На тот момент в Москве было совсем немного школ, а теперь их десятка три). Ну, теперь по прошествии времени есть, что сказать и попытаюсь рассказать.
Как таковых "международных" прав на яхту не существует. Нет единого образца для всех стран ни для одного документа. Однако, существуют международно-признаваемые и распознаваемые сертификаты. А также те сертификаты на право управления, по которым вам дадут яхту в аренду.
Почти в каждой стране есть парусные спортивные школы (общественные организации), а также государственные (типа ГИМС). Чартерные агентства разбираются - давать или нет по конкретным правам яхту в аренду. В некоторых странах - внимание - права на свою яхту вовсе не нужны. Но чтобы взять яхту в аренду необходимо предъявить какой-то документ. Вот эти документы, как я писал выше, дают разные школы. Некоторые школы объединились (вернее им предложили объединиться, вступив в Ассоциацию). Одна и самый крупных ISSA. Они разработали достаточно общий формат для подготовки яхтсменов.
RYA - Королевская Яхтенная Ассоциация, по своей сути общественная организация, разработала стандарт обучения, которой придерживаются большинство различных школ даже и не RYA. Школ RYA по всему миру много, НО - преподавание должно вестись на английском языке (это же английская организация) и учредителем должен быть англичанин. В настоящее время только одна школа с корнями из России ( не называю имен никаких) получила аккредитацию, что добивалась много лет (база в Англии все равно).
IYT - была образована военно-морским офицером М. Фраем, чьи корни из Ирландии (именно поэтому теперь выдают и "Ирландские права" ICC). Организация разработала стандарт обучения, получила одобрение Службы береговой охраны. Отличие - они сразу заявили международный уровень и дают аккредитацию любой парусной национальной школе, которые подходят под формальные критерии. Также была проведена работа с о страховыми компаниями (очень важно) и с чартерными агентствами.
В итоге - сертификаты широко распространенных организаций по обучению - RYA, IYT, ISSA известны и яхты по ним дают в чартер.
Также дают лодки и по российским сертификатам ГИМС. Однако, бывали случаи, когда чартерные агентства с удивлением взирали на этот сертификат.
Все школы в основных системах обучения следуют определенным стандартам, совсем уж "тоорговцев" сертификатами лишают лицензии. Где обучаться - да в любой школе, однако смотрите на цену - себестоимость обучения состоит из аренды яхты и оплаты шкипера, и чем она меньше, тем ниже квалификация инструктора и хуже яхта. 150 евро - оплата труда уважающего себя инструктора в день.
Также понятно, что любой "чудак" может впустить красивую бумажку или карточку, на который большими буквами будет написано - "ШКИПЕР". Однако, если этот чудак не инструктор и не работает с о школой аккредитованной IYT, ISSA, RYA - как, чему, и по какой программе вас будут обучать - большой вопрос. Также по этому сертификату лодку могут и не дать (были прецеденты, знаю несколько случаев).
Далее, по большому топику эстонского товарища, по всей видимости рекламирующего свою организацию. Россия пока не присоединилась к Конвенции ООН, но я скажу больше - Конвенции ООН по морскому праву в том числе по подготовке экипажей дают большое поле деятельности для подготовки капитанов любителей. Более того, отдают их на "совесть" национальных Администраций. Если Ирландия не против того, чтобы сертификаты ICC получали по почте держатели IYT сертификатов, так и что?)). Хотя зачем он нужен, я так и не пойму, чисто для "понтов". В Европе везде с IYT ходят, c RYA, ISSA, и со своими национальными.
Кстати, когда встал вопрос, с кем работать, мы выбрали IYT - четкая программа, возможность аккредитации и преподавания на своем языке (согласитесь, это важно), распознаваемость сертификатов. Появление большого количества IYT школ позднее стало этому подтверждением. Причем - мы патриоты и понимаем, что надо развивать свои системы и ГИМС выводить на "международный уровень. Но кто будет работать со страховыми компаниями, с чартерными агентствами по всему миру? Как будут отслеживать качество преподавания в различных школах ГИМС?
Ответ топик стартеру - я всегда говорю - что в получении сертификата - гарантий не даю! Учиться надо!
Также отвечаю на якобы - нужно предоставить лицензионному отделу: помещения для проведения занятий, квалифицированный персонал обученный в системе IYT на инструктора, лодки и базу, которые к тому же проверяют. За более чем 5 лет не было ни единого случая от Таиланда до Кубы, где бы не приняли IYT сертификат. Вернее случай был, хорваты не нашли IYT в списке школ, чьи сертификаты можно принимать. Я им указал в этом списке (искали в разделе Америка, а стояло в разделе Канада- международные).
Также мы обучали и бывших штурманов, которые сначала "пальцы веером" - да я все знаю!, по окончании глубокомысленно - да тут все по другому... Тоже касается и спортсменов.