По просьбе Тролля публикую небольшой отчет.
Идея поездки - увидеть Северное Сияние. А заодно побывать на Норд Капе и закрыть годовые путешествия самой северной точкой Европы. За год посетили самую южную и самую западную точки.
Выехали из Стокгольма 26го декабря. Через несколько часов после выезда начал идти сильный снег и продолжался всю ночь. Дороги заметало, на трассы выпустили грейдеры. ЖПС начал сходить с ума, получая инфу о сложных дорожных условиях (данные о местах где идут чистки дороги) и увел нас с автобана на второстепенные, постоянно меняя курс и ведя зигзагами. Потому что информация о чистках постоянно обновлялась и он все время менял маршрут. Но заметил я это не сразу. А когда мы намотали изрядное кол-во километров. В итоге включил запрет на коррекцию маршрута по данным о ситуации на дороге и мы наконец выбрались на Трассу уже далеко за пределами Умео, глубоко за полночь.
От постоянной метели и скользкой дороги, присыпанной снегом очень быстро устаешь. Плюс встречные фуры окатывают облаком снега и ты теряешь видимость на несколько секунд. Поэтому приходится постоянно притормаживать при каждой встречной фуре.
Я попросил сменить меня за рулем друга и пересел на пассажирское сидение. Друг решил, что спать мне вредно и разбудил меня самым оригинальным образом. Через двадцать минут я проснулся в кювете.
У него Дэу Матиз и он немножко не рассчитал разницу в весе при торможении Матиза и трех тонн Дискавери.
Наш британец съехал почти боком в кювет, в глубокую яму, заваленную спрессованным снегом от грейдеров. Сиротливо уткнулся мордой в глубокий сугроб и полузавалился на бок, но устоял. Подвеска как могла, выровняла машину, не дав опрокинуться. Попытка выкарабкаться не увенчалась успехом. Подъем подвески вверх только провалил колеса глубже и под брюхом все равно был "матрац" из снега. Мы попытались раскопать машину предусмотрительно купленной до этого на заправке лопатой, но масштаб спасательных работ обещал нам несколько часов стахановского труда по разбрасыванию плотных ледяных глыб вокруг машины, чтоб расчистить радиус для выворачивания из кювета.
За это время мимо проезжали пару малолитражек, но толку с них было немного. Под тем углом, под которым наша машина ушла вниз они бы нас не выдернули. Тем более на скользкой дороге.
Через минут сорок наших копаний мы увидели громадный бульдозер, который несся по трассе. Практически не снижая скорости, он вывернул в нашу сторону и подлетел к нам, попутно раскрывая дополнительные клешни на ковше. Яркий свет прожекторов, рев двигателя, лязг раскрывающихся клешней на поднимающемся вверх ковше - очень впечатляющее зрелище. Сцена из Трансформеров. 3Д и дабл сарраунд нервно курят в сторонке.
Мужик выскочил из бульдозера и захватил нас за фаркоп громадной цепью, которая уже висела на ковше. Видно он ездит по делам, а выдергивать незадачливых частников из кюветов у него уже непроизвольное хобби.
Кто думает, что трехтонный джип это нифига себе машина, изменит свое мнение, когда увидит как хренегознаетсколькотонный катерпиллар выдергивает его за "хвостик" из кювета как зубочистку и коробки.
Мы на радостях презентовали спасителю часть стратегического запаса в виде настоящей "рашен водка". Он с удовольствием принял подарок. Мужика снимать не стали, чтоб не палить. В Швеции подобные "подарки" по закону попадают под понятие взятки без всяких условностей.
Другу была вынесена нота недоверия, хоть он этого особо и не заслужил. Скользкая дорога и незнакомая машина. Тем не менее пришлось снова сесть за руль.
Утром мы уже пересекли границу Полярного Круга на территории Швеции недалеко от финской границы.
Миновав границу с Финляндией в районе Эвертурнео, мы отправились наверх, к норвежской. После норвежской идет небольшой перевал - широкое плоскогорье. Там мы чуть не впилились в оленей, которые шастали по дороге. Было уже темно и я увидел их на дальнем свете. Притормозили метрах в 20 от них.
Температура тем временем от стокгольмских +2 упала до -14 еще до финской границы. По Финляндии держалось -16, а после перевала опять поползла вверх. Когда мы достигли Альта, было уже -7, -5. Нам нужно было на другую сторону полуострова, к Порсангерфьорду, заливу Северного Ледовитого океана. Дорога туда идет через перевал. Был сильный ветер, который нес неприятную плотную пургу. Местами видимость падала до нуля и мы шли по светоотражающим вешкам на 10-20 кмч.
Спустившись с перевала, взяли путь на север, в направлении Нордкапа и поздно вечером достигли нашего арендованного котеджа, на берегу залива, который мы заказали заранее. Цена вопроса с 27 декабря по 6 января - 9.000 норвежских крон.
Котедж оказался метрах в ста над дорогой, на склоне. Дороги к нему не было. Поэтому пришлось "поджать живот" и вскарабкаться к нему на машине. Так как вещей мы взяли много и разгружать машину, таская вещи вверх на холм не хотелось.
Домик оказался отличным. Горячая вода, электроотопление. Дровяной камин, который за 20 минут делал в доме "Ташкент". Кухня, холодильник, большой морозильник, микроволновка, плита. В общем, нормальный жилой дом. Три спальни, рассчитанных на 5-7 человек. Нас было пятеро, включая ребенка и было довольно комфортно.
На следующий вечер хозяин устроил нам вечер приема с посиделками у "бонфайр" - большой костер возле дома.
Тут, возле костра мы и заметили первый раз небольшое и робкое северное сияние.
К вечеру погода опять испортилась и начало мести. Хозяин котеджа предупредил, что пару дней будет плохая погода и дорога в сторону Нордкапа будет закрыта.
Действительно, мело прилично, а ветер расшатывал домик.
Когда погода утихимирилась, как раз подоспел Новый Год. Встретили мы его опять в компании хозяина котеджа и его жены в забавном сооружении. Наши друзья сказали, что на Западной Украине это называется "калыба". Как она зовется у норвежцев, я уже не помню. Небольшая закрытая беседка с костром-грилем посредине и вытяжкой.
Дорогу к Нордкапу закрыли вплоть до второго Января. Поэтому мы просто тусили дома. Играли в карты, спали, ели, смотрели кино на ноуте. Постоянная темнота давала возможность только коротких вылазок на посмотреть что-то.
Так мы съездили к "скалам троллей" в Тролльсхолмсунд.
Фото не очень качественные, потому что было темно и приходилось ставить максимальную чувствительность матрицы, а потом вытягивать яркость.
Наконец, третьего января нам сказали что дорога свободна и мы двинулись на Нордкап.
Ничего занимательного по дороге не было. Побережье довольно скучное, в отличии от западной части Норвегии. Знай себе рули влево, вправо вдоль скал залива.
Приехали на КПП мы около 12ти дня. Как раз стало светлей. Шлагбаум был закрыт, нам сказали что дороги замело и их продолжают чистить. В целях безопасности к Нордкапу туристов отправляют только в сопровождении конвоя. Впереди идет грейдер, расчищая путь, замыкает колону контрольный ФВ Транспортер. Мы попали удачно. Следующая группа отправлялась через пол часа.
Так мы дружно и приколесили к Нордкапу как раз перед тем, как начало темнеть. Вот он, край европейской земли )
Там, возле глобуса, я встретил необычного персонажа. Байкер - пожилой фоторепортер, путешествующий по всем континентам. Он сказал что уже третий год в пути и планирует провести в поездках минимум семь. Мы немного поболтали и разошлись. По приезду я нашел его контакт на фейсбуке и стал следить за его передвижениями. Так получилось, что мы немного сдружились и теперь общаемся. Ему повезло найти спонсора в Германии для своего путешествия уже непосредственно в пути и его задача чуток облегчилась.
Билет на Нордкап "семейный" стоил 500 норвежских крон.
В этот день Нордкапом все не ограничилось. Ближе к полночи нас ждал крупный подарок - еще одно Северное Сияние. Именно с большой буквы. Потому что это было нечто невообразимое и совершенно отличное от первого. Световые переливающиеся блики заполнили весь небосвод от горизонта до зенита и переливались, чуть ли не ежесекундно меняя форму, принимая причудливые образы.
Мы вертели головами, тыкали в небо пальцами и в воздухе летало только "Ух-ты!! А вон там!! Смотри!! Смотри!!!!".
20 сек выдержка обеспечила нас несколькими фото на память.
После такого впечатляющего зрелища мы не видели уже смысла сидеть там дальше. Мы еще денек поваляли дурака в избушке и собрались домой.
Была чудесная погода и мы решили выехать пораньше, чтоб при свете дня поглазеть в дороге по сторонам. Подогнав машину загрузили вещи, упаковались внутрь и съехали с холма на дорогу. И тут же небо мгновенно потемнело и началась сильная пурга. Скорость пришлось сбросить до 40-50 кмч и мы потихоньку двинулись в обратный путь по другой дороге, в направлении саамской деревеньки Карашок.
Ближе к перевалу пурга закончилась и небо прояснилось только затем, чтоб мы увидели остатки заката.
На перевале нас поджидал новый олень. Или из той же группы, что до этого. Может у него хобби такое - экстремальный вид спорта. В общем, тормозила машина метров 100-150. А олень невозмутимо, не спеша, шел себе по трассе, погруженный в свои рогатые мысли.
Буквально на последних десяти метрах, когда машина уже значительно замедлилась, я позволил себе вывернуть руль и направить машину чуть правее от оленя, чтоб не тюкнуть его в его мохнатый бок. А этот философ даже не покосился в нашу сторону.
Спустившись к Карашок поздно вечером, мы попали в в -19. Мы ожидали увидеть саамскую деревню оленеводов, с юртами и небритыми саамами, которые греются у костров на оленьих шкурах, а увидели обычный современный городишко ) Разочаровавшись, двинулись в сторону Каутокено, чтоб посетить ювелирную лавку, разрекламированную хозяином нашего котеджа.
Чтоб успеть до закрытия, пришлось довольно интенсивно рулить и мы примчались туда за 25 минут до закрытия.
Вот и все достопримечательности, которые нам попались.
Дальше была дорога обратно. Машина пару раз глохла на перекурах, при -24, с почти пустым баком. Перестала после того как залили свежее топливо. В Финляндии температура местами падала до -27. Там впервые я столкнулся со знаменитой проблемой всех Дискавери с пневмодовеской. Машина сбросила скорость и стала "сдуваться" до нижнего положения. Мы дали несколько минут отдохнуть компрессору, завелись и все пришло в норму.
В пути еще пару раз падала мощность двигателя. Видимо из-за "парафинового эффекта" в промерзшем дизеле. Я не особый спец в механике. Но ничего критичного не было. После остановки и нового включения, машина приходила в чувство, разогревалась и дальше пилила уверенно, как и прежде.
Через сутки мы были уже дома, в Стокгольме.
Пробег составил порядка 4000 км. Домик 9000 норвежских крон. Нордкап 500 "семейный". Возможно еще придут счета на оплату туннелей и т.п.
Общая сумма трат, с учетом аренды домика, топлива, еды, на пятерых человек порядка 2.500 евро.