Однажды, у кого-то в гостях, на внутренней стороне двери туалета, я увидел необыкновенно красивую фотографию. На ней было озеро, окружённое высокими отвесными горами, с которых стекали водопады. Дополняли картину стоящие на фоне живописной деревушки корабли. Про себя я подумал: «вот она, Швейцария!», и в голове навсегда засела мысль о том, что такую красоту нужно обязательно увидеть вживую.
Прошли годы. Я с семьёй и компанией единомышленников стал активно путешествовать по Беларуси на автомобилях. В поисках информации мне помогал Интернет, где я стал частым гостем. И вот в один прекрасный день на одном из форумов я увидел ту самую фотографию, запавшую мне в память. И каковО же было моё изумление, когда я узнал, что это фотография Гейрангерфьорда в Норвегии! Всё, прощай, Швейцария!
ПОДГОТОВКА, ИЛИ «А ПОЧЕМУ НОРВЕГИЯ?»
В Интернете я увидел тысячи фотографий Норвежской природы, отчёты путешественников и объявил жене и сыну:
- В отпуск едем на север.
- Куда?
- В Норвегию.
- А что там интересного?
- Фьорды, горы, водопады, дороги, тоннели, океан…
- А на океане можно загорать?
Этот вопрос немного сбил меня с толку, а ведь была ещё куча вопросов поважнее (для меня, во всяком случае): в первую очередь, получение виз, оформление страховок, составление маршрута, техобслуживание машины, сбор снаряжения. И хотя подготовка началась в январе, некоторые проблемы решить так и не удалось. Например, лучшей картой в моём распоряжении была скачанная из Интернета, распечатанная на ч/б принтере и склеенная в одно целое из листов А4. Норвежских крон купить в Минске также оказалось невозможно.
И всё-таки, почему Норвегия???
Всё больше и больше людей во всём мире устают от материальных благ, современных технологий, загрязнения окружающей среды и обращают свои взоры к природе, к тому дарованию, которым являются для человека нетронутые земли, чистая вода и свежий воздух. Многие поколения норвежцев получали свои богатства от удивительной и щедрой природы. В большей степени, чем другие нации, они научены необходимости жить в балансе с природой и оберегать её от посягательств. Охрана природы стала реальностью в Норвегии задолго до того, как об этом заговорили в мире. Благодаря этому, сегодня эта страна обладает необыкновенными ареалами, доступными для всех, и уникальна тем, что где бы вы ни проложили свой путь, вы всегда будете рядом с природой. Наличие прекрасного качества дорог с тоннелями, мостами и серпантинами, проложенных через необыкновенной красоты места с водопадами, горами, ледниками и фьордами к достопримечательностям в виде старинных церквей, высокогорных ферм и музеев, в полной мере соответствует моей философии автопутешественника. Должен сказать, что интерес к Норвегии подогрел также мой бывший сосед Саша Рыбак, выигравший в 2009 году конкурс Евровидения.
Визы мы получили сами в посольстве Франции, правда документов пришлось собрать вагон и маленькую тележку. Для длительного путешествия были закуплены или одолжены у друзей:
- хороший зеркальный фотоаппарат,
- видеокамера,
- тент,
- газовая плитка,
- удлинитель 30м,
- навигатор,
- автохолодильник.
Учитывая высокую по нашим меркам стоимость гостиниц и домиков, ночевать решили в машине (палатка заняла бы много места в багажнике, плюс её необходимо было складывать-раскладывать каждый день). Для этого в автомобиле я устроил спальное место, а все вещи были разложены по одинаковым квадратным коробкам для удобства переноски и увеличения коэффициента использования площади багажника. Вечером мы просто переставляли коробки на передние сидения, раскладывали задние и прекрасно помещались втроём.
Из продуктов взяли обычный походный набор: воду, соки, сыровяленую колбасу, макароны, каши, тушёнку, масло, соль, сахар, кофе и 1,5кг сала. Сало выручало нас в ситуациях, когда нужно было быстро перекусить, а как в это время на нас смотрели норвежцы!
Несмотря на многомесячную подготовку, выехали из Минска в неизвестность. Я, конечно, понимал, что едем в цивилизованную страну с одним из самых уровней жизни, но определённая тревога на душе была. Выдержит ли машина, повезёт ли с погодой, оправдаются ли ожидания? Какие трудности ждут нас впереди?
ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧАЛОСЬ, ИЛИ «ТОЛЬКО ВПЕРЁД!»
Итак, 26 июня, в 11-00 по трассе М3 из Минска выехал экипаж:
- идейный вдохновитель поездки, водитель, штурман и главный спонсор в одном лице, т. е я;
- второй пилот, летописец и ответственный за приготовление еды – моя жена Наташа;
- переводчик и видеооператор – сын Влад;
- средство передвижения, оно же наша «квартира» - СААБ 9-5 универсал.
Погода не радовала нас солнцем и теплом, зато по знакомой дороге ехалось легко. На заправке за Логойском забил в навигатор маршрут до Финляндии. Забегая вперёд, скажу, что навигатор нас ни разу не подвёл, и в карту я заглядывал лишь для планирования очередного отрезка путешествия. В 15-00 пересекли Российскую границу. Никакого контроля нет, только заплатили 220 рублей за проезд по территории природного заповедника. Проехав километров десять, вспомнили, что забыли открыть СМС-роуминг. Возвращаться – плохая примета, и мы поехали вперёд. В городе Опочка увидели здание почты, но дверь оказалась закрытой на замОк. Как пояснили местные жители – навсегда. Они же за 50 рублей сжалились над нами и дали мобильник позвонить родителям. В России мы останавливались только для заправки. Кстати, самой дорогОй была АЗС на пограничном пункте «Брусничное» - 20 руб./литр дизтоплива. Наверно потому, что время приближалось к часу ночи, очереди на границе не было, и нас никто не досматривал. Жена с сыном даже из машины не выходили. На мой вопрос о том, нужно ли декларировать фотоаппарат и видеокамеру, российский таможенник сказал: «Мне всё равно, что ты везёшь».
Финляндия встретила нас мелким дождём, стелящимся по полям туманом и разбросанными тут и там хуторами. Навигатор по каким-то просёлочным дорогам вывел нас на трассу №6, которая оказалась вся перекопана, ни одной стоянки мы не увидели. Ехали уже «через не могу». Заночевали только возле города Пуумала.
Рядом со стоянкой на горе нашли вот такой камень:
Немного о Финских дорогах. Все они идеального качества. Ни ямки, ни стыков, ни колеи, везде чёткая и понятная разметка. Поэтому можно и по сторонам посмотреть, полюбоваться пейзажами. В чём же секрет такого качества дорог в стране с суровым климатом? Один из них заключается в том, что в асфальт финны не добавляют песок. А также то, что на выполненную работу производитель даёт гарантию 10-15 лет.
Финляндия - озёрный край. Между Руоколахти и Пуумала:
Проехали вот такую мельницу:
Погуляли по городку Юва.
Костёл:
Внутри костёла очень красиво, есть орган
Насколько я понял, этими штуками бьют по колоколам:
Рядом с костёлом находится кладбище, на котором похоронены солдаты, защищавшие независимость Финляндии в 1939-1941г:
Стоит пушка:
Вот такими транспортными средствами пользуются финны:
А вот такие механизмы, мы их называли марсианами, встречались очень часто:
Вьются дороги по лесам, петляют между многочисленных озёр, соединяют хутора, посёлки и города, ведут нас всё дальше и дальше на север. Лес становится реже и ниже, температура опускается до 12о. Но и здесь в красивых ухоженных домиках на берегах озёр и рек живут люди.
Вот так они заготавливают сено:
Автобусная остановка. За всю дорогу мы не увидели ни одного человека, ожидающего транспорт. Или остановка для красоты, или все очень чётко пользуются расписанием.
На вторую ночёвку остановились в кемпинге на берегу озера Пуоланка, сняли коттедж. Коттедж представлял собой деревянный домик 3 на 3 метра, внутри две двухъярусных кровати, стол, скамья, холодильник и обогреватель.
В ста метрах находилось здание, в котором была кухня со всем необходимым, душ с горячей водой, туалеты. В 11 часов вечера светило солнце и раздавалось пение птиц.
За Рованиеми над дорОгой нависает треугольная арка.
Здесь проходит линия Северного Полярного Круга, севернее которой летом солнце не прячется за горизонт в течение как минимум одних суток, а зимой в течение как минимум одних суток, не появляется. Расстояние от Минска – 1784км. Тут же находится резиденция финского Деда Мороза – Йолупукки. В почтовом отделении можно выбрать сувенир и отправить открытку со штампом резиденции.
Один мой знакомый как-то проснулся утром и решил съездить на Северный Полярный Круг на мотоцикле (он немного своеобразный товарищ). Не успел он пересечь Финскую границу, как тут же попался за превышение скорости. Финны дали ему 24 часа, чтобы покинуть территорию. И вот он без остановок, не жравши, не ср...ши, доехал до СПК, сфоткал сам себя на фоне арки, сбегал в туалет и помчался назад. И успел!!!
В Рованиеми посетите многочисленные торговые центры и магазины – на распродажах по специальным ценам можно купить качественные вещи, которые у нас если и найдёте, то в два-три раза дороже. В это время в ЮАР проходил чемпионат мира по футболу, и я воспользовался случаем сфоткаться с Джабулани:
А вообще выбор спортинвентаря, одежды и других спорттоваров меня, имеющего некоторое отношение к спорту, поразил. Как и названия некоторых фирм, их выпускающих:
Рованиеми:
В Рануа можно сходить в полярный зоопарк и зайти в комиссионный магазин. Чего там только нет, как на блошином рынке:
В Таннаваара есть музей золота, и вы лично можете намыть себе несколько крупиц.
Проехали очень красивое озеро Инариярви:
Одновременно мы не оставляли попыток обменять валюту на норвежские кроны. Как оказалось, в Финляндии и Норвегии нет обменников, к которым мы привыкли. Деньги можно обменять только в банках, которые находятся в крупных городах. В конце концов мы въехали в Норвегию, не имея ни одной кроны наличными. Вдали показались первые горы:
Дорога перед Норвежской границей: