Хотел разместить этот раздел в конце рассказа, но в начале он будет уместнее, потому как обобщает информацию и служит предисловием к рассказу.
Итак, за неделю в Черногории и день в Хорватии проехал около тысячи километров, аренда автомобиля обошлась в 300 евро на неделю, солярки изъездил на 45 евро. Средняя скорость движения составила 35км/ч.
Получившийся маршрут: аэропорт Тиват — Котор — Доброта — Пераст — Рисан — Герцег-Нови — Цавтат — Дубровник — Млини — Игало — Савина — Каменари — Лепетани — Свети Стефан — Подгорица — Колашин — Мойковац — Жабляк — Трса — Плужине — Никшич — Подгорица — Петровац — Цетинье — Ловчен — Будва — аэропорт Тиват. Какие-то из этих мест проезжал за короткое время, в каких-то останавливался на подольше.
Ночевки делал в Доброте, Савине (2 ночи, используя как плацдарм для вылазки в Хорватию), Свети Стефан, Жабляк, Петровац, Будва. Никакое жилье заранее не бронировал, на его поиски тратил по 20-30 минут в среднем.
Расходы на еду в сутки составили 15-20 евро.
Расходы на ночевки: 10-30 евро за ночь. Обязательными требованиями для меня были отдельный номер, горячая вода и отсутствие жесткого времени для чек-аута.
Снято 1500 фотографий, записано в навигатор 50 полезных точек, ну и написан этот рассказ. Буду дополнять его фото по мере обработки.
Итак, кое-какие заметки о поездке в Черногорию в июне 2009 года.
Где находится Черногория?
На Балканском полуострове, на побережье Адриатического моря, «через дорогу» от Италии. Граничит с Сербией, Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Албанией и Косово. От Москвы GPS-навигатор показывал 2000 км по прямой до Тивата.
Столица: Подгорица (около 130 тыщ жителей).
Наиболее крупные города: Никшич, Цетинье, Бело Поле, Плевля, Беране.
Курортные поселки на побережье: Петровац, Свети Стефан, Сутоморе, Бечичи, Пржно, Игало, Ульцинь.
Как добраться?
Из России летают несколько авиакомпаний. Основные: Московия, S7, Montenegro Airlines.
Полет проходит над городами по цепочке: Москва - Киев — Львов — Будапешт — Белград — Подгорица — Тиват.
В Черногории два аэропорта: Подгорица и Тиват. К туристическим местам на побережье Тиват будет поближе, Подгорица внутри страны.
Как вариант, можно долететь в хорватский аэропорт Дубровник, от него до черногорского курорта Герцег-Нови даже ближе. Хорватия на летний сезон отменила визы для россиян, так что можно добраться до Черногории и через Хорватию.
При регистрации на самолет в Тиват выбираем места у окон справа при полете туда, места слева при полете обратно. Таким образом, можно будет увидеть и горный массив Дурмитор и побережье.
Из Украины видел предложения по автобусным турам из Львова через Румынию и Сербию. Можно доехать и на авто, машинки с русскими номерами встречались в Черногории часто.
Небольшое отступление о покупке мною авиабилетов. За полгода до отпуска увидел низкие цены у S7 на перелет Москва-Тиват-Москва. Всего 9тыр. Тип тарифа web-fare. Начал покупать сразу два сегмента: Екб-Москва и Москва-Тиват в одном билете, сразу обломился со скидкой - система предложила более дорогой тариф. Начал брать сегменты по отдельности - нужный тариф появился, причем на обоих участках. Купил первый участок, стал оформлять второй. Опять скидка пропала. Да что за хрень! Благо, что на карте не хватало денег на покупку по более высокому тарифу, отложил покупку на завтра. На следующий день захожу с офисного компа - скидка снова есть! Начинаю оплачивать, но тут отвлекли, сессия по покупке прервалась. Пытаюсь купить повторно - дешевого тарифа уже не предлагает. Схватил ноутбук, зашел через другого провайдера (соотв-но другой IP-шник) - опять появилась скидка. Уффф, купил! Вот такая хрень!
Сделал для себя такие выводы, но не претендую на их правильность.
1. Минимальные тарифы (web-fare) действуют лишь при покупке простых полетов, состоящих лишь из одного участка. Покупайте все участки по отдельности.
2. Чтобы дешевых билетов хватило на большее количество пассажиров, ограничивают их покупку "в одни руки", т.е. с одного айпишника. Покупайте по одному билету с разных компьютеров.
Язык.
Черногорский (новопридуманное ответвление сербского или сербо-хорватского языка), пишут в Черногории половину латиницей, половину кириллицей, большинство слов понятны без перевода поскольку имеют общие славянские корни. Многие легко говорят на английском. Огромное количество рекламы на русском, особенно на тему недвижимости. В туристических местах есть обозначения на русском.
Небольшой черногорско-русский словарик
сутра - завтра
сутра уютром - завтра утром
юче вечерас - вчера вечером
право - прямо
десно - направо
скупо - дорого
ручак - обед, ужин
доручак - завтрак
энергетска вредность - энергетическая ценность
вредна жена - ценная жена
лепа девойка - красивая девушка
нелепа - некрасивая
вредна жена - ценная жена
министр правды - министр юстиции
обученый - одетый
позорница - театр
жичара - подъемник
планина - гора
кашика - ложка
вилюшка - вилка
рачун - счет
уморный - усталый
одмор - отдых
улаз - вход
излаз - выход
радить - делать
лютый - злой
добрый - хороший
добро - хорошо, согласен
важи - ок
куча - дом
Виза.
Россиянам виза не нужна. Прилетел — поставили штампик в паспорт. Бесплатно.
Деньги.
Национальной валютой является евро. Пластиковыми картами тоже можно рассчитываться.
Связь.
В Черногории несколько сотовых операторов. Я знал только о двух из них: T-Mobile http://www.t-mobile.me и Promonte http://www.promonte.com. Обычно туристическая симка покупается за 5 ойро, они же остаются на счету. Никаких документов при покупке симки не спрашивают. На пакетике с симкой пишут обычно короткий номер типа 069457456. Для перевода в нормальный формат нужно отбросить нолик и добавить спереди +382, или просто отправить кому-нибудь СМС с просьбой переслать номер, с которого СМС пришло. Номер получится типа такого +38269457456.
Купил в Которе сим-карту Promonte Tourist Pack за 5 ойро на всякий случай, для локальных звонков. В комплекте карта Черногории, есть инструкция на русском. СМС в Россию стоило то ли 6, то ли 12 евроцентов, длинные также режутся на части и деньги списывают за каждый кусок, разговоры с Россией недешевы, чуть меньше ойро за минуту.
Для того, чтобы оставаться на связи и на своем обычном номере, купил еще дома сим-карту «Билайн» и подключил пакет «Комфортный роуминг» за 895 рублей, получив тем самым 100 минут бесплатных входящих. Потом установил на этот билайновский номер переадресацию со своего и получил таким образом роуминг по 9 рублей за минуту входящего звонка. Решил, что это лучше, чем морщиться, принимая входящие вызовы и теряя по 80-100 рублей на каждом в обычном роуминге.
Часовой пояс.
GMT+2. От Уральского времени отличается летом на четыре часа назад, от Москвы — на 2 часа.
Транспорт.
Оптимальным для себя вариантом считал взять авто в аренду, поскольку были серьезные планы по изучению страны. Взял его прямо в аэропорту в EuroB (+38267469996, +38269343823). Цена после торга - около 40 ойро в день за дизельный Fiat Punto с механической коробкой и движком 1,3л. Безлимитный пробег, полное КАСКО, страховка для выезда в Хорватию. Кроме арендных контор (их 4 штуки в аэропорту Тиват: Avis, EuropCar, Meridian и еще какая-то) сразу нашлись несколько «помогал», которые бросились звонить своим друзьям. Цены только почему-то ими заряжались более высокие. Но вариантов было много.
Обмануть не должны, но когда берете авто в аренду, то проверьте наличие всех документов, необходимых для пересечения границы: контракт (листочек А4, заполняется Вашими данными), техпаспорт машины (закатанная в пластик бумажка размером с пластиковую карточку) и страховка (светло-зеленая бумажка).
Если не брать авто в аренду прямо в аэропорту, то можно взять такси из аэропорта. Чтоб было дешевле, лучше вызвать такси по одному из коротких номеров. Чтобы еще сэкономить, можно воспользоваться рейсовыми автобусами, которые ходят мимо аэропорта. Но их периодичность мне неизвестна.
Карта страны.
В каждом киоске и магазинчике продаются достаточно детальные карты автомобильных дорог Черногории. Нашел такую в аэропорту за 3,5 ойро. Хотя по-правильному карта должна даваться в комплекте с арендуемым автомобилем, представитель рентакара рассчитался за меня при ее покупке. Для навигатора использовал пару карт: SCG Route версии 2.00 и самодельную от велотуриста goza. Первая легко находится на торрентах, вторая гуглится по словам «goza+Черногория». Для движения по Хорватии использовал нужный «кусочек» карты AdriaRoute 2.10, тоже легко найти на торрентах. Использовал в поездке пару навигаторов Garmin Nuvi 750 для авто (большой экранчик, голосовые инструкции) и для пеших прогулок (небольшой, пыле- и водонепроницаемый) Garmin E-trex Vista HCx.
Кое-какие заметки по различным точкам Черногории.
Котор/Доброта (Kotor/Dobrota).
Из аэропорта Тиват выдвинулся в сторону Котора. Был поражен компактностью страны. 10 минут езды, один тоннель и ты уже в Которе. С бесплатными парковками напряг в районе Старого города. Отъехал чуть дальше. Стали появляться предложения апартаментов. Их легко опознать по надписям sobe, apartmani. Цены от 40 ойро за комнату. Нашел одну такую с отличным видом с балкона на залив. Но решил, что дороговато. У большинства комнат фиг найдешь хозяев. Заходи, смотри, а договариваться не с кем! Видимо, у них сиеста... Сродни филиппинской маньяне. Обнаружил отельчик неподалеку от набережной с изображением трех звездочек, ничего такой, аккуратненький. Но запросили 78 ойро за ночь. Прогулялся до набережной, до пляжей. Вода в бухте грязненькая, народ загорает, но купавшихся не заметил. Как писали во многих отчетах о поездках, Бока Которска — это сливная яма для близлежащих поселков. Канализации якобы там нет. Не стал проверять этот факт, но запах от воды реально застоявшийся. Для пляжного отдыха не стал бы советовать там останавливаться. Поднялся от берега обратно к дороге и проехал чуть дальше на пару километров, в Доброту. Нашел домик напротив ресторана Добротский Двор.
[Дом в Доброте]
Апартаменты с кухней, столовой, двумя спальнями и совмещенным санузлом. Кондей, телевизор, холодильник, вся кухонная утварь. Семья из 4-5 человек легко уместится. Хозяйка назвалась Марией, немного говорила по-русски, зарядила 40 ойро, согласилась на 25.
До Старого города Котора навигатор показывал от дома около 2,5 км. Поехал на авто, когда стала спадать жара. Платные парковки — не моя тема, нашел в 100 метрах место, где можно парковаться бесплатно и не было знака запрещения остановки. Если подняться чуть выше в том райончике, то таких мест было много. Так что смысла переплачивать не вижу. Добрел неспешно до Старого города минуты за три. Прогулялся по набережной. Поднялся по крепостным стенам к крепости Святого Ивана. Днем там вход 2 ойро, но вечером после 18 часов обе кассы пустовали. Да и подниматься после заката комфортней.
[Крепостные стены Старого города (Котор)]
Вышел через ворота на мост над крепостным рвом. Тоже неплохой вид.
Поесть можно и в Старом городе и возле него. Я перекусил в кафе возле главного входа. Пицца там просто замечательная, от 5 ойро за штуку. Готовят достаточно быстро.
Днем, когда проезжал из аэропорта, увидел на пристани многоэтажный круизный лайнер, кучу яхт. Вечером разглядел их поотчетливее. Были и русские яхты.
Привлекала внимание навороченная британская яхта. Внутри все оформлено как дискотека, много огней, подсветка есть даже под водой. Смотрится обалденно, напоминает космический корабль инопланетян. Поснимал в темноте со штатива.
[Яхта-космолет]
Вид на крепостные стены, подсвеченные в сумерках и прогулочной набережной.
[Подсветка крепостных стен]
В Которе мной не была выполнена одна задача — найти супермаркет, чтобы купить себе пляжное полотенце, плетеную «лежалку» и затариться несколькими паками питьевой воды. Оставил эту задачу на утро, поскольку время, когда возвращался с прогулки по Старому городу было уже за полночь. Утром встал рано, мозг отрабатывал подъем по уральскому времени. Решил при сдаче ключей выпытать у хозяев насчет супермаркета, но меня ждал облом. Дома был лишь глухонемой муж Марии. Отдал ему ключи, поинтересовался о супермаркете, а он только цокал языком в ответ. Заебись поговорили...
Пераст (Perast).
Выехал из Доброты против часовой стрелки огибать Которский залив. Через несколько минут буквально приехал в Пераст, остановился лишь на пару минут посмотреть на один из пляжей в Которской бухте - Bajova Kula. Да, черногорская компактность мне нравится! А вот вода в Которской бухте не порадовала, мутноватая, с какими-то масляными разводами. Купаться не тянуло...
[Пляж Bajova Kula]
Итак, город Пераст — это всего пара улочек каменных домов, расположенная прямо напротив входа в бухту. В древности это стратегически интересное место было пиратским, отсюда легко можно было наблюдать за кораблями, заходившими в бухту. Припарковался в восточной части города недалеко от его начала. С парковками там напряженно, но найти можно, если не стремиться поставить авто в самом центре.
Что посмотреть в Перасте... Старинные здания, несколько церквей, морской музей (вход по 2,5 ойро). На полчаса прогулки хватит. Есть карта города.
[Perast. Карта города]
Для перекуса можно использовать кафешки и ресторанчики на набережной. Я закинул в голову свой завтрак в Armoni Cafe. Спокойное местечко с гроздьями винограда, свисавшими с потолка. 3 ойро за омлет с сыром, ветчиной и овощами. Принимают оплату с пластика.
Далее в плане было посещение острова. Подошел на пирс, осмотрелся. Там парковались чартер-боты, возившие экскурсионные группы на остров. Переговорил с тетей, руководившей погрузкой. 5 ойро была ее цена за поездку на остров. Где пять, там и три, но ниже не падали в цене, хотя в путеводителях фигурировала цена в 2 ойро. Выбрал место не в пассажирской части под тентом, а на носу катера. Удобнее снимать.
Проехали мимо острова Святого Георгия с монастырем. Пара домиков и рощица кипарисов.
[Остров Святого Георгия]
Неплохой вид на Пераст с моря.
[Вид на город Пераст с моря]
Причалили к острову Госпа од Шкрпела. Народу много, все суетятся вокруг церквушки, но большинство возле туалета и магазина.
Имеется маяк.
[Остров Госпа од Шкрпела]
Минут 10 хватит, чтобы обфоткать весь остров и виды с него.
Вернулся на пирс с ближайшим чартер-ботом. Прогулялся с пирса до западного края городка. Обнаружил пляжик и бар на нем. Pirate Bar заманивал публику разнообразными коктейлями. Хех, жаль, что я был за рулем...
Вернулся обратно к авто. По пути заметил много домов на продажу. Кое-где перестраивали дома, кое-где строили новые в стиле старых. Обнаружил технологию подделки под старинную каменную кладку — облицовочные тоненькие блоки заливали изнутри раствором бетона, который для удешевления еще и бутили камнем. А потом наверняка будут впаривать эти постройки русским, выдавая их за старинные особняки.
[Фейковая каменная кладка]
Рисан (Risan).
Этот городок находится дальше за Перастом, если ехать от Котора. Рисан считается самым древним городом в бухте. Заправился в нем дизелькой на заправке и проехал насквозь городок, двигаясь по указателю на Грахово направо в горы. Сама по себе эта деревенька не представляла из себя ничего примечательного, просто вычитал, что при подъеме к ней открываются «открыточные» виды на Которский залив. Дорога очень узкая, для разъезда со встречными приходилось сдавать назад до расширительных карманов. Серпантинистая, с кучей поворотов. Но трафик очень слабый, даже десятка машин не встретил, пока карабкался по ней туда/обратно. Красивый вид на бухту с этой дороги открывался в окрестностях церкви с кладбищем. Еще более красивый вид, когда откроются даже окрестности Котора, можно получить, если проехать от церквушки чуть дальше и на развилке повернуть направо вверх в горы. Я попробовал проехать этим маршрутом, но стало жалко машину уже на первой сотне метров. Неровная, каменистая дорога.
[Вид на Рисан с дороги на Грахово]
Дальше большого смысла ехать нет, дорога переваливает через горную гряду и по ней можно уехать в Никшич. Увидел на одной из горных вершин руины крепости, захотел подняться вверх. Доехав до домика в горах, увидел, что можно проехать чуть выше. Но дорога сильно отклонилась на север, развернулся. Видимо, до крепости можно было добраться лишь пешим порядком. От домика к ней просматривалась пешеходная тропа.
Продолжение следует...