фото здесь http://fotoplenka.ru/users/maxim123/359995/
Побывать в Норвегии – мечта, наверное, каждого автопутешественника… Отзывы в Форуме об этой стране, её природе, особенно её фьордах, всегда самые восторженные. Но нам лета на эту страну было всегда жалко – всё-таки там север, значит, может быть холодно, а тратить драгоценный и долгожданный отпуск на холодные дни, которых у нас и так в достатке, совсем не хочется. Хотя те, кто там побывал, говорят, что было жарко и солнечно. Ничего удивительного – большая часть Норвегии находится на широте Питера! Но мы все же побаивались погоды, и каждое лето отказывались от Норвегии ради более теплых и более знакомых стран типа Франции, Германии, Швейцарии или Италии. Поэтому, когда наши друзья предложили нам вместе поехать в Норвегию на несколько дней в ноябре, мы, не раздумывая, согласились. Раз в Европе везде холодно, почему бы этому "холодно" не быть в Норвегии?
Решили доехать до Бергена – древней столицы Норвегии, которая стоит на берегу Норвежского моря, а вернее во фьорде. Кстати, горы в Норвегии тоже называются Норвежские.
Итак, на пару ноябрьских дней в Норвегию собрались 2 команды: Света, Дима и их сын Никита (12 лет) на автомобиле Тахо с навигатором "I GO" и Вика, Максим и их дочь Ася (17 лет) на Хюндае Акценте с навигатором "ТОМТОМ 6" по имени Анна.
Купили билеты на паром "Европа" из Турку (Финляндия) в Капельшир (Швеция, около 60 км от Стокгольма). Паром этот - самый большой в мире корабль с автомобильной палубой – так и называется "Европа". Он полон магазинов, но развлечений, в отличие от других паромов из Хельсинки, там мало – казино, танцы, пара ресторанов, отличный гитарист и всё... Но те приходят в Стокгольм около 10 утра, а нам нужно было как можно более ранним утром попасть в Швецию, чтобы было больше светлого времени на дорогу, поэтому выбрали "Европу", которая приходит в 6 утра.
4 ноября
В 6 утра мы пришли в шведский Капельшир, откуда рванули в Норвегию – до Бергена около 1000 км. По Швеции, как всегда, летели, дорога отличная, ограничение скорости – 90-110 км. Навигатор "I-GO" свернул нас на дорогу Е18, которая свернула направо, не доходя до Стокгольма. Анна же предложила Е20, по которой мы впоследствии возвращались. Она лучше и быстрее, если пересекать Швецию - автобан со 110 км/ч., нет радаров). Где-то в 14-00 приехали на границу. На пароме не было норвежских крон (НОК – около 5 руб.), и мы в избушке-магазинчике на границе их купили, но лучше всё-таки делать это в банках.
В это время кончился бензин, купленный в Финляндии по рублёвой карте "НЕСТЕ". Поздно сообразили, что нужно было заправиться в Швеции, т.к. бензин там дешевле.
Надо сказать, что интернет нам обещал повсюду погоду препоганую – то дождь целый день, то снег при плюсовой температуре, а на самом деле светило солнышко и было градусов 6-7.
Максим как организатор маршрута хотел пролететь мимо Осло, поскольку там не обещали ничего интересного, но большинством голосов было решено посетить столицу Норвегии, хоть взглянуть одним глазком. Тем более там первый фьорд.
Попалась на пути в Осло первая платная дорога, вернее, платный кусочек дороги – километров 10. Непонятно за что отдали 20 НОК.
Вообще платные дороги в Норвегии разговор отдельный. Они такие же странные, как и вся страна - вдруг на ровном месте горят красным светофоры, перед ними стоят автоматы с корзинками, куда надо швырнуть какое-то количество крон. После этого загорается зеленый, и ты едешь. Уверены, что можно и не платить – ехать себе по-русски на красный и все, но норвежцам это и в голову не придет! Правда, если надо платить в конце дороги, там уже не светофор стоит, а люди сидят, им надо платить. Но платная дорога ничем не отличается от бесплатной – там тоже одна полоса и ограничение 70. Хи-хи.
Осло стало нашим первым открытием. До него норвежская природа ничем не отличалась от шведской – леса, озера, чуть-чуть камней, правда, дорога похуже и ограничение скорости – 80 км. И вдруг дорога поползла в гору, и внезапно открылся вид точь-в-точь Лазурный берег Средиземноморья между Каннами и Ниццей – справа на горе теснятся живописные "виллки", а слева – во весь горизонт синяя вода, сливающаяся с синим небом. Ещё раз заплатили 20 НОК на дороге непонятно за что, но 100 рублей за такую красоту не жалко…. У всех от неё дух захватило! Как выразилась Света: "Такого мы никак не ожидали!" Вот на берегу этой красоты и стоит Осло.
Проехали в него по сложнючей развязке, даже потерялись чуть-чуть, т.к. вторая машина на развязках поехала не туда. Но навигаторы у обеих команд были настроены на центр Осло, и в обоих прогах центр, ясное дело, был в одном месте, да и наши рации (Вектор Милитари-44) превосходно работали, только пару минут не могли найтись, поэтому мы быстро воссоединились около королевского дворца на удобной, да ещё и бесплатной стоянке, которую нашла Вика, имеющая супернюх на хорошие стоянки.
Времени было 15-00 по местному (с нами разница – 2 часа), а вид у этого времени, как у наших ноябрьских 17-00 – солнце клонится к закату, а небо, следовательно, – от голубизны к синеве. Погуляли часок по Осло. Конечно, симпатичный город, где все как положено столице – дворец, театр, здания парламента (аж два – коммуны и Норвегии), много скульптур самых разных – от милых до безумных. Похож и на Копенгаген, и на Стокгольм, особенно в районе воды. Вообще в Норвегии мало людей, но Осло был заполнен как надо, правда, случился вечер воскресенья, и норвежцы, видимо, как приличные люди, гуляли семьями перед ужином. На берегу фьорда симпатичная площадь, заполненная скульптурами - огромными обнаженными Брунгильдами, (мы решили, что это – символ Норвегии), в разных позах и иногда с крупными детками. Закат был прелестен, но после него наступил темно-синий вечер, и мы заторопились к машинам – надо было искать ночлег.
Время поиска ночлега – вообще самое неприятное, а, вернее, единственное неприятное в автопутешествиях, если ты заранее не занес в навигатор место, где хочешь переночевать. Конечно, ночевки в навигаторе выскакивают, но, во-первых, почти всегда надо съезжать с автострады, порой на 8-10 км, а в несезон показанный кемпинг, а то и гостиница, вполне может быть закрыт, и вернешься на трассу, несолоно хлебавши, потеряв драгоценное время. Тем более неприятно искать ночлег в темноте на довольно горной дороге (а темень несмотря на норвежские всего-то 17-00 была плотная), да ещё и Диме нездоровилось. Да и проехали наши водители прилично – с 6 утра (только от Стокгольма до Осло 535 км плюс 65 км от Капельшера до Стокгольма). На всякие перекусы, технические остановки мы потратили не больше часа в общей сложности.
Вообще-то мы собирались ночевать в благоустроенных деревянных домиках, которые нам Форум и брошюры о Норвегии обещали в достаточном количестве в кемпингах, но мы таковых пока не встречали, поэтому заехали в первый попавшийся мотель, где не оказалось мест…
Вика, правда, обрадовалась этому обстоятельству – она любит останавливаться в городках, где есть цивилизация, можно вечером романтически побродить по освещенным улицам, поглазеть на витрины, выпить чего-нибудь в гостеприимных ресторанчиках, а то и поесть. А впереди как раз и маячил такой городок - Honefoss, куда мы и свернули, проигнорировав ещё один встреченный на трассе мотель, предварительно на информации вдоль дороги посмотрев, где в городке гостиницы, которых там было обозначено аж две. Городок, кстати, оказался не очень-то освещенным, и витрин особенных мы не заметили. Зато нашли гостиницу – ни много ни мало Гранд-отель. Мальчики пошли на ресепшен, вышли ошеломленные – номер – 200 евро. (Приличный номер в Европе на троих, например, в Швеции или в Германии стоит не больше 100 евро). Как мы ни устали, платить более чем парижскую цену за затрапезный отель не захотели и вернулись в мотель на трассу.
Хи-хи. Мотель! 970 NOK за номер на троих без завтрака – около 5 тыс. руб. – 140 евро. Гамбургер в ресторане – рублей 300. Но делать было нечего – усталость и ночь давали себя знать, да и ехать ночью по красоте, угадывая её только по карте навигатора, не хотелось совсем, и мы смирились. Номера, кстати, были самые плохие в нашей жизни – тесные и потрепанные. Мы поели (ещё осталась у нас всякая еда, приготовленная в дорогу), выпили водки и повалились спать. Водители наши заснули, кажется, ещё в полете в койку.
5 ноября
Утром встали в 9-00 по питерскому времени, т.е. с рассветом, чтобы полностью использовать световой день. Вообще решили не морочить себе голову норвежским временем – нам оно было ни к чему, в кино мы ходить не собирались, а поведение дня и ночи понятнее, если не переводить часы. Т.е. – в наши 17-00 смеркается, понятно, что надо искать ночлег, а по-норвежски всего-то 15-00 (так и крыша может поехать). Да и вставать в русские 9-00 психологически гораздо приятнее, чем в норвежские 7-00, когда начинается в гостинице завтрак, а за окнами рассвет. В общем, позавтракали мы, кто в ресторане, кто в номере, и двинулись в Берген по трассе Е16 вдоль фьорда или озера, присыпанного снежком. Подморозило, но небо не голубело. Стали встречаться нам кемпинги, там были деревянные домишки, но без людей, а на ресепшене предлагалось позвонить по такому-то номеру. В общем, хорошо, что мы прошлым вечером смирились с судьбой и приняли её подлянку в виде дорогущего мотеля. Проехав по Е16 километров 50 и прочитав отчёты, запрограммировали Анну на кратчайший путь в Гуль. Она обрадовалась и повела нас местными красивыми тропами до 51-й дороги. Свернув на неё, через перевал мы попали на удивительную дорогу для горнолыжного туризма "Gol (читается Гуль) – Al - Geile (читается Эйлу)". Мы видели, как обстреливают пушками горнолыжные трассы. Последний город - роскошный горнолыжный курорт в истинно европейском стиле со всеми вытекающими – очень много красивых отелей, казино, магазинов.
Затем по дороге 7 мы поднялись на высоту 1200 м! Это было очень красиво. Вверху - ледяная пустыня, на спуске - крутейшие скалы и туннели-серпантины. Спустились к Bruravik., где по предложению навигаторов взяли паром на Brimnes.
Пейзажи и погода менялись на глазах каждые полчаса - то фьорды в снегу, то аккуратные поселки с аккуратными небедными домиками (белые стены, красные крыши), то красноватые тундры под голубым небом, образованным людям навевающие мысли о Новой Зеландии и хоббитах, то бескрайние снежные пространства, потрясающие своей фантасмагоричностью (Вика подумала, что Марс такой же, только красный). При этом – ни людей, ни магазинов! Застывшая жизнь. В домиках горит свет, в садиках лежат детские игрушки. Но ни души! Машин на дорогах тоже нет. Просто "Сталкер" какой-то! По выражению Аси, конец мира.
Под ливнем среди потрясающих воображение высоченных скал удивительного цвета сели на паром, который за 10 минут и 124 НОК перевез нас через фьорд. Потом начались водопадные стены – водопады спускались со скал, вдоль которых мы ехали, прямо на дорогу и через туннели. Когда мы выезжали из туннеля, вода лилась прямо на нас. Просто американские горки в аквапарке! Среди всей этой красоты дорога казалась недлинной, но к нашим пяти часам оказалось, что мы проехали за день всего-то ничего – километров 300.
Быстро смеркалось, сильно дождило, красота почти перестала угадываться, и мы стали коситься по сторонам в поисках места для ночлега. Как назло, пока не нужно было, встречались чудные действующие кемпинги с чудными домиками, но как только понадобилось – они как в воду канули. До Бергена, где нетрудно было бы найти ночлег, оставалось около 50 км, но силы и бензин, а также деньги, на которые мы должны были его купить, были на исходе.
Наконец, в городке Norheimsund нашли темный кемпинг, спустились, позвонили по телефону хозяину. Вопрос прозвучал очень интересный: "На какой день хотите зарезервировать?" – "На сейчас". – "Извините, это невозможно. Если проедете ещё 2 км, там есть кемпинг с хозяином". Вздохнули, поехали. Интересный эффект темноты. Вроде по нашему только пять, а кажется, что глубокая ночь – усталость, глаза не смотрят… В общем, проехали ещё чуть-чуть, нашли указатель "домик", завернули к настоящей норвежской избушке, в которой старушка-агент созвонилась с хозяином апартаментов, дала нам бумажку – фотокопию рисунка, как через 6 км свернуть и проехать ещё 3,5 км до местечка Vikoy, чтобы найти этого хозяина. Воодушевленные, мы "помчались" навстречу своему счастью. Хозяин нас на самом деле ждал, сдал нам прелестный чистый скандинавский домик–на двух этажах по спальне и внизу большая кухня с большим столом, плитой и посудой. Удобства, конечно, все. Место очаровательное – вид на кладбище с беленькой церковью, а до пляжа 3 минуты. И всё это удовольствие за 900 НОК на всех нас шестерых!
Дружелюбный хозяин посоветовал нам остаться ещё на одну ночь, посетить Берген (езды всего час двадцать – 46 км) и вернуться. Домик нам очень понравился, его цена тоже, поэтому мы с радостью согласились.
Приготовили вкусный ужин, поужинали, наметили путь обратно. Мы хотели возвращаться другой дорогой. Как сказал Дима, она должна быть ещё красивее. Но теперь решили проехать до маленького парома той же "водопадной" дорогой, чтобы полюбоваться ею при дневном свете и вволю пофотографироваться, а потом свернуть на, 13-ю…
6 ноября
Встали в 9-00 с рассветом, позавтракали, поехали в Берген. Вначале, правда, пришлось купить денег (первый раз видели, чтобы банки в Европе открывались только в 10-00!) и ещё раз бензина (литр – 2 евро!). Заехали в супермаркет COOР (это магазин общеевропейской сети, но ассортимент сильно отличается от европейского – например, всего 2 вида йогурта), стараясь проходить мимо ценников с закрытыми глазами (иначе можно от голода умереть). Так что только после 10 смогли выехать на "большую дорогу". Но тут же встретили потрясающий водопад, и гуляли вокруг него чуть ли не час, упиваясь красотой и величием пейзажа.
Чуть попозже в скалах цвета меди нашли клад.
Дорога была удивительная, снова разная. Больше всего нам понравились огромные горы с заснеженными елями. "Градиентная заливка" – назвала их Ася. Казалось, что только отсюда должны выходить Санта-Клаусы с рождественскими елками. Погода тоже была разная – сначала солнце и зеленые деревья, потом снег (мнооого!), потом ливень. И так за полтора часа три времени года!
В Бергене, как и было запланировано, чтобы не мучить водил, мы остановились на многоэтажной парковке – 16 НОК за 30 минут (забавно, что мы уже смирились с норвежскими ценами и даже не удивились и не расстроились, что нам пришлось заплатить 120 крон). Здесь наши интересы разделились – Максим с семьей пошел искать клады в старом городе, а Дима с семьей – антиквариат.
Берген оказался довольно оригинальным городком на фьорде. Такого мы ещё никогда не видели. Старинные домики, почти все белые, стоят беспорядочно и тесно. Улочки запутанные, ведут в никуда или на гору. Стиль сохранен даже в "МакДональдсе". Он расположен в таком же белом старинном домике. В старом городе, разумеется. В новом, где торговый центр на просторной площади с огромным и не очень, как нам показалось, суразным памятником трудягам в рабочей одежде с молотами, плугами и ещё какими-то неведомыми нам орудиями производства, этот вредный для здоровья фаст-фуд находится в обычном здании. Новый район вообще ничем не отличается от других скандинавских городков. В старом городке - белая церковь на горе, деревянные мостовые, рыбный рынок, где дают пробовать всё, что захочешь – крабы, омары, креветки. Можно купить канапе с каким-нибудь морепродуктом.
Много красивых людей со строгими обветренными лицами. Туристов тоже хватает. Мы нашли клад в стене старого города.
Утверждают, что в Бергене всего 10 солнечных дней в году, и поэтому мы никак не могли ожидать, что нам дружелюбно будет светить солнце, а листья каштанов ещё будут зелеными. Но это случилось!
В русские 15-00 мы подумали, что скоро стемнеет, и решили уехать, тем более что и за стоянку натикало 120 НОК (600 р.), а сувениры купить в городке, где живем… Дорога обратно оказалась (или показалась?) неожиданно быстрой. И когда мы приехали в городок, было ещё светло. НО ВСЕ МАГАЗИНЫ, кроме продуктовых, УЖЕ БЫЛИ ЗАКРЫТЫ! Оказалось, что в этой странной стране они работают до 16-00! Так мы сувениров и не купили. Зато нашли клад прямо у моста, который разделяет озеро и фьорд! И озеро с пресной водой вытесняет соленую воду фьорда.
Вообще было о чем задуматься… Цены в Норвегии запредельные, а люди явно работой себя не утруждают… Как они живут? Машины у них хорошие, дома, хоть и скромные снаружи, тоже неплохие. Вместо магазинов погуляли по набережной фьорда, а там – и яхты, и даже самолетик. Явно не бедствуют. Непонятно! Алкоголя в магазинах нет, и наш хозяин сказал, что алкогольные магазинчики попадаются редко и никогда не стоят на виду. Кстати, когда мы ему предложили выпить с нами водки, он отказался. Вот финн или швед ни за что бы не отказались!!!
Несмотря на странности Норвегии мы были очень довольны и красотой, и погодой. Приехали в наш уютный домик, поужинали чем бог послал, а когда открыли дверь на улицу, оказалось, что идет большой снег и вокруг уже сугробы. Мы оделись и пошли на пляж, а куда же ещё идти в Норвегии, если снег? Там мы чуть-чуть выпили, дети слепили несколько забавных троллей, потом на другом берегу заметили, как местные "зажигают" по поводу первого снега, и пошли посмотреть. Норвежцы тоже умеют веселиться!
7 ноября
Дорога предстояла длинная. Мы очень хотели во что бы то ни стало уехать в этот день из Норвегии и переночевать в Швеции. И из-за денег, и из-за того, что хотелось быть как можно ближе к парому, который уходил из Стокгольма 8 ноября в 17-00 по шведскому времени. Поэтому мы встали пораньше – около 8 утра по-русски. Позавтракали, быстренько собрались и поехали. К счастью, уже началась оттепель, и дорога растаяла, а то бы нелегко было ехать. Решили сократить путь и переплыть на другом пароме, который встречался раньше, но его не было видно на горизонте, и мы переправились на знакомом пароме. С деньгами у одного экипажа было совсем никак, и мы платили за две машины вместе - оказалось скидка, сэкономили почти 50 крон!!!! Цирк!
Паромщик сказал, что 7-я дорога закрыта, но мы и так собирались ехать по 13-й, поэтому не расстроились. Сначала было яркое солнце – ну просто март настоящий, потом пошел дождь, потом снег. Путь был разнообразным: горы с замерзшими или журчащими водопадами, промышленные города, где добывают серебро (так мы решили), на южных склонах - сельскохозяйственные угодья с яблоневыми садами. Яблоньки невысокие, хрупкие, стоят ровненькими рядами на склонах, а на многих даже ещё висят яблоки. Красные. Вкусные (мы такие покупали в супермаркете). Удивительно!
Без проблем доехали до 134-й дороги. Особенно понравилось проезжать сквозь туннели. Многие из них - спиральные или круговые, въезжаешь в одно время года, выезжаешь – в другое. Правда, некоторые очень неуютные – длинные, еле освещенные и кажутся сляпанными на скорую руку – будто тролли выгрызли. По одному ехали минут 20, Ася сказала: "Как страшно!", но въехали в дождливую серую гору, а выехали на слепящую солнцем снежную равнину. Ох!
В Норвегии много дорог закрывают зимой, например, самую известную в Норвегии и, как говорят, самую красивую дорогу – дорогу Троллей закрыли ещё 18 октября. Они не приспособлены для того, чтобы по ним ездили в снежную погоду – узкие, без серьезных ограждений. На некоторые дороги пускают только легковушки, а тяжелые машины должны надевать цепи и ехать в объезд.
Ну вот, ехали мы ехали, особенно жутко и красиво было в снежных горах, жутко – потому что скользко и непредсказуемо, а красиво, потому что … красиво. Очень. Еле успеваешь головой и фотоаппаратом во все стороны вертеть.
Ехали часов пять, а проехали всего-то ничего – километров 200, а надо – 600… Правда, водители говорили, что не устали совсем, но пассажиры им всё-таки не верили и сочувствовали.
И вдруг на нашей дороге 134 в горах написано CLOSЕD– закрыто то есть, и шлагбаум, а буквально 20 минут назад внизу было написано ОПЕН. И у нас возникла маленькая паника – у нас и так времени впритык, а тут придется куда-то возвращаться. Но мужик перед нами шлагбаум поднял и пропустил… Оказалось вот что. Туннель серьезно ремонтируют, поэтому он односторонний – т.е. сначала туда машины едут, а потом навстречу. Так вот на нас "туда" кончилось, и должны были ехать "встречки". Но последняя перед нами машина оказалась огромной фурой, которая сначала застряла на въезде, а потом медленно-медленно, чуть ли не касаясь потолка, ехала по туннелю, потому нас с ней и пропустили – все равно встречки не могли ехать. А мы увидели, выехав, первую и последнюю норвежскую пробку.
Потом была скучноватая только в смысле неизменности красоты дорога, которую нам выбрала Анна, срезав дорогу 134. На карте мы не могли понять, где едем, и это немного напрягало, хотя время прибытия в Стокгольм Анна нам определила где-то часа в 3 ночи, что нас устраивало. Кроме того, мы ехали вдоль изумительной красоты огромного озера, которое мы тоже не могли найти на карте. Дорога была хорошая, но дикая – за 3 часа нам встретилось всего 2 машины, а бензоколонки – ни одной, что тоже, естественно, не могло не напрягать.
И вот, наконец, появилось знакомое по карте, долгожданное, вернее, давно искомое штурманом Викой название - Notodden, и всё встало на свои места. Появилась цивилизация, бензоколонка, но также и вечер… Мы стали приближаться к Осло. Нами был намечен платный туннель в объезд Осло, Анна вывела на него без труда. На выезде из него мы заплатили 55 НОК, а потом вдруг пришлось ещё 20 бросить в корзинку, чтобы зажёгся зелёный свет.
И вот около 20-00 по русскому времени мы пересекли границу. Вздохнули с облегчением, что все прошло без приключений. Выбранные нами (Анной) дороги были открыты, бензин ни разу не кончился, хоть и собирался, теплые вещи не понадобились, даже деньги остались. Все прошло здорово-прездорово! И удивительно красиво. Отрада для глаз и души.
Зашли в уже знакомую избушку на границе, купили сувениров всяких, продали норвежские кроны, купили шведские. Сразу после границы попался городок, где явно были гостиницы, но ещё рано было останавливаться. Хотелось ещё чуть-чуть приблизиться к Стокгольму, чтобы завтра не нестись. Вика ещё на пути туда заметила живой кемпинг с домиками и записала название местечка, вот мы туда и направились (32 км от границы). Но оказалось, что он работает до 19-00, а мы приехали в 20-00. Т.е. если бы не тратили время на всякие покупки, как раз успели бы. Вика, умудренная за много лет автопутешествий, предложила вернуться, она понимала, что теперь долго ничего не встретится, но водители заупрямились, возвращаться не захотели – сказали, что у них открылось второе дыхание, по шведской трассе они могут хоть до Стокгольма доехать. Правда, когда поняли, что ближайший город будет только через 60 км, немного загрустили. Город-то ладно, но и бензоколонки только автоматические встречались, а это уже не шутка. Но и здесь повезло – вдруг встретилась бензоколонка с милым мальчиком, который позвонил в скромный "хотеллет" и заказал нам номера по 59 евро за комнату (2-4 кровати) с завтраком. Вот туда мы и поехали, выпили водки и легли спать.
Так окончилось наше маленькое путешествие по Норвегии. И сразу стало грустно. Но мы пытались развеять грусть мыслями о том, что скоро попадем на любимый паром с его простыми развлечениями типа караоке по фински, дискотеки, магазинчиков и ночного шоу.
8 ноября
Утром осталось нам 300 км, прекрасная шведская автострада Е20 с её 110 км в час. В общем, сплошное удовольствие!!! Приехали за 2 часа до отхода парома. А потом отдыхали. Правда, была качка неслабая! Не все чувствовали себя одинаково хорошо.
Надо помнить:
Даже если собираетесь жить в гостиницах и питаться в ресторанах, нужно все равно взять с собой постельное белье и минимальный запас примитивной еды – супчики-, пюре-, макароны-инстанты, консервы какие-нибудь, паштеты, например. Чайник не помешает и чай тоже. Печенье какое-нибудь. Не всегда можно вовремя найти ресторан и тем более гостиницу, а в кемпингах белье не дают. Большинство магазинов в Европе в субботу закрываются рано, а по воскресеньям не работают вообще. Но продуктов много не возьмешь – на таможне могут отобрать, т.к. продукты вообще не разрешено провозить!
Не стоит ждать, когда загорится лампочка про бензин – рискуете не найти колонку.