Почему Норвегия?
Жена уже давно говорила о своем желании посмотреть фьорды, а я почему-то был уверен, что Норвегия ничем не отличается от Финляндии и Швеции, которые ничем особенным мне не запомнились во время поездки лет пять назад. Поэтому я даже не интересовался, что интересного есть в этой стране. Как в итоге оказалось, Норвегия и остальная Скандинавия – две большие разницы
В прошлом году мы с женой с удовольствием прокатились на машине по Карелии, основной целью поездки была, конечно же, природа (я обожаю горы и водопады, а некое подобие этого недалеко от Питера нашлось именно в Карелии). Заехали на Рускеальские мраморные карьеры, посмотрели большинство водопадов, включая самый высокий в Карелии Юканкоски (Белые Столбы) на реке Кулисмайоки высотой аж 12 метров:
Далее будет понятно, зачем здесь эта фотография
Поездка в Карелию очень понравилось, но напрягали дороги (своим качеством и принципиальными гаишниками, штрафующими даже за превышение на пару км/ч), периодическое отсутствие заправок и недобрые взгляды местного населения, явно без определенного рода занятий.
После поездки на одном из форумов про Карелию увидел отчет о поездке в Норвегию, но он больше представлял описание проблем с отказавшими тормозами, чем окружающих красот, да и маршрут был не самый удачный. Но все же на фотографиях в том отчете я увидел пару водопадов… Стал искать другие отчеты по стране, и в числе первых ссылок обнаружил небезызвестные опусы Сергея Тихомирова, очень подробные, с указанием номеров дорог, названий достопримечательностей, населенных пунктов и фьордов. Вот теперь я понял, что Норвегии мне не избежать
Вариант автобусного путешествия отпал сразу – ни один оператор не мог предложить маршрут, даже близко похожий на желаемый. К тому же я не люблю быть в толпе, и маршруты автобусных туров обычно предполагают посещение Стокгольма, Осло, музеев в ущерб природным достопримечательностям, что меня решительно не устраивало. Рассматривал вариант аренды кемпера, но на двоих получалось накладно, а друзья, которые изначально планировали составить компанию в поездке, от затеи отказались по семейным обстоятельствам. Вариант остался один - ехать на своей машине.
Маршрут
Сначала я планировал просто повторить путь Тихомирова, лишь исключив из него неинтересные мне церкви. Но отчетов по Норвегии в рунете (и особенно на этом форуме) нашлось множество и оказалось, что интересных для посещения мест в Норвегии гораздо больше, чем можно посетить за отпуск. Пришлось исключить самый север (от Нарвика до Нордкапа). Решил в начале поездки воспользоваться паромом Турку-Стокгольм (Викинг Лайн, дневной, автопакет 3200 руб), чтобы не привязываться ко времени отплытия на обратном пути (и это оказалось правильным – маршрут проехали быстрее, чем планировали) и обратно вернуться, объехав вокруг Ботнического залива.
Далее я наметил основные точки, которые посмотреть хочу обязательно, и создал тему В Норвегию на машине в августе 2009 - много вопросов
попросив ответов на появившиеся вопросы у форумчан. Спасибо следует сказать всем откликнувшимся и ответившим, но отдельная благодарность конечно же Дмитрию Trolll`ю, который не пожалел несколько часов своего времени на объяснение совершенно незнакомому человеку премудростей туристской жизни в Норвегии. После встречи с ним маршрут был скорректирован и я приступил к детальной проработке маршрута – используя ГуглМапс (вид со спутника с включенной опцией «показывать фото») исследовал планируемые дороги и близлежащие окрестности. При нахождении какой-либо интересной точки (водопада, смотровой площадки, быстрой речки и т.д.) делал пометки в AutoRoutre, а потом перед поездкой перенес их в навигатор. Сразу скажу, что маршрут пришлось менять уже в Норвегии (из-за дождя не пошли на Kjerag, да и скорость передвижения оказалась выше ожидаемой), без этого в стране с таким климатом не обойтись.
Популярный путеводитель «Фьорды Норвегии», который я сначала скачал в PDF, а потом и заказал в бумажном виде, оказался для меня практически бесполезен. Основной упор в нем сделан на музеи, рестораны и города, а инструкций, как добраться до какого-либо водопада в нем нет совсем. К тому же он «заканчивается» на Трондхейме, не затрагивая север страны, а мне нужны были Лофотены и 17-я дорога.
Взял на Калужском переулке, дом 3 (там совет по туризму Норвегии) отличную автомобильную карту – на ней и расстояния от города до города даны, и названия всех фьордов и населенных пунктов, и достопримечательности отмечены. Ничего лишнего, но все, что надо на ней есть. Правда, если бы ее у меня в Норвегии не оказалось, я бы ничуть не расстроился – в навигаторе карта тоже есть, поэтому бумажную использовал в основном вечером, намечая план на завтрашний день.
Перед отъездом распечатал снимки со спутника местности вокруг планируемых к посещению достопримечательностей (особенно тех, информации о которых было мало). Сайты atlas.no и gulesider.no
Итоговый маршрут:
Изучая отчеты коллег, я обратил внимание, что чуть ли не половина описания путешествия просвещена поиску ночлега – несмотря на развитую сеть кемпингов, их все же нужно найти, выбрать подходящий по цене и удобству, местоположению розеток и т.д. Также отмечалось, что место для палатки вне кемпингов найти сложно – обочин нет, тупиковых дорог тоже (все это подтвердилось во время поездки). Тогда я решил, по примеру Тихомирова, спать прямо в машине. Проведенное на даче тестирование выявило идеальное соответствие длины ровной площадки, образующейся при демонтаже подушки заднего сиденья, моему росту (186 см). На эту площадку были уложены четыре подушки от домашнего дивана (которые как раз всю эту площадку и закрыли) и спать на образовавшемся ложе было одно удовольствие:
Никакого полога от насекомых не использовали за ненадобностью, только окно чуть приоткрывали для свежего воздуха.
Вещи из багажника на ночь перекидывали на передние сиденья, это занимало минут пять-десять – как раз за это время вскипала вода для вечернего чая и для наполнения термоса на завтра. При таком способе ночлега мы могли останавливаться на ночь на любой площадке для отдыха (коих там действительно множество, со столиками, туалетами, водой и мусорными баками) и абсолютно не привязываться ко времени – благодаря белым ночам, ехали пока не надоест. На таких стоянках часто рядом с нами ночевали и кемперы, обитатели которых явно удивлялись возможности ночевки в легковой трехдверной машине, но виду обычно не подавали, наверное, взглянув на номера Недостаток только один – в кемпингах есть горячий душ, а вода в речках все же немного прохладнее
Очень помогал навигатор (программа ТомТом, карты самые свежие) – задавал очередную отмеченную дома точку и рулил куда тетя скажет. Один раз, правда, тетя хотела почему-то вести в стокилометровый объезд (когда от Kjerag ехали к Manafossen), но попытка была вовремя пресечена – просматривайте предложенный маршрут. Неоднократно навигатор утверждал, что на месте отвесного обрыва или одинокого норвежского домика должна быть заправка или площадка для отдыха – поэтому в итоге на такие его подсказки уже не рассчитывали. С заправками и площадками там и так все нормально. Навигатор помогал отслеживать, в какую сторону следующий поворот дороги – было очень полезно когда я ехал в облаке по Aursjøvegen с минимальной видимостью…
Следующий этап – покупка необходимых вещей в дорогу. Раз уж мы не привязывались к кемпингам, нужно было добиться полной автономности. Тут все зависит от «стартового капитала» - у меня не было практически ничего, поэтому купил спальники, газовую горелку Kovea с баллонами (долго рассчитывал расход газа при ежедневном многократном использовании, взял четыре баллона по 400 г, а в итоге за два дней до возвращения только распечатали второй из них), автомобильный преобразователь напряжения мощностью 150 ватт (вполне хватало для работы ноутбука и зарядки всех возможных портативных девайсов), хорошие дождевики (пару раз пригодились), треккинговую обувь (незаменимая вещь в Норвегии), парковочные часы (не пригодились – единственный раз мы оказались в крупном городе (Тронхейм) уже вечером, когда все парковки бесплатные), светодиодный фонарик и т.д.
Как известно, в Норвегии все дорого и магазины по выходным не работают, а в будние работают до 17. Поэтому по примеру большинства взял с собой много продуктов – консервы (рыбные, т.к. мясные вроде бы запрещены. Может и рыбные запрещены, но про это нигде не написано ), крупы, макароны и т.п. И зря. Во-первых, потому, что в Норвегии все оказалось не в 5 раз дороже, а в два, а некоторые товары даже дешевле при несравнимом качестве (джем, чипсы, консервированные фрукты и соки и т.д.). Во-вторых, почти в каждом населенном пункте есть магазины сети Coop, которые работают в будние до 20-22, в выходные – до 18-20, и в каждом продаются консервы для путешественников Trondhjems. Это 800-грамовые банки с содержимым пяти видов – от супа (Sodd, он самый дешевый, 70 руб), до мясных котлет с картошкой (200 руб). Нужно только разогреть. С куском норвежского хлеба лучшего обеда желать и не приходилось – все очень вкусно, быстро и недорого.
По утрам очень кстати пришлась быстрорастворимая овсяная каша в пакетиках. В треккинговых вылазках брали с собой, кроме воды (набирали, кстати, из водопадов – очень вкусная) детское питание в стеклянных банках (вот оно там оказалось сильно дороже), шоколадки и фруктовое пюре в мягкой упаковке Rich (не сочтите за рекламу).
В дополнение к имеющейся рублевой Виза Классик была сделана резервная долларовая, куплено 2500 Нок. В Швеции заправлялись один раз на автоматической колонке местной сети (с мордой медведя), и в итоге нам этот бензин обошелся дороже норвежского: автомат общался со мной только на шведском, сразу же после скармливания карты аппарату с нее списали 600 крон, а в бак влезло только 432. Возможно, остальные должны вернуться на счет, но не вернулись. Возможно, дело в банке (Сбербанк), возможно – в местной сети заправок. Но после этого я старался заправляться на колонках с живым человеческим оператором. В Норвегии часто наоборот – сначала списывают десять крон, потом остальное.
В Норвегии карточкой можно платить практически везде (после введения пин-кода надо жать Klar, который у меня ассоциировался со словом Clear - очистить, и лишь почти стершийся зеленый цвет этой кнопки позволил догадаться о ее значении), но на пунктах оплаты дорог и стоянок около достопримечательностей лучше все же иметь монеты. Например, пункт оплаты в городе Askim карточку почему-то не принял, подъехавший сзади норвежец сказал, что оплатить можно на ближайшей заправке Esso. В итоге на этой заправке я заполнил длиннющий бланк про себя, машину, дату, место и т.д. да еще и денег взяли 50 Нок вместо 20 из-за того, что я не взял на пункте оплаты некий receipt.
Стоянка около Манафоссен и дорога к Мардалсфоссен оплачивается монетами, которые нужно положить в конверт, других вариантов нет.
В целом вывод – с собой нужно не более 500 Нок наличными, но как можно более мелкими деньгами, желательно – монетами. Монеты по 1 и 5 Нок мы привезли домой в качестве сувениров – они с отверстием посередине.
Особенности культуры вождения
Кто сказал, что на дорогах Скандинавии отдыхаешь по сравнению с Россией? Это неправда! Приходится постоянно следить за скоростью, а ехать 80 по трассе, по которой у нас никто меньше 130 не ездит, просто невозможно, машина сама постепенно разгоняется. Но словить штраф за границей не хочется, поэтому скорость отслеживаю по навигатору – он точнее спидометра. Местные едут на 5-10 км/ч быстрее, но поддерживать их темп не хочется – может они богатые, или абонемент у них на нарушения есть
Дело осложнялось тем, что навигатор был настроен издавать истошный вопль при превышении скорости более чем на 5 км/ч, а база данных ограничений в навигаторе не всегда соответствовала реальности, особенно в Финляндии, где многие знаки состояли из лампочек, что позволяет менять разрешенную скорость. То есть навигатор думает, что можно ехать 90, а на знаках 100. Но в большинстве случаев навигатор ругался совершенно заслуженно
А в Норвегии ехать даже с разрешенным лимитом не получается из-за того, что мы, в отличие от норвегов, не по каждодневным делам едем и цель у нас не как можно быстрее добраться до точки Б, а посмотреть страну. Поэтому иногда приходится тормозить и сворачивать на расширения для того, чтобы запечатлеть очередную красоту – желательно чтобы в момент торможения сзади никто не висел, так что периодически останавливались, чтобы пропустить местных и снова ехать 70 там, где можно 80.
Иногда встречаются дороги, по которым 80 без навыка езды по серпантинам ехать страшно – вдруг за поворотом маршрутка остановилась или жигуль сломался, или просто кто-нибудь на встречку вылезет? Но через пару дней привыкаешь, что все норвеги водят отлично, и если ехать ровно по своей полосе дороги, правыми колесами по краю асфальта, то разъезжаться со встречными можно не снижая скорости. Только если это не фура – они-то скорости не сбавляют и проносятся мимо, а я все же предпочитал притормозить: ширина дороги зачастую на полметра больше, чем одна наша стандартная полоса, а движение двустороннее и фуры с автобусами попадаются нередко.
Если же ширина дороги совсем не предполагает разъезда, то есть специальные расширения, чтобы пропустить встречного. При этом ни разу не возникало ситуации, когда это вызывало затруднения – или я заблаговременно снижал скорость, чтобы когда машины приблизятся нырнуть в расширение, либо то же самое делал встречный. Иногда при этом приходилось полностью останавливаться, но тогда встречный обязательно поднимал руку от руля – спасибо, мол.
Еще пара особенностей – автобус, отчаливающий от остановки, надо пропускать всегда, было пару раз, что впередиидущие машины оттормаживались с 80 до нуля, пропуская автобус. Хотя за нами было все свободно, автобус ждать не будет – мигнул поворотником и поехал. Кстати, автобусных остановок по стране полно (и все оборудованные – с навесом), а вот сами рейсовые автобусы попадались раз пять, в отличие от туристических.
Скорую пропускают еще активней, чем автобус. Ни у кого в отчетах не встречал, а нам скорая попалась три раза. Так вот, завидев в зеркалах скорую, надо вообще съехать на обочину (которых во всей Норвегии нет), т.е. убраться с ее пути! Выполняется всем и незамедлительно, независимо от размера и стоимости машины.
В городах пересечения улиц организованы в виде кругового движения (ротонды, как говорила тетя из навигатора). Кто находится на круге – тот на главной. Еще в городах много пешеходов и велосипедистов, и всех их лучше пропускать. Велосипедиста на трассе принято обгонять как полноценного участника движения (каковым он, собственно, и является) – с поворотником, выездом на встречку и полутораметровым расстоянием до обгоняемого.
В летний сезон каждая вторая машина в Норвегии – кемпер или «тягач» с прицепом-дачей. Причем в последнем случае тягач иногда сильно меньше прицепа – один раз встретился Hyundai Getz с дачей длиннее него ровно в два раза.
Огромное количество классических авто разнообразнейших марок и моделей, причем все в идеальном состоянии. Особенно любят Вольво и американцев. Сфотографировать их редко получается – быстрые они. Автопарк в целом состоит или из новых машин (часто – новейших, которые у нас пока не продаются), или из совсем старых. Подозреваю, это как-то связано с налогами. Если кто может – проясните ситуацию.