Очередь не двигалась. Чуть больше километра до пропускного пункта. Вероятно потому, что раннее утро субботы, и Питерцы ездят в Финку просто на выходные, Шоппинг, Аквапарк и т.п. Много народу с велосипедами. В очереди мы стояли под номером 180 примерно.
До границы добрались через 3 часа...Очень вежливо со стороны наших таможенников и достаточно быстро. Почти ничего не проверяли. На финской границе простояли минут 15-20. Только вопрос водителю — куда? — В Норвегию. Штамп в паспорт и до свидания. Ни таможни, ни пограничников... Ура! Мы в Финляндии. До Иматры решили срезать по проселочным дорогам. Реальная грунтовка. Скорость не более 40 км, зато кругом настоящие хутора. Далее по Дороге до Йонессу. Для водителей дорога скучна. Пейзажи красивые, но однообразные. Озеро — Лес — Озеро — Лес.
Рулим до Кайяни. По пути останавливаемся заправиться. Немного затариться в местном магазинчике и перекусить. Подъехав к Кайаяни понимаем, что до Рованиеми сегодня не доедем. Меняем маршрут и теперь пункт назначения Куусамо. Срезаем по проселочным дорогам через Вуокатти. Время близится к позднему вечеру, солнце садится, но не темнеет. Начинаем искать кемпинг. Он находится буквально через 10 минут пути. 2 километра в сторону от дороги и несколько деревянных домиков на берегу озера. Красиво. Комары. Типичная Карельская картинка.
Маленький домик на 2-3 человек — 40 ойро. палатку на троих — 17 ойро. Объясняемся с финном жестами. Ни по — русски ни по — английски он не понимает. В полночь по Москве засыпаем. Утро начинается в 6 по местному времени. 1.5 часа на проснутся, запихнуть вещи в машину и позавтракать. Час пути и мы в Куусамо. Заправляем полный бак и двигаем дальше.
Еще один день перегона по Финляндии. Чем ближе к северу, тем природа скуднее и суровее.
Пейзажи за окном меняются, но принцип лес — озеро — лес остается без изменений. Олени!
Увидев первого оленя на дороге быстро хватаемся за фотоаппараты. Когда они начинают попадаться через каждые 20-25 км. лишь притормаживаем увидев очень красивого и фоткаем на ходу. Доехали до Инари затарились в магазе финскими продуктами, перекусили в местном ресторанчике и дальше в путь. Остановились на пис — стоп через 50 км. Нашли грибов. Граница Финляндия — Норвегия: ни живой души, только обозначение красного и зеленого коридора. Пролетаем не останавливаясь мимо. Мост через небольшую речушку и надпись Norge! Часы еще на час назад. Карасьок проезжаем мимо. Рубеж минимального доезда пройден. Светло. Силы еще есть. Едем дальше в Лаксельв. Заправились, быстро нашли банкомат. Сняли наличными 5000 норвежских крон и двинули дальше. Едем вдоль Порсангенфьорда на Нордкапп. Туманно. Холодно.
Сотня километров пролетела незаметно. К 11 вечера по местному времени доезжаем до тоннеля на остров Магёрой, где находитнся Нордкапп. При выезде из тоннеля платим 333 кроны. Находим в навигаторе карту кемпингов острова и останавливаемся на ночлег. На стоянке машина с питерскими номерами. — Привет соотечественники! J Заселяемся в домик с 5 кроватями. Туалет и душ на улице. Душ платный — 10 нок. Сыро, туманно, но светло. Долгожданный сон...
Утром погода не изменилась. Над самым северным мысом Европы висел густой туман.
Платим денег за въезд на сам мыс и посещение музея. Знаменитый памятник глобусу.
Океана внизу даже не слышно. Прогуливаемся по музею, смотрим стереофильм (потрясное зрелище). Шопинг — Сувениринг, отправление открыток близким. Далее едем в Хоннингсваг.
Маленький городишко, симпатичный, но более 15-20 минут делать в нем нечего. Сложилось впечатление что большинство музеев которые указаны в тур. путеводителях относятся к категории «небольшие краеведческие». Поэтому приняли коллективное решение смотреть только самое интересное. Далее в плане был перегон в Алту, но решили заехать в Хаммерфест. Распогодилось. Очень симпатичный мост по дороге.
Красивый северный городок — царство белого медведя.
Газодобывающая промышленность играет определяющую роль в жизни «самого северного города Европы». Вообще слово «самый северный» тут на каждом шагу. Явно туристическая фенька. Вкусный и очень недешевый обед. По поводу цен на еду быстро расслабились. Марш — бросок до Алты.
Успеваем почти к закрытию кемпинга. В наличии пара свободных домиков. Берем один. Про палатку решили не заикаться. Соврали, что родителей оставляем в домике а сами едем в Алту. Как только ресепшн закрылся, поселились в домике пятером. Спанье на полу на коврике особых неудобств не доставило.
Утром приехали в Музей Алты. Потратили на него часа 3. И музей , и прогулку с просмотром наскальных рисунков все оценили на твердую пятерку.
Перед музеем заехали в «Туринфо» и затарились бесплатными картами и путеводителями. Нашли в них Каньон и дамбу. Поехали туда. Не доехав 4-5 км увидели закрытый шлагбаум. Из — за него вырулила парочка велосипедистов.
Разговор с ними получился занятый: «Хеллоу. Хау мач километер с тилл дэмб? — Дэмб? Да тут недалеко — минут 40-50 пешком», сказали велосипедисты на чистом русском. Ребята оказались из Киева, доехали на поезде до Мурманска, а там и до Норвегии. Мы развернулись и рванули в сторону Тромсё. Последовали совету навигатора и сократили путь двумя паромами. Путь короче на 100 километров, но с учетом времени ожидания парома, загрузки-выгрузки по дороге ехать быстрее и дешевле. Но паром есть паром. Красиво и спокойно.
Время близится к 11 вечера.
Насколько мы поняли, большинство кемпингов закрывается около 10. На удачу едем в ближайший, и успеваем. Недалеко от Тромсё. Озеро, горная речка уютный домик. В общем все прелести жизни. Судя по путеводителям город красив и интересен. Но погода не очень солнечная, поэтому на фуникулере решили не подниматься. В Арктический собор тоже не зашли, показалось кощунственным, что за вход в богоугодное заведения просят денег. И не мало.
Остается прогулка по местному «арбату». «Северный париж» похож на своего собрата набережной и звуками гармони. Продавщица сувениров — русская. Рассказывает, что смотреть кроме центра особо нечего, но рыбалка тут супер. Чашечка кофе и снова марш бросок в сторону Лофотенских островов. Выбор между прямо и красиво, делается в сторону красиво. 848 дорога с одним паромом.
Можно было конечно поехать до Грилефьорда и далее на пароме до Анденнеса, но на дневной паром мы опоздали, а вечерний был слишком поздно. При планировании маршрута серьезным упущением было отсутствие графика движения паромов. В моем представлении они должны ходить каждый час. Поэтому доехав до парома на Харстад, мы зависли на 2 часа.
Зато искупались в море и пообедали. Времени и сил на поиск кемпингов не было. В первом попавшемся кемпинге мест не было, зато второй был чудо как хорош. И домиком с 4 кроватями, и озером и прелестными вершинами вокруг.
Далее в планах был паром из Москенесса до Будё. Судя по форумам уехать этим паромом непросто и надо заранее бронировать билеты. Оставив часть нашего экипажа в музее викингов в Борге, мы рванули на самый край Лофотен. Вариантов было немного. Бронировать билеты можно по телефону или интернету и это стоит денег. Но, поскольку мы собрались уезжать утренним паромом, то решили, что можно обойтись без предварительной брони. В местном «туринфо» нам подтвердили, что с билетами на 6 часовой паром проблем особых нет. Возвращаемся к нашим. Ехать по Лофотенам одно сплошное удовольствие. Виды вокруг завораживают.
Жаль, что мы не оставили на них хотя бы пару дней. Дружно двигаем на ближайший пляж. Океан, белый песочек. Красота. Если бы не температура воздуха и воды, то представить себе, что это суровое Норвежское море просто нереально.
Заезжаем еще на один пляж. Купнулись в удовольствие, хотя температура оставляет желать лучшего. Кстати, даже в «гуглмэп» видно насколько там клёво. Доезжаем почти до самого края Лофотен в местечко Зунд. Снимаем рорбу. Двухэтажный домик со всем необходимым. Кухня, душ, место для мангала. 700 Нок. Эта цифра вызывает у меня неоднозначные чувства. Нас пятеро, поэтому примерно это 700 рублей носа. Вот скажите мне, можно ли найти халупу в сезон на берегу нашего черного моря за эти деньги??? А тут шикарный домик на берегу океана с удобствами. Поехали затариваться рыбой в местный лабаз.
Купили стейки семги и вечером их же зажарили. От той рыбы которую продают у нас, отличается только свежестью. Еще купили сушеной рыбы. Вот с этим у них реальный напряг. Даже музей сушеной рыбы на островах есть, а продают какую — то фуфлятину. Нечто подобное нашей вобле или лещу для них, наверное, не существует. Эх, несчастные... Впрочем, в континентальной Европе, тоже не знают что это за деликатес. Полярное солнце скрыто за облаками. Но вокруг светло, поэтому засыпать непривычно.
Рано утром подъем, сбор и в 5.30 мы на пристани у парома. Машины стоят в основном в ряду «Reserved», мы первые кто стоит на обычной линии. Зато научились экономить на паромах. За руль садиться кто — то из молодых, родители выступают в роли «seniors», то есть пенсионеров, и платят в два раза дешевле, а мы либо прячемся на заднем сидении под спальником, либо в момент расплаты гулям по причалу. Такая тактика позволила сэкономить на пароме в Будё около тысячи деревянных рубликов. На пароме после отъезда заваливаемся спать. Водителя оставшегося поспать в машине запирают через 15 минут после отплытия...
День ознаменован девизом «перегон до Трондхейма». Планируя маршрут, я думал, что 700 км это 6-7 часов. По факту средняя скорость движения редко приближалась к 70 км/час. Поехали по 17 дороге. Хотели посмотреть Сальстраумен, но проморгали остановку около моста.
Учитывая скорость передвижения по «самой красивой дороге вдоль побережья в мире» решаем вернутся на Е6. Учитывая несколько паромов впереди, приняли решение обойтись без них. Природа вокруг канадская. Леса и горные реки.
Останавливаемся там, откуда начинается полярный круг. Еще раз поражаюсь способности Норвежцев сделать достопримечательность на пустом месте. Куча туристических автобусов, сразу видно местечко популярное. Сувениры такие же, как везде, только на них надпись «Polar Circle». Конечно же, посмотрели памятник русским военнопленным погибшим при строительстве железной дороги.
Двинули в Мо и Рану. Ничем не примечательный городишко. Много инвалидов. Вообще социальная составляющая норвежского общества видна на каждом шагу. Самые лучшие туалеты и парковочные места — для инвалидов. В музеях надписи типа «мы очень сожалеем, что лишь часть экспозиции доступна для просмотра инвалидами» и т.п. При этом они достаточно активно участвуют в общественной жизни. По меньшей мере, их видно. Да такого отношения в нашей стране к инвалидам и престарелым как Африканским аборигенам до луны. Пока в СССР строили космические ракеты, скандинавы делали всё, чтобы им на земле хорошо жилось. И это повсюду видно. Так и не найдя ресторанчика, чтобы перекусить в Мо и Ране, выработали следующую тактику на всю оставшуюся поездку: Затариваемся в супермаркете продуктами (в частности, поджаренной на гриле курочкой) и едем до ближайшего знака «Ёлочка». А там обычно красивый вид, столики и туалет. Перекусив, едем, что называется до упора. Сворачиваем к озеру Снаса (или Снёса, хрен их разберешь), и останавливаемся в достаточно приличном кемпинге. Удается искупаться в озере. Приезжают какие-то питерцы. Слово за слово... Шашлычок, вискарик... Хорошо. Питерцы еще догонялись привезенной из Голландии травкой.
Утром еще 100 км и мы в Трондхейме. Разбредаемся по центру города. Естественно главные приоритеты Нидаросский собор и рыночная площадь. Сооружение величественное и с точки зрения архитектуры очень интересное.
На рынке чувствуешь себя средневековым путешественником.
Благодать. На улицах попадаются арабы и негры с детьми в коляске. Видно местные жители.
Вот уж действительно геополитика — чуднАя вещь. Все собираемся и едем пикниковать на обзорную точку в городе около крепости.
Чаек из термоса, нарезочка, помидоры, сосиски, сваренные тут же на газовой горелке, вот стандартный набор нашего пикника.
Собирается дождик. Едем в сторону Мольде, но реально оценивая силы и время, решаем сократить маршрут на завтра.
Останавливаемся на ночлег в местечке Сурнадальсёра (не путать с Саннадальсёрой) на берегу горной речки. За окном, не переставая, идет ливень. Тетушка на ресепшн кемпинга любезно распечатывает прогноз погоды на несколько дней вперед. На Гейрангере все дни мягко сказать дождливо. Утро вечера мудренее. Утренний паром и стрелка нашего компаса смотрит в направлении Андалснесса.
Прелестный городок. Бензин и еда затарены в машину и впереди Тролльстиген. 63 дорога просто прелестна.
С погодой повезло — суровые тучи, но без дождя. Ощущения сказочные.
Встречные машины сильно удивляются, увидев на подъеме человека с фотоаппаратом в люке минивена. Это я делаю репортажные снимки. Подозреваю, что штраф за это есть и не маленький, но так реально удобнее снимать, да и полиции не видно за всю дорогу не разу.
Утренний план был доехать до Валдалла, но время еще обеденное, поэтому решаем дотянуть до Гейрангера и заночевать там.
Тормозимся на «View point» и втыкаем в «самый красивый в мире фьорд».
Небольшая прогулка по тропе в сторону и вся прелесть фьорда как на ладони. Действительно зрелище захватывающее.
На удивление находим шикарный домик на берегу. Прокатились до местного сувенирного магаза и затарились на всех друзей и родственников вместе взятых. Сладостный сон...
В 9 утра приходит девушка на ресепшн и выдает нам лодку с мотором. 2 часа прогулки по фьорду с фотканьем водопадов лучше, чем круизный лайнер с кучей туристов. Куда хочешь туда и рулишь. Прогнозы погоды не оправдались. Солнце пробивалось сквозь тучки, что немало нас порадовало.
Возвращаемся на пристань, собираемся и рулим дальше. На Даллснибу решено было не заезжать. Вообще за все путешествие реальной фотографической погоды не было. То дымка, то слишком пасмурно, то еще что — нибудь... В этом плане конечно не повезло. Зато повезло с маршрутом в этот день.
Доехав по 63 дороге до 15 держим курс на Гротли. Дорога лучшая за всю поездку. Горные озера, ледники. Просто супер.
На Кавказе до таких красот пару суток пешком из долины. Тут не более часа по дороге от уровня моря. Поворачиваем на 258 дорогу. У всех сразу возникает одно замечательно русское слово, синоним американского «Вау». Действительно звездато! Красоту словами не передать. Фото лишь на малую часть дает представление о величественности гор.
При обгоне бибикает машинка... — Москали, понаехали понимаешь... Бибикаем вслед. Останавливаемся, чтобы искупаться в горном озере. Феерично! Работающий горнолыжный курортик с канаткой...
Эх, было бы время катнуть... Вода везде. Реки, ручейки, водопады, озера, ледники. Кругом куда только не бросишь взгляд. Захотелось зависнуть тут, по меньшей мере, на неделю. Но не судьба сделать это в текущую поездку. Перегон в Согндал.
Мест в кемпингах нет. По пути находим симпатичный мотельчик с видом на фьорд.
За день насмотрелись на такую красоту, что переварить все впечатления сил нет. Их хватает на доползти до кровати и рухнуть в неё.
Глаза уже настолько привыкли к картинке фьордов, что Согндал, он же «самый большой фьорд в Норвегии» не произвел какого — то сильного впечатления. Да, красиво, не более.
Более ста км. ( по 55 дороге) вдоль побережья и столько же до Бергена. По пути не доезжая километров 25 до города заезжаем в кемпинг, но наличие рядом ипподрома и большое пустое поле впечатления не произвели. Едем на берег океана к западу от Бергена. В самом городе чуть не заплутали. Даже навигашка не успевает говорить какой съезд, в какой тоннель и т.п. настолько все запутано.
Добрались до Мёвика. Все впечатление от красоты испортила негритянка на ресепшн кемпинга. Мало того, что нет мест, так еще несколько домиков только сегодня покрасили, а поблизости мест где можно пожить в принципе нету. Надежды погулять по вечернему Бергену таяли на глазах. В анналах турмакулатуры отрыли карту Бергена и окрестностей. Решили попытать счастья в нескольких близлежащих кемпингах и мотелях. Потратили еще часа 3. Нигде не повезло. Все забито под завязку. Мы могли бы поставить палатку, но старшее поколение было необходимо заселить в домик. Нахожу в навигашке еще парочку кемпингов. Рулим туда. Смутные ощущения знакомой дороги. Точно. Ипподром, поле... Судьба. Есть только маленькая комнатка в мотеле. Размер реально 2 на 2 метра. Вонь. Условия общаговские. Посылаем все нафиг, едем в другой. Дорога уходит высоко в гору, вот уже видны крыши домиков, но тут нас останавливает Норвежка спускающаяся сверху на машине. — Вы куда? Это частная дорога. — Мы в кемпинг. — Его тут нет, вы ошиблись. Тычу пальцем в навигашку... — Фуфло, говорит она, тут кемпинга нет, только тот который рядом с ипподромом... Решаем вопрос кардинально. Ищем ближайше — удаленный кемпинг до которого 30 с лишним км. Других вариантов уже нет. Но нам везет. Недалеко от местечка Радёй находим шикарнейший кемпинг. Силы на исходе...
Утром прибываем в Берген. Пытаемся поменять привезенные из России 4 блока сигарет на «самом известном рыбном рынке», 20 минут переговоров и находим испанца готового сделать «чейндж сигареттэ на фиш». — Приходите после обеда, говорит он, махнемся. Все разбредаются по городу. Начинается ливень. Помню, как в журнале «Вокруг Света» было написано, что число дождливых дней в Бергене, чуть меньше 300 в год. Поэтому все ходят в непромокаемых плащах. А вся остальная Норвегия считает, что настоящего Бергенца можно отличить по перепонкам на ногах... Присоединяемся к группе с русскоговорящим гидом немного послушать про Ганзейскую набережную, делая при этом вид, что мы иностранцы. Дождь внезапно заканчивается. Флейбанские вагончики моя цель. Пролезаю почти без очереди, будучи опытным в отстаивании Эльбрусских и Домбайских очередей. Вид сверху великолепен.
Игрушечные домики, кораблики, церквушки. Возвращаюсь в центр. Тут ЧП городского масштаба. Горит дом около рынка. Всё оцеплено полицией, пожарные сирены, скорые... В эфир он — лайн уже выходят несколько телеканалов.
Несколько часов просто слоняюсь по городу.
Холодное пивко в центральном парке это прелестно, прелестно...
Наконец все встречаемся. Сигареты удалось поменять на стейки семги, китятину, копченую семгу несколько кусманов, и еще чего — то помельче. Выруливаем по Е 16 в сторону Осло. Флам проезжаем мимо. 24 километровый тоннель.
После проезда по нему, слыша, что достижение российских тоннелестроителей — 2,6 километровый тоннелище, становится просто смешно. За последние несколько дней к тоннелям по 3 и 4 километра привыкли настолько, что даже фраза «пропал сигнал джипиэс» не раздражает. Заруливаем в Лэрдалсйон, но мест в кемпинге там нет. Боясь повторения вчерашней истории, активизируем поиск места пристанища. Через 30 — 40 километров находим неплохой кемпинг с мангалом, на котором и жарим «сигаретные трофеи». Вкусно и сытно.
Перегон в Осло, решили таки ехать по Е16, но на удивление она оказалась не скоростной. Добравшись до норвежской столицы посетили парк скульптур и рванули дальше.
Вот оно — подобие автобана Осло — Стокгольм. По моему первый знак ограничение скорости «100» за всю Норвегию. Граница со Швецией. Бегу искать «Такс фри взад». Пара арабов за стойкой сувенирного магаза, даже не смотря на чеки, спрашивают в какой валюте отдать деньгу? — Шведиш! — Ноу проблем, говорят они, отстегивая около 400 местных крон. Недоезжая Карштада находим просто мегакемпинг на берегу озера. Снимаем прям таки домище со всеми удобствами. Уезжать не хочется. Пока искали жилье ехали по указателю с иконками «кроватки» и «кемпинг», потом увидели табличку «BAD» , долго ехали по ней и приехали к озеру. Потом изучив карту я понял, что озеро это и есть BAD, типа так называется. Позавтракав, пытаемся одолеть 300 км до Тукхольма. Он же Штокхольм, он же Стокгольм, столица Шведского государства. Самый красивый город, который я видел в своей жизни. До отхода парома на Хельсинки несколько часов. Отправив всех смотреть исторический центр, сам побежал смотреть Юнибакен (музей Карлсона и прочих персонажей Астрид Линдгрен).
Несколько лет назад, когда я был в городе первый раз, посмотреть его не удалось. В этот, к сожалению, тоже. Была очередь часа на три. Грустный, я побрел назад в центр. Швеция воспринимается мною как родная. Так в ней уютно и хорошо.
Может виной всему моя шведская фамилия? Фоткаю королевский дворец, а мимо пробегает местный спецназ. В форме, такие все подтянутые стройные. Пытаюсь их тайно сфоткать, опустив тушку фотика вниз, и делая вид, что смотрю в другую сторону. Подходит старший, типа — чо фоткаем? — По шведски не понимайт! Савсэм не понимайт пытаюсь оправдаться. Он переспрашивает по — английски. Город, пейзажи, — говорю я...
А ты не парься — говорит он. Туристам у нас можно всё фоткать. Хочешь снимать нас — не проблема. И убегает со своим минивзводом дальше. Мда... У нас кроме предложения получить в рыло, вряд ли что можно было бы услышать... Минирейд по сувенирным лавчонкам и на паром. И нафига мы брали билет на пятого человека за 68 ойро? Могли бы зайцем провести никто бы и не догадался. Так приобретается опыт. На пароме, как обычно многонационально. Рейд по дьюти фри магазину, стаканчик пива в баре и баиньки. На Хельсинки желания тратить много времени не было.
Пару часов шопинга и обед в ресторане, вот краткая программа пребывания в столице Суоми. Курс на родину. По пути попадаются таблички на русском языке и знаки ограничения «110». Финские погранцы, кроме штампа в паспорте за 10 минут ожидания на границе ничего не хотят. Нашим тоже особо ничего в Торфяновке не надо, но приходится стоять в очереди 1.5 часа просто так. То пересменка, то заполнение деклараций. Тьфу, плюнуть на обочину негде, кругом мусор. Вот она родина, сынок... Тапка в пол, крейсерская скорость 120 и курс на Питер. Пораскинув вариантами, понимаем, что ехать в воскресенье днем с приездом по Ленинградке в Москву во второй половине дня cлишком долго. Меняем маршрут с Питера на Москву и меняясь водителями каждые два час едем всю ночь. Самая поганая дорога за все путешествие. И это «главная дорога страны» между столицами... Рано утром прибываем в столицу. Дождь, грязь, смог... превед Москва!
Мысли по поводу или оргвыводы:
1. Перед поездкой необходимо определить приоритеты всех участников. Кому то интересно посмотреть города и музеи, кому — то природу. Мне ближе небольшие однодневные горные походы, а кому — то рыбалка. Исходя из этого, планировать путешествие.
2. Для полноценного отдыха нужны небольшие перегоны. Либо 100 — 150 км за весь день, либо днёвка и перегон 200 — 250 км. В противном случае путешествие превращается в гонку.
3. Бронь жилья нужно делать только в мегазагруженных туристами местах типа Нордкаппа. В остальных случаях проще купить местную симку и звонить по пути в тот кемпинг в который Вы едите. Если мест в нем нет, то сильно расстраиваться не нужно, как показала практика, вариант хорошего жилья может найтись неожиданно быстро.
4. Жилье в Норвегии это: кемпинг (палатка, караван, домик), мотель (комнатка с туалетом и душем или типа домика — хюттер), рорбу (рыбацкий домик), апартаменты, гостиницы, горные домики. Домики в кемпингах бывают с туалетом и душем внутри (типа хюттера), а бывают с общим (и зачастую платным) душем в здании ресепшн.
5. Средняя скорость передвижения по Норвегии обсуловлена горными дорогами, паромами и красотой вокруг. Более 60 км/час средней скорости передвижения можно ехать только по федеральной и скучной на пейзажи трассе.
6. Если приходится пользоваться паромами, желательно знать их расписание, которое легко найти в интернете. Оно составлено на несколько лет вперед. При посадке на паром оплачивается водитель + автомобиль, скидки действуют на детей и пенсионеров. Поэтому если в машине есть водитель (а даже и без прав J) молодой, то при оплате лучше сажать за руль его. Экономия от 100 до 1000 рублей в зависимости от стоимости проезда.
7. Действительно, самые красивые места, находятся неожиданно и, как правило, удаленно от основных тур. маршрутов. Я имею ввиду не раскрученные достопримечательности, а просто красивую природу.
8. Банкоматы есть в каждом городе. Легко их найти, особенно если первой точкой остановки в любом городе Вы выбираете центр туристической информации обозначенного «I». Там, кстати есть информация на русском языке и бесплатные карты местности. Наличность нужна только при оплате паромов, платных дорог, и небольших сувенирчиков.
9. Сувениры почти везде одинаковые. Дешевле в небольших городках типа Тромсё. В раскрученных туристических пунктах, они явно дороже.
10. Цены на еду в ресторанах и кафе — значительные. В магазине примерно соответствуют Московской «Азбуке вкуса». Ассортимент не очень большой, по крайней мере, найти томатный сок — проблема. Выбор пива, колбасы и снеков не впечатляет.
p.s. Парочка фоток местных животных
Герой нашего автопутешествия
P.p.s Ну и наконец, как в большинстве отчетов: "Посмотрите какой я кросавчеГ на фоне красиваГо пийзаЖа"
Вот собственно и все