У меня были очень большие ожидания от этого путешествия, и, к счастью, они полностью оправдались.
Я не возьмусь за составление всеобъемлюще-подробнейшего отчета, так как мы посетили популярные места, о которых уже много сказано, но постараюсь передать свои впечатления.
Но начать свой отчет я бы хотел с ОГРОМНОЙ благодарности этому форуму, людям которые всегда готовы прийти на помощь новичку и поделиться своим опытом. Спасибо вам.
Маршрут по Норвегии:
Весь путь мы проделали на своей машине, из Петербурга, проехав 4200 км.
Первый интересный этап для нас – это паром из Турку в Стокгольм.
Я впервые побывал на пароме, и для меня это было интригующим опытом.
Из опасений застрять в очереди на российско-финской границе мы выехали из дома заблаговременно, поэтому приехали на паромную станцию в Турку очень рано.
Пришлось достаточно долго ждать паром, однако после длинной дороги можно было немного поспать в машине.
Дождавшись, когда из парома выедут все машины (которых оказалось несметное количество), мы, наконец, погрузились.
Так как мы въехали первыми, мы еще наблюдали за въездом остальных машин.
На нижней палубе нас ждала уютная каюта.
Мы специально выбрали дневной паром, чтобы у нас была возможность полюбоваться на пейзажи шхеров с борта корабля.
Также у дневного парома есть бонус в виде вдвое более низкой цены, по сравнению с ночным паромом.
Не задерживаясь ни на минуту в Стокгольме, мы устремились в сторону Норвегии.
Сделав одну остановку на ночлег в шведском кемпинге, мы прибыли в Осло следующим утром.
Практически единственной достопримечательностью Осло, которую мы хотели посетить, был парк скульптур Вигеланд.
Скульптуры противоречивые, но, несомненно, оригинальные, и приковывают всеобщее внимание.
Обычно скульптуры в парке устанавливаются как фон, а здесь они играют главную роль.
Мы быстро пробежались по парку, в котором было не протолкутся от наводнивших его туристов.
Любомытно, что фигуры, окружающие центральную колонну, выполненные из камня, имеют необыкновенно гладкую поверхность. Они отполированы так, что не чувствуется фактура камня. Очень необычное ощущение.
После парка мы еще немного погуляли по окрестным местам, сходили к королевскому дворцу, а после пообедали в Макдоналдс. Наверно, это самый доступный по деньгам общепит. Цены в ресторанах ввергали в шоковое состояние.
В целом, Осло не произвел впечатление на нас, может быть, потому что мы мало успели посмотреть, а может быть, мы были слишком уставшими после дороги.
Следующим пунктом в нашем маршруте значился великий и ужасный Кьераг .
На подъезде к этому месту природа встретила нас небольшим дождиком.
Мы долго сомневались, стоит ли начинать подъем, но через некоторое время выглянуло солнышко, и мы отправились покорять Кьераг.
Начало пути от импровизированной стоянки, расположенной чуть выше «орлиного гнезда».
Туристов было достаточно много, в основном, мы ориентировались по ним.
Сразу пришло осознание, что расстояние до Кьерага значительно больше, чем можно было представить по картам.
Осилив первый перевал, перед нами открылась панорама Лисьефьорда.
Немного отдохнув, мы отправились дальше. Идти было очень тяжело, постоянно приходилось карабкаться вверх по огромным камням. Сил фотографировать путь уже не оставалось.
Погода постоянно менялась, то светило солнце, то начинался дождик в сопровождении штормового ветра.
Почти добравшись до «камня» мы увидели один из самых красивых видов.
Раньше я скептически относился к словам, что фотографии не передают красоту природы, но это действительно так.
Осталось только попробовать показать эту красоту при помощи видео , хотя ничто не заменит возможность увидеть это живьем.
Снизу, по отвеснм скалам, поднимался небыкновенный туман (или это были облака, мы не определились с терминологией)
Потом было протокольное фотографирование.
Встать на камень было совершенно не страшно, хотя некоторые дамы забирались на него с дрожащими коленками.
Обратный путь был еще тяжелее, мы прошли его стиснув зубы, собрав всю оставшуюся волю в кулак.
Для сравнения сложности Кьерага и Прекестолена я бы хотел показать график моего GPS трекера.
Верхний график - Кьераг, нижний - Прекестолен.
Посмотрите, на сколько более "рваный" профиль у Кьерага.
Расстояние "по прямой" у Кьерага приблизительно на 2 км больше, а с учетом более извилистого профиля, реальное расстояние еще больше.
Также обратите внимание, что мы начали подъем с более высокой точки (как оказалось, с высоты 800 м), а основной поток туристов стартует с 600 м, с очень крутого подъема.
Спустившись в Лисьеботн, мы так устали, что уже и речи не могло быть о ночевке в палатке, просто не было сил её разобрать. Пришлось взять дорогущий номер за 785 НОК + 75 НОК за постельное бельё. Но в стоимость проживания был включен звтрак с неплохим выбором блюд.
На следующий день мы планировали проплыть по Лисьефьорду на пароме, но погода была пасмурной и накрапывал дождик. В такую погоду вряд ли мы смогли бы сделать хорошие фотографии, поэтому мы отправились на машине в объезд.
По моему, в этой части Норвегии особенно много овечек, свободно гуляющих по холмам и дорогам.
Дальше нас ждал Прекестолен. Это, возможно, самая многолюдная достопримечательность фьордов. Многим не нравится это место из-за несметного количества туристов, но если абстрагироваться от них, то это очень красивое место (и гораздо легче достижимое, в отличие от Кьерага).
Но это было только начало. Мы взяли курс на 13-ю дорогу. Впереди нас ждали водопады.
Дорога № 13 очень красивая и на ней не очень интенсивное автомобильное движение.
Вообще, извилистые норвежские дороги доставляли мне как водителю массу удовольствия (кто ездил по таким дорогам, тот поймет). Однако средняя скорость на этих дорогах значительно уменьшается, и нужно учитывать это в планировании маршрута. Обычно получается средняя скорость около 50 км/ч.
Хвала норвежским дорожным строителям, за то что почти в каждом дорожном кармане можно отдохнуть и подкрепиться за такими удобными столиками с видами на природные красоты.
Что удивило, так это непонятные зубодробильные «терки» часто встречающиеся на дороге.
Иногда их делают из уложенных перпендикулярно дороге ж/д рельсов.
Может быть вы знаете зачем они нужны?
Немного не доезжая Одды (примерно 35 км), у пересечения дорог № 13, Е134 и 520, на перевале нам улыбнулась удача в виде очень дешового по норвежским меркам отеля.
Всего за 400 НОК в нашем распоряжении был полностью обустроенный, красивейший номер с кухней (там даже была посудомоечная машинка).
Даже захотелось там остаться жить . Видимо, низкая цена объясняется тем, что это горнолыжный курорт, и мы там были не в «сезон».
Этот отель называется “Roldal Booking”.
Вид на несколько зданий этого отельного комплекса.
С небольшим сожалением, мы продолжили путь.
Следующим на очереди был Latefoss, но до него мы еще проехали по доному интересному тунелю, длинной около 4 км, который практически на всём своем протяжении идеально прямой.
У городка Улленсванг мы заехали к безымянному водопаду (по крайней мере безымянному для нас).
Оставив машину перед небольшой фермой мы прогулялись по дорожке вдоль реки.
Дорога к этому водопаду проходит под этим огромным камнем.
Далее еще два водопада на нашем пути – Tveitafossen и Nyastolfossen.
Дорога к ним идет вдоль этой реки с кристально чистой водой.
Первый из этих водопадов, Tveitafossen, находится рядом с небольшой ГЭС.
Чтобы добраться до второго нужно пройти еще приблизительно 45 мин вверх по течению.
Nyastolfossen гораздо мощнее и величественнее. С обзоной точки открыватся великолепный вид. Можно там сидеть и медитировать часами.
Наконец, под вечер мы добрались до Voringfossen.
Масштаб этого места, размер и мощь водопада просто невероятные.
Совет для тех, кто снимает при помощи фотоаппаратов со сменной оптикой. Берите максимально широкоугольный объектив.
В мои 17 мм ничего не помещалось .
Немного видео для наглядности.
На следующий день мы продолжили путь. Количество водопадов на пути не поддается счету . Они стекают чуть ли не с каждой горы.
Во Фламе было очень красиво, хотелось задержать подольше, но нам еще так много надо было успеть увидеть.
Заехав в знаменитый туннель, мы сделали протокольный снимки, вернулись обратно, и отправились дальше по «снежной дороге».
Если стоит выбор каким путем ехать, то выбор очевиден – «снежная дорога».
Для тех, кто все-таки хочет сделать снимки в этом подсвеченном синим светом дорожном кармане, то он расположен в 6 км от въезда в туннель со стороны Флама.
При подъеме на перевал мы останавливались каждые несколько минут для фотографирования .
К сожалению, на «снежной дороге» почти весь снег растаял, но нам всё же удалось найти небольшие сугробы у дороги.
Обязательным пунктом поездки был водопад Ветисвоссен.
Первые 90% пешеходного пути до этого водопада очень легкие, но миновав ферму мы попали на тропу, по которой надо было снова карабкаться по камням, а это отнимало много сил. Вспомнился путь на Кьераг. Бр-р-р…
Если соберетесь к нему идти, то готовьтесь к сложному пути.
На следующий день мы продолжили путь, и оправились с леднику Нигардсбрин.
Посещение ледника в Норвегии, по моему, должно быть обязательным для каждого путешественника. Это великолепное зрелище.
Из под ледника, пробив себе огромную пещеру, вырывается сильнейший водный поток.
В этот день нам еще предстояло проехать по великолепной дороге № 63.
На перевале установлено вот такое устройство. Мы сначала не поняли его назначение и использовали его как интересный объект для фотографирования.
Но потом, уехав от него мы догадались, что этот инструмент указывает на высочайшие горные пики Норвегии, которые расположены в зоне видимости.
Тучи грозно свисали практически над самой головой…
Этот мемориал установлен в память о группе из шести человек, замерзших до смерти при переходе через этот перевал в 1813 году.
Есть и абстрактные композиции…
Участок дороги от Лома до Гейрангера просто невозможно описать словами.
Иногда горы, небо, водопады, ледники, озера складывались в такие картины, что оставалось только заворожено смотреть на эту красоту, практически лишившись дара речи.
Но эта дорога осталась только в моей памяти.
Мы планировали, разместившись в кемпинге в Гейрангере, на следующий день вернуться и подняться на Далснибу, пофотографировать окрестности.
Но природа внесла свои коррективы Пока мы были в Гейрангере, на небе были тучи и моросил дождик.
От подъема на Далснибу пришлось отказаться.
Гейрангер оказался туристической Меккой. От присутствия толп туристов делалось как-то неуютно.
Мы остановились подальше от береговой линии фьорда, в кемпинге Vinje.
На территории кемпинга есть бурный водопад, и мы опасались что от громкого шума мы не сможем ночью спать, но опасения были беспочвенными.
Шум водопада через некоторое время перестаешь замечать.
В Гейрангере провели достаточно много времени.
Побывали на обзорной точке flydalsjuvet.
После долгих поисков мы нашли знаменитый ракурс. Это место не столь очевидное, поэтому мы были единственными, кто сюда забрался, среди сотен других туристов, которых свозят сюда целыми автобусами.
Чтобы подойти к месту съемки надо спуститься чуть ниже, слева от этих симпатичных комнат уединения.
От ракурса очень многое зависит. Тоже самое место, но снято с другой точки (с верхней обзорной площадки).
Рядом находится еще одно примечательное место.
Вскоре настал день, когда нам надо было уезжать из Гейрангера.
Мы сделали еще несколько фотографий и отправились к Дороге Троллей.
И вот он, последний пункт поездки по Норвегии.
Оставался путь в Стокгольм…
P.S.
Напоследок я хотел бы упомянуть, что мы везде расплачивались картой MasterCard Classic (дебетовая), и вопреки мнению, которое высказывалось на форуме, что есть места где принимают только Visa, у нас не было проблем с оплатой, в том числе и в магазинах Kiwi, которые считаются бюджетными (для Норвегии это слово не воспринимается без улыбки).
Конечно есть места где не принимают карты, например, по карте не купишь клубнику с лотка у дороги, но прием карт практически повсеместный. За время поездки нам хватило около 700 НОК наличными.
P.P.S.
От поездки осталось более 1200 фотографий. Мне хотелось сфотографировать каждый уголок Норвегии, было ощущение, что в Норвегии просто нет некрасивых мест. К сожалению, невозможно объять необъятное, и самое лучшее что я привез домой – это воспоминание о том, как было классно в Норвегии.