки, быстро зарегистрировал меня для метро Сианя и показал, как переключать между двумя системами (переключение на китайском, но легко запомнить).
Автобусом я воспользовался буквально пару раз. Один раз, когда ездил из Улинъюаня к стеклянному мосту, второй раз, когда ехал от одного выхода парка Чжанцзяцзе к другому. Думаю, оба автобуса были шаттлы, потому что у них не было номера. За проезд я платил фиксированную сумму по куар коду. Видел так же и автобусы с номерами, очевидно, рейсовые, но ни разу не ездил на них.
На знаменитых китайских скоростных поездах мне тоже пришлось поездить. Билеты я покупал только через приложение trip.com. Если вы берёте билет сильно заранее, то trip.com сообщит вам, что билета ещё нет, но он будет выкуплен, как только поступит в продажу. На некоторых маршрутах выкуп происходил за две недели до поездки, на других – за несколько дней. Сбой случился лишь однажды, когда я пытался купить билет на этот же день с отправлением через пару часов. Сначала я получил уведомление, что билет выкуплен. Буквально через минут пять пришло сообщение, что случилась ошибка и билет не выкуплен, мест нет. Деньги мне вернули все, включая комиссию.
Китайские скоростные поезда имеют несколько классов – второй, первый, премьер и бизнес. Во втором классе формула сидений в ряду – 2+3. В первом – 2+2. В премьер – тоже 2+2, но сиденья кожаные и отгорожены дверью. Бизнес – как бизнес класс в самолёте. В целом, ездить вторым классом вполне комфортно – все сидения, как в Японии, повёрнуты по ходу поезда, места для ног и для себя любимого достаточно. В первом классе пару раз давали воду и перекус, в премьер классе не давали ничего, хотя он по стоимости дороже первого. Во втором классе периодически ходит человек с тележкой с напитками и едой. Бизнес классом я не ездил, он очень дорогой относительно других.
Вокзалы в Китае представляют собой огромный зал ожидания. Вход через рамку, сумки через рентген. В самом зале как правило имеются пара мелких магазинов, где можно купить еду и напитки, пара фастфудных ресторанчиков, а также место, где можно налить питьевой холодной воды и кипятка. Кипяток нужен, чтобы заварить китайский аналог доширака, который можно купить в одном из магазинчиков или принести с собой. К поездам просто так не пускают, выход на платформы – только через турникеты. Примерно за 10-25 минут до отправления поезда на табло появляется надпись, что посадка началась и все выстраиваются в очередь к турникетам. Поэтому приезжайте на вокзал минут за 30 до отправления поезда. Выход на платформу для иностранцев только по паспорту. Далеко не каждый турникет может сканировать загранпаспорт, поэтому всегда становитесь в очередь к турникету с живым человеком. Выход из вокзала назначения происходит тоже через турникет. И опять иностранцам надо подходить к турникету с сотрудником. Он сканирует ваш паспорт. Если лампочка загорается зелёным, то можно выходить. Если красным, то тоже можно выходить. Эту лампочку я так и не понял.)
Один неприятный момент, который надо учитывать при планировании поездки. Если это не Пекин, то частенько вокзалы скоростных поездов находятся не в центре города, а где-нибудь на отшибе или вообще вне города. Учитывайте этот момент. Ведь вам ещё придётся добираться до города (или из города до вокзала), что займёт дополнительное время.
Все аэропорты, в которых мне довелось побывать, были расположены относительно недалеко от городов. Вход в аэропорт осуществлялся так же, как и на вокзал – через рамку. Все билеты на внутренние перелёты я покупал через trip.com, что оказалось очень удобно. Приложение напоминало мне, что у меня вылет через Х часов. В аэропорту trip.com показывал куда мне надо идти для регистрации и сдачи багажа. Так же в приложении всегда отображался актуальный гейт. С таким сервисом никакие табло в аэропорту не нужны. Были и ограничения – нельзя было выбрать место через приложение.
Контроль в аэропортах оказался намного строже, чем в Европе или Америке. При первом же перелёте из Сианя в Лицзянь мой багаж зазвенел и отправился на контроль. Ну и я с ним. Оказалось, что в чемодане я забыл экшн камеру с аккумулятором внутри. И вот эту мелочь они нашли! Камера провела в чемодане два перелёта – Ганновер – Франкфурт и Франкфурт – Пекин и никто её не нашёл. А китайцы нашли. В общем, если не хотите терять время и нервы, тщательно следите за правилами перевозки, не нарушайте.
Все мои перелёты прошли вовремя, без опозданий. Вообще, я не видел на табло чтобы какие-то рейсы задерживались больше, чем на 10-15 минут. Но это, конечно же, не значит, что так там всегда.
Отели в Пекине я бронировал на букинге. Остальные – на trip.com. Преимущество trip.com состоит в том, что я мог связаться с отелем и переслать им куар код чтобы продолжить общение в приложении WeChat. В принципе, если у вас более-менее стандартная программа, то вам это не надо. Но если есть особые желания, то списывание через WeChat просто необходимо. У меня такое было однажды – как раз в Лицзяне. Я спросил, как мне добраться до Долины голубой луны. Мне предложили дневной тур с завтраком. Для похода вдоль ущелья прыгающего тигра мне предложили трансфер, гида и отель. Остальные билеты для входа в другие достопримечательности я покупал без необходимости общения через WeChat.
В WeChat встроен переводчик, который может переводить и на немецкий и на русский. Но качественно он переводит только на английский. Так что рекомендую поменять язык в настройках, чтобы не было недопонимания (если у вас с английским норм). А то мне один раз он перевёл стоимость трансфера – 100 евро! Я аж в ступор впал, там ехать меньше полу часа. Потом дошло, что это юани, а не евро.
Ещё одно интересное наблюдение. Некоторые отели подключены к локальной системе бронирования, то есть вы заранее или на ресепшене можете попросить их купить билет на местные достопримечательности. Но если они не подключены, то они вам так и ответят – сорян, мы ничем не можем вам помочь. И даже не стоит пытаться просить отель в Лицзяне забронировать вам билеты в Запретный город в Пекине. Все эти системы локальные.
Розетки в Китае, согласно интернету, отличаются от европейских. Естественно, я упаковал два адаптера. Но они мне ни разу не пригодились. Все розетки в отелях, где я останавливался, были комбинированными – каждая розетка состояла из двух китайских стандартов и одного европейского, которое без заземления. Для зарядки гаджетов заземление, как всем известно, не нужно.
Дрон. Роджера – DJI Mini 2 – я взял с собой. Дроны массой 249 грамм и меньше регистрировать в Китае не надо. Летать можно там, где нет запрета. Почти весь Пекин находится в запретной зоне. На Великую китайскую стену проносить дрон запрещено. У меня дрон был в рюкзаке, летать я не собирался. Тем не менее, при просвете рюкзака дрон был идентифицирован и отобран. Мне дали номерок, чтобы я смог забрать любимого питомца после посещения стены.
На горе Тианьмэнь летать тоже нельзя. Однако, дрон мой никто не конфисковал. Может просто не заметили, не знаю. В остальных местах летать было можно. Я летал на горе Хуашань, в Лицзяне, над долиной голубой луны, в ущелье прыгающего тигра, в аватар-парке, над стеклянным мостом, в городах Фужун и Феньгхуан. Кроме меня обычно летало ещё несколько дронов. Китайцы любят летать.)
Так как я изначально не знал, надо ли будет регистрировать в Китае дрон или нет, то ещё дома я купил на Амазоне китайскую симку с номером. Зарегистрировал её за день до вылета. В аэропорту Пекина вставил карточку в смартфон и – вуаля – она заработала. И работала без проблем и с высокой скоростью всё моё время пребывания в Китае. Китайский номер мне пригодился лишь однажды, когда я регистрировался на посещение площади Тяньаньмэнь.
Во всех отелях отлично работал вайфай. Пару раз было такое, что в лобби я подключался к одной точке, например BEST_HOTEL_IN_CHINA, а в номере этой точки не было. Зато были доступны несколько точек типа BHIC089, BHIC096, BHIC082… К любой из них я мог подключиться с тем же паролем, что и у точки доступа в лобби.
Естественно, после подключения у меня сразу же пропадал доступ к службам Гугла и Меты. Чтобы пообщаться с родными или чтобы залить фоточки в статус, я использовал всего лишь один VPN. Это был непубличный VPN, поэтому называть его я не буду. Несколько раз мне не удавалось соединиться с сервером. Я пытался повторить соединение через 20-40-60 минут и в какой-то момент мне это удавалось. Соединение оставалось стабильным, обрывов не было. Скорость была такая, что пару раз я даже смотрел ютубчик перед сном.) А ещё я заметил, что форум Винского открывается без всяких VPN.)
С едой в Китае проблем не было – выбор был довольно большим. Что меня неприятно поразило – китайцы не отделяют мясо от костей. То есть, если вы взяли блюдо со свининой, то скорее всего в каждом кусочке мяса будет кусок кости. Так же и с курицей. И с уткой. Что касается остроты, то блюда в основном были либо не острыми, либо приятно пикантными. Лишь один раз мне попалось острое блюдо. Но до остроты уровня Индии ему было очень далеко.)
На стол обычно сразу, ещё до заказа, подают тёплую, кипячёную воду в чайнике, пиалу и небольшой стакан. Салфетки на столах были редко. За рис, который подавали отдельно, брали два юаня. Китайское пиво содержит алкоголь в размере 3-3,5%. Иногда пиво вкусное, иногда не очень. Всё, что выше 3,5% — это уже не китайское пиво. Местное вино в Китае тоже есть, но оно дорогое – около 80-130 юаней за бутылку красного. Вкусное. Крепкий алкоголь тоже имеется, но он на любителя.
Немного путевых заметок о стране.
Далеко не все китайцы шумные. Мне даже показалось, что шумных в общей массе не так уж и много, просто они галдят так сильно, что кажется, что орут все.)
Торговки и торговцы совсем не приставучие – можно спокойно остановиться, рассмотреть товар и пойти дальше, никто за вами не побежит, за руки хватать не будет. Правда, было одно исключение, когда при выходе с территории музея терракотовой армии за мной долго шла одна торгашка, пытаясь всучить за 20 юаней металлические статуэтки. Пришлось ей даже сказать Бу-бу-бу (не-не-не по-китайски).
В целом, китайцы произвели на меня очень позитивное впечатление, старались помочь, если мне нужна была помощь. Общались мы обычно через приложение-переводчик. В магазине, ресторане, аптеке или просто на улице я писал короткий текст на английском, показывал перевод на китайский – это работало. В Китае практически никто не говорит по-английски. Только в отеле Пекина у меня не было проблем, там все неплохо говорили по-английски.
Пару раз со мной фотографировались. Меня это совершенно не напрягало, даже было приятно такое внимание.) Часто меня фотографировали на смартфон проходящие мимо люди. Ну так это тоже не проблема – и я их фотографировал.)
В Пекине я обратил внимание на то, что почти половина легковушек электрические (может не только электрические, но и гибриды, так глубоко я не вникал), причём подавляющее большинство из них местных производителей. В провинции электрических автомобилей было меньше, но всё равно больше, чем у нас на дорогах. Так же бросилось в глаза, что почти все скутеры электрические. А вот электровелосипедов я видел очень мало.
Я читал, что иностранцы не могут с международными правами взять в Китае машину в аренду. И это правильно.) Водят китайцы просто ужасно. Светофоры у них совсем не похожи на наши. За две недели я так и не понял логику, когда можно ехать на красный, а когда нельзя. Также непонятно было кто кому уступает. Один раз видел аварию – женщина попыталась сменить полосу, не замечая другие машины. В результате царапины на крыле и разбитая фара.
Тем не менее, к пешеходам и к двухколёсным транспортным средствам водители относятся аккуратно. Если человек идёт по проезжей части, его просто объезжают, никто ему не сигналит, никто на него не орёт. Поэтому переходить через улицы было очень просто – я просто шёл своим темпом и все меня объезжали. Такой опыт у меня уже был во Вьетнаме.
Очень сильно поражали размеры их городов. Там, где по карте казалось, что вот же оно рядом, на месте оказывалось, что до точки идти километр – два, то есть 15-30 минут. Широченные улицы. И небоскрёбы, сплошные небоскрёбы.
Уже дома, будучи в магазине, понял, как всё же удобно платить телефоном, используя NFC, - дважды нажал на кнопку, посмотрел на экран, приложил к терминалу оплаты и всё. Не надо думать, каким приложением платить, не надо выбирать – сканировать или показывать свой куар код, не надо вручную вбивать цену.
Мой Китай:
HAJ-FFM-PEK
Пекин – Lama temple
Пекин – Летний дворец
Пекин – Великая Китайская стена
Пекин – гробницы императоров династии Мин
Пекин – храм Неба
Пекин – Парк Сяншань
Пекин – Сиань
Сиань – Хуашань
Сиань – Терракотовая армия
Сиань
Сиань – Лицзянь
Лицзянь – Blue Moon Valley
Лицзянь – Jade Dragon Snow Mountain
Лицзянь – двухдневный поход вдоль ущелья Прыгающего тигра
Лицзянь
Лицзянь – Чанша – Чжанцзяцзе
Улинъюань – Zhangjiajie National Forest Park
Улинъюань – Zhangjiajie Glass Bridge
Улинъюань – пещера Жёлтого дракона
Улинъюань – Чжанцзяцзе
Чжанцзяцзе – Tianmen Mountain
Фужун
Феньхуан
Чжанцзяцзе – Пекин
Пекин – Запретный город
Пекин
PEK-MUC-HAJ