Может, так же, как и я когда-то, вы найдете в этом рассказе что-то интересное для себя и включите в свой маршрут. И так же, как и я, увидите в них еще что-то свое.
Итак, путешествие в сердце Италии, в конце марта - начале апреля 2015 года.
Путешествие получилось несколько спонтанным – появившееся «окно» наложилось на относительно недорогие билеты в Рим и обратно. Был список мест, с которыми хотелось бы познакомиться, или в которые хотелось бы вернуться. Исходя из этого списка, определила места дислокации, забронировала отели. И вдруг, когда начала детальнее прорабатывать маршрут, оказалось, что от каких-то точек придется отказаться, т.к. слишком уж много времени уйдет на дорогу, даже больше, чем прогулка по самому городу, в который собиралась. Либо нужно было изначально планировать другие места размещения.
В результате получился маршрут с не очень логичными разъездами, что лишний раз доказывает необходимость внимательно прорабатывать логистику ДО бронирования отелей. Но, поскольку в Италию я ехала в первую очередь отдохнуть и расслабиться, пробелы в планировании поездки не были столь критичны.
Что для меня было «must see» в данной поездке, так это Орвието и Чивита ди Баньореджо. А еще Сан Джиминьяно и Лукка с Пизой. И, наконец-то, отдать должное церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и Палаццо Питти с садами Бобболо, и все-таки полюбоваться со стен крепости Бельведер на Флоренцию.
Буквально за день до поездки почувствовала, что жестоко простудилась. Хорошо, что выяснилось это еще дома – усилила «боезапас» противопростудных средств. Но состояние, конечно, было не очень. Что, наверное, сделало мое путешествие более «ленивым», что ли – тяжеловато все-таки ходить помногу тогда, когда организм просится полежать.
Рим (проездом)
Было удивительно лететь в Рим в полупустом самолете. Кризис, однако!
Первым местом дислокации планировался Орвието. Но, учитывая поздний прилет и то, что в Орвието я не нашла подходящих для себя отелей с круглосуточной регистрацией, пришлось заночевать в Риме - самолет прилетел поздно вечером.
Поскольку никуда не торопилась, да и дороги ночью должны быть без пробок, от аэропорта Фьюмичино до Рима поехала на автобусе – Busshuttle. Остановка автобусов находится справа от выхода из терминалов. Проезд стоит 6 евро. До вокзала Термини ехали около часа. Причем, проехали мимо Ватикана (там была остановка шаттла), мимо замка Сан Анжело, прекрасных в ночной подсветке мостов через Тибр. Получилось такое праздничное начало путешествия.
Отель сняла недорогой, недалеко от вокзала – ночь переночевать. Бросив вещи, пошла погулять и перекусить.
Иду по улице (странно, улица рядом с вокзалом, но оказалась тихой и безлюдной), вдруг передо мной вырастает церковь-красавица!
Что это? Откуда? И тут соображаю, - да это же Санта Мария Маджоре! Она же совсем рядом, а я и забыла.
Церковь Санта Мария Маджоре была основана еще в раннехристианский период, в 352 году н.э. С историей строительства церкви связана легенда, такая же красивая, как и сама церковь. К римскому епископу Либерию во сне явилась Пресвятая дева и велела возвести храм на том месте, где наутро выпадет снег. Утром следующего дня оказалось, что белоснежным покрывалом укрыт холм Эсквилин.
Церковь расширялась и украшалась вплоть до XVIII века.
В XIV веке была пристроена колокольня высотой 75 метров. Говорят, что один из пяти колоколов звонит ровно в 9 вечера, чтобы укрепить веру молящихся – не проверяла.
Нынешний фасад здания – это смесь романского и барочного стилей. Завершающим аккордом в облике церкви стала пристройка величественной лоджии с портиком архитектора Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga), украшенной мозаиками XIII века (старый фасад церкви). При ночном освещении церковь с нарядной лоджией смотрелась, как дворец.
Налюбовавшись, с «чувством глубокого удовлетворения» вернулась в отель.
Утром – снова к Санта Мария Маджоре. Это – одна из моих любимых церквей Рима. (В этой же «компании» Санта Мария ин Трастевере и Санта Прасседе, расположенная буквально в двух шагах.) Каждый раз, приходя сюда, я нахожу для себя что-то новое. Впечатляют наборные полы, выполненные в стиле косматеско (XIII в.). Позолота потолка оттеняется белоснежными мраморными колоннами, обрамляющими центральный неф. Изысканный потолок – работа Джулиано Сангалло, XV век. Для позолоты потолка использовалось первое золото, привезенное Колумбом из Америки и подаренное Католическими королями, Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским папе Александру VI. Над колоннами центрального нефа расположены пастельные мозаики IV – V веков со сценами из Ветхого Завета. Они считаются самыми древними в Риме.
В центре церкви триумфальная арка над папским алтарем мерцает темным золотом мозаик V века. Купол алтаря украшен мозаиками более позднего времени (XIII век). На них изображено короновании Девы Марии.
Внизу под папским алтарем находится крипта с ценной реликвией – фрагментами яслей, в которых родился Христос.
Справа и слева от центрального нефа находятся очень торжественные, богато убранные капеллы более позднего периода (XVI – XVII вв.). Это Сикстинская капелла (справа) и капелла Боргезе, в которой хранится самая ценная римская икона Девы Марии "Salus Populi Romani" или икона Божией Матери "Спасение народа римского". Авторство иконы приписывают евангелисту Луке. По данным радиоуглеродного анализа, этой иконе около 2000 лет. По преданию, эта икона спасла население Рима от чумы в XVI веке.
Капеллой Сикста удалось полюбоваться, а вот капелла Боргезе в это время была закрыта.
Да, недавно вычитала, что недалеко от входа под скромной плитой покоится великий архитектор Рима Бернини – повод навестить Санта Марию Маджоре еще раз.
Нашла церковь Санта Пуденциана, на Via Urbana, почти напротив Санта Мария Маджоре. Нужно только перейти через Via Cavur и небольшую площадь. Церковь отгорожена от улицы маленькой площадью, расположенной ниже уровня улицы. Спуcкаясь по cтупеням вниз, к церкви, словно переходишь в другую эпоху.
Санта Пуденциана знаменита древними византийскими мозаиками,
но Санта Прасседе, которую я еще навещу, несомненно, интереснее.
Небольшая прогулка к Испанской лестнице
– и еду в Орвието.
Орвието
Орвието – город с очень древней историей. Когда-то здесь находился один из важнейших городов Этрурии. На смену этрускам пришли римляне, взяв штурмом город в 264 году до н.э. Расположен Орвието на туфовой скале вулканического происхождения, в долине реки Палья. В XIV веке под руководством кардинала Альбонрозо вокруг города возвели мощные крепостные стены. Внутри крепостных стен, для обеспечения жителей водой, в XVI веке был построен колодец Св. Патрика, являющийся одной из туристических достопримечательностей Орвието.
От станции Орвието Скало, расположенной у подножия скалы, в город можно подняться на фуникулере Браччи (на площадь Кахен, откуда и начинается знакомство с волшебством Орвието), либо более прозаично - на городском автобусе. Расписание работы фуникулера можно посмотреть здесь: http://www.inorvieto.it/it/scegli/sugge ... olare.html.
Дорога к отелю от пл. Кахен показалась долгой – катить чемодан по брусчатке вверх, хоть и под небольшим углом, оказалось не так легко, да еще учитывая мое состояние, которое вдруг решило ухудшиться. Зато прошла по всей Корсо Кавур. Отель – почти в центре городка – рядом с церковью Сан Андреа и пл. Республики, на via Filippeschi (Филиппески).
Полдня прогулки по Орвието, «разведка» для уточнения планов. В Туристическом инфоцентре (находится напротив собора на площади Дуомо) узнала насчет экскурсии в подземный город – только на английском и итальянском языках. (http://www.orvietounderground.it/index. ... e-and-when). Спускаться под землю, от теплого солнышка, не захотела, обойдусь без экскурсии.
Описание остальных достопримечательностей Орвието, условия их посещения можно посмотреть здесь: http://www.inorvieto.it/en/plan.html.
На подходах к пл. Кахен, на виа Корсо Кавур, нашла табачный киоск и купила билет до Баньореджо и обратно, за 4,4 евро (говорят, так дешевле, чем покупать у водителя - не проверяла). От площади вышла к остаткам этрусского храма Tempio del Belvedere (5 в. до н.э.).
Остатки храма были найдены во время строительства новой дороги в 1828 году. Трехстильный Храм Бельведер служил жителям города примерно с начала V века до н.э. до III века до н.э. Храм был посвящен Тину (этрусскому Зевсу). При строительстве храма были применены основные принципы архитектуры, описанным античным ученым Витрувием. К зданию храма вела широкая парадная лестница, остатки которой, поросшие травой, можно наблюдать и сейчас.
Атмосфера этого места чудесна – тихо, умиротворенно, прекрасные пейзажи… Сейчас здесь небольшой парк со смотровой площадкой, оборудованной лавочками.
Прогулялась по виа Рома – одной из 3-х улице, идущей вдоль длинной стороны города. Обнаружила на стене дефибрилятор – для оказания скорой помощи. Больше нигде мне такого не попадалось.
Ближе к центру Via Roma переходит Via Arnolfo di Cambio. Здесь более старые и очень интересные дома.
Церковь Сан Доменико снаружи довольно лаконична, даже сурова. В соборе сохранилась кафедра, с которой в XIII веке читал лекции Фома Аквинский. Здесь же находится святое Распятие, которое по преданию «разговаривало» с ним.
В церкви сохранилось несколько старинных фресок. Слева от входа – роскошный Мавзолей кардинала Де Брэя, созданный примерно 1282 года, но мне он показался слишком парадным и все мое внимание досталось остаткам фресок.
От церкви Сан Доменико можно пройти на пьяца дель Пополо – главную площадь Орвието.
Здание Палаццо Капитано дель Пополо показалось несоразмерно огромным для этой площади. Его возвели в 13 веке, а в дальнейшем сооружение было увеличено за счет пристроенной башни. В разные эпохи здесь были резиденции капитанов народа, размещались ломбард, школа и театр. Симпатично смотрится лестница, переходящая в террасу. Никак не пойму, прочему я на нее не поднялась?
Дело близится к вечеру. А что там, на западе, на крепостных стенах?
По пути к западным стенам города так удачно пошла по верхней улочке – такой чудесный вид на крыши Орвието!
С каждым шагом я все больше влюбляюсь в этот город. Все в нем кажется таким уютным, таким органичным. В меру шумная и веселая молодежная тусовка в центре, спокойная, размеренная жизнь – на окраине.
Вышла к церкви Сан Джовенале. Вот уже и крепостную стену видно, но что-то заставило заглянуть в открытую дверь церкви…
По преданию, раньше здесь был языческий храм в честь Юпитера (по итальянски - Джове), в VII-VIII вв. вместо него образовали храм Джовенале.
Это было какое-то волшебство, я словно попала в другой мир, в другое время.
В церкви никого не было, только солнечный луч бережно скользил по стенам. А на стенах – чудо, как хороши, - фрески. Эти фрески, долгое время скрытые под слоем штукатурки, считаются настоящим музеем орвиетанской живописи XIII-XIV вв.
Наконец «оторвала» себя от магии фресок и вышла на крепостную стену. Колдовство Орвието продолжалось! Было невероятно тихо вокруг. Солнце медленно опускалось за горизонт, лаская теплым светом крыши, стены домов, крепостную стену, деревья…
Город купался в этом свете и я вместе с ним. Изредка попадались такие же, как я, любители полюбоваться на закат. А на смотровой площадке, лицом к заходящему солнцу, уютно расположилась с книгой барышня. По-хорошему позавидовала ей.
Прогуливаясь вдоль стены, я с интересом заглядывала в хитросплетенья переулков, выходящих к западной окраине города.
Город казался вышедшим из сказки. И даже каменные орлы на Римских воротах казались сказочными птицами, а не грозными символами власти.
Повернув в ближайшую улочку, вдруг услышала чудесный хор, который исполнял песню, так созвучную моему настроению. Я сначала подумала, что это пение доносится из церкви. Нырнула под арку, а там – хор студентов-экскурсантов просто так, на улице, вероятно, поддавшись восторженному впечатлению от города, заканчивал, увы, свое пение.
А я продолжила теперь уже вечернюю прогулку по Орвието, которая закончилась, конечно же, у таинственно-величественного Собора.