Во время коротких привалов мы с моим старшим сыном Аркадием сняли 12-минутный фильм на эту тему – он доступен по ссылке http://rutube.ru/tracks/4747397.html?v=ed2c2f57bfaaa88916f70a8b9d003b21
Текст ниже – почти полностью повторяет содержание фильма.
В германии такие машины называли MotorHome, в Швейцарии – в ходу название Camper.
Мы передвигались на одном из самых больших кемперов из тех, что подпадают под категорию B. Сделанный на базе Fiat Ducato, он имеет длину 6,5 метров, ширину 2 метра 33 сантиметра, высоту – 3,3 метра. Максимальная разрешенная масса – 3 495 Кг.
Оптимальное количество «проживающих» – четыре человека, максимальное – шесть. Нас было четверо – мы с женой, 9-летний сын и полуторагодовалая дочка.
Это был наш первый опыт аренды Кемпера. Перед тем, как пустить меня за руль, нам продемонстрировали 15-минутный фильм про особенности эксплуатации машины. После педантичный немец еще раз показал нам все рычажки и кнопочки – так что никаких проблем с освоением систем автомобиля не было. Помимо машины нами были арендованы: 4 комплекта пастельного белья, 4 комплекта полотенец, набор посуды на 6 персон (включает в себя тарелки, чашки, вилки и т.п. – вплоть до кастрюль и сковородок), 4 уличных стульчика и столик, 2 детских кресла.
Системы жизнеобеспечения в жилом отсеке поддерживаются тремя источниками энергии: отдельный салонный аккумулятор, внешняя электрическая сеть на 230V и газ. Машина имеет запас порядка 60 литров чистой воды, бак для отработанной воды и биотулает. В машине имеется кухня с газовой плитой, холодильник, душ и шесть спальных мест – все, что необходимо для кочевой жизни.
При экономном использовании ресурсов автономно в машине можно прожить не менее суток, однако на практике до этого не доходит. Любой кемпинг за небольшую копеечку предоставляет электричество – стойки с розетками торчат прямо посреди полянок для парковки. В багажнике имеется обычный удлинитель метров на 20, адаптер для подключения удлинителя к машине и отдельный адаптер для подключения к сети кемпинга. Вилки розеток в разных странах разные, но на reception'е кемпинга можно бесплатно получить переходник.
Крышку, прекрывающую розетку, я потерял где-то в Лихтеншнейне - розетку пришлось заматывать пакетом.
Налив и слив воды производится в кемпингах бесплатно: около reception'а как правило имеется специально отведенная площадка, оборудованная шлангом с чистой водой и канализационным люком для слива отработанной воды. Единственная сложность – подъехать так, чтобы сливная труба оказалась над люком. Вся процедура занимает 3-5 минут. Залить воду можно и не съезжая со своего основного места – для этого в багажнике имеется 10-литровая лейка. Если не использовать воду для мытья посуды и не мыться самому (с гораздо большим комфортом это можно делать в кемпинге специально отведенных местах), то слив/налив воды можно производить раз в 2 дня. Контроль за наполнением баков – по приборам в салоне.
Очистка биотулаета – процедура не из приятных, но терпимая. Через отдельный небольшой люк в левом борту машины (ближе к корме) извлекается заполненный картридж. С картриджем отправляемся в место слива биотулаетов (есть в каждом кемпинге) и делаем свое черное дело. После заливаем в картридж химию (жидкость из флакончиков или растворяемые шарики), и вставляем его на место. Эту процедуру нужно делать раз в 2 дня; если же пользоваться удобствами лишь в случае крайней необходимости – то достаточно раз в неделю.
Мой совет: с самого начала залить в картридж двойную дозу химии и не пользоваться туалетом вообще. Это избавит Ват от характерного запаха в душевой кабине.
В принципе обслуживание машины исчерпывается перечисленными процедурами. В багажнике помимо привычных каждому автолюбителю безделушек лежат «каблуки» - желтые пластиковые треугольнички, которые подкладываются под колеса. Их можно использовать для выравнивания уровня машины: площадка для парковки как правило имеет небольшой уклон.
По левому борту так же имеется отсек с газовыми баллонами. Их два – один подключенный, второй – резервный. Несмотря на то, что газ обеспечивает нагрев воды, подогрев воздуха в салоне, работу холодильника и плиты, его хватает надолго – за 2 недели нашего путешествия переключать баллон не пришлось.
В салоне не слишком просторно (особенно если в нем проживают шесть человек), но достаточно уютно.
Над входом – панель управления электропитанием и контроля за водой. Один выключатель – для включения сети салона – все время включен. Рядом – лампочка, которая загорается при подключении внешнего питания. Есть возможность проконтролировать напряжение аккумулятора двигателя, салонного аккумулятора, количество воды в «Чистом» и «отработанном» баках. Еще одна красная лампочка предупредит о низком заряде аккумуляторов.
Регулировка нагрева воды и обогрева салона – так же около входа. Мы использовали 2 режима: днем – «летний» режим с температурой воды 40 градусов (можно 60). В этом режиме салон не отапливается. На ночь я включал зимний режим: вода 60 градусов + отопление салона. Температура в салоне регулируется отдельной ручкой. Всего 5 ступеней регулировки. На максимальном режиме в салоне мгновенно становилось жарко. Воздух обогревается газовой горелкой (включается и выключается автоматически, где находится – только догадываюсь) и подается в салон через воздуховоды, расположенные по периметру салона у самого пола. Зимний режим оказалось очень удобно использовать не только для обогрева салона по ночам, но и для экстренной сушки детских ботинок.
Газовая горелка находится под большим платяным шкафом, благодаря чему в нем всегда тепло. В салоне так же имеется бесчисленное множество разного размера шкафчиков и полочек. Все шкафчики запираются (чтоб не открылись во время движения). Чтобы посуда и другое содержимое ящиков не грохотало во время движения, мы запихивали в каждый шкафчик полотенца.
Центральное место в салоне – стол с парными креслами вокруг него. Здесь могут разместиться четыре человека. Напротив стола – газовая плита на 3 конфорки и кухонная мойка. Мойка и плита закрываются стеклянными крышками – получается столешница. Здесь же – 2 розетки на 230 V (работают только при подключенном внешнем питании). Чуть позади (справа от плиты) – холодильник и морозилка. Холодильник может работать от аккумулятора, внешнего электричества и от газа(!) Источник энергии он выбирает сам – достаточно переключить соответствующую ручку в положение Auto. Морозит очень хорошо – замороженные продукты в морозилке не размораживаются.
В санузле, помимо биотуалета, умывальника и шкафчика для барахла, есть душ. Чтобы принять душ нужно «раскрыть» створки душевой кабины деревянная входная дверь прикроется пластиковой панелью, раковина «утопится» в стену. Места станет больше, но все равно тесновато. Душ принимаем только если других вариантов не остается.
В жилом отсеке есть 4 окна: над кухонной мойкой, напротив – над столом, на задней стенке и в алькове (спальном месте, расположенном над водительским сиденьем). Во время движения их необходимо закрывать, но на стоянке они обеспечивают хорошее проветривание. Помимо окон, в потолке есть 5 люков: 4 в салоне и один в санузле. Во время движения их так же необходимо закупоривать (мы пробовали оставлять приоткрытым, но набегающий поток воздуха открывает их настежь).
Электрический свет есть над кухонной мойкой, над входом и в санузле – темным салон не назовешь.
В салоне шесть спальных мест: 2 одноместные полки одна над другой в задней части машины (поперек оси движения). Стол вместе с креслами за пару минут трансформируется в полутораспальную кровать. При желании кровать можно нарастить до двуспальной, правда прохода в этом случае совсем не останется. Над водительским местом – «альков» –полноразмерная двуспальная кровать. Собираясь в путь я опасался, что с моей комплекцией в алькове будет тесно. Но все опасения оказались напрасными: и в длину, и в ширину, и в высоту в алькове вполне просторно. Сесть, правда, на такой кровати не получится, а забираться на нее нужно по приставной лесенке. Все спальные места оборудованы индивидуальным освещением.
Машина сделана на базе Fiat Ducato. Двигатель – дизель объемом 2,3 литра 130 лошадей (в фильме я привел неверные данные!). Шестиступенчатая механическая коробка, камера заднего вида, климат-контроль (только на 2 передних сидения). Сидения с механической регулировкой во всех мыслимых плоскостях.
К управлению этим домом я привыкал постепенно. Первые 10 минут стали сплошным кошмаром: ручная коробка передач, про которую я давно забыл, огромные габариты, ощущение, что машина вот-вот заденет что-нибудь крышей или опрокинется, грохот попадавших в шкафах стаканов… Но к концу первого часа я уже вполне уверенно держал траекторию и достиг скоростного лимита – 120 км/ч.
На трассе машина управляется вполне пристойно. На своей предельной скорости 120 км/ч. четко слушается руля и не «рыскает». Разгон неторопливый, но здесь особой динамики не требуется.
На серпантинах (а мы проехали через Альпы от Лихтенштейна до Женевского озера) машина ведет себя вполне предсказуемо. Мощности вполне достаточно, чтобы влезть на любую гору, но ехать со скоростью «легкового» потока все же не получится. Мне регулярно приходилось пропускать скопившиеся за мной «хвосты» - благо площадок для кратковременных остановок на швейцарских дорогах предостаточно.
При движении нужно все время помнить о высоте машины. Я жадно впивался глазами в каждый «запрещающий» знак, выискивая ограничения по высоте. Однако за все время нашего путешествия мне ни разу не приходилось менять маршрут из-за ограничений по высоте. Тем не менее, я все же влез под старую яблоню в одном из кемпингов и слегка поцарапал крышу ее нависшими ветками.
Самый трудный маневр – движение задом и парковка. Огромный задний свес все время норовит задеть находящиеся рядом автомобили и стены, однако обзор через большие двухсекционные боковые зеркала превосходный, а камера заднего вида не даст свалиться в пропасть / врезаться в растущее сзади дерево.
К сожалению, припарковать эту машину так же легко, как легковушку, не получится: дом на колесах имеет длину 6,5 метров, ширину более 2-х метров и на тесные парковочные места зачастую не влезает. Проблемой так же может стать близость других машин: есть опасность задеть их при маневрировании.
Здесь есть несколько решений: занимать два парковочных места, находящихся друг за другом (платить, соответственно, нужно за оба места), либо ставить машину таким образом, чтобы большой задний свес оказался над окружающим парковку газоном. Кроме того, зачастую достаточно вместительные парковочные места есть на заправках. Например, в столице Лихтенштейна Вадуце, поставить машину нам удалость только на заправку в двух километрах от цели нашего визита – зато совершенно бесплатно.
В целом, несмотря на кажущуюся неуклюжесть этой машины, мы смогли проехать на ней везде, где захотели. Максимальной скорости – 120 км/ч – вполне достаточно для большинства Европейских трасс. За 12 дней нашего путешествия мы проехали 2 300 километров и ни разу не пожалели о выбранном средстве передвижения.