Первоначальный план путешествия выглядел следующим образом
1. 23/12: Vientiane – Vang Vieng 155 km
2. 24/12: Vang Vieng – Luang Prabang 227 km
3. 25/12: Luang Prabang
4. Луанг Прабпнг
5. 26/12: Luang Prabang - Vieng Xay 335 km
6. 27/12: Vieng Xay – Phonsavan 271 km
7. 28/12: Phonsavan – Paksan 230 km
8. 29/12: Paksan – Vientiane 183km
9. 30/12: Vientiane - сдача байков
На деле все получилось несколько иначе.
22 декабря 2009 года практически весь коллектив был в сборе в столице ЛАОСА – VIENTIANE. Cобралось 7 членов команды – из них 2 девушки. Еще одна пара должна была утром к отъезду прибыть 23.12. В 2-х прокатных конторах взяли 5 мотоциклов, шестой забронировали на завтра. Всего шесть. Четыре брали в Грин-дискавери , два – в прокате рядом. Цены примерно одинаковы – 27 долларов.
Первой ошибкой организации мотопохода было отсутствие связи на период прохождения маршрута между участниками. Хотя цена вопроса была 5 долларов США за местную СИМКУ. Практически никого (может быть за исключением одного, который экономил буквально на всем – но его можно понять – у него впереди была еще Индонезия, Бирма). Телефоны были только у меня – я приехал за 3 дня до старта и связь мне нужна была по любому и еще одного участника – фактически организатора похода, который сделал себе роуминг в ТАЕ. (Для справки, одна из участниц в дальнейшем, легко могла себе позволить снять апартаменты в Тайланде по 100-- $ за сутки – чтобы тренажерный зал был и бассейн), Но телефон у него был какой-то левый – СМС мои не читал, а на звонки он отвечал редко – из экономии, наверное.
Связь-то, может быть, и не сильно была бы нужна, если бы был установлен порядок движения. А именно – двигаемся с такой-то скоростью, остановки через столько-то. При отсутствии какого-либо участника более установленного времени – желательно найти его. Случиться может всякое.
По плану мы должны стартовать 23.12. в 9-00. Но не получилось. Один из участников взял с собой в напарники симпатичную девушку. В принципе – ничего страшного. Но, при переходе – Лаосской границы они, в силу расслабленности, забыли поставить штампы ЛАОСА в загран-паспорта. Это выяснилось при оформлении проката мотоциклов, т.к. за каждый мото забирался в залог паспорт. Фактически находились в ЛАОСЕ нелегально.
Для решения вопроса связались с Российскими дипломатическими представителями. Те, по телефону объяснили ситуацию. Нужно было возвращаться на место перехода, а это где-то 300 км в один конец. Казалось бы вопрос решен – уезжаем без них, а они догоняют нас в Луанпробанге – у нас там по плану день отдыха. Нет, мы все таки дождались приезда дипов и в итоге выехали после обеда без этой пары во Ван Виенг. Полдня было потеряно. Благо пробег всего 155 км.
Я до этого 3 дня проведший в столице Лаоса, и немного изучив город, с согласия всех поехал первым, чтобы вывести группу на трассу. Стартовали. На выезде из Виентиане я пропускаю всех вперед, т.к. у меня хранились запасные камеры и пр. зап.части. Все. Больше я их не видел, кроме одного - Сани. Хотя скорость держал под 100. Где то через 50 км глохнет мотор. Я в легкой панике. Не заводится. Через 15 минут подъезжает Саня. Оказалось, случайно нажал какую-то кнопку на руле – типа секретки. Мотоцикл мне был мало знаком и он был отличным от других пяти – менее спортивный. В общем погнали дальше. Пару раз останавливался фотографировать.
Приехали в Ванвиенг. Ребята уже там. Сняли гестик с Саней на двоих – 8$.
Во время ужина, около 22-х вдруг появляется отставшая пара мотоциклистов. В темноте, так и не решив визовых вопросов они догнали нас. Безумству храбрых поем мы песню.
Вот его объяснительная:
[b]Ехать по любому стоит, опыт приходит, если не ездить - не будет опыта. Просто ехать с комфортной для себя скоростью , а не маньячить по 518км на запредельных скоростях
Защита для езды на табуретке - бред, сам поймёшь.
Кто не знает, разъясняю по поводу розовой бумажки: При въезде, на автобусе, в Лаос погранцы доброжелательно сказали: О, русский! Ноу виза, проходи! Ну и так как было 7 утра и вискарь приятно продолжал обволакивать мозг, прошли, не поставив штампиков в паспорт.
Увидев это прокатчик мотто обалдел и поднял панику (хотя мне было пох., я собирался через тот же переход выехать), позвонил в наше консульство, дал мне трубку, соединили с консулом. Зовут Василий, юморной чел, говорит: сейчас подъеду, т.к. вся команда ждёт только меня и мне не удобно, я переспрашиваю - как скоро? Он отвечает, минут 10, а у вас есть выбор? (типо не борзейте).
Приехал, говорит тюрьма светит Повёз нас в миграционный контроль, там разводят руками и говорят, езжайте назад, где прошли границу ("Лак сао" километров 350). Я думаю, ну и ладно, через неделю, после покатушек и планировал там выехать. Но паникёрские мысли попутчицы и рассудительные слова других членов мотопробега заставляют перейти к плану "Б". Решаем попробовать, перейти границу в Тай, и сразу назад, чтобы паспорт проштамповали. Попросили съездить консула на границу с нами (отвезти на своей машине)
План действий такой: идём через границу с тупыми мордами, мол какой такой штамп?, ни чего не знаем, по англицке не говорим. Если всё получается хреновоо и нас вяжут, начинаем громко орать, что требуем консула! А тут сразу Василий, как чёрт из табакерки, опаньки , кто консула вызывал? кто Россиян обидел?
Короче всё так и вышло, ещё раз послали в "Лак сао", типа они напартачили, пусть и разбираются. Просто потеряли 2часа (учитывая обед Василия т.к. голодный он ехать не хотел).
Вернулись в прокатную контору, прокатчика нет, мот с привязанными рюкзаками стоит, паспорта в кармане, ключ зажигания у меня, ну я сел и поехал ребят догонять
Да! Про розовую бумажку. По возвращению во Вьентьян, позвонили Василию - а тот в Тае оттягивается, но дал тел. другого консульского сотрудника, который напечатал супер письмо(на бланке),съездил с нами ещё раз в миграционный контроль, где её и накалякали. Выезжать всё равно через "Лак сао", но т.к. мы узнали в консульстве, что с нами это не первый случай, и на границе могут вымогать денег, решили сходить в Тай и назад, т.к. если что консульство рядом, а потом уже ехать на басе во Вьетнам через "Лак сао".[/b]
В общем из Ванвиенга тронулись мы в полном составе на 6 мотоциклах – 9 человек. Ритм движения тот же. Педаль до полика. Правда, тут начались горы. Дорога очень интересная , но на такой скорости увидеть можно мало. Все внимание, чтобы не ковырнуться на поворотах. Доехали благополучно. Разрыв первого от последнего составил около получаса. Повезло. В Луане провели две ночи. Полная расслабуха. Есть что посмотреть и чем заняться. Утром, 26 – выясняется, что отставшая пара, которая без визы - дальше не едет. Причина – девушке обещали нормальный отдых, а в итоге по полдня на скачущем мотоцикле, после чего мало чего хочется. Расстаемся тепло.
Двигаемся дальше. 5 мотоциклов. 7 человек. Ритм тот же. Карта одна на всех. Телефон – один на всех. Через 50 км подъезжаем – уже по грунтовой дороге подъезжаем к развилке. Камня с надписями нет. Куда? Налево или направо. Местные проезжающие говорят – вам левее. Но мы, почему то идем по правой дороге. Хорошо, что не было дождя. Да и дорогой ее назвать сложно. Тропа, которая перешла примерно через 40 км в козью тропочку по краю глубокого ущелья. Хорошо, что все были вместе. В общем, эта тропочка уперлась в чей-то огород с калиткой. Но и это нас не остановило. Мы разобрали калитку и проехали местное нежилое помещение. Дальше все кончилось. И тропочка, и дорога, и возможность развернуть мотоциклы. Представьте тропу на влажной глине шириной 30 см. Справа под 80 градусов вплотную гора. Слева под 70 градусов ущелье. Пятились задом. Я в конце-концов смог развернуть мотоцикл – он у меня легче остальных. Остальные мучились больше.
В итоге, Дима роняет мотоцикл со своей спутницей и собой в эту пропасть. Это со слов очевидцев. Я чуть отъехал. Не обошлось без травм. Также падает еще один участник. Но я проехал немного – тоже навернулся, но мягко. Поднялся сам.
Принимаем решение возвращаться к развилке, собственно, другого варианта и не было. Через 5-6 км два лидера исчезают из видимости. Ну, дорогу то мы знаем и поэтому не сильно волнуемся. Ан нет. У Димы спускает заднее. А если бы запаски были у лидеров. Инструмента, конечно никакого. Перегружаем спутницу Димину на Саню. Дима садится на бензобак и так проезжаем несколько деревень в поисках автосервиса. В них на нас смотрят как на ненормальных и только улыбаются. Наконец, в одной из деревень находим хоть какой- то инструмент и насос для детских велосипедов. Ремонтируемся. Время идет. Лидеры летят – где-то впереди. Там же обедаем лапшой с водой – больше ничего в деревне нет.
Проверяем отремонтированное колесо. Трогаемся дальше. До развилки, где мы поехали не туда – 2 км. Проезжаю развилку, еще пару км. Останавливаюсь. Вскоре подъезжает Саня. Скоро стемнеет. Димы с попутчицей нет. Как позже выяснилось, он на развилке повернул в обратную сторону. Говорит, не заметил ее - развилку. Допускаю, но потом все равно можно сообразить, сто едешь обратно. Даже без компаса. Солнце еще светило. Мы с Саней теряем драгоценное время – темнеет. Включаем полную – летим за лидерами. Грунтовка, глина. Я еще раз падаю. Благо Саня был сзади – все видел. Помог подняться. Без травм. Мото тоже цел. Очередная развилка без указателей. Вернее есть указатели, но написаны жучками. На наше счастье появляется какой-то местный и на чистом английском показывает нам правильную дорогу. Уже в полной темноте выходим на твердое покрытие. Дубак страшный. Саня уезжает чуть вперед. У меня уже полностью пропало желание ехать дальше. Останавливаюсь в какой-то деревне у костра. Спрашиваю, где можно переночевать. Говорят: гестхауз – 2 км впереди. Лечу туда. Лидеры – пьют пиво. Саня только подъехал. Счастье.
Беру виски – понемногу отхожу. Заночевали – гест на фото.
У лидеров тоже не обошлось без проблем. На асфальте падает организатор. Вот его объяснительная:
Маленькие заметки для планирующих.
Стоимость бензина от 8090 до 11000 кип за литр (за 11 это в какой нибудь глухой деревне) = заправляйтесь на заправках (если они будут попадаться).
Курс обмена бакса - 8470 кип (лучший встреченный).
При езде на севере по асфальту:
Попадаются участки в горах со скользким асфальтом - видно как блестит.
Другая разновидность жопы - асфальт из крупного щебня который выбивает со временем и он лежит на обочине (т.е. когда выезжаешь близко к краю покрытия оказываешься на щебне лежащем поверх асфальта - чем это грозит в повороте думаю понятно).
Защита - колени и локти (разумеется шлем), пригодилась мне в обоих случаях, но не спасла 100%
Во второй раз на щебенке слегка поцарапался и немного выбил (надеюсь) плечо.
Что было бы без защиты определенно понятно - куча мяса по асфальту.
В одной деревне по дороге из Ван Вьенга в сторону Луан Прабанга в мото попал камень (сбоку).
Подумали случайно, и возвращаться не стали - зря.
Следующий мотобайк шедший сзади тоже получил камень.
Если в вас что то прилетает - разбирайтесь сразу.
Но это единичный случай скорее, в остальном все ОЧЕНЬ доброжелательны
Мнение Сани -одного из участников – он проехал весь запланированный маршрут вместе с еще одним экипажем:
Не надо так пугать народ. Обычные рабочие моменты. Скользкий асфальт встречается довольно часто при спусках в горах и не только в Лаосе, то же самое и со щебенкой, распространенное явление. Лечится (проходится) довольно просто- умеренной скоростью и без резких движений тормозом. Но об этом больше расскажут опытные байкеры, к которым я не отношусь, Ну а до настоящих жоп ты просто не доехал (к твоему сожалению или счастью - не знаю, тебе виднее). Антон одну жопу назвал, я могу добавить еще парочку. . Езда по мокрой глине на длительном протяжении и езда по слою пыли см. 10 толщиной. Вот это настоящий каток. Для себя так и не решил что хлеще пыль или мокрая глина.
Несколько небольших рекомендаций желающим погонять по Лаосу.
1. Если опыт вождения байка небольшой -только южный Лаос по асфальту.
2. Нормальный опыт вождения-можно ехать в северный горный Лаос, но только по асфальту.
3. На грунт и второстепенные дороги- только при достаточном опыте езды по горам, горным грунтовкам и бездорожью.
А то что случилось, сам же понимаешь со всеми бывает. Кто не ездит тот и не падает.
Спасибо за хороший маршрут, он оказался очень достойным, не то что в прошлом году-типа загородной поездки на дачу. Спасибо всем участникам трипа за кампанию и отдельное спасибо Марине за моральную поддержку. Марина тебе медаль надо дать за терпение и выносливость, как ты бедная это все стойко выдержала.
Да вспомнил еще про одну жопу, но это уже день ехали по горам внутри туч практически при нулевой видимости.
Утром заводим с толчка мотоцикл организатора. Он принимает решение вернуться назад через Луанпробанг. Прощаемся. Вперед идем на трех мотоциклах четвером. Ребята решают ехать до конца – весь запланированный маршрут. Я, взвесив свое возможности, решил проехать с ними до развилки на Phonsavan и уйти через Ванвиенг обратно все время по асфальту.. На том и порешили. Попрощались. Они ушли вперед. Запаски я им отдал. Но на развилке они меня подождали. Тут подъезжает организатор. Решил ехать моим маршрутом – он проще, развернулся и догнал нас. Он это умеет.
Прощаемся еще раз . Он как всегда уехал вперед, ребята естественно пошли к Вьетнамской границе. Через 3 км у меня кончается бензин. Звоню организатору. Трубку не берет. Дело было на горке – на спуске. Останавливаю местных. Прошу помощи. Говорят заправка внизу. Но все равно купил у них 300 граммов. Действительно, через 3 км – ни разу двигатель не заводил – все время под гору – заправка.
В Phonsavan я заночевал. Организатор останавливаться не стал – уехал в Ванвиенг. Я туда добрался на следующий день.
В итоге все, слава богу, добрались до столицы ЛАОСА. У ребят, которые пошли до конца, конечно получился самый интересный маршрут. Но и самый трудный.
Вот так путешествуют без руководителя и должной организации.
Мнение, высказанное мною, конечно субъективное. Если есть вопросы – отвечу.